«Дал слово – держи его»
Цель: формировать убеждение, что если дал слово, то его надо держать и показать, как это надо делать.
Задачи:
Учить детей на основании высказываний и поступков героев (в литературном произведении) представлять себе черты их характера;
Работать над развитием речи, мышления;
Воспитывать у детей нравственные ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения;
Воспитывать честность, смелость, верность слову и обещанию;
Ход занятия:
Дети встают в круг.
Упражнение «Передай улыбку»
Воспитатель: Когда встречаем мы рассвет, то говорим…(привет)
С улыбкой солнце дарит свет нам, посылая свой…(привет)
При встрече через много лет вы крикните друзьям…(привет)
И улыбнутся вам в ответ от слова доброго…(привет)
И вы запомните совет: дарите всем друзьям…(привет)
Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы…(привет)
А теперь передайте свои улыбки друг другу, улыбнитесь нашим гостям.
Постараемся сохранить наше хорошее настроение до конца занятия.
Сегодняшнее занятие мы начнем с истории, которая произошла с ребятами. Внимательно послушайте и ответьте на вопрос «О чем мы сегодня будем говорить на занятии?»
(инсценировка сценки)
А дело было так. Ребята решили всей компанией пойти на представление в цирк. Собрали деньги на билеты и стали соображать, кому поручить их купить.
-давайте мне, - заявил Петухов,-я там все ходы и выходы знаю. Приду за час до начала, куплю самые хорошие билеты и буду ждать вас у входа.
-А не подведешь?- усомнилась Наташа. Она почему-то на Васю не очень надеялась.
-Что ты! Честное слово! – поднял Петухов руку.
Утром ребята нарядились и ровно в двенадцать собрались около цирка. Васи еще не было. Все понимали, что достать билеты в выходной день нелегко.
Наверное, в очереди стоит, - посочувствовала Лена.
Прошло 5…10…минут. Вася не появлялся. Мимо проходили оживленные, взволнованные мальчики и девочки.
Они вынимали билеты из карманов и скрывались в дверях цирка. У ребят радостное настроение начало сменяться тревогой. Куда же пропал Вася? До начала представления оставалось 5 минут.
-А может быть, возьмем билеты сами? – робко предложила Лена. Стали подсчитывать, у кого сколько денег. Но оказалось, что не хватит и на 2 билета. Ведь накануне все отдали деньги Васе, оставили только на мороженое.
Стрелка на больших часах у входа подошла к 12 часам. Через неплотно закрытые двери вестибюля было слышно, как прозвенел 3 звонок. Раздалась веселая музыка. Ребята не сводили глаз с каждого подходящего автобуса, с каждого троллейбуса.
Как обидно стоять и мерзнуть, когда в цирке такое интересное представление! У Лены даже выступили на глазах слезы. В этот момент показался деловитый и озабоченный Вася.
-Ну, как? Все собрались? Сейчас мы все организуем!
Но над кассой висело объявление: «На сегодня все билеты проданы».
Воспитатель: - Как, по вашему мнению, реагировали ребята на этот поступок Васи?
Какие чувства испытывали ребята в этой ситуации?
Что можно посоветовать Васе?
Что значит быть верным своему слову?
- И так, сегодня на занятии мы будем говорить о том, что если пообещал, то нужно держать слово.
Ребята, давайте с вами посмотрим фрагмент мультфильма по рассказу Л. Пантелеева «Честное слово»
(просмотр мультфильма)
-Вам понравился герой этого рассказа?
-Ребята, как вы считаете, нужно ли держать обещанное слово?
-Трудно ли было мальчику оставаться верным долгу до конца?
-С чем вы согласны в поведении мальчика, а с чем нет?
-Как бы вы поступили сами?
-Как вы понимаете, что такое обещание?
-Правильно, данное обещание надо выполнять: обещал-сделал.
-А прав ли мальчик, что дал честное слово незнакомым мальчикам?
Воспитатель: Вначале хорошо подумай,
Потом, давай честное слово.
Работа в группах:
Выберите из предложенного списка слова, которые характеризуют мальчиков
1 группа – первый случай про мальчика Васю.
2 группа – про мальчика из рассказа «Честное слово»
Сравните эти две характеристики. Каким бы ты хотел стать? Почему? Объясни.
(Честный, пустозвон, безответственный, ответственный, нечестный, халатный, лживый, правдивый, обманщик, достойный человек, не умеет держать свое слово, смелый, умеет держать свое слово.)
1группа: Пустозвон, безответственный, нечестный, лживый, обманщик, не умеет держать свое слово.
2группа: Честный, ответственный, смелый, умеет держать свое слово.
Ответы детей: Если раз солгал, не сдержал слово, то в другой раз тебе не поверят. Тебя не будут уважать. С тобой никто не захочет дружить…
Не нужно обещать, не обдумав, можно ли выполнить то, что обещаешь другому. Верность слову, обещаниям невозможно без проявления настойчивости, требовательности к себе, умения распоряжаться своим словом.
Давайте попробуем составить правила о том, как держать свое слово и обещание:
Не обещай не подумав.
Если не смог сдержать слово, то честно признайся.
Если трудно сдерживать слово, то начни с небольшого обещания, но обязательно доведи его до конца.
Не перекладывай свои обязанности, свои дела, сво вину на другого.
Физминутка
Игра «Сердечко честности»
Дети встают в круг и получают от воспитателя по цветному фломастеру. Воспитатель дает кому то одному вырезанное из картона сердечко честности, разделенное на клеточкипо количеству детей в группе. Получивший сердечко, рассказывает о своем выполненном обещании, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе рождается разноцветное сердечко честности.
Воспитатель: А теперь нас ждет следующая работа.
Работа в парах
Продолжи пословицы
( каждая пара получает слова и из них собирает пословицы)
Слово давать, так слово держать.
Не давши слово – крепись, а давши держись.
Уговор дороже денег.
Будь своему слову хозяин.
Слово держать – не по ветру бежать.
Нет большего позора, как не выполнить уговора.
«Помогу, помогу», -пришло время: «Не могу».
Коли взялся за гуж- не говори, что не дюж.
Не корми завтраками, а сделай сегодня.
10.На ошибках учатся.
11.Помогай не словом, а делом.
Воспитатель: А теперь подумайте, и вычеркните лишние предложения
Обещал – делай!
Дал слово – сдержи его.
Дал слово – можно забыть о нем.
Объясните, почему вы выбрали это предложение.
Итог занятия. Рефлексия.
Я хочу прочитать стихотворение, а вы внимательно прислушайтесь к моему совету.
Если клялся народу солдат, что в бою не отступит назад,-
Твердо знают российские люди:- Будет насмерть стоять он. Будет!
Если мастер уральский сказал, что досрочно он сварит металл,-
Твердо знают российские люди:- Будет плавка до срока. Будет!
Если слово колхозник дает, что двойной урожай соберет,-
Твердо знают российские люди:- Будет хлеб в закромах. Будет!
Так держи свое честное слово, также честно и также сурово,
Как на пашне твой брат, на заводе отец.
Как сдержал свое слово на фронте боец. Чтобы знали российские люди: - Как сказал ученик, - так и будет.
Если нынче отличником быть обещал, пусть на завтра пятерка украсит журнал,
Если нынче дал слово расти закаленным, завтра выйди на яркий ковер стадиона.
Чтобы рядом стояли слова и дела, чтоб Отчизна тобою гордиться могла.
-Какие слова вам показались вам самыми главными?
-О чем мы сегодня говорили?с
( Верность слову и обещанию - очень важное нравственное качество, без которого трудно стать хорошим человеком, хорошим другом, хорошим специалистом, без которого просто трудно жить в обществе.)
Рисунок «Солнышко»
Ребята, а теперь нарисуйте солнышко, но без лучиков и повесьте свой рисунок на стенд. А теперь вспомните цель, которую мы ставили перед собой в начале занятия и если вы считаете, что вы достигли результата, то нарисуйте к своему солнышку один лучик. Это будет означать, что данное слово в начале занятия вы сдержали. Вот теперь, когда вы будете держать слово или обещание всегда будете вспоминать о своем солнышке и стараться держать слово, поступить честно, а затем подрисовать к солнышку лучик. Потом по солнечным лучикам можно будет посчитать, сколько раз солнышко помогло вам быть честными.