Конспект урока литературы в 6 классе по теме "Яркость и самобытность героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе."

Данная методическая разработка содержит подробный конспект урока литературы в 6 классе по теме В. П. Астафьев. "Конь с розовой гривой. Яркость и самобытность героев рассказа."

Содержимое разработки

6 КЛАСС

Тема: Яркость и самобытность героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с биографией писателя, его рассказом «Конь с розовой гривой», отметить своеобразие языка.

Задачи урока: а) образовательная – помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее;

б) развивающая – развивать творческие способности, воображение учащихся; развивать речевую культуру учащихся;

в) воспитательная – способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.


ХОД УРОКА:

I. Оргмомент. Мотивация. Актуализация опорных знаний.

II. Объявление темы и целей урока.

III. Работа над темой урока.

1. Образ главного героя рассказа. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга)

Беседа

— Каким вы представляете героя рассказа? Нарисуйте его портрет.

Герой рассказа — мальчик семи-восьми лет, у которого утонула мама и нет отца. Он сирота, но за ним ухаживает бабушка. Он бедно, но опрятно одет, одежда у него чистая. На завтрак у него всегда есть хлеб с молоком, чего нет у братьев Левонтьевых.

— Как описывает рассказчик пряник конем? Как это описание характеризует героя?

Герой предстает перед нами мечтателем и фантазером. Для него пряник не просто сладость. Мир ребенка преображается, когда пряничный «конь лягает копытами в голый живот», скобленый кухонный стол становится «огромной землей с пашнями, лугами и дорогами», по которой «на розовых копытцах скачет конь с розовой гривой».

— Объясните, почему героя рассказа неудержимо тянуло к Левонтию. Что привлекало его в этой семье?

Героя рассказа тянуло к Левонтию, потому что семья Левонтия была не похожа на другие семьи в деревне. Мальчика там кормили и вслух жалели сироту. Он еще не понимал, что настоящая любовь проявляется не в пьяном жалении, а в делах.

— В чем проявилось истинное отношение Левонтьевых к мальчику?

Истинное отношение Левонтьевых к мальчику проявилось в том, что они его бросили одного на увале без земляники.

— Из каких эпизодов мы узнаем, как герой был втянут в тяжкий обман?

Герой был постепенно втянут в тяжкий обман: сначала он высыпал ягоды на траву, и их съели левонтьевские ребята; потом он послушался Саньки и натолкал туда травы, затем крал калачи, чтобы задобрить Саньку. Вечером он не нашел в себе силы признаться бабушке о том, что он ее обманул, и таким образом сделал обманщицей саму бабушку, которая чуть было не продала в городе туесок с травой вместо ягод.

— Как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой, и на следующий день? Как это отразилось в речи и ее интонации, в поведении героя?

После возвращения домой мальчик боялся, что бабушка обнаружит его обман, и приготовился к наказанию. Когда она решила везти ягоды прямо в туеске, то у него отлегло от сердца. Он выбежал гулять и сообщил обо всем Саньке. Санька стал шантажировать мальчика, вымогать у него калачи. Мальчик знал, что калачи нельзя брать без разрешения бабушки, но украл для Саньки три калача.

Ночью мальчика стала мучить совесть. Он хотел признаться во всем бабушке, но пожалел ее будить, решил подождать до утра и с этой мыслью спокойно уснул. Проснулся он, когда бабушка уже уехала в город на базар. Мальчик пошел к Левонтьевым. Он уже снова восхищался Санькиной дыркой в зубах и дал ему крючок, лишь бы тот взял его на рыбалку. Мальчик снова был радостным и забыл про ночное раскаяние. Он играл с детьми, затем, ближе к вечеру, он снова задумался над тем, что будет, когда приплывет бабушка. Ему стало жалко себя, хотелось избежать наказания, Санька заметил это и начал опять дразнить мальчика, подговаривая его спрятаться, как будто он утонул. Но мальчик нашел в себе силы сказать ему: «Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!..»

Однако когда из-за поворота показалась лодка с бабушкой, мальчик сбежал от нее и опять нашел возможность оттянуть объяснение. У дяди-Ваниного дома дети играли в лапту. Мальчик ввязался в игру и снова отложил встречу с бабушкой. Он понимал, что виноват, и вел себя трусливо.

— В каком эпизоде больше всего ощущается сожаление героя о совершенном поступке?

Дети обычно отвечают, что ночью перед поездкой бабушки в город.

— Почему же все-таки бабушка купила внуку пряник конем?

Бабушка купила внуку пряник конем, потому что она понимала, что ребенка подучили поступить плохо, и хотела противопоставить злому поступку понимание, доброту и прощение.

- Как выполнила бабушка обещание взять левонтьевских «в оборот»?

Дедушка стал брать Саньку Левонтьева с собой на заимку и учить его работать, а бабушка «взяла шефство» над Танькой. Бабушка и дедушка пытались влиять на Левонтьевых не с помощью зла и крика, а с помощью деятельной доброты.

— Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории?

Герой извлек из этой истории главный урок: урок доброты, прощения и милосердия. Воплощением урока стал пряник, который бабушка купила внуку, несмотря на обман: конь с розовой гривой.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна)

Санька Левонтьев

Цитатный план (вариант)

1) «— Санька тоже пожрал, так ничего-о-о-о...»

2) «Санька взвыл, кинулся на старшого».

3) «Вскоре братья Левонтьевы как-то незаметно помирились...»

4) «...Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят».

5) «Дальше всех в пещеру забежал Санька».

6) «Санька свистнул, заорал, поддавая нам жару».

7) «— Знаешь че? — поговорив с братанами, вернулся ко мне Санька. — Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод — и готово дело!..»

8) «— ...Принеси калач, тогда не расскажу».

9) «Санька собирался на рыбалку и распутывал леску».

10) «...Санька командовал напропалую».

11) «Санька вздел на палочки рыб и начал их жарить».

12) «— Ништяк! — утешил меня Санька. — Не ходи домой, и все!..»

Катерина Петровна

Цитатный план (вариант)

1) «— Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник».

2) «Бабушка считала обстоятельно и долго, разглядывая каждый рубль».

3) «Бабушка знает все мои повадки».

4) «Снизу доносилось трудное дыхание бабушки».

5) «А бабушка только кричит да нет-нет и поддаст — у нее не задержится».

6) «И тут я увидел сидящего на беседке еще одного человека. Полушалок на голове, концы его пропущены под мышки, крест-накрест завязаны на спине».

7) «— Своих вечно потачил! — шумела бабушка. — Теперь этому! А он уже мошенничает!»

8) «— А мой-то малой-то!.. Чего утворил!..»

9) «Долго бабушка обличала меня и срамила».

10) «— Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку...»

3. Работа с иллюстрацией.

— Какой эпизод изображен на иллюстрации в учебнике (с. 81)? Что, по-вашему, передано особенно удачно?

На иллюстрации запечатлен эпизод, когда мальчик после ночи в кладовке сел за стол: «Бабушка одним махом плеснула в бокал молока и со стуком поставила посудину передо мной». Наиболее удачно передано движение бабушки. Ей жалко внука, и в то же время она понимает, что его надо наказать. Это удалось отразить художнику.

— Что вам хотелось бы изобразить на рисунках к рассказу?

IV. Итог урока. 1) Сюжет и композиция рассказа

— Что такое сюжет, композиция?

Подскажем, что можно воспользоваться «Кратким словарем литературоведческих терминов» в конце учебника.

— Совпадают ли в рассказе последовательность событий сюжета и композиция?

— Почему автор поместил рассказ о семье Левонтьевых не в начале, а после того, как читатели узнали, что Митя должен пойти на увал с левонтьевскими ребятишками?

План фабулы рассказа

1) Бабушка велела сходить на увал за земляникой.

2) Поход за ягодами.

3) Обман.

4) Калачи для Саньки.

5) Ночные сожаления.

6) Рыбалка.

7) Бегство от бабушки.

8) Ночь в кладовке.

9) Слезы.

10) Прощение. Пряник конем.

2) Рефлексия. – Что нового узнали на уроке? Чему научились?

V. Д/з. Подготовиться к контрольному тестированию по рассказу

4

Сохранить у себя:
Конспект урока литературы в 6 классе по теме "Яркость и самобытность героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе."

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки