6
Тема: Род имён существительных
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока:
-познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом;
-сформировать умения верного определения рода имени существительного в единственном числе;
Задачи:
-развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;
-развивать умение работать в парах, развивать навыки контроля и самоконтроля;
-развивать речь детей, словарный запас, мышление.
-научить определять род имён существительных;
-продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.
-воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.
Формируемые УУД:
Личностные УУД:
установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.
Регулятивные УУД:
целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование:
Учебник «Русский язык», рабочая тетрадь, тетрадь с печатной основой, мультимедиа проектор, экран, карточки, памятки для запоминания рода имен существительных.
-Здравствуйте! Меня зовут Алина Евгеньевна. Я рада встрече с вами. И сегодня мы сможем заглянуть в чудесный мир русского языка.
-Давайте улыбнемся другу и начнём урок.
-Ребята, посмотрите на экран, прочитайте слова. (мир, герой, счастье. добро, мама, ребёнок, жизнь, друг, учитель.
-Какой частью речи являются эти слова? (имена существительные).
-Ребята, сейчас мы вспомним, что вы знаете об этой части речи. Работать будем индивидуально. У вас на столах карточки с заданиями. Вам нужно зачеркнуть признаки, которые не относятся к имени существительному. Вам на выполнения данного задания 1 минута.
Задания для выполнения
отвечает на вопросы: какой? какая? какое?
обозначает предмет
обозначает действие предмета
отвечает на вопросы: кто? что?
обозначает признак предмета
отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
имеет форму единственного числа и множественного числа
-Кто готов зачитать те признаки, которые относятся к имени существительному? (обозначает предмет, отвечает на вопросы: кто? что?, имеет форму ед. ч и мн. ч., является частью речи).
-Верно, всё то, что мы назвали, характеризует имя существительное, как самостоятельную часть речи.
-Дети, есть ещё один важный признак. А каком признаке идет речь, вы узнаете, послушав сказку.
Сказка
Однажды я издала королевский указ: «Будет награда тому, кто сможет изобрести способ, как различить моих приближённых» Узнали об этом мужчина и женщина и пришли ко мне. Мужчина говорит: вот помощник к моим словам «ОН МОЙ» и выбрал слова: мир, герой, друг, учитель. Эти слова будут мужского рода. Женщина говорит: вот помощник к моим словам «ОНА МОЯ» и выбрала слова: мама, жизнь. Они будут женского рода. Но остались неопределенные слова: тепло, добро, счастье. И тогда Я сказала: ОНО МОЁ и отнесла слова к среднему роду. С тех пор все существительные имеют свой род.
-Итак, какой новый признак мы узнали из сказки? (что у имен существительных есть род).
-Дети, сформулируйте тему урока «Род имён существительных»
-Давайте определим цели, которые мы должны достигнуть.
познакомиться с понятием род имён существительных
научиться различать род имён существительных
Ребята, чтобы научиться определять род имён существительны необходимо знать правило.
Правило
Имена существительные, которые можно заменить местоимением он, - мужского рода: урок (он).
Имена существительные, которые можно заменить местоимением она, женского рода: Россия (она).
Имена существительные, которые можно заменить местоимением оно, - среднего рода: сердце (оно).
-А чтобы вам легче было запомнить правило, я предлагаю вот такое стихотворение. Стихотворение находятся перед вами.
Женский род запомню
И скажу: «Она моя»
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он - мой».
Средний род: «Оно - моё».
Это правило – моё!
-Дети, предлагаю, составим алгоритм, который поможет определить род имён существительных.
-Кто знает, что такое алгоритм? (последовательное выполнение действий).
-Думать будем вместе.
-Что нужно сделать вначале? (подобрать слово). Мы подобрали слово, затем что мы должны сделать дальше? (подобрать слово-помощник). А после этого? (определить род имени существительного).
1.Назвать слово;
2.Подобрать слово-помощник;
3.Определить род по слову-помощнику;
Например: слово-стул, слово-помощник он мой, род-м. р
-Кто попробует придумать существительное? Молодцы.
-На письме род имён существительных мы будем записывать таким образом: м. р, ж. р, ср. р.
-Дети откройте тетради, запишите число, классная работа. Напоминаю о правильной посадке. Откройте учебники на странице 25 и найдите упражнение 39. В этом упражнении вам нужно определить род имен существительных.
Мы с вами будем работать следующим образом: 1ряд будет записать существительные мужского рода, 3ряд существительные женского рода и 2-ой ряд существительные среднего род. Слова будете записать в строчку. На это задание у вас 2 минуты. Кто готов? Сейчас мы с вами проверим, как вы справились с заданием. Проверяем существительные женского; среднего; мужского родов.
Фикультминутка
-Дети, а сейчас мы отдохнем. Встаньте, пожалуйста. Когда вы слышите существительное женского рода-руки вперёд, мужского рода-руки вверх, среднего рода-руки в сторону.
Будьте внимательны. (парта, дневник, окно, книга, зеркало, стол, тетрадь, пальто, стул). Молодцы.
-У каждой группы находится карточка. Вам необходимо расшифровать слова. Из каждого слова возьмите нужную часть, составьте новое слово и определите род.
-Ребята, вспомните, какие части слова мы знаем? (корень, приставка, суффикс, окончание). На задание у вас 3 минуты.
№ | Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | Новое слово | Род |
1 | дымоход | травяной | дедушка | кисточка | травушка | ж. р |
2 | переход | лесной | островок | пирог | перелесок | м. р |
3 | побелка | дорожка | грибник | луг | подорожник | м. р |
4 | побег | ходики | краска | дочка | походка | ж. р |
5 | трава | местный | вода
| дерево | место | ср. р |
6. | пошёл | слово | лисица | книга | пословица | ж. р |
-Давайте проверим, какие слова у вас получились. Все отлично поработали. Молодцы!
-Послушайте текст культурного наследия нашей Великой Родины.
Я живу на Ставрополье,
Где степей больших раздолье,
Где громада гор зелёных
Смотрят в небо удивленно.
Где целебная водица-
Можно всем нам вот напиться,
Я люблю свой край родной
Потому что он друг мой!
Кто объяснит значение слова громада? (огромный предмет)
Вам необходимо в тексте найти и подчеркнуть имена существительные и определить род. Первый ряд находит имена существительные мужского рода и выделяет синим маркером, второй ряд - женского рода выделяет красным маркером, третий ряд - среднего рода выделяет зелёным маркером.
Давайте сверим с доской. Молодцы!
-Ребята, вспомним какие цели, мы ставили в начале урока? Как вы думаете, мы их достигли?
-Как вы думаете, мы научились определять род? (да). Что нам помогло научиться определять род имён существительных.
Рефлексия
-У вас на парте лежит пульт, с помощью которого вы сможете оценить свою работу.
- у меня все получилось
-все понял, но возникли затруднения
-необходимо ещё раз поработать с этой темой
-Д\З
-Оценки
-Урок окончен, спасибо за внимание.