Конспект урока по естествознанию 3 класс "Как появляется тень?"

Данный конспект направлен в помощь учителям начальной школы с учащимися 3 класса,по теме "Как появляется тень?" Дана полная разработка урока,с учетом различных форм и методов рабоы на данном уроке

Содержимое разработки

Раздел долгосрочного плана:

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

Класс: 3

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Практическая работа по теме «Свет»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

3.5.2.1 различать естественные и искусственные источники света;

3.5.2.2 проводить наблюдения за явлениями окружающего мира;

Цели урока

формировать новые понятия «Свет» »;

сформировать у учащихся представление о роли света;

обучить новым способам действия и систематизировать знания, полученные на уроке.

Критерии успеха

Навыки: знание и

понимание, применение

Определяют естественные источники света

Объясняют, для чего необходим свет

Проводят наблюдения за явлениями окружающего мира

Языковые цели

Учащиеся могут: объяснить, для чего живым организмам свет

Предметная лексика и терминология

Включают следующие термины и словосочетания: «естественный» «искусственный» «источник» «светло» «темно»

Серия полезных фраз для диалога/письма

Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, откуда появляется свет? Какими искусственными источниками света мы пользуемся? На каких работах трудятся по ночам?

Вопросы для обсуждения: что такое свет? Что такое естественные источники света? Для чего человеку необходим свет? Почему при свете люди более активны, чем в темноте?

Привитие ценностей



Развитие сплаченности, умение слушать друг-друга через групповые работы, развитие нравственности, уважение через парные работы, развитие функциональной грамотности через индивидуальной работы.

Межпредметные связи

Английский язык – в начале урока будет проводится работа с терминами.

Навыки использования

ИКТ

Во время демонстрации темы, целей урока, критерии оценивания, материалов по теме использование презентации.

Предварительные знания


«классификация», искусственные и естественные источники света, распространение света, что такое тень, направление движения света

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока


Организационный момент

Добрый день, ребята! Мы начинаем урок естествознания. Сегодня нас ждут интересные и удивительные открытия. Но для этого нужно быть внимательными и активно работать.

Постановка темы и целей урока

Чтобы определить тему сегодняшнего урока, отгадайте загадки. Не забываем по правило поведения на уроке.


Не далеко, не близко,

Не высоко, не низко,

Проплывает в небе Шар –

Раскаленный как пожар. (Солнце)


В темноте, как лампочки, огоньки сверкают.

Что за насекомые? Как их называют? (Светлячки)

Дверь не открывает,

А в комнату попадает. (Солнечный свет)


Что входит в окно и не ломает его? (Свет)


Молодцы, загадки отгадали верно. А как вы думаете, с каким одним понятием связано содержание предложенных вам загадок? (все загадки связаны с одним ключевым словом - свет)

О чем будет идти речь на нашем занятии? (тема: Практическая работа по теме «Свет»)


Хорошо! Вы правильно определили тему урока. А какая сквозная тема по всем предметам? (Вода)

Как можно связать сквозную тему с темой нашего урока? (Вода пропускает солнечные лучи, является хорошим проводником электричества, под воздействием солнечного света и воды в растениях происходит фотосинтез). Молодцы!

-Что видим? Почему видим предмет?

-А если напрвим сет в другую сторону,что теперь видим?

-Что образуется за предметом?


Какие цели, исходя из темы урока можно поставить перед собой?

-узнать больше об источниках света

- когда и откуда появился свет

- провести наблюдение и практическую работу, связанную. Со светом.

Хорошо! Совершенно верно!


Деление на группы


Для успешной и плодотворной работы я предлагаю разделиться на группы. У меня в руках свеча «Тепло души». Я хочу, чтобы вы каждый взяли частичку моего душевного тепла, а за одно и узнали в какой группе будете работать и заняли место соответствующее изображению на вашем стикере. (дети рассаживаются по группам)










Середина урока


























У нас получилось три группы: 1-Солнце, 2-Фонарь, 3- Молния.

Давайте вспомним правила работы в группе. (дети говорят правила и параллельно они крепятся на доске учителем)


Оценивать работу друг друга вы будете с помощью сигнала светофора.

Красный сигнал светофора – означает, что задание не выполнено.

Желтый сигнал светофора – означает, что задание выполнено, но есть ошибки.

Зеленый сигнал светофора – означает, что задание выполнено и всё понятно

Проблемный вопрос

Что такое свет? (ответы учащихся)


Когда- то давным – давно люди жили без электричества. Они вставали с восходом солнца, ложились на закате, пищу готовили на костре.


Откуда появился свет? Немного истории


Первым искусственным источником света был огонь. В качестве стационарного источника света служил костер, в качестве переносных — факелы, конструкция которых со временем менялась: от простой головешки, вынутой из костра, до рукоятки, обмотанной паклей и пропитанной нефтью, жиром или маслом. Несмотря на то, что факел — очень древнее изобретение (считается, что ему около миллиона лет!), он применяется и поныне: его далекие потомки, работающие на газе, зажигают олимпийский огонь, а  ракеты применяют для ночной маркировки и сигнализации военные, охотники и туристы.

Множество изобретателей экспериментировали с различными материалами, но лишь в 1879 году Джозеф Свен и Томас Эдисон независимо друг от друга разработали лампу накаливания с угольной нитью. Для своего изобретения Эдисон устроил массовую грандиозную презентацию: в канун нового, 1880 года он использовал 100 своих ламп, чтобы осветить улицы, лабораторию и станцию городка

Что нового узнали о появлении света? (ответы детей)

Блиц-опрос ПОВТОРЕНИЕ(за каждый правильный ответ-1 фишка всей группе)

Какие бывают источники света? (искусственные и естественные)

На какие группы можно разделить предметы? (пропускают/не пропускают)

От чего зависит длина тени? (от расположения источника света)

Почему человек создал искусственные источники света?


Практическая работа

 Хотели бы вы познакомимся с тайнами такого физического явления, как свет? Понять, как он распространяется, какие  препятствия могут остановить его, и какие препятствия он способен преодолевать?

Для этого каждой группе предлагается провести опыт. На партах лежат синие конверты, и стоит оборудование, необходимое для проведения опыта.  Ваша задача прочитать ход опыта и поэтапно выполнить его. Составить и записать результат, то есть, что вы наблюдали. Сделать и записать вывод.


Опыт для 1 группы. « Прямолинейный маршрут» как распространяется свет?

Ход опыта

  1. В центре каждого листочка есть отверстие. Установите листочки так, чтобы отверстия были на одной высоте. Отверстия совпадают. Включите фонарик. Встаньте с противоположной стороны. Глаз должен быть на уровне отверстия второй картинки. Посмотрите с обеих сторон.

Результат: через оба отверстия ты видишь свет.

  1. Сместите одну из картонок так, чтобы отверстия не лежали на одной линии с глазом и фонариком.

Это потому … что свет распространяется по прямой линии. Поэтому он не проходит через отверстие, которое смещено с его пути.


 Опыт для 2 группы « Осветим весь земной шар»

Ход опыта :

  1. Направьте  луч света на шарик.

  2. Поворачивая шарик  разными сторонами в луче света.

Результат : все время освещена только та часть шарика, на которую попадает свет. Как бы ты ни повернул шарик, его обратная сторона всегда остается в тени.

Это потому … лучи распространяются по прямой линии: они не могут огибать предмет и освещать обратную сторону. Поэтому Солнце по очереди освещает только ту сторону Земли, которая сейчас обращена к его лучам. В это время другая сторона находится в тени.

Вопросы: Может ли свет огибать предметы?

-Почему на Земле есть день/ночь?


Опыт для 3 группы «Какая бывает тень?»

Ход опыта

1. Возьмите предмет, направьте луч света на него. Что Вы заметили?

2. Возьмите другой предмет, направьте луч света на него. Что Вы заметили?

3. Поменяйте предмет. Направьте луч света на него. Что Вы заметили?

Результат : все предметы, на которые был направлен свет, имеют каждый свою………..

Это потому … 




Опыт для 4 группы « Можно ли остановить свет? Как образуются тени?»

Ход опыта

1.Вырезать из картонки любую фигурку, прикрепить ее скотчем на палочке.

2. Поставьте фигурку между стеной и источником света.

3. Попеременно приближай фигурку то к стене, то к свету.

Результат: чем ближе фигурка к фонарю, тем больше ее тень на стене. Чем дальше фигурка от фонаря, тем меньше будет ее тень на стане.

Это потому … что когда какой–нибудь предмет преграждает путь световому лучу, за ним образуется тень. Лучи от источника расходятся веером. Поэтому если  предмет расположен близко к источнику света, он создает большую  тень. Если предмет находится далеко от источника, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой.



Каждая группа зачитывает свои выводы. Группы оценивают работу друг друга при помощи «Светофора».

Какими искусственными источниками света мы пользуемся?

На каких работах трудятся по ночам?


Как вы думаете, что необходимо, чтобы данные лампочки стали источником света, ведь в данные момент они не горят? (источник энергии)

Для того, чтобы обычная лампочка стала источником света и помогала нам в повседневно жизни, ей необходим источник энергии.


В нашем случае таким источником может послужить самая обычная батарейка. Для того, чтобы источником света стало большее количество лампочек, необходим больший источник энергии, например аккумулятор.


Скажите, а какой же тогда источник энергии нужен для того, чтобы обеспечивать работу источников света в целом поселке или городе? (необходимы электростанции)


А как человек научился применять силу воды для выработки энергии? (строит гидроэлектростанции)

Проверка домашнего задания

Тест. Время на выполнение 3 минуты.

Проверка: взаимопроверка

Проверь себя!

  1. Когда можно смотреть прямо на солнце? Подчеркни правильное.

  1. На закате

  2. Когда носишь тёмные очки

  3. Всегда

  4. Никогда

  1. Что из нижеперечисленного является источником света? Подчеркни.

  1. Свеча

  2. Луна

  3. Фонарик

  4. Серебряная фольга

  1. Какое из утверждений верно (А или В)? Подчеркни.

  1. Мы видим объект, когда свет из наших глаз попадает на него.

  2. Мы видим объект, когда свет от этого объекта попадает в наши глаза.

  1. Когда именно в солнечный день твоя тень будет короче? Нужное подчеркни.

  1. На рассвете

  2. В полдень

  3. Вечером

  1. Закончи следующие предложения.

Свет движется по _прямой линии.

Когда свет отскакивает от объекта и изменяет своё направление, то он отражается.


Вы хорошо поработали на уроке, теперь давайте подведем итоги.
















Закрепление

урока

38-40 мин

Подведение итогов (каждой группе по 2 вопроса)

Как распространяется свет?

Что происходит, когда лучи света встречают непрозрачную преграду?

От чего зависит длина тени?

Какие источники света бывают?

Какими искусственными источниками света мы пользуемся?

Для чего человеку необходим свет?

Достигли мы с вами целей сегодняшнего урока?


Рефлексия «Лампочка»

Веселая лампочка – если на уроке вы узнали новую и интересную для себя информацию, работа на уроке вам понравилась и было все понятно.

Лампочка с вопросом – если на уроке узнали много нового, работа вам понравилась, но еще остались нерешенные для вас вопросы.

Незаженная лампочка – не получили новой информации, работа на уроке не понравилась.

Открываем дневники и записываем домашнее задание: с.140 пересказывать и отвечать на вопросы.



Сохранить у себя:
Конспект урока по естествознанию 3 класс "Как появляется тень?"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки