Конспект урока "Кот-Ворюга"

Разработка для 3 класса. Применялось на уроках по литературному чтению.

Содержимое разработки

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Литературное чтение

Класс

3

Тема урока

Знакомство с рассказом К.Паустовского «Кот-ворюга»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать литературоведческие понятия, научиться анализировать произведение.

Осознанно строить высказывание; готовность слушать собеседника и вести диалог; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Сформировать духовно – нравственные чувства.

Решаемые учебные проблемы

Научить детей видеть главные эпизоды, понять предметную сторону каждого эпизода.

Основные понятия, изучаемые на уроке

.

Вид используемых на уроке средств ИКТ


Образовательные интернет-ресурсы


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Деятельность учителя

Организационный момент. (Настрой на работу)

Проверка домашнего задания.

Деятельность учащихся

Дети отвечают пересказ Стальное колечко

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением К.Г.Паустовского. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова). Первое слово вы узнаете, разгадав загадку:

Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.

Поговорить с детьми есть ли у них домашние животные.


Деятельность учащихся









- Кот

3. ЭТАП целеполагания

Деятельность учителя

-Как вы думаете, о ком будет рассказ

-Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Паустовского«Кот-ворюга».

Я вам сейчас назову слова.Какие это слова.

Вор , воришка , ворюга.

-Что значит слово «вор», о ком так говорят?

-Какой оттенок у слова воришка ?

Какой оттенок у слова ворюга.

Кто такой ворюга?

-Что может произойти в рассказе с таким названием?


Деятельность учащихся

О коте





-Вор - тот кто крадет, берет чужое без разрешения.

-Ласковый.

-Грубый отрицательный.

-Ворюга – так говорят презрительно о том ,кто совершает кражу.


4. ЭТАП планирования.

Деятельность учителя

- Как вы думаете, что мы будет делать сегодня на

уроке?


Деятельность учащихся

- Анализировать текст, оценивать поступки героев произведения. Мы должны выяснить, что самое ценное хотел показать нам автор.

5 ЭТАП"Открытие" нового знании.

Деятельность учителя

1. Подготовительная работа. Установка на

восприятие текста.

- Сегодня мы познакомимся с рассказом Паустовского «Кот-ворюга»

Учитель читает по отрывкам.

2. Первичное восприятие текста.

- Посмотрим незнакомые слова.

Кукан – верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу.

Плотица – небольшая рыбка плотва.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).


3. Проверка первичного восприятия текста.

- Понравилась ли вам рассказ?

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?


Деятельность учащихся

(Фронтальная работа)





















Дети отвечают на поставленные вопросы







6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Анализ произведения

  1. Какой это рассказ: веселый или грустный?

-Можно сказать, что он юмористический?

-Почему он юмористический?


От чего имени ведется рассказ?

Какие персонажи встречаются в рассказе?

- Что можно сказать о характере кота по его внешнему виду?

- Как автор описывает внешний вид кота?


- Каким был кот в начале рассказа?

- Найдите и прочитайте наиболее яркие слова, которыми автор характеризует кота.




- Как к нему относились герои в начале рассказа? Прочтите.



- А что всегда испытывает кот?

-Прочтите нужный отрывок про себя и приготовьтесь рассказать, как кот попался?


- как отнеслись к коту люди?

Прочитайте отрывки в тексте

- Зачитайте, как автор характеризует кота?

- вдумайтесь в смысл слова «беспризорник».


- а что испытывал кот, когда попал к людям в руки?

- посмотрим теперь на конец рассказа, меняется ли отношение людей к коту?



- можно сказать, что у кота по отношению к людям появилось полное доверие.

- что же предотвратило беду?

-Какие проделки кота заставили рыболовов поймать его? Зачитайте из текста






- В чем причина воровства кота?




-Почему кота поручили поймать именно Леньке?



– Почему Ленька предложил накормить кота как следует?

– Как Ленька поступил по отношению к коту?



- Почему автор пишет, что пойманный кот "Ждал, зажмурив глаза”?

- Что изменило кота?


- Как изменило кота добро людей?

- Как автор называет кота в конце рассказа?

Этап вторичного синтеза

Составить план произведения







Проиллюстрируйте как вы представляете себе этого кота на листе бумаги


Деятельность учителя


- Веселый

- Да, можно

-Произведение, в котором с доброй насмешкой описываются герои и их поступки, называется юмористическим

-От автора

- Кот, Ленька, автор, Рувим, куры и петух Горлач

- бродяга, бандит, кот, потерявший всякую совесть


- тощий, огненно – рыжий, с белыми подпалинами на животе

-Кот был хитрым и очень наглым

у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот- бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.

Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб.


Они относились к нему с негативом. Хотели его наказать. Он им не нравился, так как много воровал


- страх, ужас)

Читают отрывок


- Пожалели, накормили.



Тощий, беспризорник …

Это значит без присмотра, проказник


Он был напуган, но при этом был рад спасению

Да, меняется. Люди полюбили кота, взяли его домой



- Да, но не до конца


Кот стала домашним и ручным.

Он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.


Кот в рассказе Паустовского не обычный деревенский кот, живущий в каждой избе, а кот – ворюга, добывающий пропитание не подачками, а разбоем.

- Ленька, как и кот, славился бесстрашием и ловкостью. Два храбреца и ловкача, два равных соперника.

- понял, в чем причина его выходок


- Защитил



-Чтобы показать, как кот был голоден и какой был он довольный при виде еды

- доброта, жалость, он почувствовал, что теперь он не один, у него есть хозяин)

-Кот перестал воровать

- Милиционер, хозяин



-1.Кот-ворюга и его проделки


2.Как ловили кота-ворюгу


3.Перевоспитание кота-ворюги или Кот-милиционер.

Дети рисуют

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Деятельность учителя

Было интересно..

Я понял, что ..

Мне захотелось …

Я почувствовал …

Я научился …

Я смог …«


Деятельность учащихся


8 ЭТАП Домашнее задание

Страница 91 номер 3


Сохранить у себя:
Конспект урока "Кот-Ворюга"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки