Конспект урока литературного чтения в 1 классе

Конспект урока литературного чтения в 1 классе

Содержимое разработки



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МКОУ «Нечаевская СОШ №1»

Урок подготовила

Учитель начальных классов

МКОУ «Нечаевская СОШ №1»

БАШИРОВА Н.О.








Дата проведения :

Конспект урока литературного чтения в 1 классе Звук [а], буквы -А-, -а- Тема урока: Звук [а], буквы -А-, -а-.


Место урока в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану в 1 (подготовительном) классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Тип урока: вводный.


Форма организации учебной деятельности:

индивидуальная, групповая, фронтальная.


Новые образовательные технологии:


- здоровьесберегающие технологии,

- игровая технология.


Методы: словесные, наглядные, практические.


Цель: Познакомить со звуком [а], с буквами -А-, -а-.


Задачи:


Познакомить с гласным звуком [а], с графическим написанием букв -А-, -а-.

Развивать фонематический слух, слуховое восприятие, артикуляционную моторику.

Воспитывать доброту.


Оборудование учителя: муляжи фруктов и ягод, корзинка, город букв, образцы написания букв, карточки к игре «Отыщи букву А», карточки к игре «Где живет буква?».












Ход урока


I. Оргмомент


Проверка готовности к уроку.


Прозвенел звонок –

Начинается урок.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Книжки, ручка и тетрадки.


II. Артикуляционно-мимическая гимнастика


1. Выражение эмоционального состояния (настроения): доволен —недоволен; виноват, пристыжен; возмущен; смущен; счастлив — несчастлив; озабочен; спокоен — рассержен.


Выразить мимикой свое состояние. Вам говорят ласковые слова — приятно, ругают — неприятно: поморщились.


Закрывать по очереди глаза:


«Спи, глазок, спи, другой.


Засыпай, правый глаз.


Засыпай, левый глаз.


Просыпайтесь сразу, оба глаза!»


2. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.


Имитация жевания: жуем ириски, жевательная резинка.


3. Упражнения для щек и губ.




Малыш сосет соску.


Показать, как вы сосали сосочку, когда были маленькими. Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком, а затем возвратить в нормальное положение.


4. Упражнения для языка.


Упражнение «Толстячки — худышки».


Попеременно надувать и втягивать щеки.


Надуваем шар или мыльный пузырь.


Улыбнуться, подняв уголки губ вверх. Вернуть губы в исходное положение.


Пробуем вкусное варенье - кончиком языка облизать верхнюю губу одного уголка рта до другого, потом нижнюю. Кончиком языка ) облизать губы, делая движение по кругу.


5. Речевая разминка.


Ар-ар-ар - мы купили самовар,


Ас-ас-ас – обожаю ананас,


Ам-ам-ам – никому его не дам.


III. Сообщение темы урока


Знакомство со звуком [а].


- Ребята, сегодня мы с Вами познакомимся с первым звуком, а вот каким, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку:


Это старый наш знакомый:


Он живет на крыше дома –


Длинноногий, длинноносый,


Длинношеий, безголосый,


Он летает на охоту


За лягушками на болото.


- Что это? (Аист)


- Ребята, давайте выделим первый звук в слове аист.


(Дети хором произносят слово и выделяют первый звук, который, к тому же, является ударным).


- Итак, мы познакомимся с первый звуком русского алфавита - со звуком [а] и узнаем, какими буквами на письме обозначается новый звук.


IV. Изучение новой темы


- Произнесем звук [а], рот широко открыт. Понаблюдайте, как выходит воздух из ротовой полости? (Свободно).


Рот пошире открывай,


Звук погромче распевай.


Петь мы будем, детвора,


Гласный звук веселый [а]!


- Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук [а] называется гласным, от слова глас или голос. Гласные звуки живут в Красном доме. Мы будем выделять их красным цветом.


Игра «Поймай звук»


- А сейчас, ребята, поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить разные звуки, а вы – внимательно слушать, как только вы услышите звук [а], ловите его ладошками – выполняйте хлопок.


Аист, абрикос, арбуз -


Здесь она в начале.


А в словах: река, щека


В конце её встречаем.


-



Ребята, а давайте-ка придумаем имена со звуком [а] в начале. (Алина, Алла, Анна, Антон, Андрей, Алексей, Александр и др.)


Игра «Распредели в корзинки»


- Ребята, звук [а], любит фрукты, названия которых начинаются с [а], посмотрите внимательно на муляжи фруктов, назовите их. В корзинку положим только те фрукты, которые начинаются с [а]. (Ананас, абрикос, апельсин, арбуз).


Дети четко произносят названия фруктов и ягод и выделяют первый звук, затем определяют – положить ли фрукт в корзинку.


Физминутка


Антилопе каждый день

Поразмяться уж не лень.

Встанет рано поутру,

Скачет быстро по двору.

Головой своей качает,

Повороты выполняет.



Знакомство с буквами А, а.


- Ребята, мы познакомились со звуком [а], а вот какими буквами на письме он обозначается, мы сейчас узнаем.


- Буквы бывают печатные и письменные.


- Как вы думаете, зачем нужны печатные буквы?


- А зачем нужны письменные буквы?


- Рассмотрите печатные буквы А, а. Сравните их – похожи ли они?


- На что похожа большая буква А?


Вот два столба наискосок,


А между ними — поясок!


Ты букву эту знаешь? А?


Перед тобою буква А.


С. Маршак


- А сейчас составим большую букву А из счетных палочек.


(Выкладывание буквы а из палочек.)


- А еще буквы бывают строчные и заглавные.


Сравнение заглавной и строчной букв.


- Сложим букву а из ниток.


Работа с кассой букв


Нахождение буквы А в кассах букв.


- Перед вами азбука.


Сказочный, волшебный дом,


Азбука — хозяйка в нем.


Дружно в доме том живет


Славный буквенный народ.


А — начало алфавита,


Тем она и знаменита.


А. Шибаев


Игра «Отыщи букву А».


- Отыщите на картинке буквы А и обведите их карандашом.




Работа со страницей букваря.


Рассматривание картинок на странице букваря, чтение «новой» буквы хором, в парах и индивидуально.




Игра «Подскажи словечко»



- Ребята, поиграем в игру «Доскажи словечко», в отгаданных словах выделите первый звук:



Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его …(арбуз)



Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит

Это доктор …(Айболит)



Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит …(автомобиль)


Буквы – значки, как бойцы на параде,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условном месте стоит,

И называются все …(алфавит)


Игра «Где живет буква?»


- Посмотрите и определите домик у буквы а на схемах слов.













V. Итог урока. Рефлексия.


- Наш урок окончен. Мы с вами хорошо поработали. Все очень старались. Работали активно и дружно. Выполнили все задания. А заданий было немало. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?


- Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке?


- Какие задания вы хотели бы выполнить еще раз?


- Довольны ли вы своей работой на уроке?


- С каким настроением вы уходите с урока?

Сохранить у себя:
Конспект урока литературного чтения в 1 классе

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки