МОАУСОЛШ№1 Амурская область г .Зея
Конспект урока литературного чтения
Азбука 1 класс УМК »Школа России»
Учитель: Смолина Марина Николаевна, учитель начальных классов 2018 г.
Тема урока: Звук [ц], буквы Ц ц
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Цель урока: познакомить обучающихся с непарным твёрдым согласным звуком [ц] и буквами Ц ц , которые обозначают этот звук на письме
Задачи урока:
1. Обучать детей чтению слов с буквой «Ц», другими изученными буквами.
2. Учить определять место звука [ц] в различных словах и сравнивать его звучание.
3. Вспоминать сказку «Царевна-лягушка» и работать над отрывком, приведённый в букваре.
Развивать:
а) умение читать, расширять читательский кругозор, совершенствовать навык смыслового чтения;
б) развивать фонематический слух учащихся; воображение, творческую способность детей;
в) навыки работы в парах, в группах.
Воспитывать:
а) положительные и дружеские качества в процессе коллективной работы;
б) воспитывать интерес к предмету;
в) воспитывать любовь к сказкам.
Формы организации урока:
Фронтальная.
Коллективная.
Индивидуальная.
Групповая.
Парная.
Методы
наглядный
беседа
диалог
практический
самостоятельная работа
репродуктивный
частично-поисковый.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация, лента букв, карточки для групповой работы, магнитная доска, учебник «Азбука», карточки с буквой Цц, звуковые карточки, раздаточный материал.
УУД:
Познавательные: дифференцирование звуков, восстановление текста сказки.
Регулятивные: определять тему урока и ставить цели урока, подводить итог своей деятельности на уроке.
Коммуникативные: умение работать в паре и группе.
Развитие речи на уроке:
1.Рассказывание сказки «Царевна-лягушка».
2.Ответы обучающихся на вопросы.
Ход урока:
1.Мотивационный момент. Психологический настрой.
Возле парты встали прямо
Посмотрели всё ли рядом?
Затаив своё дыхание
Сели тихо
И внимание!
* Звучит мелодия «Приходи, сказка».
Учитель:
1.Знакома ли вам эта мелодия?
2.Где вы слышали её раньше?(В сказках.)
3.Дайте характеристику этой мелодии.(Таинственная, сказочная, весёлая.)
4.Какие бывают сказки? (Волшебные, русские народные.)
5.Почему сказки называют волшебными?
6.Какие предметы встречаются в сказках?(Сказочные и волшебные.)
У нас на уроке сегодня тоже есть предмет из сказки. (Ларец.)
Что такое ларец? (обратимся к словарю Ожигова)
Наш ларец тоже сегодня на уроке не пустой, но что находится внутри этого Ларца мы узнаем, выполнив три задания.
А кто догадался из вас, почему нам надо выполнить именно три задания?
У русского народа число три - это магическое число.
В русских народных сказках встречается троекратный повтор.
Например:
Было 3 сына и 3 дочери.
Пройти три дороги.
Выполнить три задания.
Нам надо сегодня на уроке открыть на ларце три замочка и посмотреть, что находится внутри этого сказочного предмета.
Формулирование темы и целей урока
Постановка пробле-мы.
1.Задание.(Замочек).
Звуко-буквенный анализ слова.
Посмотрите внимательно на слово ЛАРЕЦ.
Сколько букв в слове?
Сколько звуков в слове?
Сделайте звуко-буквенный анализ слова.
Составление схемы слова.
Проблема. Тема урока: «Звук [ц] и буквы Цц».
(Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники
сформулируйте цели нашего урока.)
Цели урока:
1.Познакомиться со звуком [ц].
2.Познакомится с буквами Цц, которые его обозначают.
3.Научиться читать слоги, слова, предложения и сказки с буквой ц.
Дать характеристику новому звуку.
1 ряд – царь
2 ряд - цирк
3 ряд - царство
Ответы и характеристика нового звука от каждой группы.
обратить внимание на слова цирк и царь и царство:
буквы гласных в первом слоге разные, но буква ц перед ними читается одинаково твёрдо.
Сравнение.
Выводы.
-Произнесите первый звук. (ц)
-Какой он? (Согласный твёрдый глухой)
попробуйте, можно ли этот звук сказать мягко? (НЕТ)
-А можно ли к глухому звуку [ц] подобрать звонкую пару? (НЕТ)
ВЫВОД :Звук ц - это всегда твёрдый глухой согласный звук, у которого нет звонкой пары.
-С каким звуком познакомились?
2.Задание.(Замочек).
-Какой буквой обозначается звук ц?
-Буквами Цц.
Показ буквы.
Учитель:
- Какие слова, нами разобранные, могут жить в сказке? (Царь и Царство).
- Почему вы так решили?
- Как называются эти слова? (Слова-родственники).
- Какие слова из сказок, вы знаете на букву Ц?
- Давайте подберём к слову Царь и Царство слова - родственники.
Слова - родственники:((Царь, Царство, Царица, Царевна, Царевич)
- Что общего у всех этих слов? (Смысл, одинаковая часть слова).
- Назовите общую часть слова. (ЦАР).
- Где находится новая буква ц в словах-родственниках? (В начале слов).
Прочитайте слова во 2 столбике на слайде.(Красавица Красавец)
- Что можете рассказать про эти слова?( Это слова-родственники, так как у них есть одинаковая часть слова. Эти слова чаще всего используются в сказках. Так называют в сказках принцесс и принцев.)
- Где находится новая буква ц в этих словах? ( В середине и конце слова).
Прочитайте слова (МОЛОДЕЦ, МОЛОДЕЦ)
- Что вы заметили увидев и прочитав эти слова (Эти слова одинаково написаны).
- А чем эти слова отличаются? ( Ударением и смыслом, произношением).
- Как называется такое ударение, в одинаковых по написанию словах ? Подвижное ударение.
- Объясните смысл слова МОЛОДЕЦ.
- Объясните смысл слова МОЛОДЕЦ
ВЫВОД :
Физминутка
« Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы «Ц».
Есть слова, где Ц - в начале,
Есть слова, где Ц - в конце …»
Игра в мячик.
Учитель называет слово и бросает мячик обучающимся.
Задача обучающихся определить место нового звука и новой буквы в слове.
Огурец, цапля. цена, конец, отец, кольца, цветок, синица, птица, кольцо, церковь, цирк, цвет, соцветие, солнце, лицо, палец, пальцы, ножницы, цыплята, цифры, ларец, удалец, циркач, циркуль, пиццерия, птенцы, улица.
3.Задание.(Замочек).
Работа в группах.
Составить со словами молодец и молодец предложения по заданным схемам.
-Где чаще встречается в нашей речи слово молодец ?
-Где чаще встречается в нашей речи слово молодец ?
В словах молодец и молодец характеризуется последний звук и показывается нужная для него буква.
- Место буквы в алфавите.
ВЫВОД :
Работа с учебником.
Учитель предлагает открыть учебник на странице 93 и прочитать отрывок из сказки «Царевна Лягушка».
Учитель обращает внимание обучающихся на выставку книг.
Поставить на выставку книжку Царевна Лягушка.
--Обучающиеся самостоятельно читают отрывок из сказки.
Работа по прочитанному отрывку.
-Почему в сказке Василиса названа Премудрой ? (В ней много мудрости).
-В чём была её мудрость ? (Смогла выполнить все задания
отца - царя).
-А какие задания выполняла Василиса ? (Обучающиеся сами называют).
--Найдите в тексте слова с новым звуком и новой буквой.
Работа в паре
Работают с иллюстрацией.
Работа со словами.
Итог урока.
Рефлексия.
Самооценка обучающихся.
Дифференциация по интересам
Учитель: А какие задания мы сегодня на уроке литературного чтения выполнили, чтобы открыть наш сказочный и волшебный ларец и получить новые знания на уроке ?
Учитель: Чему эти задания нас научили ?
Учитель: Где в жизни могут пригодиться знания. Полученные сегодня на уроке ?
Учитель: Назовите тему урока.
Учитель: Какие цели ставили перед собой на уроке?
Учитель: Достигли мы эти цели?
-Какую букву узнали?
-Какие звуки обозначает буква ц?
-Какой это звук?
Выводы по уроку:
1.Звук ц - это всегда твёрдый глухой согласный звук, у которого нет звонкой пары.
2.Буквы Цц - место буквы в слове.
3.Сказка - Царевна Лягушка.
Учитель: Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность на уроке литературного чтения.В ларце лежат картинки Царевны Лягушки.Раскрасить корону Царевны Лягушки:
Жёлтая - всё получилось на уроке и было интересно.
Серая - надо ещё поработать, были затруднения.
Чёрная - было трудно на уроке.
Если у вас появилось желание прочитать сказку Царевна Лягушка полностью, я вам рекомендую её прочитать дома и по желанию нарисовать иллюстрацию к сказке или эпизод из этой сказки. Можно нарисовать главных героев или понравившегося вам героя из этой сказки.
Книжка - малышка
Заселить новую букву
Заселить новых жителей в книжку (Царевну Лягушку).
Прочитать сказку Царевна Лягушка
Спутник Букваря
Урок закончен!
Спасибо за работу!