Конспект открытого урока Н.А.Некрасов «Славная осень…»

Открытый урок с приминением интерактивной доски и призентации.

Содержимое разработки



План – конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе

Тема: Н.А.Некрасов «Славная осень…»

Цели:

Образовательные:

  1. Познакомить с произведением Н.А.Некрасова «Славная осень!»

  2. Формировать и совершенствовать навык сознательного, выразительного чтения.

  3. Формировать первоначальные навыки литературоведческого анализа произведения.

Развивающие:

  1. Обогащать словарный запас учащихся, добиваться усиления коммуникативных свойств речи.

  2. Учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

  3. Способствовать пониманию учащимися поэтического произведения, уметь находить красочные средства изображения.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать познавательную активность учащихся.

  2. Учить детей вглядываться в картины родной природы, чувствовать, понимать и любить окружающую природу.



Ход урока

I.Орг. Момент

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок

Приготовьтесь, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!



Я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!

- Посмотрите ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости!

Поприветствуйте их! Садитесь!

II. Проверка домашнего задание

Вам было дано задание написать письмо в прошлое нашим писателям, чтобы вам хотелось им сказать и за что поблагодарить.

-Сейчас некоторые из вас прочитают свои письма (Масленников Артем, Луговская Мирослава, Харина София)

-В конце урока вы сдадите свои тетради с домашним заданием и я оценю ваши работы.



III. Речевая разминка.

-Прочитайте про себя стихотворение на доске.

Заглянула осень в сад,

Птицы улетели,

Целый день в саду шуршат

Жёлтые метели.

-А сейчас это четверостишье прочитает вслух Шевченко Степан.

-Как вы понимаете первую строчку стихотворения?( наступила осень)

-Почему метели жёлтые?(осенью с деревьев опадают желтые листья)

-Какое слово помогает нам услышать шорох листьев?(шуршат)

-Какая тема этого стихотворения? (осень)

-Правильно, в этом стихотворении говорится о наступлении осени.

-А кто из вас любит осень? За что?

(Уточняю, какой период осени дети любят больше всего и почему).

IV. Актуализация знаний. Введение в тему.

-Как вы думаете, о чём будет стихотворение, с которым мы познакомимся сегодня на уроке?(об осени)

-Автор этого стихотворения Николай Алексеевич Некрасов.

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.(Н.А. Некрасов «Осень»)

-Правильно, сегодня на уроке мы будем читать стихотворение Н.А.Некрасова об осени.

V.Рассказ о жизни и творчестве Н.А.Некрасова.

-Два ученика нашего класса выполняли индивидуальное домашнее задание. Они подготовили рассказ о жизни и творчестве Некрасова (Маргарита и Марк.)

Н.А.Некрасов родился в начале 19 века в местечке Немирово на Украине. Через 3 года семья переехала в Грешнёво, где и прошло детство будущего поэта.

Отец поэта принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Он был человеком строгим и суровым. Крестьян, работавших у него, жестоко наказывал за любую провинность: бил их розгами, был спор и на кулачную расправу. Неизвестно, что могло стать с маленьким Некрасовым в такой обстановке. Но его спасло то, что рядом была мать – женщина удивительно добрая, мягкая хорошо образованная. Всю свою любовь она отдала детям (у Некрасова были брат и сестра). Она занималась с ними, играла на фортепиано, читала.

Некрасов поступил в Ярославскую гимназию, но проучился там только до 5 класса. Он уехал в Петербург, для того чтобы поступить в дворянский полк, т.к. его отец хотел видеть сына военным. Но, вопреки воле отца, Некрасов поступает в университет. С этого времени начинают печататься его стихи.

В своих стихах поэт описывал тяжёлую долю крестьян, жалел обиженных и угнетённых, призывал бороться за свободу и счастье народа.

Очень любил он и родную природу: красоту полей, рек, лугов. Много стихов поэта посвящены природе и написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком.

-Молодцы ребята! За выполненную работу вы получаете оценку пять.

VI.Физминутка

VI.Знакомство со стихотворением Н.А.Некрасова «Славная осень!»

-Сейчас вы прослушаете стихотворение и ответите на вопрос какое настроение у вас возникло, когда вы его слушали?

-Прослушивание стихотворения mp 3

-Кому понравилось это стихотворение? Что понравилось?

-Какое настроение возникло у вас? (Ученики говорят о своём настроении.)

-В стихотворении встречаются слова, значения которых могут быть непонятны.

VIII. Словарная работа (метапредметная связь)

Работа в парах.

-У вас на партах лежат карточки. Объясните значения выделенных слов, подобрав к ним синонимы.

-А что такое синонимы?(это слова которые звучат по разному, но имеют одно лексическое значение)

(Ребята работают в парах).

Карточка.

Выберите из данных слов синонимы к выделенному слову и подчеркните их.

  1. Ядрёный воздух – прозрачный, бодрящий, свежий, влажный.

  2. Воздух бодрит – теплеет, оживляет, обволакивает, восстанавливает.

  3. студёной – мелкой, холодной, глубокой, мёрзлой.

  4. поблёкнуть – обветшать, постареть, завянуть.


-А теперь проверим вашу работу.


Проверка( на экране)

Ядрёный - свежий, бодрящий.

Бодрит – оживляет, восстанавливает.

Студёной – на холодной, на мёрзлой.

Поблёкнуть – завянуть.

-Чтобы выразить состояние своей души, поэты и писатели используют различные художественно-изобразительные средства, которые мы попытаемся сейчас с вами отыскать в стихотворении.

Работа с классной доской

А для начала вспомним:

- Какие художественно – изобразительные средства вы знаете? (Олицетворение, сравнение, эпитет)

- Что такое эпитет? (Слова – прилагательные, отвечают на вопросы: какой? какая? какие? какое?)

-Что такое олицетворение? (Олицетворение – это изображение предметов в виде живых существ)

- Что такое сравнение? (Сравнение – это изображение одного предмета путём сравнения его с другим.)

Открыть доску!

-В своём стихотворении автор рисует разные образы. Давайте посмотрим, с помощью каких художественно – изобразительных средств он создаёт эти образы.

- Какая осень описывается в этом стихотворении?

Фронтальная работа.

Работа по учебнику. Откройте учебники на стр.168. Прочитайте стихотворение про себя найдите эпитеты и назовите их.

(Славная осень, здоровый, ядреный воздух, неокрепший лед…)

-Найдите все сравнения в этом стихотворении.

-Какие сравнения вы нашли? Объясните, почему так?

лёд как тающий сахар (непрочный, рыхлый, белый)

лес как мягкая постель (опавшая листва как мягкая постель)

листья как ковёр (их много, они устилают землю)

-Олицетворение.

-Найдите в стихотворении приём олицетворения?

(Воздух усталые силы бодрит).

- Для чего же поэт использует сравнения, эпитеты и другие художественно-выразительные средства в своих произведениях? (Чтобы сделать образ более точным, выразительным, красочным, чтобы мы могли легче представить описываемый предмет).

-Ребята, сейчас с вами вспомним, что такое тема и главная мысль

(Тема- это то о чем говорится в тексте

Основная мысль- то, что хотел сказать автор читателю)

-Что выражено в названии стихотворения: тема или основная мысль? Почему? (Основная мысль. Главное в стихотворении – показать какая славная и красивая осень.)

Выразительное чтение стихотворение.

Чтобы прочитать это стихотворение выразительно, подчеркните слова, на которые вы бы сделали логические ударения. (Дети работают самостоятельно в парах)

-Проверим выполнение работы.

-Давайте послушаем несколько пар человек и определим, у кого выразительное чтение получилось лучше?

первый ученик читает - четверостишье

второй ученик- остальные шесть строк

Подведение итогов урока.

1). -С творчеством какого писателя познакомились на уроке?

2). –Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

Рефлексия

А сейчас воспользуйтесь карточками и выберите подходящую.

Если на уроке вам было интересно и вы узнали много нового поднимите синий шарик.

Если вам было что-то непонятно и трудно поднимите красный шарик.

Домашнее задание.

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Стр.168 наизусть.

Оценки за работу на уроке получили следующие учащиеся.





Сохранить у себя:
Конспект открытого урока Н.А.Некрасов «Славная осень…»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки