Конспект урока-экскурсии по окружающему миру Что такое хвоинки 1 класс

Конспект урока – экскурсии по окружающему миру на тему «Что такое хвоинки?»

Учитель начальных классов: Баранова Надежда Сергеевна

1 класс

УМК: «Школа России», Плешаков А.А.

Цель: закрепление знаний о характерных признаках хвойных деревьев и кустарников, растущих на территории родного края.

Задачи:

  • формировать экологически культурное поведение детей, ответственность за сохранение природных богатств родного края
  • повышать уровень экологического сознания подрастающего поколения, понимать значимости проблемы сохранения лесных ресурсов, активизировать практическую и природоохранную деятельность детей
  • развивать потребность в общении с природой
  • воспитывать нетерпимое отношение к действиям людей, причиняющих вред природе формировать ответственное отношение к природным богатствам родного края и привлечения внимания общественности к проблемам охраны природы.

Содержимое разработки

Конспект

урока – экскурсии

по окружающему миру

на тему

«Что такое хвоинки?»


Учитель начальных классов: Баранова Надежда Сергеевна

1 класс

УМК: «Школа России», Плешаков А.А.

Цель: закрепление знаний о характерных признаках хвойных деревьев и кустарников, растущих на территории родного края.

Задачи:

  • формировать экологически культурное поведение детей, ответственность за сохранение природных богатств родного края

  • повышать уровень экологического сознания подрастающего поколения, понимать значимости проблемы сохранения лесных ресурсов, активизировать практическую и природоохранную деятельность детей

  • развивать потребность в общении с природой

  • воспитывать нетерпимое отношение к действиям людей, причиняющих вред природе формировать ответственное отношение к природным богатствам родного края и привлечения внимания общественности к проблемам охраны природы.

УУД:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других.

Место проведения экскурсии: экосистема хвойного леса на территории хантыйского стойбища «Этархарикурт» в г. Нягани.

Дата проведения: 4 октября – урок окружающего мира «Что такое хвоинки?».

Возраст учащихся: 6-7 лет

Оборудование: карандаши, блокнот, дидактический материал.

Подготовка учителя к экскурсии:

  • Спланировать маршрут экскурсии

  • Провести беседу об охране природы.

  • Провести беседу о правиле поведения в природе.

  • Провести беседу с детьми: о маршруте и длительности экскурсии, об одежде, о программном содержании.

  • Собрать аптечку: йод, зеленка, бинт, спирт или одеколон, жгут.

Подготовка учащихся к экскурсии:

  • Побеседовать с учащимися о различных периодах осени (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире,, с вопросами ее охраны).

  • Поручить учащимся заучить стихотворения о природе.

  • Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "Лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.

Ход урок.

  1. Организационный момент.

У нас сегодня необычный урок окружающего мира – урок-экскурсия.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свет в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,-

Входи сюда, будь сердцем чуток,-

Не оскверни его святынь.

  1. Объявление темы урока.

– Сегодня в лесном уголке мы поближе познакомимся с растениями, которые и зимой радуют всех пышным зелёным нарядом. Как называются эти деревья и кустарники? (Хвойные)

  1. Экскурсия в лес. Работа по теме урока.

- Мы пришли в лес. Давайте послушаем его.

- Какие запахи здесь присутствуют?

- Какое время года наступило?

- Как изменился лес с приходом осени?

- Давайте составим план нашей работы. Ваши предложения?

План экскурсии:

1. Правила поведения на экскурсии.

2. Погода для проведения экскурсии.

3. Общий вид леса.

4. Условия жизни в лесу.

5. Растения леса.

6. Взаимосвязь животных и растений.

7. Животные леса.

8. Охрана леса.

9. Подведение итогов.

Начинаем нашу работу.

Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу

 - Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в осенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)

  • Нельзя разжигать костер в лесу, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

  • Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

  • Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

  • Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

  • Нужно ходить только по уже протоптанным дорожкам; не напугать лесных жителей, услышать голоса леса, увидеть красивые пейзажи).

- Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, давайте войдем в лес другом.

Продолжим нашу работу.

- Понаблюдайте за погодой сегодняшнего дня. (Ответы детей)

- Посмотрите вокруг – кто сможет объяснить, что такое лес?


Ученик рассказывает стихотворение:

Здравствуй, лес, дремучий лес

Полный сказок и чудес…

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе , как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь- мы свои.


- Посмотрите на общую окраску леса? Какая преобладает? (Желтая и красная)

- С чем это связано? (С сезонными изменениями в природе (наступила осень).

- Расскажите об условиях жизни в лесу. (В лесу количество света меньше, чем на открытом месте, а влаги наоборот больше.)

- Подумайте, не мешают ли расти друг другу растения леса? (Они растут ярусами-этажами. Выше всех деревья, ниже – кустарники, еще ниже трава и грибы).

- Как вы думаете, случайно ли размещаются растения в лесу этажами и почему? (У них идет борьба за свет и тепло).

- Все деревья леса можно разделить на 2 группы по их внешнему виду. На какие? Кто догадался? (Лиственные и хвойные).

- В каком лесу находимся мы? (В смешанном).

4. Работа в группах.

- Давайте разделимся на группы и выполним следующее задание:

Задание № 1

Понаблюдаем за растениями леса.

Дети вытаскивают карточку с названием растения (1 для группы: берёза, ель, сосна, осина) и проводят наблюдения по плану:

1. Название растения.

2. Дерево, кустарник или травянистое растение.

3. Как выглядит стебель? Какой он на ощупь?

4. Какие размеры, форму и окраску имеют листья?

5. Есть ли у растения: цветки? Какие у них размеры? Форма? Окраска? Запах?

6. Есть ли у растений плоды? Как они выглядят?

7. Найдите других представителей вашей группы среди растения леса.

8. Сравните листья хвойных и лиственных деревьев. В чем их сходство и отличие? Рассмотрите. Почему хвойные деревья называются вечнозелеными?

9. Понаблюдайте, какие изменения произошли в неживой природе? Что изменилось в жизни растений?

5. Физкультминутка «Похлопали – потопали»

Если он говорит правду, дети хлопают, если нет – топают.

– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.

– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.

– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.

– Внутри деревьев течет сок.

– На нашем лесу много разных деревьев.

– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.

6. Работа по теме урока.

Задание № 2

    1. В лесу есть теплолюбивые и тенелюбивые растения. Найдите их в лесном сообществе. Приведите пример.

    2. Расскажите о пользе хвойных деревьев.

(* очищает воздух;

* задерживает осадки, закрепляет почву;

* обеспечивает защиту от эрозии;

* участвует в процессе фотосинтеза;

* участвует в круговороте воды;

* место обитания и корма для животных;

* использование, как сырье;

* использование в рекреационных ресурсах).

- Можно ли лес представить без животных? Давайте понаблюдаем за жизнью животных.

Задание № 3

Примерный план наблюдения за животными (птицы, звери, насекомые).

1. Назвать животных.

2. К какой группе относятся животные?

3. Какие размеры, форму и окраску имеет животное? Чем покрыто его тело?

4. Как передвигается животное? Как оно добывает пищу?

5. Издает ли животное звуки? Какие?

7. Подвижная игра «Раз, два, три - к елочке беги»

8. Работа по теме урока.

Задание № 4

- Ребята, какие дары леса вы знаете?

1. Назовите съедобные грибы, ягоды.

2. Назовите несъедобные грибы, ягоды.

3. Назовите какие ещё дары леса вы знаете.

4. Что можно изготовить из даров леса?

Работа с дидактическим материалом.

Задание № 7

Беседа «Как помочь деревьям жить долго?»

Нарисуйте природоохранные знаки: предупреждающие, запрещающие, информирующие.

  1. Подведение итогов экскурсии.

- Ваши впечатления об экскурсии?

- Что понравилось?

- С какими лесными жителями мы встретились? С какими растениями познакомились? Какая связь между животными и растениями существует в лесу?

- Что произойдет, если нарушится природное равновесие в лесу?

- Какие меры по охране леса необходимо проводить?

10. Рефлексия.

Закончите одно из предложений:

• Было интересно…

• Я понял(а), что…

• Меня удивило…

• Я сделал(а) вывод, что…

• Мне захотелось…

- Дорогие мои друзья! «Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звёзд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым». Мне очень хочется подарить вам этот замечательный цветок. «Что в нём особенного?» – спросите вы.

Давайте внимательно посмотрим, что за лепестки у нашего цветка.

• Первый лепесток – «Я и мой организм». Каждый человек дышит, слышит, видит. Очень важно уметь чувствовать, всё ли нормально в нашем организме.

• Второй лепесток – «Я и мой разум». Если вдруг ты почувствовал себя плохо, может быть, у тебя поднялась температура или заболела голова, то очень важно выбрать правильное решение: не играть в шумные игры, а прилечь и спокойно отдохнуть.

• Третий лепесток – «Я и моё настроение». Если мы погладим этот лепесток, то он нам подскажет, с каким настроением легче жить. Оказывается, что наши чувства могут даже принести вред нам и нашим близким. Давайте больше улыбаться и радоваться окружающему миру!

• Четвёртый лепесток – «Я и окружающий мир». Мы каждый день играем, разговариваем, просто встречаемся со знакомыми и незнакомыми людьми. Запомни замечательное правило: «Относись к окружающим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе!»

• Пятый лепесток – «Это я сам». Этот лепесток напоминает нам, что мы сами играем главную роль в том, что с нами случается. Задумайтесь, какими мы хотим быть, кем мы хотим стать, - всё зависит только от нас самих. Но очень важно, чтобы наши поступки не обижали тех людей, которые живут с нами рядом.

• А вот и шестой лепесток – «Я и моя жизнь». Если прикоснуться к этому лепестку, то нам станет понятным то, что каждый лепесток учит нас по-своему, но важно суметь прислушаться ко всем лепесткам вместе, одновременно.

Наш цветок не был бы таким замечательным, если бы мы прикасались и прислушивались бы только к одному из его лепестков. Цветок красив только тогда, когда все его лепестки живы и полны радости оттого, что могут подсказать мальчикам и девочкам, что в жизни хорошо, а что плохо. А когда мы веселы, здоровы, то хорошо и радостно всем тем людям, которые видят нас.

Представьте себе волшебный цветок, который поможет вам быть счастливыми и здоровыми. Выберите свой Цветок Здоровья и Счастья, и пусть он вам принесёт Удачу, а мне покажет ваше настроение от нашей встречи!

- Спасибо!

11. Домашнее задание

1. Подготовить рассказ о животных и растительности леса.

2. Изготовить и развесить в районе проживания листовки «Берегите наш зелёный лес!». Сделать фото.

Сохранить у себя:
Конспект урока-экскурсии по окружающему миру Что такое хвоинки 1 класс

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки