Конспект пробного урока
по литературному чтению
в 3 «В» классе
Тема:
Михаил Зощенко «Золотые слова»
Шевченко Анастасии Александровны
Новосибирск, 2016
ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Предмет: литературное чтение.
Учитель: Шевченко А.А
Класс: 3 «в», МБОУ СОШ №13.
Продолжительность: 45 минут.
Тема: М. Зощенко «Золотые слова»
Раздел: Поэтическая тетрадь.
Цель: Ознакомить учащихся с биографией и произведением «Золотые слова» М.Зощенко
Планируемые личностные результаты освоения:
У обучающихся будут сформированы:
- самоопределение к учебной деятельности.
У обучающихся могут быть сформированы:
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Планируемые метапредметные результаты освоения:
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу, планировать.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Целеполаганию, прогнозированию;
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- подведение под понятие; постановка и формулирование проблемы.
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Обучающиеся получат возможность:
-анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков, синтез.
-осуществлять обобщение.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
-Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
- Слушать и понимать речь других;
-Обучающиеся получат возможность научиться:
-Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач;
Предметные
Обучающиеся научатся:
Научатся прогнозировать произведения; видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы.
Тип учебного занятия: урок «открытия» нового знания.
Форма организации: фронтальная и групповая.
Учебно-методическое обеспечение: презентация, Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч. Ч.2/ (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) -2-е изд. – М.: Просвещение, 2013-223с.: ил.-( Школа России).
Материально-техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска презентация.
Деятельность учителя и обучающихся по формированию УУД
№ п/п | Элементы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. | Орг. момент (мотивация к учебной деятельности). | Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня я у вас проведу урок литературного чтения.
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Мы за парты тихо сели. Друг на друга посмотрели. Улыбнулись от души, До чего ж мы хороши! | Приветствуют учителя.
Слушают. | Мотивация к новому учебному материалу (Л).
|
2. | Речевая разминка. | Как и каждый урок литературы, начнём с речевой разминки! Расшифруйте скороговорку и постарайтесь запомнить её. (слайд 1) ИКРОТАРАТ ИКОРОС ИРТ ЕКРОГ АН ИЛИРОТАРАТ
-Что значит тараторить? Кого называют тараторками? -А вы слышали, что некоторых людей называют сороками, тараторками? Почему? - Три раза повторим с убыстрением , все вместе. | Смотрят на слайд.
Три сороки тараторки тараторили на горке.
Отвечают на вопросы учителя.
Читают скороговорку. | – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
|
3. | Актуализация знаний. Первичный синтез. | Знаете ли вы, этого человека? М. М. Зощенко. Что вы о нём знаете? Михаил Михайлович Зощенко родился в семье художника в 1894 году. Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. Зощенко-участник двух войн. Кем только не работал Михаил Михайлович: и сапожником, и телефонистом, и агентом, и актером. Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. Умер писатель в 1958 году. Как вы понимаете слова «Писал юмористические рассказы»?
- Какие произведения М.Зощенко вы читали? На этот вопрос вам поможет ответить выставка книг. Писатель создал целые циклы рассказов, адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне».Слайд -В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко.
Ребята, как вы думаете, в чем уникальность этого музея? Слайд |
М.М.Зощенко
Слушают рассказ учителя.
Объясняют значение выражения. Ю́мор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комические стороны.
Перечисляют знакомые произведения М.Зощенко
Уникальность музея состоит в том, что в кабинете все вещи подлинные, обстановка в которой жил писатель, воссоздана с детальной точностью. | - слушать и понимать речь других (К). |
4. | Формулировка темы, цели, задач урока | А сейчас, откройте учебники на странице 144. Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока? Что мы сегодня будем делать? Ребята, а как вы понимаете смысл названия рассказа? Почему так думаете? В каком значении употреблено слово «золотые»?
Какие слова могут считаться «золотыми»?
Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?
-Нельзя быть вежливым в какое-то определенное время. Человек должен быть вежливым всегда. Сейчас мы узнаем, кто из вас знает волшебные слова? Перечислите! простите
- Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении. Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить внимание на некоторые слова. Прельщала – стала заманчивой, приятной. Угореть – отравиться угаром, потерять соображение. Угоревший – отравился угаром. Развязно –излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими. Раскаяться –сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом. | Открывают учебник.
Слово «золотые» употреблено в переносном значении, потому что слова не сделаны из золота.
Слово «золотые» в переносном смысле могут обозначать волшебные, дорогие, ценные, нужные.
У каждого воспитанного человека в словарном запасе обязательно должны быть такие слова, и он должен ими пользоваться.
Спасибо, до свидания, извините, здравствуйте, доброй ночи, пожалуйста, благодарю, доброе утро, спасибо.
У детей на партах лежат задания «Найди соответствие», ребята работают в парах. |
Постановка и формулирование проблемы (П).
Целеполагание, прогнозирование (Р). |
5. | Физкультминутка. | А теперь, ребята, давайте немного отдохнем и разомнемся, встаем со своих мест. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали, Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем. Поморгаем. И работать начинаем.
| Выполняют физминутку. | Установка на здоровый образ жизни (Л). |
6. | Анализ произведения. | А сейчас, прочитаем текст вслух, по цепочке. Первая остановка(1 часть заканчивается предложением:«…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».) От чьего имени ведётся рассказ?
Почему дети любили ужинать со взрослыми? Найдите и прочитайте об этом. Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей? Как наказал отец Миньку и Лёлю? Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.
- Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе? Объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания. (Слайд)
1.Тараторила без конца 2.Желала загладить происшествие 2.Сидела как на иголках
Вторая остановка.(2 часть заканчивается предложением:«…А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».) Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми? Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему? Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.
Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло? Как вы думаете, чем закончится рассказ?
Чтение рассказа до конца. Почему папа назвал их поведение глупым?
Задания на запас:
1. Найди соответствие, соотнеси правую и левую части высказываний. 2.На доске дается план в деформированном виде. Задание:восстановить правильно порядок событий. Слайд № 8
Работа в группах. Выбери правильное слово. Объясни свой выбор. Задание даётся каждой группе. Слайд № 9, 10.
|
Рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора.
Ищут ответы в тексте, зачитывают.
Рассказывают правила поведения за столом. Работа в группах по 2 человека. Дети советуются и дают объяснение. Учащиеся: Тараторила без конца –говорила очень быстро без остановки. Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания. Желала загладить происшествие - исправить положение
Папа поставил условие: дети не произносят ни слова.
Рассказывают о понравившемся эпизоде.
Отвечают на вопросы учителя. Предполагают, чем закончится рассказ.
Лёля и Минька беспрекословно исполняли приказания. Но всё надо делать с умом, с учётом изменившейся обстановки. Иначе получится абсурд.
Выполняют задания. | Смысловое восприятие художественных текстов (П).
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П). Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте (П). Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (П). |
7. | Подведение итогов. Рефлексия. | -С каким автором мы сегодня с вами познакомились? Какое произведение прочли? ово Помогает ли понять основную мысль произведении название рассказа? Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »?
| Ответы детей. | Осуществлять обобщение изученного (П). |