Конспект урока по литературному чтению "Михаил Зощенко «Золотые слова»"

Конспект пробного урока

по литературному чтению

в 3 классе

Тема:

Михаил Зощенко «Золотые слова»

Учитель:Шевченко Анастасии Александровны

Содержимое разработки

Конспект пробного урока

по литературному чтению

в 3 «В» классе

Тема:

Михаил Зощенко «Золотые слова»

Шевченко Анастасии Александровны





Новосибирск, 2016


ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Предмет: литературное чтение.

Учитель: Шевченко А.А

Класс: 3 «в», МБОУ СОШ №13.

Продолжительность: 45 минут.

Тема: М. Зощенко «Золотые слова»

Раздел: Поэтическая тетрадь.

Цель: Ознакомить учащихся с биографией и произведением «Золотые слова» М.Зощенко


Планируемые личностные результаты освоения:

У обучающихся будут сформированы:

- самоопределение к учебной деятельности.

У обучающихся могут быть сформированы:

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


Планируемые метапредметные результаты освоения:

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу, планировать.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- Целеполаганию, прогнозированию;

Познавательные

Обучающиеся научатся:

- подведение под понятие; постановка и формулирование проблемы.

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Обучающиеся получат возможность:

-анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков, синтез.

-осуществлять обобщение.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

-Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

- Слушать и понимать речь других;

-Обучающиеся получат возможность научиться:

-Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач;


Предметные

Обучающиеся научатся:

Научатся прогнозировать произведения; видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы.


Тип учебного занятия: урок «открытия» нового знания.

Форма организации: фронтальная и групповая.

Учебно-методическое обеспечение: презентация, Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч. Ч.2/ (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) -2-е изд. – М.: Просвещение, 2013-223с.: ил.-( Школа России).

Материально-техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска презентация.







Деятельность учителя и обучающихся по формированию УУД

№ п/п

Элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.

Орг. момент (мотивация к учебной деятельности).

Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня я у вас проведу урок литературного чтения.


Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели.

Друг на друга посмотрели.

Улыбнулись от души,

До чего ж мы хороши!

Приветствуют учителя.




Слушают.

Мотивация к новому учебному материалу (Л).


2.

Речевая разминка.

Как и каждый урок литературы, начнём с речевой разминки!

Расшифруйте скороговорку и постарайтесь запомнить её. (слайд 1)

ИКРОТАРАТ ИКОРОС ИРТ ЕКРОГ АН ИЛИРОТАРАТ



-Что значит тараторить?

Кого называют тараторками?

-А вы слышали, что некоторых людей называют сороками, тараторками? Почему?
А теперь, прочитайте скороговорку чётко, правильно 3 раза, постараться запомнить. Четвёртый раз закрыв глаза, проверьте – запомнили или нет. - Произнести на выдохе. - Сначала громко – к концу произношения тихо. И наоборот.

- Три раза повторим с убыстрением , все вместе.
Кто желает произнести быстро, правильно?

Смотрят на слайд.




Три сороки тараторки тараторили на горке.


Отвечают на вопросы учителя.




Читают скороговорку.



Произносят скороговорку.

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);


3.

Актуализация знаний. Первичный синтез.

Знаете ли вы, этого человека?

М. М. Зощенко.

Что вы о нём знаете?

Михаил Михайлович Зощенко родился в семье художника в 1894 году. Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. Зощенко-участник двух войн. Кем только не работал Михаил Михайлович: и сапожником, и телефонистом, и агентом, и актером. Но всю жизнь стремился к литературе.

Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. Умер писатель в 1958 году.

Как вы понимаете  слова «Писал юмористические рассказы»?
Обратите внимание на слайд и скажите, что значит слово «юмор»











- Какие произведения М.Зощенко вы читали?

На этот вопрос вам поможет ответить выставка книг.

Писатель создал целые циклы рассказов, адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне».Слайд  

-В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко.


Ребята, как вы думаете, в чем уникальность этого музея? Слайд


М.М.Зощенко



Слушают рассказ учителя.





















Объясняют значение выражения.

Объясняют значение слова «юмор».
Читают со слайда:

Ю́мор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комические стороны.


Перечисляют знакомые произведения М.Зощенко






Уникальность музея состоит в том, что в кабинете  все вещи подлинные, обстановка в которой  жил  писатель, воссоздана  с детальной точностью.

- слушать и понимать речь других (К).

4.

Формулировка темы, цели, задач урока

А сейчас, откройте учебники на странице 144.

Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока?

Что мы сегодня будем делать?
С каким произведением мы сегодня познакомимся?

Ребята, а как вы понимаете смысл названия рассказа? Почему так думаете? В каком значении употреблено слово «золотые»?








Какие слова могут считаться «золотыми»?






Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?







-Нельзя быть вежливым в какое-то определенное время. Человек должен быть вежливым всегда.

Сейчас мы узнаем, кто из вас знает волшебные слова? Перечислите!

простите


- Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении.

Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить внимание на некоторые слова.
Перед вами лежат карточки со словами и значениями этих слов, давайте вместе найдем значения этих слов и соотнесем стрелочками

Прельщала стала заманчивой, приятной.

Угореть отравиться угаром, потерять соображение.

Угоревший – отравился угаром.

Развязно излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.

Раскаятьсясознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.

Открывают учебник.
Формулируют тему.



Рассуждают, объясняют смысл названия рассказа.


Слово «золотые» употреблено в переносном значении, потому что слова не сделаны из золота.



Слово «золотые» в переносном смысле могут обозначать волшебные, дорогие, ценные, нужные.


У каждого воспитанного человека в словарном запасе обязательно должны быть такие слова, и он должен ими пользоваться.


Спасибо, до свидания, извините, здравствуйте, доброй ночи, пожалуйста, благодарю, доброе утро, спасибо.















У детей на партах лежат задания «Найди соответствие», ребята работают в парах.


Постановка и формулирование проблемы (П).


Целеполагание, прогнозирование (Р).

5.

Физкультминутка.

А теперь, ребята, давайте немного отдохнем и разомнемся, встаем со своих мест.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем. Поморгаем.

И работать начинаем. 


Выполняют физминутку.

Установка на здоровый образ жизни (Л).

6.

Анализ произведения.

А сейчас, прочитаем текст вслух, по цепочке.

Первая остановка(1 часть заканчивается предложением:«…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)

От чьего имени ведётся рассказ?



Почему дети любили ужинать со взрослыми? Найдите и прочитайте об этом.

Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

Как наказал отец Миньку и Лёлю?

Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.


- Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

Объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания. (Слайд)


1.Тараторила без конца

2.Желала загладить происшествие

2.Сидела как на иголках








Вторая остановка.(2 часть заканчивается предложением:«…А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.


Как изменилось поведение Лёли и Миньки?

Почему это произошло?

Как вы думаете, чем закончится рассказ?


Чтение рассказа до конца.

Почему папа назвал их поведение глупым?








Задания на запас:


1. Найди соответствие, соотнеси правую и левую части высказываний.

2.На доске дается план в деформированном виде. Задание:восстановить правильно порядок событий.

Слайд № 8


  1. Работа в группах. Выбери правильное слово. Объясни свой выбор. Задание даётся каждой группе.

Слайд № 9, 10.



Рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора.


Ищут ответы в тексте, зачитывают.





Рассказывают правила поведения за столом.

Работа в группах по 2 человека. Дети советуются и дают объяснение.

Учащиеся:

Тараторила без концаговорила очень быстро без остановки.

Сидела как на иголкахсидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

Желала загладить происшествие - исправить положение








Папа поставил условие: дети не произносят ни слова.


Рассказывают о понравившемся эпизоде.


Отвечают на вопросы учителя.

Предполагают, чем закончится рассказ.



Лёля и Минька беспрекословно исполняли приказания. Но всё надо делать с умом, с учётом изменившейся обстановки. Иначе получится абсурд.





Выполняют задания.

Смысловое восприятие художественных текстов (П).


Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П).

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте (П).

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (П).

7.

Подведение итогов.

Рефлексия.

-С каким автором мы сегодня с вами познакомились?

Какое произведение прочли?
В чем она заключается?

ово

Помогает ли понять основную мысль произведении название рассказа?

Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »?


Ответы детей.

Осуществлять обобщение изученного (П).







Сохранить у себя:
Конспект урока по литературному чтению "Михаил Зощенко «Золотые слова»"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки