МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МКОУ «Нечаевская СОШ №1»
Урок подготовилаУчитель начальных классов
МКОУ «Нечаевская СОШ №1»
БАШИРОВА Н.О.
Дата проведения :
Конспект урока литературного чтения в 1 классе Звук [а], буквы -А-, -а- Тема урока: Звук [а], буквы -А-, -а-.
Место урока в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану в 1 (подготовительном) классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Тип урока: вводный.
Форма организации учебной деятельности:
индивидуальная, групповая, фронтальная.
Новые образовательные технологии:
- здоровьесберегающие технологии,
- игровая технология.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Цель: Познакомить со звуком [а], с буквами -А-, -а-.
Задачи:
Познакомить с гласным звуком [а], с графическим написанием букв -А-, -а-.
Развивать фонематический слух, слуховое восприятие, артикуляционную моторику.
Воспитывать доброту.
Оборудование учителя: муляжи фруктов и ягод, корзинка, город букв, образцы написания букв, карточки к игре «Отыщи букву А», карточки к игре «Где живет буква?».
Ход урока
I. Оргмомент
Проверка готовности к уроку.
Прозвенел звонок –
Начинается урок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Книжки, ручка и тетрадки.
II. Артикуляционно-мимическая гимнастика
1. Выражение эмоционального состояния (настроения): доволен —недоволен; виноват, пристыжен; возмущен; смущен; счастлив — несчастлив; озабочен; спокоен — рассержен.
Выразить мимикой свое состояние. Вам говорят ласковые слова — приятно, ругают — неприятно: поморщились.
Закрывать по очереди глаза:
«Спи, глазок, спи, другой.
Засыпай, правый глаз.
Засыпай, левый глаз.
Просыпайтесь сразу, оба глаза!»
2. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.
Имитация жевания: жуем ириски, жевательная резинка.
3. Упражнения для щек и губ.
Малыш сосет соску.
Показать, как вы сосали сосочку, когда были маленькими. Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком, а затем возвратить в нормальное положение.
4. Упражнения для языка.
Упражнение «Толстячки — худышки».
Попеременно надувать и втягивать щеки.
Надуваем шар или мыльный пузырь.
Улыбнуться, подняв уголки губ вверх. Вернуть губы в исходное положение.
Пробуем вкусное варенье - кончиком языка облизать верхнюю губу одного уголка рта до другого, потом нижнюю. Кончиком языка ) облизать губы, делая движение по кругу.
5. Речевая разминка.
Ар-ар-ар - мы купили самовар,
Ас-ас-ас – обожаю ананас,
Ам-ам-ам – никому его не дам.
III. Сообщение темы урока
Знакомство со звуком [а].
- Ребята, сегодня мы с Вами познакомимся с первым звуком, а вот каким, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку:
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками на болото.
- Что это? (Аист)
- Ребята, давайте выделим первый звук в слове аист.
(Дети хором произносят слово и выделяют первый звук, который, к тому же, является ударным).
- Итак, мы познакомимся с первый звуком русского алфавита - со звуком [а] и узнаем, какими буквами на письме обозначается новый звук.
IV. Изучение новой темы
- Произнесем звук [а], рот широко открыт. Понаблюдайте, как выходит воздух из ротовой полости? (Свободно).
Рот пошире открывай,
Звук погромче распевай.
Петь мы будем, детвора,
Гласный звук веселый [а]!
- Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук [а] называется гласным, от слова глас или голос. Гласные звуки живут в Красном доме. Мы будем выделять их красным цветом.
Игра «Поймай звук»
- А сейчас, ребята, поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить разные звуки, а вы – внимательно слушать, как только вы услышите звук [а], ловите его ладошками – выполняйте хлопок.
Аист, абрикос, арбуз -
Здесь она в начале.
А в словах: река, щека
В конце её встречаем.
-
Ребята, а давайте-ка придумаем имена со звуком [а] в начале. (Алина, Алла, Анна, Антон, Андрей, Алексей, Александр и др.)
Игра «Распредели в корзинки»
- Ребята, звук [а], любит фрукты, названия которых начинаются с [а], посмотрите внимательно на муляжи фруктов, назовите их. В корзинку положим только те фрукты, которые начинаются с [а]. (Ананас, абрикос, апельсин, арбуз).
Дети четко произносят названия фруктов и ягод и выделяют первый звук, затем определяют – положить ли фрукт в корзинку.
Физминутка
Антилопе каждый день
Поразмяться уж не лень.
Встанет рано поутру,
Скачет быстро по двору.
Головой своей качает,
Повороты выполняет.
Знакомство с буквами А, а.
- Ребята, мы познакомились со звуком [а], а вот какими буквами на письме он обозначается, мы сейчас узнаем.
- Буквы бывают печатные и письменные.
- Как вы думаете, зачем нужны печатные буквы?
- А зачем нужны письменные буквы?
- Рассмотрите печатные буквы А, а. Сравните их – похожи ли они?
- На что похожа большая буква А?
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок!
Ты букву эту знаешь? А?
Перед тобою буква А.
С. Маршак
- А сейчас составим большую букву А из счетных палочек.
(Выкладывание буквы а из палочек.)
- А еще буквы бывают строчные и заглавные.
Сравнение заглавной и строчной букв.
- Сложим букву а из ниток.
Работа с кассой букв
Нахождение буквы А в кассах букв.
- Перед вами азбука.
Сказочный, волшебный дом,
Азбука — хозяйка в нем.
Дружно в доме том живет
Славный буквенный народ.
А — начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А. Шибаев
Игра «Отыщи букву А».
- Отыщите на картинке буквы А и обведите их карандашом.
Работа со страницей букваря.
Рассматривание картинок на странице букваря, чтение «новой» буквы хором, в парах и индивидуально.
Игра «Подскажи словечко»
- Ребята, поиграем в игру «Доскажи словечко», в отгаданных словах выделите первый звук:
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его …(арбуз)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит
Это доктор …(Айболит)
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит …(автомобиль)
Буквы – значки, как бойцы на параде,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условном месте стоит,
И называются все …(алфавит)
Игра «Где живет буква?»
- Посмотрите и определите домик у буквы а на схемах слов.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Наш урок окончен. Мы с вами хорошо поработали. Все очень старались. Работали активно и дружно. Выполнили все задания. А заданий было немало. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
- Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке?
- Какие задания вы хотели бы выполнить еще раз?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
- С каким настроением вы уходите с урока?