Конспект по русскому языку по теме: "Род имён существительных". УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку по теме: Род имён существительных".

УМК "Школа России" 3 класс.

Тип урока: открытие новых знаний.

Содержимое разработки

6


Тема: Род имён существительных

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока:

-познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом;

-сформировать умения верного определения рода имени существительного в единственном числе;

Задачи:

-развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;

-развивать умение работать в парах, развивать навыки контроля и самоконтроля;

-развивать речь детей, словарный запас, мышление.

-научить определять род имён существительных;

-продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.

-воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.

Регулятивные УУД:

целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование:

Учебник «Русский язык», рабочая тетрадь, тетрадь с печатной основой, мультимедиа проектор, экран, карточки, памятки для запоминания рода имен существительных.

-Здравствуйте! Меня зовут Алина Евгеньевна. Я рада встрече с вами. И сегодня мы сможем заглянуть в чудесный мир русского языка.

-Давайте улыбнемся другу и начнём урок.

-Ребята, посмотрите на экран, прочитайте слова. (мир, герой, счастье. добро, мама, ребёнок, жизнь, друг, учитель.

-Какой частью речи являются эти слова? (имена существительные).

-Ребята, сейчас мы вспомним, что вы знаете об этой части речи. Работать будем индивидуально. У вас на столах карточки с заданиями. Вам нужно зачеркнуть признаки, которые не относятся к имени существительному. Вам на выполнения данного задания 1 минута.

Задания для выполнения

отвечает на вопросы: какой? какая? какое?

обозначает предмет

обозначает действие предмета

отвечает на вопросы: кто? что?

обозначает признак предмета

отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

имеет форму единственного числа и множественного числа


-Кто готов зачитать те признаки, которые относятся к имени существительному? (обозначает предмет, отвечает на вопросы: кто? что?, имеет форму ед. ч и мн. ч., является частью речи).

-Верно, всё то, что мы назвали, характеризует имя существительное, как самостоятельную часть речи.

-Дети, есть ещё один важный признак. А каком признаке идет речь, вы узнаете, послушав сказку.

Сказка

Однажды я издала королевский указ: «Будет награда тому, кто сможет изобрести способ, как различить моих приближённых» Узнали об этом мужчина и женщина и пришли ко мне. Мужчина говорит: вот помощник к моим словам «ОН МОЙ» и выбрал слова: мир, герой, друг, учитель. Эти слова будут мужского рода. Женщина говорит: вот помощник к моим словам «ОНА МОЯ» и выбрала слова: мама, жизнь. Они будут женского рода. Но остались неопределенные слова: тепло, добро, счастье. И тогда Я сказала: ОНО МОЁ и отнесла слова к среднему роду. С тех пор все существительные имеют свой род.

-Итак, какой новый признак мы узнали из сказки? (что у имен существительных есть род).

-Дети, сформулируйте тему урока «Род имён существительных»

-Давайте определим цели, которые мы должны достигнуть.

  • познакомиться с понятием род имён существительных

  • научиться различать род имён существительных

Ребята, чтобы научиться определять род имён существительны необходимо знать правило.

Правило

Имена существительные, которые можно заменить местоимением он, - мужского рода: урок (он).

Имена существительные, которые можно заменить местоимением она, женского рода: Россия (она).

Имена существительные, которые можно заменить местоимением оно, - среднего рода: сердце (оно).


-А чтобы вам легче было запомнить правило, я предлагаю вот такое стихотворение. Стихотворение находятся перед вами.

Женский род запомню

И скажу: «Она моя»

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он - мой».

Средний род: «Оно - моё».

Это правило – моё!

-Дети, предлагаю, составим алгоритм, который поможет определить род имён существительных.

-Кто знает, что такое алгоритм? (последовательное выполнение действий).

-Думать будем вместе.

-Что нужно сделать вначале? (подобрать слово). Мы подобрали слово, затем что мы должны сделать дальше? (подобрать слово-помощник). А после этого? (определить род имени существительного).


1.Назвать слово;

2.Подобрать слово-помощник;

3.Определить род по слову-помощнику;

Например: слово-стул, слово-помощник он мой, род-м. р

-Кто попробует придумать существительное? Молодцы.

-На письме род имён существительных мы будем записывать таким образом: м. р, ж. р, ср. р.

-Дети откройте тетради, запишите число, классная работа. Напоминаю о правильной посадке. Откройте учебники на странице 25 и найдите упражнение 39. В этом упражнении вам нужно определить род имен существительных.

Мы с вами будем работать следующим образом: 1ряд будет записать существительные мужского рода, 3ряд существительные женского рода и 2-ой ряд существительные среднего род. Слова будете записать в строчку. На это задание у вас 2 минуты. Кто готов? Сейчас мы с вами проверим, как вы справились с заданием. Проверяем существительные женского; среднего; мужского родов.

Фикультминутка

-Дети, а сейчас мы отдохнем. Встаньте, пожалуйста. Когда вы слышите существительное женского рода-руки вперёд, мужского рода-руки вверх, среднего рода-руки в сторону.

Будьте внимательны. (парта, дневник, окно, книга, зеркало, стол, тетрадь, пальто, стул). Молодцы.

-У каждой группы находится карточка. Вам необходимо расшифровать слова. Из каждого слова возьмите нужную часть, составьте новое слово и определите род.

-Ребята, вспомните, какие части слова мы знаем? (корень, приставка, суффикс, окончание). На задание у вас 3 минуты.


Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

Род

1

дымоход

травяной

дедушка

кисточка

травушка

ж. р

2

переход

лесной

островок

пирог

 перелесок

м. р

3

побелка

дорожка

грибник

луг

подорожник

м. р

4

побег

ходики

краска

дочка

 походка

ж. р

5

трава

местный

вода


дерево

место

ср. р

6.

пошёл

слово

лисица

книга

пословица

ж. р


-Давайте проверим, какие слова у вас получились. Все отлично поработали. Молодцы!

-Послушайте текст культурного наследия нашей Великой Родины.

Я живу на Ставрополье,

Где степей больших раздолье,

Где громада гор зелёных

Смотрят в небо удивленно.

Где целебная водица-

Можно всем нам вот напиться,

Я люблю свой край родной

Потому что он друг мой!

Кто объяснит значение слова громада? (огромный предмет)

Вам необходимо в тексте найти и подчеркнуть имена существительные и определить род. Первый ряд находит имена существительные мужского рода и выделяет синим маркером, второй ряд - женского рода выделяет красным маркером, третий ряд - среднего рода выделяет зелёным маркером.

Давайте сверим с доской. Молодцы!

-Ребята, вспомним какие цели, мы ставили в начале урока? Как вы думаете, мы их достигли?

-Как вы думаете, мы научились определять род? (да). Что нам помогло научиться определять род имён существительных.

Рефлексия

-У вас на парте лежит пульт, с помощью которого вы сможете оценить свою работу.

- у меня все получилось

-все понял, но возникли затруднения

-необходимо ещё раз поработать с этой темой

-Д\З

-Оценки

-Урок окончен, спасибо за внимание.

Сохранить у себя:
Конспект по русскому языку по теме: "Род имён существительных". УМК "Школа России"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки