Конспект урока по Искусству по теме: "Красота в искусстве и в жизни"

Дать представление о том, как менялись идеалы прекрасного в разные эпохи у разных народов, рассмотреть, что является мерилом красоты, расширить словарный запас учащихся.

Содержимое разработки

Учитель МХК и искусства: Николаева Тамара Ивановна

г. Шахты РО

МБОУ СОШ №20

Искусство. 8 класс.

 Что есть красота, 
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

Красота окружающего мира
станет могучим источником 
веры в доброту.

В. Сухомлинский

Красота в искусстве и в жизни.

Что такое красота.

Цель:

  1. Образовательная: дать представление о том, как менялись идеалы прекрасного в разные эпохи у разных народов; рассмотреть, что является мерилом красоты; расширять словарный запас учащихся.

  2. Развивающая: способствовать формированию общекультурных, языковых компетенций учащихся; развивать ассоциативное мышление.

  3. Воспитательная: содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных качеств учащихся; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки

Ход урока.

Вопросы для самоанализа

Ход урока

Подготовка к уроку, приветствие

1. Оргмомент.

 

Обращение к жизненному опыту учащихся (

2. Сообщение темы раздела.

На протяжении ряда уроков мы рассматривали, как Искусство открывает новые грани мира, помогает общаться, узнавать окружающий нас мир, нашу историю.

Тема нового раздела – Красота в искусстве и жизни.

  • Какие аспекты мы можем рассмотреть, изучая этот раздел?

Красота в разных видах искусства, красота в обычной жизни человека, взаимосвязь прекрасного в искусстве и жизни.

Осуществление межпредметных связей (русский язык – искусство)

Обращение к жизненному опыту учащихся (личностно ориентированное обучение)

3. Актуализация знаний.

  • Как вы понимаете значение слова «красота»? Какие ассоциации у вас возникают? (подбор синонимов)

Красота, грация, изящество, гармония. чудо, великолепие, краса, благолепие, живописность, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественность.

  • В каких случаях в нашей обыденной жизни употребляем данные слова? К каким явлениям и предметам окружающего нас мира они имеют отношение?

Говорим о природе, о произведениях искусства, о людях…

Самостоятельное формулирование целей учащимися (интерактивный приём)

Приём «Удивляй!» способен вызвать неподдельный интерес

4. Формулирование целей урока.

  • Итак, тема урока вам ясна. Сформулируем цели урока. Обратимся к слайдам презентации. По какому принципу объединены данные изображения? Какое изображение соответствует вашему представлению о красоте? Неужели ваше мнение должно быть мерилом красоты?

Цели: выяснить, что является мерилом красоты, как в разные эпохи менялось представление о красоте, совпадает ли это представление у разных народов.

На этапе рассмотрения материала использована наглядность – учащиеся должны сделать вывод на основе анализа увиденного и услышанного и обобщить (анализ – синтез)

Работа в паре позволяет учащемуся более комфортно себя чувствовать, не бояться дать ответ, который был найден в процессе совместного обсуждения

Самостоятельная работа учащихся с текстом, формирование читательской компетенции

Аналитическая беседа

5. Рассмотрение нового материала.

Предлагаю вашему вниманию небольшой экскурс в историю. Подумайте над вопросом: Что является мерилом красоты в разные времена у разных народов? Результаты наблюдений запишите в тетрадь.

Статуэтка эпохи палеолита.

Нефертити. Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране. Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь.

Клеопатра. Подлинный облик Клеопатры нелегко разглядеть из-за окружающего её романтического флёра и многочисленных кинокартин; но несомненно, что она имела достаточно мужественный и твёрдый характер, чтобы беспокоить римлян. Нет никаких достоверных изображений, которые точно, без идеализации, передали бы её физический облик. Но некоторые историки отмечают в ней отсутствие женственной красоты. Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой. С другой стороны, известно, что Клеопатра отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом.

В Средние Века земная красота считалась греховной. Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы - под чепчиком. Теперь Идеалом средневековой женщины был пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, огромные глаза и маленький рот.

Идеал красоты эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения канонами красоты стали бледный цвет лица, красивый рот, белые зубы, алые губы и длинные шелковистые пряди белокурых волос. В ранг эталона возвели стройную «лебединую шею» и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки. Идеалом становится спокойная, «здоровая» красота, которую можно видеть на полотнах Тициана или Рембрандта, где изображены молодые прелестницы с кудрявыми волосами и очаровательным румянцем на лице. Леонардо да Винчи изобразил эталон красавицы средневековья – «Джоконду». Главная загадка портрета - в необъяснимом выражении лица, в непонятной «ускользающей» улыбке. Одни считают ее возвышенным идеалом женственности и обаяния, другим она кажется неприятной.

В эпоху Рококо главный акцент – на причёску, это - время чудес парикмахерского искусства. Дорогостоящее удовольствие пытались сохранить как можно дольше: неделями не причёсывались и не мыли голову. Королева Испании Изабелла Кастильская как-то призналась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы.

  • Что же является мерилом красоты в разные эпохи у разных народов? Обсудите с соседом. Сделайте вывод.

И внешняя красота

И интеллектуальный уровень

И обаяние, грация

И предметы

И материнство

И набожность

  • О каком проявлении красоты не было сказано нами в начале урока?

Красота внутренняя – красота души человека.

  • Почему в большей степени важна красота внутренняя, а не внешняя? Познакомьтесь со статьёй, содержащей высказывания великих людей – писателей, поэтов… Что же является эталоном красоты?

Красота спасет мир

Величайший психолог, тонкий знаток человеческой души Достоевский был прав. Красота спасет мир. В нашей жизни ведь далеко не все совершенно. Это несовершенство приводит к войнам и семейным раздорам, самоубийствам и экологическим бедствиям.

Красота спасет мир… Но какая? Нет, конечно, не обладательниц прекрасных лиц с ярких обложек журналов имел в виду Достоевский. Гармонию человеческих отношений, человеческой души подразумевал он.

Красоту настоящей любви, воспетой еще Шекспиром, Помните: «…моя любовь, как море, безгранична. Чем больше я даю, тем больше остается».

Красоту человека, жертвующего во имя спасения и счастья людей жизнью. Булгаковский Иешуа и айтматовский Авдий — прекрасны, потому что они не щадят ни сил, ни энергии, идут на смерть во имя Бога-Завтра — будущего обновления человечества.

И если говорить о красоте, то как не вспомнить стремительные порывы чеховской Чайки и горьковского Сокола! Не правда ли, нет ничего более привлекательного, более изящного и более беззащитного в одно и то же время?

Необыкновенные личности, герои, смельчаки — всегда прекрасны. Самые лучшие легенды — о них.

А кто, хоть раз в жизни, не замирал в благоговейном восторге перед Мадонной Рафаэля? Красота материнства, готовность пойти на любые муки ради своего ребенка не оставят, а думаю, равнодушными сердца.

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда и душа, и мысли». Эти, ставшие хрестоматийными, строки Чехова относятся не только к людям его времени. Они обращены и к нам. Мы должны быть прекрасны, и не только тогда, когда хотим, чтобы нас такими считали. Всегда. Тогда, может, перестанет, наконец, человечество бояться войн, голода, экологических катастроф. Потому что это — уродливые явления, потому что все во Вселенной взаимосвязано, и, значит, человеческая красота рождает гармонию Вселенной. И тогда, безусловно, красота спасет мир.

  • Подумайте, а какие отношения между людьми можно назвать красивыми?

  • Что является эталоном красоты?

Материнство

Готовность к подвигу ради других людей (альтруизм)

Любовь жертвенная, дающая

  • Как вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского «Красота спасёт мир»?

Красота души рождает гармонию в отношениях между людьми – а это избавит человечество от войн, раздоров, убийств.


6. Подведение итогов.

  • Вернёмся к вопросу, заданному в начале урока. Что же такое красота? Существует ли эталон красоты?

что есть красота, 
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

 «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними», – как сказал один из древних мудрецов. Время идет, и вместе с ним меняются вкусы: сегодня нравится одно, завтра – другое. Очень трудно найти эталон, который был бы актуален во все времена. Как нет абсолютной истины, так нет и абсолютной красоты. Мы можем только удивляться, глядя на портреты красавиц былых времен, и пожимать плечами: и что в них «такого»? Но если нет эталона красоты внешней, то есть те качества, которые ценились во все времена у всех народов: доброта, милосердие, любовь... Это контекстуальные синонимы к слову «красота».


7. Рефлексия.

  • Закончите предложения

Ближе всего к понятию «красивый человек» понятие…

Я не могу назвать красивым человека, который…

Важнее всего для красивого человека…



Сохранить у себя:
Конспект урока по Искусству по теме: "Красота в искусстве и в жизни"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки