Технологическая карта урока.
Гизатуллиной Ксении Валерьевны, учитель социально-бытовой ориентировки
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа №5 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Сарапула.
Предмет: социально-бытовая ориентировка Класс: 6. Учебник: нет.
Тема урока: Меры предупреждения глистных заболеваний. Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: компьютер, презентация, санитарно–гигиеническая зона кабинета, рабочая тетрадь, карточки.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:
6 класс знают способы ведения разговора и культуру общения; умеют работать в парах; хорошо ориентируются в задании. Высокий уровень работы, могут быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
I группа – Чепкасов М, Кавичева Т. II группа – Петрова К, Макшаков И, Зворыгин А. III группа – Девина А, Шкляев А.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | Познакомить и закрепить знания о глистных заболеваниях 2. Познакомить и закрепить знания о мерах по предупреждению их возникновения | 1. Знают виды глистных заболеваний 2. Владеют и применяют меры по предупреждению глистных заболеваний |
Регулятивные | Определять и формулировать цели урока. Осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности. 3. Осуществлять коллективный поиск решения проблемы. 4. Осознано действовать на основе инструкции | 1. Определяют и формулируют цель урока 2. Оценивают свои действия и возможности. 3. Умеют находить решение проблемы. 4. Умеют работать по инструкции |
Познавательные | Выделять причины возникновения глистных заболеваний. Делать обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. Работать с информацией по энциклопедии | 1. Выделяют причины возникновения глистных заболеваний. 2. Делают обобщения, сравнивают и классифицируют на наглядном материале. 3. Умеют работать с информацией в энциклопедии |
Коммуникативные | 1. Вступать в контакт и работать в коллективе и паре. 2. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. 3. Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | 1. Умеют вступать в контакт и работать в коллективе и паре. 2. Умеют слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. 3. Умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. |
Личностные | Самостоятельность и взаимопомощь в выполнении учебных заданий. Положительное отношение соблюдением правил личной гигиены | 1.Умеют самостоятельно выполнять учебные задания. 2. Умеют и соблюдают правила личной гигиены
|
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД и предметные действия | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивационно-целевой этап | Формировать положительный настрой на урок | Словесные
| Фронтальная | Учитель настраивает обучающихся на положительные результаты. - Здравствуйте, ребята! Я очень рада Вас видеть! Предлагаю вам поприветствовать всех присутствующих самым понятным и доступным языком мира – это улыбкой. Улыбнитесь друг другу. - Перед тем как мы проверим ваше домашнее задание, напоминаю о оценочных картах у Вас на партах. (1 минута)
|
Настраиваются на урок.
Знакомятся с этапами урока
| К 2
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний
| 1.Закрепить знания обучающихся о видах врачебной помощи 2. Формировать умение обобщать посредством выполнения задания | Словесные | Индивидуальная, фронтальная | - Проверим вашу готовность к уроку. - Сядет тот, кто ответить на вопросы домашнего задания
- О каком виде помощи мы говорим на наших уроках? | Обучающиеся отвечают на вопросы: Назовите виды врачебной помощи? Как осуществляется помощь на дому? В каких случаях проводится амбулаторный прием? По какому номеру можно вызвать Скорую помощь? В каких случаях вызывается скорая помощь? Где проводится амбулаторный прием? В какое медицинское учреждение при госпитализации поступает больной? Какой врач оказывает помощь на дому? Как называется вид врачебной помощи, оказываемый в поликлинике? В каких случаях проводится госпитализация? Какую помощь вызывают по номеру 103 или 03?
Оценивают себя. Ставят оценку в оценочные карты | К 2, 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Ориентировочный этап | 1.Формировать умение анализировать и обобщать посредством выполнения заданий. 2.Формировать умение формулировать цель урока. | Словесные, наглядные, практические
- зашифрованные слова - уточняющие вопросы - упражнение «Пишущая машинка». | Фронтальная, парная, индивидуальная | - Определите тему урока. На партах у учеников алфавит. Предлагает используя его составить каждой паре слово, которое в дальнейшем поможет определить тему урока. Слова записывают на карточках. 1. По цвету (каждая буква слова зеленого цвета) - предупреждения 2. По цвету (каждая буква слова красного цвета) - глистных 3. Зашифрованные буквы (каждая буква символ) - заболеваний 4. Зашифрованные буквы (каждая буква символ) - меры - Прочитайте слова, которые у Вас получились? Какая тема нашего урока?
| На партах карточки с таблицами. 1 вариант – каждому символу соответствует буква в алфавите. Обучающиеся парами составляют слово. 2 вариант – в алфавите выделены только те буквы, которые входят в состав слова. Обучающиеся парами составляют слово.
Обучающиеся расшифровывают слова: по цвету, по зашифрованным символам. Каждая пара озвучивает получившееся слово.
Выходят к доске, читают получившиеся слова. Формулируют и озвучивают тему урока.
| Р 1, 4 К 1, 2 Позн 2
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| Тема урока: Меры предупреждения глистных заболеваний. - А какую цель можно поставить на урок? Цель: (дети ставят перед собой цель) - узнать меры по профилактике возникновения глистных заболеваний |
Тему урока записывают в тетрадь.
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Поисково-исследовательский этап | Познакомить и закрепить знания обучающихся с видами и мерами предупреждения глистных заболеваний Формировать умение работать с текстом, вычленять главное и второстепенное
| Практические
- работа по учебнику (с новой информацией) - анализ просмотра видеофрагмента - работа с деформированным текстом - умение ориентироваться в тексте - выбор верных утверждений
| Фронтальная, парная, групповая | На доске листки с 6 цифрами. С обратной стороны каждого листка написан этап плана работы. - Для того чтобы узнать меры предупреждения глистных заболеваний, мы будет работать по определенному плану. А чтобы узнать его, загляните себе под парту. У каждого ученика под партой листок с цифрой с одной стороны и частью картинки - с другой. В зависимости от цифры ученики выходят к доске. Меняют листок, который у ребенка, на листок с доски с такой же цифрой. 1 этап. Кто такие глисты? - Ребята, может быть, кто-то из Вас знает, что это такое? (слушает ответы детей) На столах учеников энциклопедия.
Делают вывод. Просит повторить 1 ученика определение слова «глисты».
2 этап. Виды глистов. - Для того чтобы узнать виды глистов, обратите внимание на экран. По итогам просмотра видеофрагмента Вам нужно будет ответить на вопрос: Какие 3 основных вида глистов есть? Учитель просит ученика с цифрой 2 сделать вывод: Существует много видов глистов. 3 основных вида глистов: аскариды, остридцы, трематоды. 3 этап. Способы заражения. - У Вас есть деформированный текст, необходимо вставить пропущенные слова.
Учитель просит ученика с цифрой 3 сделать вывод.
4 этап. Признаки заболевания. - Мы будем работать в парах на карточках. Нужно выбрать из списка признаков заболеваний, только признаки проявления глистных заболеваний
Учитель просит ученика с цифрой 4 сделать вывод. 5 этап. Виды глистных заболеваний - Мы будем работать в парах с карточками. Нужно соотнести заболевание и текст его описания.
Учитель просит ученика с цифрой 5 сделать вывод. 6 этап. Меры предупреждения. - Чтобы узнать меры предупреждения глистных заболеваний, внимательно прослушайте сообщение одноклассника.
Учитель просит ученика с цифрой 7 сделать вывод и повторить меры предупреждения возникновения глистных заболеваний. |
Берут листочки из-под парты. Определяют у кого какая цифра.
Меняют карточки местами. Переворачивают листок, взятый с доски. Читают этап плана
Отвечают на вопрос.
Работают с энциклопедией 1 ученик читает детям какую страницу нужно открыть. У ребят 3 группы заранее подготовлены закладки на данной странице. Находят определение слова «глисты». Читают, выписывают определение в тетрадь. Глисты – это простейшие черви, различной формы и размеров, паразитирующие в различных органах и тканях человека. (Определение вывешивается на доску) Делает вывод
Внимательно смотрят видеофрагмент. Отвечают на вопрос.
Делает вывод.
Записывают вывод в тетрадь
Заразиться глистными заболеваниями можно различными способами. Заражение чаще всего происходит через грязные руки, немытые фрукты и овощи, плохо прожаренные или проваренные мясо и рыбу, при общении с бродячими и домашними животными. Часто разносчиками яиц глистов становятся – мухи.
Ученик обобщает информацию.
Выбирают только верные признаки: - быстрая утомляемость - кашель - температура - тошнота - головные боли - рассеянность - похудение - малоподвижность
Ученик обобщает информацию.
Заболевание, возникающее при заражении острицами (мелкими круглыми червями бело-серого цвета), называется энтеробиоз. Заболевание, вызываемое аскаридами (круглые червями красно-желтого цвета), называется аскаридоз. Заболевание, вызванное плоскими червями, поражающее печень, называется описторхоз. Ученик обобщает информацию.
Для профилактики появления глистных заболеваний необходимо мыть овощи и фрукты, употреблять в пищу хорошо проваренное и прожаренное мясо и рыбу. Не забывайте, мыть руки после посещения туалета, а также перед и после приема пищи. Необходимо систематически подстригать ногти, так как под ними чаще всего задерживаются яйца паразитических червей.
Ученик обобщает информацию. Оценивают себя, заполняют оценочную таблицу. | Пр 1, 2 Р 2 , 3 Позн 1,3 К 1, 2 Л 1, 2
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Практический этап | 1.Формировать умение составлять связный рассказ, посредством выполнения заданий. 2. Формировать умение оценивать свои возможности при выборе заданий. | Словесные, практические
- выбор карточек по сложности - ответы на вопросы | Индивидуальная | Закрепление. Каждому необходимо выбрать карточку с вопросом. Синий (простые вопросы) – 4 балла Красный (сложные вопросы) – 5 баллов
| Синие вопросы: 1 – Для чего необходимо постоянно подстригать ногти? 2 - Кто такие глисты? 3 - Назовите способы заражения глистными заболеваниями 4 - Для чего необходимо соблюдать гигиену рук? Красные вопросы: 1 - Назовите признаки глистных заболеваний 2 - Какие виды глистных заболеваний Вы знаете? 3 - Какие меры предупреждения глистных заболеваний Вы знаете? 4 - Назовите 3 основных вида глистов? Обучающиеся слушают ответы друг друга. Оценивают себя, заполняют оценочную таблицу. | Пр 1 Р 2 К 2, 3
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексивно-оценочный этап | 1.Формировать умение составлять связный рассказ, посредством выполнения заданий. 2.Формировать умение анализировать, делать выводы. 3. Формировать умение оценивать свои знания и умения. | Словесные, индивидуальные | Фронтальная, индивидуальная | - Вы сегодня активно работали, оцените свою работу по шкале оценивания. Прокомменти-руйте что у вас получилось. - Подведём итог, справи-лись ли вы с поставленными целями? Просит ученика 1 группы рассказать общий вывод по теме урока. После этого рассказ повторяет ученик 2 группы. - Ребята, для чего мы изучаем глистные заболева-ния? Какие меры предупреждения глистных заболеваний Вы узнали? Эти меры предупреждения помогут защитить себя и от других вирусных заболеваний. - На доске остались карточки. Какая картинка из них получилась? (аптека) - В аптеку мы отправимся с вами на следующем уроке. | Обучающиеся анализируют выполненные цели. - узнать меры по профилактике возникновения глистных заболеваний
Составляют рассказ
Отвечают на вопросы
Составляют картинку. Отвечают на вопрос. | Позн 2 Р 2 К 3 |
Дата: ____________________ Подпись педагога: _____________ /К.В. Гизатуллина
Самоанализ урока.
Гизатуллиной Ксении Валерьевны, учителя социально-бытовой ориентировки
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная школа №5 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Сарапула.
Предмет: социально-бытовая ориентировка Класс: 6. Учебник: нет.
Тема урока: Меры предупреждения глистных заболеваний. Тип урока: комбинированный урок.
Цель: создать условия для формирования знаний о мерах предупреждения глистных заболеваний.
Задачи:
Образовательные:
1) уточнить и закрепить знания обучающихся о глистных заболеваниях;
2) познакомить и закрепить знания обучающихся с мерами предупреждения глистных заболеваний.
Коррекционные:
1)формировать умение анализировать и обобщать, посредством выполнения различных заданий;
2)формировать умение работать с текстом, вычленять главное и второстепенное.
Воспитательные
1) Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу на этапе работы в парах;
2) Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
В классе 7 человек: 4 мальчика и 3 девочки. К 1 группе относятся- 2 человека, 2 группа- 3 человека, 3 группа – 2 человека
Для поддержания интереса к теме урока, на уроке использовались различные методы: словесные, наглядные, практические. В соответствии с учебными действиями был продуман каждый этап урока, подобраны задания, вопросы, использовала различные приёмы активизации.
На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
На уроке использовались технологии: Приём критического мышления, игровые методы, ИКТ, личностно- ориентированный подход, здоровье- сберегающие технологии.
Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей обучающихся.
Этапы урока | Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения | Возможные риски | Коррекционная работа |
Мотивационно-целевой этап | Коммуникативные | Учащиеся слушают и понимают инструкцию к учебному заданию. | Умеют слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. | Не понимают инструкцию к заданию. | Повторение инструкции к заданию |
Актуализация знаний | Коммуникативные | Обучающиеся слушают и понимают инструкцию к учебному заданию. Излагают своё мнение и аргументировать свою точку зрения | Умеют слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения | Не понимают инструкцию к заданию. Не могут излагать свою точку зрения. | Повторение инструкции к заданию, предложить схему ответа. |
Ориентировочный этап | Регулятивные | Определяют и формули-руют цели урока. Осознано работают по инструкции | Умеют определять и формулировать цель урока. Умеют работать по инструкции | Затрудняются сформулировать цель урока и работать по инструкции | Наводящие вопросы. Привлечение к совместной деятельности |
Коммуникативные | Вступают в контакт и работают в коллективе и паре. Слушают и понимают инструкцию к учебному заданию. | Умеют вступать в контакт и работать в коллективе и паре. Слушают и понимают инструкцию к заданию. | Затрудняются работать в паре. Не понимают инструкцию к заданию. | Повторение инструкции к заданию | |
Познавательные | Делают обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. | Знают и умеют делают обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. | Не умеют делать обобщения, классифицировать. | Наводящие вопросы. Показ на наглядном примере | |
Поисково-исследовательский этап | Предметные | Знакомятся и закрепляют знания о глистных заболеваниях и мерах по предупреждению их возникновения | Знают виды глистных заболеваний и меры их предупреждения. | Затрудняются выделить виды и меры предупреждения глистных заболеваний | Наводящие вопросы |
Регулятивные | Осуществляют самооценку и самоконтроль в деятельности. Осуществ-ляют коллективный поиск решения проблемы. | Оценивают свои действия и возможности. Умеют находить решение проблемы | Затрудняются оценивать свои действия и возможно-сти, находить решение проблемы. | Предложить оценить свои действия по критериям, несколько вариантов решения проблемы | |
Познавательные | Выделяют причины возникновения глистных заболеваний. Работают с информацией по энциклопедии | Оценивают свои действия и возможности | Затрудняются оценивать свои действия и возможности. | Предложить оценить свои действия по критериям. | |
Коммуникативные | Вступают в контакт и работать в коллективе и паре. Слушают и понимают инструкцию к учебному заданию. | Умеют вступать в контакт и работать в коллективе и паре. Слушают и понимают инструкцию к заданию. | Затрудняются работать в паре. Не понимают инструкцию к заданию. | Повторение инструкции к заданию | |
Личностные | Проявляют самостоятельность и взаимопомощь в выполнении учебных заданий, положительное отношение соблюдением правил личной гигиены | Умеют самостоятельно выполнять учебные заболеваний, проявлять взаимопомощь, соблюдают правила личной гигиены. | Затрудняются работать самостоятельно. | Наводящие вопросы. Показ на наглядном примере | |
Практический этап | Предметные | Обучающиеся уточняют и закрепляют знания о мерах предупреждения глистных заболеваний | Знают меры предупреждения глистных заболеваний. | Затрудняются выделить меры предупреждения глистных заболеваний | Предложить обратиться к сообщению |
Регулятивные | Осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности. | Оценивают свои действия и возможности. | Затрудняются оцени-вать свои действия и возможности | Предложить оценить свои действия по критериям | |
Коммуникативные | Обучающиеся слушают и понимают инструкцию к учебному заданию. Излагают своё мнение и аргументировать свою точку зрения | Умеют слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения | Не понимают инструкцию к заданию. Не могут излагать свою точку зрения. | Повторение инструкции к заданию, предложить схему ответа. | |
Рефлексивно-оценочный этап | Познавательные | Делать обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. | Знают и умеют делают обоб-щения, сравнивать, классифи-цировать на наглядном материале. | Не умеют делать обобщения, классифицировать. | Наводящие вопросы. |
Регулятивные | Осуществлять самооцен-ку и самоконтроль в деятельности. | Оценивают свои действия и возможности. | Затрудняются оцени-вать свои действия и возможности | Предложить оценить свои действия по критериям | |
Коммуникативные | Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | Умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения | Не могут излагать свою точку зрения. | Предложить схему ответа. |