Конспект урока "Окружающий мир" "Куда текут реки"

Дети научатся прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; получат возможность научиться рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Содержимое разработки


конспект урока «окружающий мир»


учитель: Котова МАрина Эдуардовна»


Куда текут реки?

Цели деятельности учителя: расширить и уточнить представления о реках и морях, пресной и морской воде; рассказать о пути прихода питьевой воды в наш дом; показать значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных водоемов; обеспечить опыт экологического поведения в природной среде.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; получат возможность научиться рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть способностьюпонимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление;формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.

Личностные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные– самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические –сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные:ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу;оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные:осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –
Ну-ка посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Ваши ушки на макушке.
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!


Актуализация знаний, работа с классом.

На столе передо мной
Закружился шар земной –
Африка, экватор, полюс –
Уместил всю Землю ...
(глобус).

  • А что такое глобус?

  • Только ли на глобусе мы можем увидеть земную поверхность? (Можем на карте)

  • Скажите, какого цвета на глобусе и на карте полушарий больше? (Синего)

  • Вспомните, что на глобусе обозначается синим цветом и его оттенками? (Вода)

  • А каким цветом обозначается суша? (Зелёный, жёлтый, коричневый)

  • Чего больше на планете Земля? (Воды)
    Работа в парах.

У вас на партах лежат прямоугольники желтого и синего цвета. Внимание, задание: как бы вы составили схему соотношения на земном шаре воды и суши, используя для составления схемы два прямоугольника?  (Дети составляют схемы, накладывая синий на жёлтый).

  • К какому выводу мы пришли, составляя схему? (Воды на земном шаре больше, чем суши)


Да, нашей планете Земля можно было бы дать и другое название – планета Океан.
С древнего языка слово «Океан» означает «водоем, в котором много воды».
Но, несмотря на то, что океанической воды много, в быту мы ее не используем, потому что она соленая. А мы используем пресную воду, которая находится в водоемах суши.

  • Какие водоемы суши вы знаете?

  • Угадайте, о каком из перечисленных вами водоемах идет речь:

Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит.
(река.)

Хочу обратить ваше внимание на то, как на карте и глобусе изображены водоёмы, в том числе реки.

Постановка проблемного вопроса

- Сегодня на уроке мы будем искать ответ на вопрос: куда текут реки?Слайд 1

А для того, чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в путешествие, не выходя из класса.

Работа над новым материалом.

Вода – путешественница.Слайд 2

Я родился в небольшом городе под Москвой. Он стоит на реке Осётр.

В детстве мне было очень интересно – куда же течёт река Осётр? И вот что я узнал. Осётр впадает в другую реку –Оку. Она шире и длиннее, чем Осётр. Она впадает в реку Волгу. Волга – великая русская река. Местами она так широка, что другой берег почти не виден. Волга несёт свои воды в Каспийское море.

– Так почему же автор назвал рассказ «Вода-путешественница»?

Работа со схемой

Расскажи куда текут реки. (с. 66)

Осётр ОкаВолга Каспийское море





  • Плывем по реке Осетр. Куда впадает эта река?

  • Плывем по реке Оке. Проплываем под мостом. Посмотрите, какая еще река несет свои воды в Оку? Река Москва.

  • Куда впадает река Ока? В Волгу.

  • Куда впадает Волга? В Каспийское море.


Физкультминутка

От зелёного причала

Оттолкнулся теплоход.

Раз, два.

(встать из-за парт)

Он назад поплыл сначала.

Раз, два.

(шаги назад)

А потом поплыл вперёд.

Раз, два.

(шаги вперёд)

И поплыл, поплыл по речке,

(Волнообразные движения руками)

Набирая полный ход.

(ходьба на месте)

Проблемный вопрос.Слайд 3-4

  • Чем различаются река и море?У реки видны два берега, а у моря другого берега не видно, так как оно очень большое.

  • А вода в реке и море одинаковая или нет?

Практическая работа.

Приготовьте морскую воду. (Ученики насыпают в стакан с пресной водой пищевую соль, размешивают и пробуют на вкус.)

  • Почему морская вода солёная?

Море, можно сказать, не просто солёное; оно горькое, нестерпимо солёное, отвратительное на вкус. Ведь недаром люди, терпящие бед­ствие в открытом море без запаса пресной воды, могут погибнуть от жажды, потому что пить морскую воду невозможно.

Но почему море такое солёное? Учёные думают, что в древнейшие времена, миллионы и миллионы лет назад, когда воды морей скапли­вались в углублениях суши, они были пресными. Кто же их потом так крепко засолил?

Да все те же капельки воды, вечные странницы и вечные труже­ницы.

Реки неудержимо стремятся к морю. Все реки земного шара. Они бегут к нему длинными извилистыми путями, они вливаются в озера с одной стороны и вытекают с другой, чтобы продолжить свой бег к морю. К морю! К морю!

Почему?

Да потому что уровень морей и океанов всегда ниже уровня суши. И путь воды всегда идёт под уклон. Потому-то все реки и текут к морю.

Они текут к морю и приносят ему дары, накопленные ими за свой долгий путь и на земле и под землей.

Подземные ручьи и реки, пробивая себе дорогу среди горных по­род, растворяют некоторые породы и уносят с собой частички разных солей. Но вот подземный ручей вырвался на волю, побежал по земле, попал в речку и смешал с ней свои воды, а в водах этих рек тоже есть соли, потому что река вымывает их из почвы.

И вот реки примчались к морю, отдали ему свои воды. А потом... Потом солнце пригрело поверхность морской воды, она стала испа­ряться, капельки воды превратились в пар и поднялись к небу...

...Но, испаряясь, капельки воды оставляют морю тот маленький груз солей, что они принесли с собой. Капелек так много, что никогда их не пересчитать; проделывают они свой путь в природе столько времени, что это тоже не легко сосчитать, и маленький грузик солей одной капли в конце концов становится огромным.

Физминутка

Море волнуется — раз!

Море волнуется — два!

Море волнуется — три!

Морская фигура, на месте замри!

Экологическая беседа

  • Почему воду нужно беречь и охранять?

– Вода входит в состав любого организма;
– Вода – это жизнь, красота и здоровье;
– Количество воды ограничено;
– Вода – помощник человека;
– Вода загрязняется.

О чем могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить?

Вывод:Не расходуйте воду напрасно, берегите ее.

Воду попусту не лей, дорожить водой умей,
Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.

Работа в парах.

Из букв собрать названия рек.

НОД_________________________

АГЛОВ______________________

РПЕНД______________________

АВЕН_______________________

АКО________________________

ЬНАБУК____________________

Река Кубань – одна из крупных и многоводных рек Северного Кавказа. Началом её считается место слияния рек Уллукам и Учкулан, вытекающих из-под ледников горы Эльбрус. Протяженность Кубани – 870 км. Более 700 км (среднее и нижнее течение) находятся в пределах Краснодарского края.

Рефлексия. Слайд 5

Кому на уроке было интересно, кому понравилось открывать новые знания, давайте наполним реки каплями нашего хорошего настроения.(Если урок понравился и вам было всё понятно, раскрасьте капельку в голубой цвет; если остались вопросы или урок не понравился, пока капельку красить не надо)






Сохранить у себя:
Конспект урока "Окружающий мир" "Куда текут реки"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки