Конспект урока "Буквы для обозначения безударного гласного звука в корне слова"

Цель урока: познакомить с орфограммой " Буквы для обозначения безударного гласного звука в корне слова"

Учебная задача: формировать умение обнаруживать орфограмму, опираясь на ее признаки, учить подбирать проверочные слова.

Содержимое разработки

Конспект урока русского языка во 2 классе

УМК «Школа России»


Тема урока: «Буквы для обозначения безударного гласного звука в корне слова»


Цель: познакомить с орфограммой «Буквы для обозначения безударного гласного звука в корне слова»

Задачи:

Учебные: формировать умение обнаруживать орфограмму, опираясь на её признаки.

Учить подбирать проверочные слова путём подбора однокоренного слова или изменения формы слова.

Развивающие: развивать внимание к слову, память, мышление.

Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать и слышать других, доказывать свою точку зрения ; воспитывать интерес к родному языку.


Ход урока


I.Организационный момент

Создание положительного эмоционального настроя

-Ребята, давайте начнём урок с хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу. Что бы вы хотели пожелать своим одноклассникам?

II.Актуализация знаний

Назовите предметы, изображённые на картинках: снежинка, снеговик, снегурочка , снегирь, подснежник)

- Что общего в этих словах? (Общий корень, они однокоренные)

- Что такое корень слова?

-Какие слова называются однокоренными?



III.Определение учебной задачи урока

-Послушайте, какая история приключилась с мальчиками:


Петя написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.

«Мяч будет , – сказал товарищам Петя. – Колька принесет».

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.

Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.


– Что имел ввиду Петя, когда просил Колю прийти «с мечом»?

– Что принёс Коля?

- Почему так случилось? ( Петя неправильно написал слова).

-Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (Находить безударный гласный в корне, правильно писать букву, обозначающую безударный гласный в корне слова).



IV. Работа по теме урока



  1. Анализ языкового материала

Наблюдение над словами с орфограммой

– Назовите предметы, изображённые на картинках (Слайд №1)







На доске появляется запись: (Слайд № 2)



шк[ ]фы ст[ ]лы

м[ ]чи цв[ ]ты гр[ ]бы

Достаньте из конверта карточку №1, обозначьте в словах ударение. (У детей карточки с теми же словами, )

– Устно подберите однокоренные слова и назовите корень (учащиеся подбирают однокоренные слова, называют корень в каждом слове).

- В каких словах вы слышите похожие безударные гласные звуки? ( В словах шкафы и столы слышится безударный гласный [а] и в словах мячи ,цветы, грибы слышатся звуки, похожие на звук [ и ] .

-Укажите эти звуки в квадратных скобках: ( Дети обозначают звуки [а] и [и] на карточке.) шк[ а ]фы ст[ а]лы

м[ и]чи цв[и ]ты гр[и]бы

-Проверьте ( Слайд №3)



2.Постановка проблемы:

– Как вы думаете, одинаковыми ли буквами будут обозначаться эти похожие звуки на письме? Обведите на карточке нужный ответ.

На карточках :

ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ

-Кто отметил «Да»?

-Кто отметил «Не знаю»?

-Кто отметил «Нет»? Почему? ( Звук [ а ] может обозначаться буквами А и О, звук

[ и ] может обозначаться буквами И, Е, Я)

- Как узнать, какими буквами может быть обозначен безударный гласный звук?

( Нужно подобрать проверочные слова)

- Подберите проверочные слова и запишите буквы, которыми эти звуки могут обозначаться на письме. ( На карточках появляется запись: )



Безударные гласные звуки

[ а ] обозначаются буквами [ и ]

__а_ __о_ _я__ _и__

е_

-Проверьте. ( Слайд 3)

__________________ _________________

__________________ _________________

__________________ ________________

3 . Знакомство с новой орфограммой

-У нас получились разные варианты написания букв, обозначающих безударные гласные звуки. Значит здесь есть новая орфограмма. Как её можно назвать? ? ( «Буквы для обозначения безударных гласных звуков в корне слова»).( Слайд № 4)

-На свободных строчках запишите свои примеры . Не забывайте сначала произносить слова вслух. Кому сложно придумать свои примеры, выберите из ряда слов ( слова записаны на доске):

бревно, грачи, дожди, глаза, стихи, пятно

Проверка.

-Прочитайте слова с безударным гласным [а ], с безударным гласным [и ].

- Зачем мы выполняли это задание? ( чтобы научиться правильно писать буквы, обозначающие безударные гласные звуки.)

4. Синтез и обобщение. Определение признаков орфограммы

- Как называется наша новая орфограмма? Давайте определим её признаки, которые помогут нам обнаруживать эту орфограмму на слух.

-Какие звуки мы сегодня выделяли? ( Безударные гласные звуки [а] и [и]). Запишите в таблицу.

– Какими буквами обозначаются эти звуки на письме? ([а] – буквами а , о; [и] – буквами и, е, я). Запишите в таблицу.

-Где находятся эти звуки? ( В корне слова)

Слышу

Вижу

Безударные гласные звуки [а] и [и] или звуки, похожие на них.

Буквы а о и е я, которыми обозначены безударные гласные звуки.

Место в слове – корень.

5. Ознакомление со способами проверки букв, обозначающих безударные гласные в корне слова



– Сегодня мы узнаем, как правильно выбрать букву для обозначения безударного гласного в корне слова.

– Правильно определить, какой буквой обозначаются безударные гласные звуки в корне, необходимо подобрать проверочные слова.

– Посмотрите, какие слова помогут узнать, какими буквами обозначается звук [а] в словах коза, трава.

Учитель добавляет карточки с проверочными словами.

– Давайте выясним, как правильно подобрать проверочное слово.

– Сравните слова коза и козы, трава и травка. Что сделали? (в одном случае изменили форму слова, а в другом – подобрали родственное слово).

– Поставьте ударение в проверочных словах, ещё раз сравните пары слов, расскажите, что вы заметили (звук, который был безударным, в проверочном слове стал ударным).

– Попробуйте сами сформулировать, что нужно сделать, чтобы подобрать проверочное слово для обозначения безударного гласного в корне слова (учитель выслушивает ответы детей).

– Применим этот способ и подберём проверочные слова для слов грибы, мячи, река (учитель выслушивает ответы детей и помещает на доску новые карточки).

IV. Формулирование учащимися правила.

– Повторите, что необходимо сделать, чтобы правильно выбрать букву для обозначения безударного гласного в корне слова? (нужно подобрать проверочное слово).

– Что нужно сделать, чтобы подобрать проверочное слово? (изменить слово или подобрать родственное так, чтобы безударный гласный звук стал ударным).

– Попробуйте сами сформулировать правило: как правильно выбрать букву для обозначения безударного гласного в корне слова? (учитель выслушивает ответы детей).

V. Работа над формулировкой правила.

– Прочитайте правило в учебнике. (Безударный гласный в корне слова проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренные).

– Как озаглавить это правило? (правило о написании букв для обозначения безударных гласных звуков в корне слова).

– Сколько частей в правиле? (две)

– Прочитайте первую часть.

– О каких признаках орфограммы здесь говорится? (безударный гласный звук, он находится в корне).

– Что говорится о способе проверки безударного гласного в корне? (говорится о том, что его нужно проверять ударным).

– Прочитайте вторую часть этого правила.

– О каких способах проверки здесь говорится? (говорится, что нужно изменить слово или подобрать однокоренное).

VI. Упражнения, направленные на формирование умения обнаруживать орфограмму в словах.

– Сегодня на уроке мы встретились с новой орфограммой. Назовите её (орфограмма – «Буквы для обозначения безударных гласных звуков в корне слова»).

– Назовите правило (правило правописания безударных гласных в корне слова).

– Какой признак поможет обнаруживать орфограмму в словах на слух? (безударные гласные звуки [а] и [и]).

– Какой ещё признак орфограммы необходимо помнить? (орфограмма находится в корне слова).

– Сейчас мы будем тренироваться «узнавать» орфограмму на слух, опираясь на её признаки.

Таблица с признаками орфограммы находится перед глазами учащихся.

Упражнение 1 (на уровне слов, зрительное восприятие).

– Произнесите слова вслух.

– Подчеркните слова, в которых есть орфограмма «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова»:

Полёт, цветок, ночник, дивный, травинка, ночной, листок, букет, ноченька

Упражнение 2 (на уровне слов, слуховое восприятие).

– Послушайте загадки, постарайтесь их отгадать, слова – отгадки произнесите вслух.

– Приготовьте сигнальные карточки: красную и синюю. Если в слове – отгадке есть нужная орфограмма, покажите красную карточку, если в слове нет орфограммы, поднимайте синюю карточку.

  • На ночь два оконца
    Сами закрываются,
    А с восходом солнца
    Сами открываются. (глаза)

  • Не дерево, а с листочками,
    Не рубашка, а сшита,
    Не человек, а рассказывает. (книга)

  • Сама ползёт,
    На себе дом везёт. (улитка)

  • Сперва блеск, за блеском – треск,
    За треском – плеск. (гроза)

  • Стоит Антошка на одной ножке,
    Где солнце встанет,
    Туда он и глянет. (подсолнух)

  • Я люблю прямоту, я сама прямая,
    Сделать ровную черту всем я помогаю.
    Что-нибудь без меня начертить сумей-ка.
    Угадайте-ка, друзья,
    Кто же я? (линейка)

  • Я пузырюсь и пыхчу,
    Жить в квашне я не хочу.
    Надоела мне квашня,
    Посадите в печь меня. (тесто)

  • Дом без окон и дверей
    Как зелёный сундучок,
    В нём шесть кругленьких детей.
    Называется… (стручок).

  • С неба падают зимой
    И кружатся над землёй
    Лёгкие пушинки, белые … (снежинки).

– Все вы, ребята, молодцы!

Теперь без оговорок
Поставить за урок хочу
Побольше вам… (пятёрок).

Упражнение 3 (на уровне предложений, зрительное восприятие)

Предложение записаны на доске.

Учитель предлагает учащимся упражнение с истинными и ложными высказываниями.

– Я буду говорить высказывания, если вы со мной согласны – сидите тихо, а если на согласны – хлопайте в ладоши.

На лугу трава не смята.

– Я считаю, что в этом предложении нет слов с орфограммой «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова.

Бурый мишка быстро залез на сосну.

– Я думаю, что в этом предложении только одно слово с новой орфограммой.

Зима – со снегами, весна – с цветами, лето – с грибами, осень – со стогами.

– Я считаю, что в этом предложении во всех словах есть орфограмма, с которой мы сегодня встретились.

VII. Итог урока.

VIII. Домашнее задание.

IX. Рефлексия.

Список использованной литературы:

  1. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., 1998

  2. Рождественский М.С. Обучение орфографии в начальной школе. М., 1960.

  3. Савельева Л.В. Звуки, буквы, части слова и орфограммы. Рабочая тетрадь. Москва, ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

  4. Савельева Л.В. Орфограмма как объект изучения в начальной школе.// Начальная школа. 2008, №1.

  5. Савельева Л.В. Учёт опознавательных признаков орфограмм в процессе их изучения. // Начальная школа. 1999, №12.

  6. http://festival.1september.ru/articles/631904/



Сохранить у себя:
Конспект урока "Буквы для обозначения безударного гласного звука в корне слова"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки