УРОК № Дата:
Тема. Размножение и развитие растений
Цель. Ознакомление с размножением и развитием растений.
Задачи. Расширить знания детей о жизни растений, познакомить учащихся со способами размножения и распространения растений; развивать логическую память, внимание; интерес к предмету; воспитывать самостоятельность, активность, тактичность при ведении коллективного диалога, воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к природе.
Оборудование. ТВ, видеоролик «Физкультминутка».
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
— Расскажите о дыхании растений.
— Расскажите о питании растений.
— Почему растения не могут жить без солнечного света?
— Почему животные и люди не могут жить на Земле без растений?
Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадки.
Летит — гудит,
Сядет — молчит.
Целый день в трудах,
То в лугах, то в садах.
И кто ей друг —
Тот всегда с медком.
А кто ей не люб —
Спасайся бегом! (Пчела.)
Червяком она была,
Только ела и спала.
Потеряла аппетит,
Смотришь - по небу летит. (Бабочка.)
Его фигура подвела —
Гораздо толще, чем пчела.
Полоски словно у осы,
На брюшке — капельки росы.
Смотри, он плюхнулся на хмель,
Большой мохнатый толстый ... (шмель).
Пищит над ухом он всю ночь
И укусить тебя не прочь.
Ну и зануда, вот кошмар,
Писклявый, маленький...(комар).
- Объясните экологические связи «насекомые - растения».
Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как растения размножаются.
Работа по теме урока
Размножение растений
Какие признаки жизни растений вы знаете? (Они дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются, умирают.)
Вспомните, как размножаются водоросли, мхи и папоротники. (Спорами.)
Вспомните, как размножаются хвойные и цветковые растения. (Семенами.)
Над цветками растений всегда летают пчелы, шмели, бабочки. Почему? (Они кормятся сладким цветочным соком — нектаром и при этом опыляют растения.)
Что такое опыление? (Опыление — это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение.)
Работа по учебнику
— Прочитайте в учебнике текст
— Что такое опыление? (Перенос пыльцы с одного растения на другое.)
— Кто выполняет эту работу?
— Что произойдет, если цветок не будет опылен?
Плоды путешествуют. Практическая работа
— Как же распространяются семена?
— Рассмотрите в учебнике на картинке плоды с семенами клена, липы, березы, одуванчика. У этих плодов есть крылышки, парашютики.
— Как вы думаете, как путешествуют эти плоды? (Их разносит ветром.)
Как развивается растение
Большая часть растений вырастает из упавших на землю семян. Для прорастания семян нужны тепло, вода, воздух. Весной почва сырая и теплая, от этого каждое семя набухает и начинает расти. Сначала появляется корень, затем росток. Этот процесс называется проращиванием. Прорастая, семя раскрывается и выпускает корень. Зеленый побег устремляется сквозь почву к свету. Молодые листочки помогают растению вырабатывать свою собственную пищу.
— Прочитайте в учебнике на с. 80 текст «Как развивается растение из семени».
— Семя — это живое или неживое тело? Объясните.
— Семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают?
— Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчелами. Для чего это делают?
Физкультминутка
Закрепление изученного материала
Рефлексия Моделирование
Работа в группах
— Вылепите из пластилина модели процесса развития растения из семени. Проверьте себя по тексту и рисунку учебника на с. 80.
Подведение итогов урока
— Как размножается большинство растений?
— Расскажите о процессе оплодотворения.
— Как распространяются семена?
Домашнее задание: прочитать текст ответить на вопросы раздела «Проверь себя»
2