Конспект урока "Основы православной культуры и светской этики"

Конспект урока по ОПКиСЭ в 4 классе на тему: "Обычаи и обряды русского народа".

Содержимое разработки

Учитель

Зеленина Ольга Александровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МБОУ «СШ №1» муниципального образования – городской округ г.Касимов.

Тема

Обычаи и обряды русского народа.

Предмет

ОПКиСЭ

Тип урока

ОНЗ (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) (технология деятельностного метода)

Методы

Репродуктивный, эвристический, проблемный

Цель:

формирование представления о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание;


Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с обычаем и обрядами бракосочетания русского народа.

Развивающие: развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группе;

Формировать УУД:

- Личностные:

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

  • Проявлять интерес к изучению темы.

  • Формировать умение высказывать своё мнение.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;

  • выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД:

  • строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

  • договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;

  • слушать и понимать речь других;

  • использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск необходимой учебной информации ;

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;


Планируемый результат

Личностные:

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД : уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь .

Коммуникативные УУД : строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом.

Познавательные УУД: способствовать развитию учащихся первоначальных навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий.

Предметные: формировать у учащихся интерес к народному творчеству.

Основные понятия

Обычай, обряд.

Ресурсы:


Основы светской этики,4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Иллюстрации по теме, проектор, экран и ноутбук

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.



Технология проведе

ния


Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Психологический настрой к учебной деятельности.



Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация



- Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада вас приветствовать. Надеюсь, что у вас отличное настроение. Ведь отличное настроение - это всегда залог успеха. Хочется пожелать вам, чтобы оно сохранялось на уроке. А если у нас хорошее настроение, как мы можем подарить его друзьям при встрече? Правильно, улыбкой. Посмотрите на своего соседа по парте. Давайте улыбнёмся друг другу и скажем: «Желаю тебе сегодня на уроке …»


Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

II. Актуализация опорных знаний.

Цели:

- повторение изученного материала , необходимого для «открытия нового знания»;

- выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

- участие в беседе,






Организация подводящего диалога об обычаях и обрядах русского народа.

-Скажите, ребята, чем отличаются народы друг от друга?

- Мы живем с вами в многонациональной стране. В России насчитываются более 180 народов. У каждого народа своя история, свои обряды, праздники, народные традиции.

Нам часто кажется, что мир традиций безвозвратно ушел в прошлое. Менее всего мы склонны выполнять дедовские обряды и традиции. Утеря традиционной культуры оборачивается бездуховностью. Сейчас общество вновь возвращается к своим истока. Начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое позабытое.


Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Коммуникативные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

III. Постановка проблемы.

Цели: обсуждение затруднения



просмотр видеоролика

Участие в беседе после просмотра

Работа в группе

Организация диалога




-Посмотрите видеоролик, попробуйте сформулировать тему урока.

Обычаи и обряды русского народа (запись в тетради)

А чему же мы должны научиться сегодня на нашем уроке? Давайте, ребята, определим цель нашего урока. У вас на партах лежат листы, на которых написаны различные цели. Выберите ту, которая относится к теме нашего урока. Обсудите ее с соседом по парте.

(Учитель даёт избыточные цели, которые ученики должны откинуть).


Познавательные:

постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

IV. Совместное открытие нового знания

Цель:

-устранение возникшего затруднения;


- слушание и просмотр презентации

-чтение учебника

Дети высказывают свою готовность




1.Предлагает прочитать текст в учебнике.

2.Организует учебный диалог







- Почему русский народ бережно хранит свои традиции?

-Как вы думаете, влияют ли традиции на воспитание подрастающего поколения?

Прочитайте текст в учебнике.

- Что такое обычай, обряд?

- Какое близкое понятие вам встретилось?

- Что такое помолвка, венчание, бракосочетание?

Уметь находить определение слов







Познавательные:

общеучебные : поиск и выделение необходимой информации;

смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные: использовать речевые средства для представления результата деятельности.

V. Реализация построенного проекта

Цель:

- Проговаривание нового знания.


Выписывание терминов обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание в тетрадях.


1. Организация учебного диалога после смыслового чтения текста и просмотра презентации.


Теперь, надеюсь, вы ответите на вопросы:

- Какие обычаи и обряды русского народа вы знаете?

- Какие обряды играют важную роль в жизни русского народа?

Расположение по порядку свадебных обрядов на доске.

А в современное время соблюдаются эти обряды?


Познавательные:

Общеучебные:

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий;

поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Физкультминутка: под музыку двигаются по очереди

VI.Первичное закрепление

Просмотр презентации

Организация учебного диалога

- Какой обряд изображён на слайде?

Уметь рассказать про обычаи и обряды русского народа.

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли

VI.Самостоятельная работа.

Цель:

-каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет



Организация групповой творческой работы.

Организация самостоятельной работы.





Класс делится на две группы. Каждая группа получает своё задание:

1 группа будет рассказывать про обычаи и обряды русского народа.

2 группа будет рассказывать про помолвку, венчание и бракосочетание русского народа.



Выполнения упражнения «Назови одним словом» на листочках.

Взаимопроверка.





Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном .

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что понравилось, что узнали нового





Организует фиксирование содержания.


Организует рефлексию.




Организует самооценку учебной деятельности.

- С каким обычаем мы познакомились на уроке?

- Какие обряды входят в состав этого обычая?

Продолжите эти предложения:

- Больше всего мне понравилось…

- Сегодня я понял, что…

- Главным для меня на уроке было…




Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

VIII.Домашнее задание.



1.Подбери пословицы и поговорки об обычаях и обрядах русского народа.




Сохранить у себя:
Конспект урока "Основы православной культуры и светской этики"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки