Конспект урока на тему: "Антонимы"

Урок русского языка по УМК "Школа России"

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Аблаево муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан

















Конспект урока по русскому языку во 2 классе

на тему: «Антонимы»













Подготовила:

Учитель начальных классов

Гареева Чулпан Шамиловна











2017-2018 учебный год



Дата: 2.10.2017г.

Тема: «Антонимы».

Цель: создать условия для формирования системы знаний о словах антонимах.

Средства обучения: учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык, 2 класс», мультимедийное оборудование, презентация по теме урока, индивидуальные карточки, картинки.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.

Методические приемы:

• рассказ учителя;

• проблемные вопросы;

• работа над новыми понятиями;

• практические упражнения.

Педагогические технологии:

• технология проблемного обучения;

• игровая технология;

• здоровьесберегающая технология, ИКТ технология.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: - Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:

Дети: Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель: - Сначала мы проверим домашнее задание. Скажите, пожалуйста, что надо было сделать в домашнем задании?

( В домашнем задании из упр.68, стр. 53 надо было из 2 групп слов составить пары слов-синонимов и записать их в тетрадь).

Учитель: - Хорошо, молодцы. Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте задание. Сверьте работы с доской - экраном:

(читаю пары слов, дети сверяют записи)

1 слайд:

Ребята - дети, бежать – мчаться, красный - алый, азбука – алфавит, чудесный – волшебный, дорога – путь, грустить – печалиться, вьюга – метель.

Учитель: - Ребята, поднимите руки, у кого в домашнем задании нет ошибок! Молодцы!

Учитель: - О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке? ( О словах-синонимах0

Учитель: Хорошо, какие слова называются синонимами? Приведите примеры.(Слова, близкие по значению, например: папа-отец)

Учитель: - Правильно.

Учитель: - Ребята, что значит определить лексическое значение слова? (Сказать, что обозначает это слово)

Учитель: - Молодцы. Ребята, в домашнем задании вам встретились несколько пар синонимов. Где ещё можно узнать о словах – синонимах? (Есть словари синонимов)

Учитель: - Хорошо.

III. Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы.

Учитель: - Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.

2 слайд:

Добрый – злой,

Трусливый – смелый,

Толстый – тонкий,

Чёрный – белый,

Вверх – вниз,

Внутри – снаружи,

Над – под,

Жара – стужа,

Чистить – пачкать,

День – ночь,

Все сюда! – ступайте прочь!

Труд – безделье,

Смех – рыданья…

Здравствуйте… и до свиданья!



Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем?

Учитель: - Хорошо. Назовите слова – синонимы из стихотворения?

Учитель: - Почему вы не можете выполнить моё задание?

Учитель: - Правильно.

Учитель: - Как называются эти слова? Мы изучали такие слова?

Учитель: - Эти слова называются антонимами. Какая тема урока сегодня?

Учитель: - Молодцы.

Учитель: - Когда мы изучаем новые слова, на какие вопросы отвечаем?

Учитель: - Хорошо. Ответим на первый вопрос: какие это слова?

Учитель: - Хорошо, ещё?

Учитель: - Хорошо, молодцы! Ответьте, пожалуйста, на второй вопрос: Похожи они по смыслу или нет?

Учитель: - Правильно, молодцы. Что обозначает, например, чёрный - белый?

Учитель: А вот эти слова: жара - стужа?

Учитель: - Молодцы! Значит, какие это слова?

Учитель: - Молодцы.

3 слайд

Антонимы – это слова, противоположные по смыслу.



IV. Работа над каллиграфией.

Учитель: - Прежде, чем начнём писать, давайте помассажируем пальчики:

(Самомассаж рук).

1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.

2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.

3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

4.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.)

Учитель: - Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, сегодня 6 октября, классная работа. На следующей строке пропишите заглавную и строчную буквы Оо до конца строки. Посмотрите, как правильно надо их писать.

(Дети прописывают буквы).

Учитель: - Ребята, подчеркните карандашом самые красивые буквы, которые у вас получились. Молодцы, у многих почти все буквы красивые! Продолжаем работу.

V. Словарная работа.

Учитель: - Ребята, а мы сейчас «Поиграем в словарик». Я буду называть вам лексическое значение словарного слова, а вы пишете это слово в тетрадях.

Учитель: Коробка для школьных принадлежностей.

Дерево с белой корой.

Столица нашей родины.

Страна, в которой мы живём.

Место, где мы родились и живём.

Это плод яблони.

Инструмент для копания земли.

Это садовое дерево, плод у него яблоко.

Учитель: - Ребята, поменяйтесь тетрадями друг с другом, проверьте работы своих соседей по парте. Проверяем, как у вас написаны слова. Сверьте работы с доской – экраном.

4 слайд

Пенал, берёза, Москва, Россия, родина, яблоко, лопата, яблоня.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,

Ветерок всё тише, тише, деревцо всё выше, выше.

VI. Закрепление нового материала.

Учитель: - Повторите тему сегодняшнего урока.

Учитель: - Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд, назовите слова- антонимы к картинкам:

5 слайд:

- Чистый – грязный.

6 слайд:

- Плачет – смеётся.

7 слайд:

- Толстый – тонкий.

8 слайд:

- Маленький - большой.

9 слайд:

- Грустный – весёлый.

Учитель: - Правильно, молодцы! Ребята, посмотрите ещё раз на слова, которые вы называли. Сравните их.

10 слайд:

чистый – грязный,

плачет – смеётся,

толстый – тонкий,

маленький - большой,

грустный – весёлый.



Учитель: - Какие это слова?

Дети: - Это антонимы.

Учитель: - Какие слова называются антонимами?

Дети:- Слова, противоположные по значению.

Учитель: - Молодцы, вы правильно отвечали. Слово «антоним» в русском языке обозначает «против».

VI. Работа с учебником.

Учитель: - Ребята, откройте страницу в учебнике 54. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы? Где можно найти слова антонимы?

Учитель: - Правильно, словарь антонимов есть и у нас в конце учебника на странице 142. Вы можете им пользоваться при выполнении домашнего задания. Сейчас я проверю, как вы запомнили, что такое антонимы и кто из вас на уроке был самым внимательным.

( Устная работа. Дети хором отвечают отгадки).1

11 слайд :

Я- антоним к слову «зной»

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада,

А зовут меня……(прохлада)

- Молодцы!

12 слайд:

Я -антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …..(зима)

- Молодцы!

13 слайд:

Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь ……..(тишина)

Учитель: - Молодцы, вы все правильно отвечали! А теперь задание посложней! Ребята, прочитайте пословицы, добавьте в них антонимы.

14 слайд:

Ученье – свет,

А неученье -……(тьма)

(Хором – тьма)

Учитель: - Дети как вы понимаете значение этой пословицы?

Учитель: - Хорошо.

15 слайд:

Знай больше,

А говори ……..(меньше)



( Хором – меньше)

Учитель: - Как понимаете значение этой пословицы?

Учитель: - Хорошо. Вы все молодцы. Работали быстро, дружно, были внимательны!

VII. Самостоятельная работа.

Учитель: - А сейчас небольшая самостоятельная работа. Сядьте правильно. Будем самостоятельно выполнять из учебника упр. 72. Что нужно сделать в упражнении?

Учитель: Где будете искать антонимы?

Учитель: - Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга. У вас должно быть так же, как на экране. Ошибки исправьте карандашом.

20 слайд:

здравствуйте – до свидания

чистый – грязный

храбрый – трусливый

вчера – сегодня

весна – осень

хвалить – ругать

радость - грусть



VIII. Рефлексия.

Учитель: - Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке?

( Какие слова называются антонимами).

Учитель: - Какие это слова?

(Слова, противоположные по значению).

Учитель: - Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались?

(Отгадывали загадки).

Учитель: - Хорошо! Ещё?

(Учились подбирать антонимы к картинкам и к пословицам).

Учитель: - Хорошо. Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.

IX. Домашнее задание.

21 слайд:

- Запишите в дневниках: с. 54, учить правило, у. 74 - подобрать и записать антонимы к словам, можно пользоваться словарём антонимов.

Сохранить у себя:
Конспект урока на тему: "Антонимы"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки