Учитель | Зеленина Ольга Александровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МБОУ «СШ №1» муниципального образования – городской округ г.Касимов. |
Тема | Обычаи и обряды русского народа. |
Предмет | ОПКиСЭ |
Тип урока | ОНЗ (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) (технология деятельностного метода) |
Методы | Репродуктивный, эвристический, проблемный |
Цель: формирование представления о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание;
| Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с обычаем и обрядами бракосочетания русского народа. Развивающие: развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группе; Формировать УУД: - Личностные: Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку. Проявлять интерес к изучению темы. Формировать умение высказывать своё мнение. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для представления результата деятельности. Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой учебной информации ; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
|
Планируемый результат | Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные УУД : уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь . Коммуникативные УУД : строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом. Познавательные УУД: способствовать развитию учащихся первоначальных навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий. Предметные: формировать у учащихся интерес к народному творчеству. |
Основные понятия | Обычай, обряд. |
Ресурсы:
| Основы светской этики,4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Иллюстрации по теме, проектор, экран и ноутбук |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах. |
Технология проведе ния
| Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Психологический настрой к учебной деятельности.
| Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация
| - Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада вас приветствовать. Надеюсь, что у вас отличное настроение. Ведь отличное настроение - это всегда залог успеха. Хочется пожелать вам, чтобы оно сохранялось на уроке. А если у нас хорошее настроение, как мы можем подарить его друзьям при встрече? Правильно, улыбкой. Посмотрите на своего соседа по парте. Давайте улыбнёмся друг другу и скажем: «Желаю тебе сегодня на уроке …» |
| Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; |
II. Актуализация опорных знаний. Цели: - повторение изученного материала , необходимого для «открытия нового знания»; - выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | - участие в беседе,
| Организация подводящего диалога об обычаях и обрядах русского народа. | -Скажите, ребята, чем отличаются народы друг от друга? - Мы живем с вами в многонациональной стране. В России насчитываются более 180 народов. У каждого народа своя история, свои обряды, праздники, народные традиции. Нам часто кажется, что мир традиций безвозвратно ушел в прошлое. Менее всего мы склонны выполнять дедовские обряды и традиции. Утеря традиционной культуры оборачивается бездуховностью. Сейчас общество вновь возвращается к своим истока. Начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое позабытое. |
| Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Коммуникативные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
III. Постановка проблемы. Цели: обсуждение затруднения
| просмотр видеоролика Участие в беседе после просмотра Работа в группе | Организация диалога
| -Посмотрите видеоролик, попробуйте сформулировать тему урока. Обычаи и обряды русского народа (запись в тетради) А чему же мы должны научиться сегодня на нашем уроке? Давайте, ребята, определим цель нашего урока. У вас на партах лежат листы, на которых написаны различные цели. Выберите ту, которая относится к теме нашего урока. Обсудите ее с соседом по парте. (Учитель даёт избыточные цели, которые ученики должны откинуть). |
| Познавательные: постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя |
IV. Совместное открытие нового знания Цель: -устранение возникшего затруднения;
| - слушание и просмотр презентации -чтение учебника Дети высказывают свою готовность
| 1.Предлагает прочитать текст в учебнике. 2.Организует учебный диалог
| - Почему русский народ бережно хранит свои традиции? -Как вы думаете, влияют ли традиции на воспитание подрастающего поколения? Прочитайте текст в учебнике. - Что такое обычай, обряд? - Какое близкое понятие вам встретилось? - Что такое помолвка, венчание, бракосочетание? | Уметь находить определение слов
| Познавательные: общеучебные : поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
V. Реализация построенного проекта Цель: - Проговаривание нового знания.
| Выписывание терминов обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание в тетрадях.
| 1. Организация учебного диалога после смыслового чтения текста и просмотра презентации.
| Теперь, надеюсь, вы ответите на вопросы: - Какие обычаи и обряды русского народа вы знаете? - Какие обряды играют важную роль в жизни русского народа? Расположение по порядку свадебных обрядов на доске. А в современное время соблюдаются эти обряды?
|
| Познавательные: Общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
Физкультминутка: под музыку двигаются по очереди | |||||
VI.Первичное закрепление | Просмотр презентации | Организация учебного диалога | - Какой обряд изображён на слайде? | Уметь рассказать про обычаи и обряды русского народа. | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли |
VI.Самостоятельная работа. Цель: -каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет |
| Организация групповой творческой работы.
Организация самостоятельной работы.
| Класс делится на две группы. Каждая группа получает своё задание: 1 группа будет рассказывать про обычаи и обряды русского народа. 2 группа будет рассказывать про помолвку, венчание и бракосочетание русского народа.
Выполнения упражнения «Назови одним словом» на листочках. Взаимопроверка.
|
| Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном . Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что понравилось, что узнали нового
| Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. | - С каким обычаем мы познакомились на уроке? - Какие обряды входят в состав этого обычая? Продолжите эти предложения: - Больше всего мне понравилось… - Сегодня я понял, что… - Главным для меня на уроке было…
|
| Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
VIII.Домашнее задание. |
|
| 1.Подбери пословицы и поговорки об обычаях и обрядах русского народа.
|
|
|