Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа
рабочего поселка Сосновоборск
Сосновоборского района
Пензенской области
Конспект открытого урока
изобразительного искусства
во 2 «А» классе на тему:
«Красота русского народного костюма»
Разработала и провела:
учитель начальных классов
І категории Купцова Н.П.
Сосновоборск 2021 г.
Краткая аннотация к уроку «Красота русского народного костюма»
Приобщение детей к народной культуре и развитию духовности – это вопросы, занимающие приоритетные позиции в российском школьном образовании. являются актуальными и значимыми для подрастающего поколения.
Цель: познакомить с историей русского костюма, побуждать к самостоятельной творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные: познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма;
Развивающие:
-развивать фантазию и воображение при выборе узора;
-расширять кругозор, развивать любознательность;
-способствовать развитию речи, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
-воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре, формировать эстетический вкус.
Музыкальный ряд:
-русская народная мелодия «Красный сарафан».
Зрительный ряд:
-репродукции художников, на которых изображены герои сказок в русских костюмах;
-иллюстрации к сказкам;
- фотографии русских народных костюмов из Русского национального музея;
Категория возраста: 8-9 лет
Предварительная работа:
-рассматривание иллюстраций картин русских художников, где герои в русских народных костюмах;
-рассматривание слайдов с русскими костюмами;
- рассматривание русского народного орнамента;
Обогащение словаря: сорочка, косоворотка, порты, картуз, дизайнер,эскиз.
Оборудование и материалы:
-ПК;
-гуашь, кисточки, ватные палочки, баночки с водой;
-клеёнка, салфетки для рук.
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя (содержание) | Деятель ность учащих ся | УУД |
1.Орг.момент | Учитель: - «Здравствуйте!» - ты скажешь человеку. «Здравствуй!»-улыбнётся он в ответ И, наверно, не пойдёт в аптеку И здоровым будет много лет. -Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Добро пожаловать на урок изобразительного искусства. Давайте начнём наш урок с доброй улыбки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. На партах у вас лежат лучики солнца, поднимите длинный лучик, если у вас хорошее настроение, короткий-если вам немного грустно. | Слушать, выпол нять задание. | Взаим- но привет-ствовать |
2. Мобилизую- щий этап.
3.Формулиров- ка темы урока Эвристический поиск
4. Актуализация знаний Обобщающий опрос+ представление небольших работ-исследований детей
5.Пед.показ. Работа с демонстрационным материалом; эвристическая беседа.
6. Домашнее задание.
| - Внимание на экран! Слайд 1( изображ. Эйфелевой башни) Учитель: Что вы видите? (ответы детей) - Что вы знаете о Франции? ( много лет в этой стране придумывают и шьют самые красивые вещи, наряды) - А знаете ли вы, что 117 лет назад за час до наступления полуночи 30 октября 1900 года Эйфелева башня осветилась багрово-красным светом и раздался пушечный выстрел, известивший о закрытии последней Всемирной выставки 19 века. Россия, наша страна, занимала на выставке 17 павильонов из 18-ти. В одном из Российских павильонов парижане и гости столицы Франции могли полюбоваться коллекцией русских костюмов, представленной Натальей Шабельской. Их назвали бриллиантом народного творчества, парижане не могли оторвать глаз от такой красоты! Хотите увидеть их?. Ваша задача: рассмотреть и подумать, чем же мы удивили всех? (слайды 3-11), звучит музыка «Красный сарафан» минусовка) -Чем же были поражены французы, эти законодатели мод? (ответы детей) - Правильно, красотой русских народных костюмов наших русских красавиц. - Какова же тема нашего сегодняшнего урока? ( Красота русских народных костюмов) И вот в 2017 году снова нужно представлять Россию на Всемирной выставке 21 века в Париже! -Хотите принять участие? (Да) -Но ведь мы не знаем языка. На международных выставках разговаривают на английском языке. Сможете вы представиться, поздороваться, сказать, откуда вы?(ответы детей-на английском языке) - Молодцы! Ещё нам нужно представить эскизы русских народных костюмов. - Что такое эскиз? Эски́з – французское слово. (Это предварительный набросок.) Мы отправим эскизы в Москву известным кутюрье (портным), чтобы они сшили прекрасные костюмы! Будем думать, размышлять, фантазировать, рисовать! - Дома я предложила вам найти информацию о красоте русского национального костюма, ведь каждый народ выражал своё понимание красоты прежде всего через костюм. «Костюм» в переводе с французского языка, означает «обычай». (представление небольших работ-исследований детей) Ученик: Загадка. Он бывает длинный, без рукавов, глухой или распашной с пуговицами, его носили девушки поверх рубахи.(Сарафан) Я нашла фотографии женского русского народного костюма. Эта коллекция — одна из крупнейших в России и хранится в Государственном Русском музее . А это-душегрея. Её надевали, когда было холодно . УЧИТЕЛЬ: -Давайте вместе скажем-душегрея. Как вы думаете, почему она так называется? Отсюда и название, значит- душу греет. Ученик:- Я нашла репродукцию картины художника Журавлёва «Троицын день». На ней мы видим девушку в русском народном костюме. Она нарядилась к празднику «Троица». Девушка в красивом сарафане, на голове у неё кокошник. (Слайд 13) Учитель: -А меня заинтересовала репродукция художника Нестерова «Девушка у озера»(Княгиня) Как вы думаете, почему? (Слайд 14) Ученик:- Я нашла изображения красивых головных уборов. Женщины носили кокошники, от слова «кокошь». Они похожи на гребешок курочки. Учитель:-Их называли по-разному: шторник, кумашник, клиник, наколоточник, пестряк, кичка, сорока с длинными лентами сзади, как хвост сороки. На кичку часто надевали платок.(Слайд 15 , фото-на доске.) Ученик:-Я тоже принёс фотографии русских народных костюмов.(отмечает красоту, учитель вывешивает на доску) Ученик:- А мы с мамой вырезали бумажные длинные женские рубашки, похожие на платья, и попробовали украсить их сами в русском народном стиле.(на доске) Ученик: -Я принёс фотографии мужских праздничных рубах. (показ –на доску) Учитель: - Их я предлагаю украсить орнаментами дома (цвет рубашки и украшения – по выбору ) Учитель:- Посмотрите на следующий слайд. Что вы заметили?( Слайд 16) Учитель:-А как вы понимаете эти слова: «Во всех ты, душенька, нарядах хороша!»(слайд 17) Ученик: А я нашла орнаменты, которыми можно украсить сарафаны и рубашки (слайды- символика древних славян: символы солнца, воды и земли, фото-на доску).(слайды 18-22) - Зачем украшать? (1. Узор,орнамент украшает рубашку, сарафан. 2. Узор служил оберегом.) -Какую деталь одежды украшали? ( Украшали ворот, рукава, низ или подол.) | активно слушать, отвечать на вопросы.
Представляют свои работы- мини-исследования (фотографии,реп родукции картин, слайды)
| Умение пользо ваться получен- ной инфор- мацией
Извлече ние необходимой информации из прослу шанных текстов, фотогра фий, репродукций картин, слайдов для практической работы
|
7.Постановка творческой задачи.
| Учитель: -Много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды. И мы долго готовились. Теперь догадались, зачем мы расписывали кокошники, выбирали ткань для ваших сарафанов? Конечно, мы готовимся к выставке! А после работы на Руси шли все нарядные от мала до велика песни петь, плясать, да в игры играть. И вас в конце урока ждёт музыкальный сюрприз. -Что же осталось сделать? Или оставим так? По-моему, красиво! (нет, нужно украсить орнаментами наши сарафаны) - Для чего это нужно? (узор, орнамент служил оберегом, оберегал человека от дурного глаза). -На партах лежат эскизы женского праздничного костюма (рубашка и сарафан). Украсьте их орнаментами. -Вашу работу нужно выполнить следующим образом. 1) Украсить сарафан орнаментом, используя символы солнца, воды и земли. Ваши работы должны быть аккуратны и ярко украшены. Вы сегодня не просто художники, а художники по ткани. Будете украшать одежду. Желаю успехов!
| Слушать,отвечать на вопросы
| Наблюдение и анализ . |
8.Практическая работа. | Выполняют орнамент.( под музыку) ( Индивидуальная помощь со стороны учителя) Разминка для пальцев. В гости к пальчику большому приходили прямо к дому Указательный и средний, безымянный и последний. Вместе пальчики- друзья, друг без друга им нельзя. Выполняют орнамент. Момент неожиданности.- Совсем забыли! Вам любопытно, что забыли? Ах, вы Варвары любопытные. Зарядка для глаз. Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо, Смотрит вверх и смотрит вниз ,Мышцы глаза напряглись. А Варвара смотрит вверх выше всех и дальше всех Возвращается обратно- расслабление приятно. Шея не напряжена, а расслаблена. -Что же мы забыли? Какоя деталь народного костюма была очень важной? Надену-ободом сведет, Сниму-змеею упадет, Тепла не дает, А без него холодно.(Пояс) -Для чего носили пояс? (для тепла, оберега и чтобы носить за поясом инструменты)
| Выпол нять работу по заданию учителя,
Анализи ровать, прово
дить разминку пальцев
| Наблюдение и анализ . |
9.Подведение итогов урока. | Выставка всех работ. ( по мере выполнения ).Выставление отметок. Игра « Создай свой костюм» (ищут и прикрепляют сарафан к своему кокошнику) - А теперь музыкальный сюрприз! Чтобы гостей зазвать на выставку, нужно, чтобы нас услышали! Частушки. Мой кокошник лучше всех- Нити золотые. А сама я просто кукла- Глаза голубые. ( Цыганок Н.) Сарафан мой, сарафан Аленький, в цветочек Для тебя я наряжаюсь Милый мой дружочек. (Хайрова А.) Вышивала я рубашку На ней меленький узор Увидала-шёл Ванюша- Сердце бьётся с этих пор. (Резванова И.) Приходите, поглядите Вы на нашу красоту Краше нету россиянок Невесту дома я найду! (Мельзетдинов А. и Максутов Ш. Фадеев А.) 5. Мы частушки Вам пропели Гости дорогие Показали Вам себя Вот ведь мы какие! (все вместе) | Подво дить итоги, делать нравственный выбор, оцени вать свои достижения, представ ляют свои исполни тельские данные | Ученики оценивают свою деятель ность, Слушают одноклассников |
10.Рефлексия | -Какое сейчас у вас настроение? Понравилось работать? Приклейте лучики к нашему солнышку, и в жизни будьте всегда лучиками добра и красоты! | Прикреп-ляют лучики в соответ-ствии со своим настрое-нием. | Анали-зируют своё самочув-ствие |
Приложение