Конспект урока русского языка во 2 классе
УМК «Школа России»
Тема урока: «Буквы для обозначения безударного гласного звука в корне слова»
Цель: познакомить с орфограммой «Буквы для обозначения безударного гласного звука в корне слова»
Задачи:
Учебные: формировать умение обнаруживать орфограмму, опираясь на её признаки.
Учить подбирать проверочные слова путём подбора однокоренного слова или изменения формы слова.
Развивающие: развивать внимание к слову, память, мышление.
Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать и слышать других, доказывать свою точку зрения ; воспитывать интерес к родному языку.
Ход урока
I.Организационный момент
Создание положительного эмоционального настроя
-Ребята, давайте начнём урок с хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу. Что бы вы хотели пожелать своим одноклассникам?
II.Актуализация знаний
Назовите предметы, изображённые на картинках: снежинка, снеговик, снегурочка , снегирь, подснежник)
- Что общего в этих словах? (Общий корень, они однокоренные)
- Что такое корень слова?
-Какие слова называются однокоренными?
III.Определение учебной задачи урока
-Послушайте, какая история приключилась с мальчиками:
Петя написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет , – сказал товарищам Петя. – Колька принесет».
Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.
Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
– Что имел ввиду Петя, когда просил Колю прийти «с мечом»?
– Что принёс Коля?
- Почему так случилось? ( Петя неправильно написал слова).
-Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (Находить безударный гласный в корне, правильно писать букву, обозначающую безударный гласный в корне слова).
IV. Работа по теме урока
Анализ языкового материала
Наблюдение над словами с орфограммой
– Назовите предметы, изображённые на картинках (Слайд №1)
На доске появляется запись: (Слайд № 2)
шк[ ]фы ст[ ]лы
м[ ]чи цв[ ]ты гр[ ]бы
Достаньте из конверта карточку №1, обозначьте в словах ударение. (У детей карточки с теми же словами, )
– Устно подберите однокоренные слова и назовите корень (учащиеся подбирают однокоренные слова, называют корень в каждом слове).
- В каких словах вы слышите похожие безударные гласные звуки? ( В словах шкафы и столы слышится безударный гласный [а] и в словах мячи ,цветы, грибы слышатся звуки, похожие на звук [ и ] .
-Укажите эти звуки в квадратных скобках: ( Дети обозначают звуки [а] и [и] на карточке.) шк[ а ]фы ст[ а]лы
м[ и]чи цв[и ]ты гр[и]бы
-Проверьте ( Слайд №3)
2.Постановка проблемы:
– Как вы думаете, одинаковыми ли буквами будут обозначаться эти похожие звуки на письме? Обведите на карточке нужный ответ.
На карточках :
ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ
-Кто отметил «Да»?
-Кто отметил «Не знаю»?
-Кто отметил «Нет»? Почему? ( Звук [ а ] может обозначаться буквами А и О, звук
[ и ] может обозначаться буквами И, Е, Я)
- Как узнать, какими буквами может быть обозначен безударный гласный звук?
( Нужно подобрать проверочные слова)
- Подберите проверочные слова и запишите буквы, которыми эти звуки могут обозначаться на письме. ( На карточках появляется запись: )
Безударные гласные звуки
[ а ] обозначаются буквами [ и ]
__а_ __о_ _я__ _и__
е_
-Проверьте. ( Слайд 3)
__________________ _________________
__________________ _________________
__________________ ________________
3 . Знакомство с новой орфограммой
-У нас получились разные варианты написания букв, обозначающих безударные гласные звуки. Значит здесь есть новая орфограмма. Как её можно назвать? ? ( «Буквы для обозначения безударных гласных звуков в корне слова»).( Слайд № 4)
-На свободных строчках запишите свои примеры . Не забывайте сначала произносить слова вслух. Кому сложно придумать свои примеры, выберите из ряда слов ( слова записаны на доске):
бревно, грачи, дожди, глаза, стихи, пятно
Проверка.
-Прочитайте слова с безударным гласным [а ], с безударным гласным [и ].
- Зачем мы выполняли это задание? ( чтобы научиться правильно писать буквы, обозначающие безударные гласные звуки.)
4. Синтез и обобщение. Определение признаков орфограммы
- Как называется наша новая орфограмма? Давайте определим её признаки, которые помогут нам обнаруживать эту орфограмму на слух.
-Какие звуки мы сегодня выделяли? ( Безударные гласные звуки [а] и [и]). Запишите в таблицу.
– Какими буквами обозначаются эти звуки на письме? ([а] – буквами а , о; [и] – буквами и, е, я). Запишите в таблицу.
-Где находятся эти звуки? ( В корне слова)
Слышу | Вижу |
Безударные гласные звуки [а] и [и] или звуки, похожие на них. | Буквы а о и е я, которыми обозначены безударные гласные звуки. |
Место в слове – корень. |
5. Ознакомление со способами проверки букв, обозначающих безударные гласные в корне слова
– Сегодня мы узнаем, как правильно выбрать букву для обозначения безударного гласного в корне слова.
– Правильно определить, какой буквой обозначаются безударные гласные звуки в корне, необходимо подобрать проверочные слова.
– Посмотрите, какие слова помогут узнать, какими буквами обозначается звук [а] в словах коза, трава.
Учитель добавляет карточки с проверочными словами.
– Давайте выясним, как правильно подобрать проверочное слово.
– Сравните слова коза и козы, трава и травка. Что сделали? (в одном случае изменили форму слова, а в другом – подобрали родственное слово).
– Поставьте ударение в проверочных словах, ещё раз сравните пары слов, расскажите, что вы заметили (звук, который был безударным, в проверочном слове стал ударным).
– Попробуйте сами сформулировать, что нужно сделать, чтобы подобрать проверочное слово для обозначения безударного гласного в корне слова (учитель выслушивает ответы детей).
– Применим этот способ и подберём проверочные слова для слов грибы, мячи, река (учитель выслушивает ответы детей и помещает на доску новые карточки).
IV. Формулирование учащимися правила.
– Повторите, что необходимо сделать, чтобы правильно выбрать букву для обозначения безударного гласного в корне слова? (нужно подобрать проверочное слово).
– Что нужно сделать, чтобы подобрать проверочное слово? (изменить слово или подобрать родственное так, чтобы безударный гласный звук стал ударным).
– Попробуйте сами сформулировать правило: как правильно выбрать букву для обозначения безударного гласного в корне слова? (учитель выслушивает ответы детей).
V. Работа над формулировкой правила.
– Прочитайте правило в учебнике. (Безударный гласный в корне слова проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренные).
– Как озаглавить это правило? (правило о написании букв для обозначения безударных гласных звуков в корне слова).
– Сколько частей в правиле? (две)
– Прочитайте первую часть.
– О каких признаках орфограммы здесь говорится? (безударный гласный звук, он находится в корне).
– Что говорится о способе проверки безударного гласного в корне? (говорится о том, что его нужно проверять ударным).
– Прочитайте вторую часть этого правила.
– О каких способах проверки здесь говорится? (говорится, что нужно изменить слово или подобрать однокоренное).
VI. Упражнения, направленные на формирование умения обнаруживать орфограмму в словах.
– Сегодня на уроке мы встретились с новой орфограммой. Назовите её (орфограмма – «Буквы для обозначения безударных гласных звуков в корне слова»).
– Назовите правило (правило правописания безударных гласных в корне слова).
– Какой признак поможет обнаруживать орфограмму в словах на слух? (безударные гласные звуки [а] и [и]).
– Какой ещё признак орфограммы необходимо помнить? (орфограмма находится в корне слова).
– Сейчас мы будем тренироваться «узнавать» орфограмму на слух, опираясь на её признаки.
Таблица с признаками орфограммы находится перед глазами учащихся.
Упражнение 1 (на уровне слов, зрительное восприятие).
– Произнесите слова вслух.
– Подчеркните слова, в которых есть орфограмма «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова»:
Полёт, цветок, ночник, дивный, травинка, ночной, листок, букет, ноченька
Упражнение 2 (на уровне слов, слуховое восприятие).
– Послушайте загадки, постарайтесь их отгадать, слова – отгадки произнесите вслух.
– Приготовьте сигнальные карточки: красную и синюю. Если в слове – отгадке есть нужная орфограмма, покажите красную карточку, если в слове нет орфограммы, поднимайте синюю карточку.
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (глаза)
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга)
Сама ползёт,
На себе дом везёт. (улитка)
Сперва блеск, за блеском – треск,
За треском – плеск. (гроза)
Стоит Антошка на одной ножке,
Где солнце встанет,
Туда он и глянет. (подсолнух)
Я люблю прямоту, я сама прямая,
Сделать ровную черту всем я помогаю.
Что-нибудь без меня начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? (линейка)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (тесто)
Дом без окон и дверей
Как зелёный сундучок,
В нём шесть кругленьких детей.
Называется… (стручок).
С неба падают зимой
И кружатся над землёй
Лёгкие пушинки, белые … (снежинки).
– Все вы, ребята, молодцы!
Теперь без оговорок
Поставить за урок хочу
Побольше вам… (пятёрок).
Упражнение 3 (на уровне предложений, зрительное восприятие)
Предложение записаны на доске.
Учитель предлагает учащимся упражнение с истинными и ложными высказываниями.
– Я буду говорить высказывания, если вы со мной согласны – сидите тихо, а если на согласны – хлопайте в ладоши.
На лугу трава не смята.
– Я считаю, что в этом предложении нет слов с орфограммой «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова.
Бурый мишка быстро залез на сосну.
– Я думаю, что в этом предложении только одно слово с новой орфограммой.
Зима – со снегами, весна – с цветами, лето – с грибами, осень – со стогами.
– Я считаю, что в этом предложении во всех словах есть орфограмма, с которой мы сегодня встретились.
VII. Итог урока.
VIII. Домашнее задание.
IX. Рефлексия.
Список использованной литературы:
Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., 1998
Рождественский М.С. Обучение орфографии в начальной школе. М., 1960.
Савельева Л.В. Звуки, буквы, части слова и орфограммы. Рабочая тетрадь. Москва, ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.
Савельева Л.В. Орфограмма как объект изучения в начальной школе.// Начальная школа. 2008, №1.
Савельева Л.В. Учёт опознавательных признаков орфограмм в процессе их изучения. // Начальная школа. 1999, №12.
http://festival.1september.ru/articles/631904/