МКОУ «Кироваульская СОШ»
Подготовила урок
Учитель начальных классов
МКОУ «Кироваульская СОШ»
Магомедова М.Х.
Конспект урока литературное чтение 2 класс.
Тема урока: Даниил Хармс « Что это было?».
Формирование УУД.
Личностные результаты:
-формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-формировать умение оценивать нравственное поведение литературных персонажей и прогнозировать своё поведение в аналогичной ситуации.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
- определять и формулировать учебную задачу на уроке;
- учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
познавательные УУД:
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- находить ответы на вопросы в тексте;
коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других.
Предметные результаты:
- формировать положительную мотивацию к чтению;
- развивать воссоздающее воображение;
- обучать адекватному восприятию прочитанного;
Задачи урока:
Образовательные:
Читать стихотворение ; находить в тексте сообщения известную и неизвестную информацию.
Дополнять информацию об авторе.
Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.
Развивающие:
Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Совершенствовать культуру речи учащихся.
Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
Формировать интерес к изучению литературного чтения
Сценарий урока
I.Организация начала урока.
Мотивация учебной деятельности. ( 2мин)
1. Приветствие
-Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок. Сегодня у нас присутствуют гости и им будет очень приятно увидеть, как много вы уже знаете и умеете. Поприветствуйте наших гостей. Садитесь за парты.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Сергеевна, сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. ( Слайд 1)
-Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке!
2. Минутка радости (Слайд 2)
Посмотрите, как солнышко вам улыбается. Оно дарит вам своё тепло. Улыбнитесь ему, а теперь протяните к нему ручки , возьмите у него тепло и подарите друг другу, подмигните одним глазком, другим глазком.
3. Игра «Что нас объединяет» (Слайд 3)
Мы все такие разные, но есть что-то что нас объединяет. Найдём, что?
- Встаньте те, кто в брюках;
- те, у кого сегодня хорошее настроение;
- те, кто родился зимой;
- те, кто любит мороженое;
- те, кто сегодня утром поцеловал мамочку;
- те, кто родился летом;
- те, кто любит путешествовать.
Уч: Я тоже люблю путешествовать!( Слайд 4) Особенно на море! В одном своём путешествии я нашла необычное послание. Может, прочитаем его вместе?
II. Закрепление опорных знаний. Построение сюжетной линии.( 15 мин)
(достаю письмо) (Слайд 5)
Тем, кто найдёт это письмо.
Здравствуйте!
Меня зовут Джим. Я люблю путешествовать по морям и океанам. В поисках несметных богатств. Однажды мой корабль потерпел крушение около острова учёных. От них я получил такие богатства, о которых даже не мечтал! Хотите узнать, что это за сокровища, тогда отправляйтесь в путь и пройдите все испытания, которые прошёл я. Удачи!!! Вам поможет моя карта!!!!
Уч: МЫ готовы отправится в путь? Хотите найти сокровища? А как вы думаете, что нам для этого нужно?
Дети: быть ловкими, внимательными, наблюдательными, старательными…
Уч: Но у нас не просто путешествие, а на уроке лит.чтения?
Дети: внимательно слушать, быть творческими, активными, выразительно читать, запоминать, делать открытия, делать выводы…
Уч: Если вы готовы, тогда будем отправляться, а на чём, узнаете, если разгадаете загадку. СЛАЙД 6
Это что за чудеса? Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль, по волнам плывёт ……(Корабль)
Уч: Вы умнички, мы отправляемся в путешествие на корабле. Сегодня я буду вашим капитаном!( одеваю капитанскую фуражку), а вы мои помощники – юнги.(специальные бейджики и косынка на шее)
Прекрасная волна, прекрасный крепкий ветер!
До выхода из порта осталось 7 секунд.
Какая радость жить на белом свете,
Какое счастье знать, что где-то очень ждут.
Нам выбрать экипаж, что принесёт удачу,
Ответственно и сложно, но мы идём вперёд.
Джим поставил нам серьёзную задачу!
Эй, лоцман, карту мне, удача всех нас ждёт.
( ученик или ученица выносят карту) Слайд 7
Мы отправляемся в увлекательное путешествие. Наш путь лежит к берегам счастливых надежд через неизведанные острова.
Я вас приглашаю на палубу корабля, но чтобы отплыть он должен услышать кодовые слова.
Работа над чистоговоркой. СЛАЙД 8
Ли-ли-ли в синем море корабли
Ля-ля-ля вот и мачта корабля
Ле-ле –ле поплывём на корабле
Лю-лю-лю путешествовать люблю.
- Повторяют за учителем.
-Читают хором, от медленного к быстрому;
- Читают хором от громкого к тихому;
Интонационная разминка - мы плывём по волнам.(даю установку) СЛАЙД 9
Капитан! ( Бодро, торжественно)
Капитан. ( с жалобным вздохом)
Капитан? ( капризно, с удивлением)
Путешествие? (беспокойно, с удивлением)
Путешествие! (восторженно)
Путешествие. ( мечтательно)
Я юнга? ( жизнерадостно с удивлением)
Я юнга. ( мягко, ласково, приветливо)
Я юнга!!! ( дерзко, властно)
Уч: Волны прошли и заходим в бухту «Повторения». СЛАЙД 10
Те детки, у кого на парте лежит якорь, тихонько выполняют задание- тест,
остальные работают со мной.
Послушайте отрывок из произведения и определите жанр.(Читаю отрывок «Чижи»).
Жили в квартире 44, Чиж – за кухарку,
Сорок четыре весёлых чижа: Чиж – за хозяйку,
Чиж – судомойка, Чиж – на посылках,
Чиж – поломойка, Чиж –трубочист.
Чиж – огородник,
Чиж – водовоз,
- Как определили жанр? (рифма)
- Кто автор?
- Кому посвящается?
Оценивание детей, работающих по карточкам.
Оценка деятельности.
Посмотрите на таблицу, которая лежит у вас на парте. Напишите своё имя. Если вы считаете, что выполнили всё правильно, то поставьте (!),если вы почти ничего не угадали (?).
Таблица достижений по уроку литературного чтения
Ученика (ученицы) 2 класса______________________
Бухта «Повторение»
1 | Риф «Открытие тайны» 2 | Остров «Замечательных людей» 3 | Залив «Что это было» 4 | Подводные скалы
5 | Остров «Весёлая рифма» 6 |
|
|
|
|
|
|
Уч: мы справились с волнами, отлично прошли бухту повторения и стали ближе на шаг к заветной цели. За каждое выполненное задание мы будем получать флажок.(М)
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА СЛАЙД 11
Ветер стих, нам сложно плыть дальше. Давайте поможем, наберем побольше воздуха и дуем в паруса.
КАРТА СЛАЙД 12
III. Постановка учебной задачи.
Уч: Отлично, мы проплываем мимо рифа «Открытие тайны». СЛАЙД 13 Предлагаю вам поработать в парах и открыть тайну. И если у вас это получится, мы получим второй флажок!
На рифах много кораллов, они нам и помогут.
Обведите в кружок каждую 4 – ю букву и эти буквочки запишите в ряд.
Х Ж Ь Д Ь П Б А П У Г Н Ш Щ Э И Т Т П И Ю И П Л Ь О Ш Х Ь Ш Ш А Л А Е Р И Л П М О З Ь С Э К В Ч С М И Т Ь Б Ю О П О А Э В К Я Т Н Д Ж О Ю З Х Б Ц Г К Ы Ж Т И Л Я Ч Я О * * * * ? |
СЛАЙД 14 ТАБЛИЦА ДОСТИЖЕНИЙ
СЛАЙД 15 КАРТА
Дети : Даниил Хармс «Что это было? Очень –очень вкусный пирог».
Уч: Молодцы! Мы открыли тайну, и что же это такое?
Дети: Это тема нашего сегодняшнего урока.
Уч: мы получаем второй флажок. (О)
Плывём дальше и попадаем на остров «Замечательных людей». СЛАЙД 16
Фото изученных авторов
В.Бианки Б.Жидков. М.Пришвин
Е. Чарушин Д.Хармс
- Назовите, кого вы узнали?
- Как вы думаете, почему остров так называется?
- Вспомним что они написали для детей.
- А как вы думаете какой автор отличается от других? Докажите.
Вспоминаем некоторые сведения о Хармсе.
(дети)
Даниил Хармс. Настоящее имя – Даниил Иванович Ювачёв. Родился он в Петербурге в 1905 году, а умер в 1942 году в Ленинграде. Сейчас этот город снова стали называть Петербургом.Д.Хармс был большим выдумщиком. Его стихи и
рассказы с большим удовольствием читали ваши прабабушки и прадедушки в журналах «Чиж» и Ёж».
Даниил Хармс всегда подписывался псевдонимами.
Среди множества псевдонимов были такие: Карл Иванович Шустерлинг или Пустерлинг,
Шардам, Дандан, Иван Топорышкин, писатель Колпаков и др.
Чаще всего повторялось имя Хармс.
А как вы думаете, зачем Даниил Иванович придумывал себе почти каждый день новые имена? ( варианты детей – так веселее, чтоб никто не узнал)
Он считал. Что постоянное имя приносит несчастье, а новые - всегда радость и счастье.
(доп.информация - Даниил Хармс умел разговаривать на нескольких иностранных языках , играл на волторне ,сочинять веселые стихи и истории. Умел изображать муху в полете, когда она думает, куда бы ей приземлиться.
- Попробуем (Ученики по желанию изображают муху)
ТАБЛИЦА ДОСТИЖЕНИЙ 17
Получаем третий флажок. (Л)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СЛАЙД 18
под песню Барбарики
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Изучение нового материала
Наш корабль заходит в залив «Что это было» СЛАЙД 19
– В 1930-е годы в журнале Чиж появились истории про Карла Ивановича Шустерлинга.
– Вы уже знаете, что один из псевдонимов Д.Хармса – Карл Иванович Шустерлинг. Так вот, этот Карл Иванович был очень непонятливым человеком. Он все время оказывался в затруднительном положении и просил ребят помочь ему. От его имени читателям журнала предлагались веселые задачи на смекалку, загадки. Одну из них мы сейчас прочитаем.
Чтение стихотворения «Что это было» учителем. (с.174)
– Вы поняли, что это было? Как догадались?
– А почему герой стихотворения не понял?
– Что же за человек – герой этого стихотворения?
Чтение и анализ текста
– Прочитайте стихотворение про себя. 1 читает вслух.
– Найдите описание героя в стихотворении. Какого литературного персонажа напоминает человек, который зимой ходит « в галошах, в шляпе и в очках»?
– Как вы думаете, зачем Хармс упоминает про очки? (Может быть, перед нами ученый человек, он рассеян, потому что обдумывает что-то очень важное.)
– Итак, он идет, размышляет, что его вдруг заинтересовало?
– Прочитайте так, чтобы передать характер героя.
– Зачем он пустился вдогонку, какое желание им двигало?
– Почему в последней строфе дважды повторяется слово долго?
– Почему герой думает, сняв очки? (Герою хочется во всем разобраться, все понять. Этот человек привык во всем видеть что-то сложное, все долго обдумывать и такие простые вещи ставят его в тупик)
– Прочитайте выразительно последнюю строфу.
– Прочитайте все стихотворение, передавая характер героя.
Получаем четвёртый флажок (О)
Коса эмоций СЛАЙД 20
Путь к следующему острову лежит через косу эмоций.
Радость
Грусть
Удивление
Злость
А какое чувство мы передавали при чтении стихотворения «Что это было?».
(удивление) Получаем флажок (Д)
Физкультминутка для глаз СЛАЙД 21
Чтоб отправиться дальше.
Проведем небольшую разминку. Подбери рифму: СЛАЙД 22
ПАЛКА ПЕНЬ
ТЕНЬ ФИШКА
МЫШКА ИГРЫ
ТИГРЫ ГАЛКА
- Внимание! Мы отвлеклись и расслабились, а перед нами - подводные скалы. Слайд 23 Здесь затонуло много кораблей. Наверное, члены экипажей были невнимательны на уроках или не умели дружить. Сможем ли мы благополучно миновать это место?
Добраться до следующего острова сможем, если будем дружны.
подводные скалы можем проплыть только на лодках, а их только 7. Давайте объединимся в маленькие экипажи.
Работа в группах .На лодках напечатаны стихотворения про море с недостающими словами. «Подбери рифму»
1-я лодка : На дне океана живет …(осьминог),
Его там и папа, и мама ….( живет ),
Живет там большая морская… ( семья) -
Отец Осьминогов и ….(сыновья).
2-я лодка : Звездочки морские Новый Год встречали.
И коралл, как ёлку, дружно наряжали.
Только нет игрушек в море под водой.
И пришлось им ветки украшать собой.
3-я лодка : Я в море заплыл и лежу на … ( спине).
Какая-то птица парит в … (вышине).
Какая-то рыба на дне, в …(глубине),
Глядит, как над ней я парю на …(спине).
4-я лодка : О чём грустят кораблики
От суши вдалеке?
Грустят, грустят кораблики
О мели на реке,
Где можно на минуточку
Присесть и отдохнуть,
И где совсем ничуточки
Не страшно утонуть.
5-я лодка: Море, я к тебе … (бегу!)
Я уже на … (берегу)!
Я бегу к твоей …( волне),
А волна бежит ко …(мне) !...
6-я лодка : Я рисую … (море),
Голубые … (дали).
Вы такого … ( моря)
Просто не … (видали)!
7-я лодка : У меня такая краска …(голубая),
Что волна любая просто как … (живая)!
Я сижу тихонько около … (прибоя) –
Окунаю кисточку в море …(голубое).
Работа по таблице достижений. СЛАЙД 24
Получаем флажок (Ц)
Театральный остров СЛАЙД 25
Этот остров творчества и талантов. Для проявления своего актёрского таланта мне нужно 2 ученика.
Инсценировка стихотворения. Один читает, другой показывает, предварительно выбрав вещи в которых был главный герой.
Если остаётся время читаем как мишка, как барашек.
РАБОТА ПО КАРТЕ ДОСТИЖЕНИЙ СЛАЙД 26
Получаем флажок ( Ы)
УРА!!!!!! Мы прошли все,задания,расшифровали слово МОЛОДЦЫ. Вы показали, что многое знаете и умеете, потому что вместе вы - одна дружная команда, и в этом ваша сила. Молодцы! Открываем сундук СЛАЙД 27
Я благодарю вас за активную и добросовестную работу.
Посмотрите все ли задачи мы выполнили?( смотрят в свои таблицы)
- Материал предыдущих уроков повторили?
- Тайну раскрыли?
- С замечательными людьми продолжили знакомство?
- Научились выразительно читать? Знаем что такое рифма? Память тренировали? Друг другу помогали? А это самое главное вы молодцы!
Рефлексия СЛАЙД 27
От нашего путешествия все парты у вас в капельках воды,посмотритена них и выберете
– Метод пяти пальцев
М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?
От нашего путешествия все парты у вас в капельках воды,посмотритена них и выберете ту капельку,которая по настроению похожа на вас.
Домашнее задание СЛАЙД 28
Выразительное чтение стихотворения.
Наизусть стихотворение.
Инсценировать стихотворение.
Творческое. Напишите мини – сочинение на тему «Если бы я был детским писателем, о чём бы я писал»