Конспект тема: синонимы и антонимы

Цели урока: познакомить учащихся с понятием синонимы, синонимический ряд;

  • обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов;

Задачи:

  • формировать умение находить синонимы в тексте, определять оттенки лексического значения, употреблять синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями;
  • подбирать синонимы к данному слову,
  • пользоваться словарем синонимов;
  • способствовать развитию положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности и активности учащихся

Содержимое разработки

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ                        4 КЛ                

ТЕМА: СИНОНИМЫ

Цели урока: познакомить учащихся с понятием синонимы, синонимический ряд;

  • обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов;

Задачи:              

  • формировать умение находить синонимы в тексте, определять оттенки лексического значения, употреблять синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями;

  • подбирать синонимы к данному слову,

  • пользоваться словарем синонимов;

  • способствовать развитию положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности и активности учащихся

Ход  урока

1.Организационный момент.

Опрос Д/з.   Опрос правила.

Лексическая работа.

Много разных есть ключей.

Ключ — родник среди камней.

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

Как называются слова ключ (родник) и ключ (дверной), ключ скрипичный.

  • Что такое омонимы?

Учитель:

- По лексическому значению определите слова и запишите их в тетрадь:

  • Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов (лексика).

  • Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

  • Слова с противоположным значением (антонимы).

  • Словарный запас человека (лексикон).

  • Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).

- Прочтите, какие слова у вас получились.

3.  Введение в тему.

Учитель: Молодцы, вы хорошо помните пройденный материал. Я думаю, что вы готовы узнать новые сведения из этого раздела. 

В сказке про Винни-Пуха есть такой отрывок:

Собираясь в экспедицию на Северный полюс, Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он говорит Винни-Пуху:

- Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собирались, пока я почищу ружьё. И ещё надо не забыть провизию.

- Про что не забыть?

- Не про что, а то, что едят.

- А-а! - сказал Пух радостно.- А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем.

Винни-Пух не знает слова "провизия". А вы слышали такое слово? Что оно означает?

Как ещё можно назвать еду?

(Продовольствие, провиант, продукты, снедь)

- Что общего у всех этих слов? (Значение, часть речи)

Такие слова называются синонимами.

И сегодня на уроке мы узнаем, что такое синонимы, в чём их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Мы будем учиться находить синонимы в тексте и употреблять их в речи.

4. Изучение нового материала.

Учитель: Слово "синонимы" образовалось от греческого слова syn «со» + оnyma «имя» - одинаковый, одноимённый. Синонимы – это слова одной части речи, которые имеют одно и то же лексическое значение. Они могут отличаться оттенками лексического значения (вьюга – снежная буря с сильным ветром, буран – снежная буря в степи) или употреблением в разных стилях речи: много (нейтральное), множество (книжное), уйма (разговорное).   (Обратимся к учебнику – прочитаем определение).

Я вам прочитаю стихотворение, в вы найдите в нём слова, одинаковые по значению и запишите их в тетрадь.

Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи –

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.

Какие слова вы записали? Чем они отличаются? (Вьюга, пурга, метель – отличаются различными оттенками значения: пурга - сильная снежная буря на открытых пространствах; метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении; вьюга - снежная буря с сильным ветром)

Физминутка.

Задание №1    Подберите к словам синонимы.

Храбрый-...мужественный, бесстрашный, смелый, отважный

Страшиться-...бояться, трусить, дрожать от страха, робеть

Весёлый-...радостный, смешной, оживлённый, развесёлый

Красный-...алый, багровый, пурпурный, багряный, кумачовый

Игра «Переводчик»

Замените в предложениях слова, обозначающие животных, синонимами. Кто быстрее всех это сделает?

В лесу мы увидели рыжую плутовку. (лису)

Сохатый вышел из чащи на опушку леса. (лось)

В зоопарке живёт гиппопотам по имени Кеша.(бегемот)

Словами какой части речи являются записанные вами слова? (именами существительными). Как вы думаете, какое из слов: бегемот или гиппопотам употребляется в разговорной речи, а какое – в научной? (бегемот – в разговорной, гиппопотам – в научной).

Учитель:   Мы прочитали в учебнике, что синонимы различаются употреблением в разных стилях речи. Давайте поиграем в игру «Установи соответствие». Соотнесите слова первого столбика со словами второго столбика.

1.Разговорное            1.гигантский

2.Книжное                 2.здоровенный

3.Нейтральное           3.большой

(1-2, 2-1, 3-3)

Как называются слова второго столбика? (Синонимы) Чем различаются эти слова? (Употреблением в разных стилях речи).

- Посмотрите на данные слова : загрустить, затужить, печаль, пригорюниться (записаны на доске).

- Какое слово здесь лишнее? (печаль). Почему? (Это слово – имя существительное, остальные – глаголы).

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: синонимы относятся к одной и той же части речи.

Выполнение тренировочных упражнений по учебнику. Работа у доски.

 6.Итоги урока.

Учитель: Что такое синонимы?  Какова роль синонимов в тексте? Для чего они используются?

В русском  языке много слов-синонимов. Они вместе составляют наше лексическое богатство. Синонимы – могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы  используются для более точного выражения мыслей, для выражения отношения  к  изображаемому,  а также для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.

7.Рефлексия.

 Оцените свою работу на уроке, выбрав фразу:

  • Я сегодня работал (а) в полную силу. У меня всё получалось.

  • Я очень старался (старалась), но у меня не всё получалось.

  • Я мог (ла) бы работать и лучше.

8. Домашнее задание.

 Выучить определение  синонимов. Разгадать кроссворд «Синонимы».



Сохранить у себя:
Конспект тема: синонимы и антонимы

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки