Конспект урока литературного чтения "Русские писатели. Обобщение знаний"

Данный урок литературного чтения - урок обобщения и систематизации знаний. Методы и приёмы работы на уроке: игровая технология, проблемный диалог, работа в группах.

Содержимое разработки

Конспект урока литературного чтения

"Русские писатели. Обобщение знаний"



Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Русские писатели”;

  • развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, речь; формировать умение работать в группе;

  • воспитывать интерес к русской классической литературе.

Задачи:

  • формирование активной читательской позиции;

  • развитие коммуникативных навыков школьников.

  • воспитание гражданственности и патриотизма учащихся посредством русской классической литературы

Оборудование урока:

  • презентация;

  • выставка книг с произведениями А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого;

  • аудиозапись произведения М.П.Мусоргского “Картинки с выставки”;

  • карточки с отрывками из произведений писателей: А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого;

  • рисунки учащихся к изученным в данном разделе произведениям;

  • сказочные персонажи для оформления доски.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит аудиозапись М.П.Мусоргского “Картинки с выставки”.

На экране (презентация) портреты писателей А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого; подписи к портретам в неправильном порядке; название произведений этих авторов.

- Ребята, посмотрите на экран, кого вы здесь видите?

- Мы уже изучили эти произведения. Как вы думаете, почему мы опять с ними сегодня встречаемся?

II. Объявление темы урока и постановка целей.

- Правильно вы сказали, сегодня на уроке мы ещё раз вспомним произведения, изученные в разделе “Русские писатели”, обобщим и систематизируем свои знания.

- Может быть, кто-то из вас назовёт тему сегодняшнего урока?

- Верно, тема нашего урока “Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Русские писатели”.

- Урок сегодня будет не совсем обычным. Вы будете работать в командах, соревноваться в знании произведений, их авторов, в выразительном чтении, чтении по ролям, в инсценировке, знании пословиц, устаревших слов. Ваша задача – быстро и правильно выполнить все задания, а для этого вы должны работать дружно, помогая друг другу.

- У нас три команды: “Знайки”, “Эрудиты”, “Знатоки”. За выполнение заданий вы получаете баллы — золотых рыбок. Какая команда набирает рыбок больше остальных, та и побеждает. Ей присуждается звание “Знатоки русской литературы”.




III. Работа по группам.

1. Задание “Назови авторов произведений”.

- Перед вами три портрета писателей-классиков русской литературы и название их произведений.

- Вам надо вставить под портрет фамилию писателя и название его произведений.

- При выполнении задания учитывается правильность выполнения и быстрота. За правильно выполненное задание команде даётся 2 балла.

2. Задание “Доскажи словечко”.

- Сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете сказку А.С.Пушкина “О рыбаке и рыбке”.

- Отвечать вы будите одновременно всей командой, поэтому вам надо будет работать дружно и слажено.

- Каждой команде предлагается по три отрывка из сказки, в которых надо досказать последнее слово. Задание оценивается тремя баллами: по одному баллу за каждое правильно названное слово.

Задание команде “Знайки”

Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою … (пряжу).

Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три … (года).

Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтобы рыба … (говорила).

Задание команде “Эрудиты”

Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам … (выкуп).

Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, … (старче)”.

Воротился старик ко старухе, 
У старухи новое … (корыто).

Задание команде “Знатоки”

Впредь тебе, невежа, наука:
Не садись не в свои … (сани).

Не посмел я взять с неё выкуп;
Так и отпустил её в синее … (море).

Не хочу быть чёрной крестьянкой,
Хочу быть столбовою … (дворянкой).

- Ребята, кто из вас может ответить, в чём необычайность сказки о золотой рыбке?

- Как вы понимаете выражение “остаться у разбитого корыта”?

- Случалось ли вам оставаться у разбитого корыта?

3. Задание “Отгадай произведение”.

- Ребята, вы, наверное, узнали учёного кота и дуб у Лукоморья.

- Кто знает, из какого произведения эти персонажи?

- Они не случайно появились у нас на уроке. Учёный кот придумал для вас задания, которые записал на дубовых листочках и желудях.

- Участники команд срывают их и выполняют задание: выразительно прочитать отрывок из произведения по ролям, сказать название и автора.

Задание оценивается двумя баллами: правильность – 1балл, выразительность – 1балл.



Задание для команды «Знайки»:

Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:

-Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорит:

- Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.

Задание команде “Эрудиты”

Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает.
“Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть вольною царицей”.
Испугался старик, взмолился:
“Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство”.
“Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? –
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдёшь, поведут по-неволе”.

Задание команде “Знатоки”

Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
“Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой,
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!” -
“Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?” -
Говорит ей Муравей.

Физкультминутка

4. Задание “Мы актёры” (инсценировка эпизода из произведения ).

- Это задание вы готовили дома. У каждой команды есть три таблички с названиями инсценируемых произведений.

- Ваша задача - мимикой, жестами, голосом передать характер, поведение персонажей так, чтобы ребята поняли, из какого произведения эпизод. Одна команда показывает инсценировку, а две другие, узнав произведение и его автора, поднимают табличку с названием. Это задание оценивается максимально в пять баллов. За правильно названное произведение – 1 балл.

1-ая команда “Знайки” - Л.Н.Толстой “Филипок”;

2-ая команда “Эрудиты” - А.С.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”;

3-ая команда “Знатоки” - И.А.Крылов “Стрекоза и Муравей”.

- Молодцы, ребята. Вы проявили актёрский талант, выполняя это задание. Все вы заслужили максимальный балл – пять.


5. Задание “Восстание пословиц и определение произведений, к которым они подходят”

- Ребята, на экране вы видите части пословиц. Восстановите пословицы и определите, к какому произведению они подходят. Свою точку зрения необходимо доказать. Максимальная оценка задания – 2 балла.

Задание команде “Знайки”

Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Задание команде “Эрудиты”

Много хочешь – последнее потеряешь.

Делу время – потехе час.

Задание команде “Знатоки”

Один за всех, а все за одного.

Кто родителей почитает, тот во век не погибает.

6. Задание “Объясните значение выражений...”

- Ребята, читая произведения в разделе “Русские писатели”, мы встречали слова и выражения, которые сейчас не употребляются в речи?

- Кто из вас помнит, как они называются?

- Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный. Это задание для вас приготовила сказочная птица. Каждая команда вынимает по два пёрышка из хвоста птицы, читает выражения записанные на нём, совещается 1-2 минуты и объясняет значение данных выражений. Максимальная оценка задания – 2 балла.

Задание команде «Знайки»

Пленяет грозного царя.

Злой тоской удручена.

Задание команде “Весёлые эрудиты”

Заедает она пряником печатным.

В сенцах снял шапку и отворил дверь.

Задание команде “Знатоки”

Они играли подле амбара.

Старик ловил неводом рыбу.

  • Скажите, а если вы забудете значение устаревших слов или захотите узнать, что обозначают другие архаизмы, где можно об этом прочитать?

7. Задание: «Выпишите крылатые выражения из басни Крылова «Стрекоза и муравей»».

IV. Итог урока.

1.Выставка рисунков учащихся.

Звучит аудиозапись М.П.Мусоргского “Картинки с выставки”.

- Ребята, вы нарисовали рисунки к понравившимся вам произведениям из раздела “Русские писатели”. У нас получилась такая замечательная выставка.

- Какое произведение особенно запомнилось? Чем?

- Какие главные мысли из прочитанного вы запомнили?

- За что вы похвалили бы себя сегодня на уроке?



Сохранить у себя:
Конспект урока литературного чтения "Русские писатели. Обобщение знаний"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки