Конспект урока литературного чтение 1 класс"Буква "ц""

Урок получение новых знаний,где дети знакомятся с буквой "ц".Имеются интересный материал для работы на уроках обучения грамоте

Содержимое разработки

МОАУСОЛШ№1 Амурская область г .Зея

Конспект урока литературного чтения

Азбука 1 класс УМК »Школа России»

Учитель: Смолина Марина Николаевна, учитель начальных классов 2018 г.



Тема урока: Звук [ц], буквы Ц ц

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Цель урока: познакомить обучающихся с непарным твёрдым согласным звуком [ц] и буквами Ц ц , которые обозначают этот звук на письме

Задачи урока:

1. Обучать детей чтению слов с буквой «Ц», другими изученными буквами.

2. Учить определять место звука [ц] в различных словах и сравнивать его звучание.

3. Вспоминать сказку «Царевна-лягушка» и работать над отрывком, приведённый в букваре.

Развивать:

а) умение читать, расширять читательский кругозор, совершенствовать навык смыслового чтения;

б) развивать фонематический слух учащихся; воображение, творческую способность детей;

в) навыки работы в парах, в группах.



Воспитывать:

а) положительные и дружеские качества в процессе коллективной работы;

б) воспитывать интерес к предмету;

в) воспитывать любовь к сказкам.

Формы организации урока:

  • Фронтальная.

  • Коллективная.

  • Индивидуальная.

  • Групповая.

  • Парная.

Методы

  • наглядный

  • беседа

  • диалог

  • практический

  • самостоятельная работа

  • репродуктивный

  • частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация, лента букв, карточки для групповой работы, магнитная доска, учебник «Азбука», карточки с буквой Цц, звуковые карточки, раздаточный материал.

УУД:

Познавательные: дифференцирование звуков, восстановление текста сказки.

Регулятивные: определять тему урока и ставить цели урока, подводить итог своей деятельности на уроке.

Коммуникативные: умение работать в паре и группе.

Развитие речи на уроке:

1.Рассказывание сказки «Царевна-лягушка».

2.Ответы обучающихся на вопросы.

Ход урока:

1.Мотивационный момент. Психологический настрой.



Возле парты встали прямо

Посмотрели всё ли рядом?

Затаив своё дыхание

Сели тихо

И внимание!



* Звучит мелодия «Приходи, сказка».



Учитель:

1.Знакома ли вам эта мелодия?

2.Где вы слышали её раньше?(В сказках.)

3.Дайте характеристику этой мелодии.(Таинственная, сказочная, весёлая.)

4.Какие бывают сказки? (Волшебные, русские народные.)

5.Почему сказки называют волшебными?

6.Какие предметы встречаются в сказках?(Сказочные и волшебные.)



У нас на уроке сегодня тоже есть предмет из сказки. (Ларец.)

Что такое ларец? (обратимся к словарю Ожигова)

Наш ларец тоже сегодня на уроке не пустой, но что находится внутри этого Ларца мы узнаем, выполнив три задания.

А кто догадался из вас, почему нам надо выполнить именно три задания?

У русского народа число три - это магическое число.

В русских народных сказках встречается троекратный повтор.

Например:

Было 3 сына и 3 дочери.

Пройти три дороги.

Выполнить три задания.

Нам надо сегодня на уроке открыть на ларце три замочка и посмотреть, что находится внутри этого сказочного предмета.

Формулирование темы и целей урока

Постановка пробле-мы.



1.Задание.(Замочек).

Звуко-буквенный анализ слова.

Посмотрите внимательно на слово ЛАРЕЦ.

Сколько букв в слове?

Сколько звуков в слове?

Сделайте звуко-буквенный анализ слова.

Составление схемы слова.

Проблема. Тема урока: «Звук [ц] и буквы Цц».

(Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники

сформулируйте цели нашего урока.)



Цели урока: 

1.Познакомиться со звуком [ц].

2.Познакомится с буквами Цц, которые его обозначают.

3.Научиться читать слоги, слова, предложения и сказки с буквой ц. 



Дать характеристику новому звуку.



1 ряд – царь

2 ряд - цирк

3 ряд - царство



Ответы и характеристика нового звука от каждой группы.

обратить внимание на слова цирк и царь и царство:

буквы гласных в первом слоге разные, но буква ц перед ними читается одинаково твёрдо.



Сравнение.

Выводы.

-Произнесите первый звук. (ц)

-Какой он? (Согласный твёрдый глухой)

попробуйте, можно ли этот звук сказать мягко? (НЕТ)

-А можно ли к глухому звуку [ц] подобрать звонкую пару? (НЕТ)



ВЫВОД :Звук ц - это всегда твёрдый глухой согласный звук, у которого нет звонкой пары.



-С каким звуком познакомились?



2.Задание.(Замочек).



-Какой буквой обозначается звук ц?

-Буквами Цц.



Показ буквы.



Учитель:

- Какие слова, нами разобранные, могут жить в сказке? (Царь и Царство).

- Почему вы так решили?

- Как называются эти слова? (Слова-родственники).

- Какие слова из сказок, вы знаете на букву Ц?

- Давайте подберём к слову Царь и Царство слова - родственники.

Слова - родственники:((Царь, Царство, Царица, Царевна, Царевич)

- Что общего у всех этих слов? (Смысл, одинаковая часть слова).

- Назовите общую часть слова. (ЦАР).

- Где находится новая буква ц в словах-родственниках? (В начале слов).

Прочитайте слова во 2 столбике на слайде.(Красавица Красавец)

- Что можете рассказать про эти слова?( Это слова-родственники, так как у них есть одинаковая часть слова. Эти слова чаще всего используются в сказках. Так называют в сказках принцесс и принцев.)

- Где находится новая буква ц в этих словах? ( В середине и конце слова).

Прочитайте слова (МОЛОДЕЦ, МОЛОДЕЦ)

- Что вы заметили увидев и прочитав эти слова (Эти слова одинаково написаны).

- А чем эти слова отличаются? ( Ударением и смыслом, произношением).

- Как называется такое ударение, в одинаковых по написанию словах ? Подвижное ударение.

- Объясните смысл слова МОЛОДЕЦ.

- Объясните смысл слова МОЛОДЕЦ

ВЫВОД :

Физминутка

« Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы «Ц».

Есть слова, где Ц - в начале,

Есть слова, где Ц - в конце …»

Игра в мячик.

Учитель называет слово и бросает мячик обучающимся.

Задача обучающихся определить место нового звука и новой буквы в слове.

Огурец, цапля. цена, конец, отец, кольца, цветок, синица, птица, кольцо, церковь, цирк, цвет, соцветие, солнце, лицо, палец, пальцы, ножницы, цыплята, цифры, ларец, удалец, циркач, циркуль, пиццерия, птенцы, улица.

3.Задание.(Замочек).



Работа в группах.

Составить со словами молодец и молодец предложения по заданным схемам.





-Где чаще встречается в нашей речи слово молодец ?

-Где чаще встречается в нашей речи слово молодец ?



В словах молодец и молодец характеризуется последний звук и показывается нужная для него буква.



- Место буквы в алфавите.



ВЫВОД :



Работа с учебником.

Учитель предлагает открыть учебник на странице 93 и прочитать отрывок из сказки «Царевна Лягушка».



Учитель обращает внимание обучающихся на выставку книг.



Поставить на выставку книжку Царевна Лягушка.

--Обучающиеся самостоятельно читают отрывок из сказки.



Работа по прочитанному отрывку.



-Почему в сказке Василиса названа Премудрой ? (В ней много мудрости).

-В чём была её мудрость ? (Смогла выполнить все задания

отца - царя).

-А какие задания выполняла Василиса ? (Обучающиеся сами называют).

--Найдите в тексте слова с новым звуком и новой буквой.



Работа в паре

Работают с иллюстрацией.



Работа со словами.

Итог урока.

Рефлексия.

Самооценка обучающихся.





Дифференциация по интересам

Учитель: А какие задания мы сегодня на уроке литературного чтения выполнили, чтобы открыть наш сказочный и волшебный ларец и получить новые знания на уроке ?

Учитель: Чему эти задания нас научили ?

Учитель: Где в жизни могут пригодиться знания. Полученные сегодня на уроке ?

Учитель: Назовите тему урока.

Учитель: Какие цели ставили перед собой на уроке?

Учитель: Достигли мы эти цели?



-Какую букву узнали?

-Какие звуки обозначает буква ц?

-Какой это звук?

Выводы по уроку:

1.Звук ц - это всегда твёрдый глухой согласный звук, у которого нет звонкой пары.

2.Буквы Цц - место буквы в слове.

3.Сказка - Царевна Лягушка.

Учитель:  Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность на уроке литературного чтения.В ларце лежат картинки Царевны Лягушки.Раскрасить корону Царевны Лягушки:



Жёлтая - всё получилось на уроке и было интересно.

Серая - надо ещё поработать, были затруднения.

Чёрная - было трудно на уроке.



Если у вас появилось желание прочитать сказку Царевна Лягушка полностью, я вам рекомендую её прочитать дома и по желанию нарисовать иллюстрацию к сказке или эпизод из этой сказки. Можно нарисовать главных героев или понравившегося вам героя из этой сказки.

Книжка - малышка

Заселить новую букву

Заселить новых жителей в книжку (Царевну Лягушку).

Прочитать сказку Царевна Лягушка

Спутник Букваря



Урок закончен!

Спасибо за работу!





Сохранить у себя:
Конспект урока литературного чтение 1 класс"Буква "ц""

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки