Конспект урока «Имена существительные общего рода»
Дети с самого начала урока сидят в группах.
Здравствуйте, дети. Садитесь. Запишите в тетрадях дату и классная работа.
Ребята, я предлагаю вам решить задачу. Задаче на экране (Слайд 1)
В кабинет русского языка вошли 5 человек: забияка Петренко, ябеда Сухих, соня Седых, плакса Нестеренко и сладкоежка Гриневич. Подумайте в группе и определите, сколько в кабинете девочек и сколько мальчиков. Время на подготовку – 2 минуты.
Получилось у вас решить задачу?
Нет
А почему?
Невозможно по названию профессии, по фамилиям понять, мужчина это или женщина. Фамилии – несклоняемые имена существительные, они могут обозначать лиц как женского, так и мужского пола. А по существительным забияка, соня, плакса, сладкоежка тоже никак не определить, какого она рода.
А вы знаете, как называются такие существительные, которые обозначают лиц мужского и женского пола одновременно?
Нет
Значит, какова цель урока?
Узнать, как называются существительные, которые обозначают лиц мужского и женского пола одновременно, понять, как определять род таких существительных, и научиться употреблять такие существительные в речи
Обсудите в группе, как бы вы назвали такие существительные. Каким словом их можно назвать?
Написать заготовку.
Мы считаем, такие имена существительные называются … потому что
Теперь давайте узнаем, как на самом деле называются такие существительные, прочитайте в учебнике название параграфа. Это и будет темой нашего урока.
Имена существительные общего рода (Слайд 2)
Как вы думаете, чем мы будем заниматься?
А теперь давайте вернемся к задаче. Что нужно сделать, чтобы можно было её решить?
Добавить имена
Давайте добавим.
В кабинет русского языка вошли 5 человек: забияка Андрей Петренко, ябеда Даша Сухих, соня Вика Седых, плакса Лида Нестеренко и сладкоежка Сережа Гриневич. Сколько в кабинете девочек и сколько мальчиков? (Слайд 3)
3 девочки и 2 мальчика
Как еще можно изменить задачу? Попробуйте охарактеризовать этих ребят. Какими они могут быть?
В кабинет русского языка вошли 5 человек: вредный забияка Андрей Петренко, грустная ябеда Даша Сухих, обидчивая соня Вика Седых, расстроенная плакса Лида Нестеренко и жизнерадостный сладкоежка Сережа Гриневич. Сколько в кабинете девочек и сколько мальчиков? (Слайд 4)
Обратиться к учебнику, только потом запишем схему. Прочитать вслух. Задать вопрос: Как определить род существительных?
А сейчас я предлагаю вам записать в тетрадь правило в виде схемы:
Имена существительные общего рода
н
Называют качества людей
Мужской род Женский род (если лица мужского пола) (если лица женского пола)
прилагательное в мужском роде прилагательное в женском роде
А сейчас я предлагаю вам закрепить правило. Вам нужно в группе выполнить упр. 277. 1 группа – 1 предложения, 2 группа – 2, 3 группа – 3.
Сделать заготовку ответа.
В первом случае прилагательное употребляется в … роде, потому что существительное … обозначает лицо … пола. Во втором случае прилагательное употребляется в … роде, потому что существительное … обозначает лицо … пола.
Чему вы научились, выполняя это задание? (презентация с планом)
Мы научились употреблять имена прилагательные с существительными общего рода.
Сейчас немного разомнемся. Я буду читать вам предложения. Если в нем нет грамматических ошибок, то вы хлопаете в ладоши. Если же ошибки есть, то приседаете. Слушайте внимательно, но долго думать нельзя.
1.Сережа – такая забияка.
2.Вера – жуткая соня.
3.Андрей – настоящий задира.
4.Моя сестра – вредный плакса.
5.Семен – подвижный непоседа.
6. Молодой доктор.
7.Молодая доктор.
Задать вопросы: Почему остановились? Почему присел(а)? Почему хлопнул(а)? дети должны обосновать
Скажите, как вы думаете, о чем будем говорить дальше?
О существительных, которые обозначаю названия профессий.
Я составила для вас предложения с этими словосочетаниями:
Молодой доктор выписал рецепт.
Молодой доктор выписала рецепт.
Молодая доктор выписал рецепт.
Молодая доктор выписала рецепт.
Сколько здесь правильных предложений? Обратите внимание на правило, которое мы записали.
У нас возникла проблема.
А в чем заключается проблема?
Эти существительные оканчиваются не на –а или –я. Мы не можем применить это правило к данным словам.
Я предлагаю вам провести исследование в группах, используя разные источники.
Сделать заготовки ответа.
Мы считаем, что правильными являются предложения № …….., потому что.
Сейчас выполним упражнение 280. Каждой группе достается по 2 слова.
А чем мы занимались сейчас?
Мы научились правильно употреблять глаголы с существительными общего рода.
Сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Упр. 279 стр. 146
Какова была тема нашего урока?
Давайте обратимся к плану, который получился в ходе урока.
Вы научились употреблять имена прилагательные с существительными общего рода? Приведите примеры.
Научились употреблять глаголы с существительными общего рода? Приведите примеры.
Где могут пригодиться вам эти знания в жизни?
Благодарю вас за работу.