Конспект урока "Имена существительные общего рода"

Конспект урока "Имена существительные общего рода"

Содержимое разработки

Конспект урока «Имена существительные общего рода»


Дети с самого начала урока сидят в группах.


Здравствуйте, дети. Садитесь. Запишите в тетрадях дату и классная работа.

Ребята, я предлагаю вам решить задачу. Задаче на экране (Слайд 1)

В кабинет русского языка вошли 5 человек: забияка Петренко, ябеда Сухих, соня Седых, плакса Нестеренко и сладкоежка Гриневич. Подумайте в группе и определите, сколько в кабинете девочек и сколько мальчиков. Время на подготовку – 2 минуты.

Получилось у вас решить задачу?

Нет

А почему?

Невозможно по названию профессии, по фамилиям понять, мужчина это или женщина. Фамилии – несклоняемые имена существительные, они могут обозначать лиц как женского, так и мужского пола. А по существительным забияка, соня, плакса, сладкоежка тоже никак не определить, какого она рода.

А вы знаете, как называются такие существительные, которые обозначают лиц мужского и женского пола одновременно?

Нет

Значит, какова цель урока?

Узнать, как называются существительные, которые обозначают лиц мужского и женского пола одновременно, понять, как определять род таких существительных, и научиться употреблять такие существительные в речи


Обсудите в группе, как бы вы назвали такие существительные. Каким словом их можно назвать?


Написать заготовку.

Мы считаем, такие имена существительные называются … потому что


Теперь давайте узнаем, как на самом деле называются такие существительные, прочитайте в учебнике название параграфа. Это и будет темой нашего урока.

Имена существительные общего рода (Слайд 2)


Как вы думаете, чем мы будем заниматься?


А теперь давайте вернемся к задаче. Что нужно сделать, чтобы можно было её решить?

Добавить имена

Давайте добавим.

В кабинет русского языка вошли 5 человек: забияка Андрей Петренко, ябеда Даша Сухих, соня Вика Седых, плакса Лида Нестеренко и сладкоежка Сережа Гриневич. Сколько в кабинете девочек и сколько мальчиков? (Слайд 3)

3 девочки и 2 мальчика


Как еще можно изменить задачу? Попробуйте охарактеризовать этих ребят. Какими они могут быть?

В кабинет русского языка вошли 5 человек: вредный забияка Андрей Петренко, грустная ябеда Даша Сухих, обидчивая соня Вика Седых, расстроенная плакса Лида Нестеренко и жизнерадостный сладкоежка Сережа Гриневич. Сколько в кабинете девочек и сколько мальчиков? (Слайд 4)


Обратиться к учебнику, только потом запишем схему. Прочитать вслух. Задать вопрос: Как определить род существительных?


А сейчас я предлагаю вам записать в тетрадь правило в виде схемы:

Имена существительные общего рода






н



екоторые существительные, которые имеют окончания –а, -я



Называют качества людей



Мужской род Женский род (если лица мужского пола) (если лица женского пола)




прилагательное в мужском роде прилагательное в женском роде


А сейчас я предлагаю вам закрепить правило. Вам нужно в группе выполнить упр. 277. 1 группа – 1 предложения, 2 группа – 2, 3 группа – 3.


Сделать заготовку ответа.

В первом случае прилагательное употребляется в … роде, потому что существительное … обозначает лицо … пола. Во втором случае прилагательное употребляется в … роде, потому что существительное … обозначает лицо … пола.


Чему вы научились, выполняя это задание? (презентация с планом)

Мы научились употреблять имена прилагательные с существительными общего рода.


Сейчас немного разомнемся. Я буду читать вам предложения. Если в нем нет грамматических ошибок, то вы хлопаете в ладоши. Если же ошибки есть, то приседаете. Слушайте внимательно, но долго думать нельзя.


1.Сережа – такая забияка.

2.Вера – жуткая соня.

3.Андрей – настоящий задира.

4.Моя сестра – вредный плакса.

5.Семен – подвижный непоседа.

6. Молодой доктор.

7.Молодая доктор.


Задать вопросы: Почему остановились? Почему присел(а)? Почему хлопнул(а)? дети должны обосновать


Скажите, как вы думаете, о чем будем говорить дальше?

О существительных, которые обозначаю названия профессий.


Я составила для вас предложения с этими словосочетаниями:

Молодой доктор выписал рецепт.

Молодой доктор выписала рецепт.

Молодая доктор выписал рецепт.

Молодая доктор выписала рецепт.


Сколько здесь правильных предложений? Обратите внимание на правило, которое мы записали.


У нас возникла проблема.

А в чем заключается проблема?

Эти существительные оканчиваются не на –а или –я. Мы не можем применить это правило к данным словам.


Я предлагаю вам провести исследование в группах, используя разные источники.

Сделать заготовки ответа.

Мы считаем, что правильными являются предложения № …….., потому что.


Сейчас выполним упражнение 280. Каждой группе достается по 2 слова.


А чем мы занимались сейчас?

Мы научились правильно употреблять глаголы с существительными общего рода.


Сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Упр. 279 стр. 146

Какова была тема нашего урока?

Давайте обратимся к плану, который получился в ходе урока.

Вы научились употреблять имена прилагательные с существительными общего рода? Приведите примеры.

Научились употреблять глаголы с существительными общего рода? Приведите примеры.

Где могут пригодиться вам эти знания в жизни?


Благодарю вас за работу.








Сохранить у себя:
Конспект урока "Имена существительные общего рода"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки