Конспект открытого урока изобразительного искусства во 2 «А» классе на тему: «Красота русского народного костюма»

Краткая аннотация к уроку «Красота русского народного костюма».

Приобщение детей к народной культуре и развитию духовности – это вопросы, занимающие приоритетные позиции в российском школьном образовании. являются актуальными и значимыми для подрастающего поколения.

Цель: познакомить с историей русского костюма, побуждать к самостоятельной творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные: познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма;

Развивающие: развивать фантазию и воображение при выборе узора; расширять кругозор, развивать любознательность; способствовать развитию речи, обогащать словарный запас. Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре, формировать эстетический вкус.

Музыкальный ряд: русская народная мелодия «Красный сарафан».

Зрительный ряд: репродукции художников, на которых изображены герои сказок в русских костюмах; иллюстрации к сказкам; фотографии русских народных костюмов из Русского национального музея;

Категория возраста: 8-9 лет.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций картин русских художников, где герои в русских народных костюмах; рассматривание слайдов с русскими костюмами; - рассматривание русского народного орнамента; Обогащение словаря: сорочка, косоворотка, порты, картуз, дизайнер,эскиз.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

рабочего поселка Сосновоборск

Сосновоборского района

Пензенской области





Конспект открытого урока

изобразительного искусства

во 2 «А» классе на тему:

«Красота русского народного костюма»





Разработала и провела:

учитель начальных классов

І категории Купцова Н.П.





Сосновоборск 2021 г.

Краткая аннотация к уроку «Красота русского народного костюма»

Приобщение детей к народной культуре и развитию духовности – это вопросы, занимающие приоритетные позиции в российском школьном образовании. являются актуальными и значимыми для подрастающего поколения.

Цель: познакомить с историей русского костюма, побуждать к самостоятельной творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные: познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма;

Развивающие:

-развивать фантазию и воображение при выборе узора;

-расширять кругозор, развивать любознательность;

-способствовать развитию речи, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

-воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре, формировать эстетический вкус.

Музыкальный ряд:

-русская народная мелодия «Красный сарафан».

Зрительный ряд:

-репродукции художников, на которых изображены герои сказок в русских костюмах;

-иллюстрации к сказкам;

- фотографии русских народных костюмов из Русского национального музея;



Категория возраста: 8-9 лет

Предварительная работа:

-рассматривание иллюстраций картин русских художников, где герои в русских народных костюмах;

-рассматривание слайдов с русскими костюмами;

- рассматривание русского народного орнамента;

Обогащение словаря: сорочка, косоворотка, порты, картуз, дизайнер,эскиз.

Оборудование и материалы:

-ПК;

-гуашь, кисточки, ватные палочки, баночки с водой;

-клеёнка, салфетки для рук.



















Ход урока

Этапы

Деятельность учителя (содержание)

Деятель

ность учащих

ся

УУД

1.Орг.момент

Учитель: - «Здравствуйте!» - ты скажешь человеку.

«Здравствуй!»-улыбнётся он в ответ

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Добро пожаловать на урок изобразительного искусства. Давайте начнём наш урок с доброй улыбки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

На партах у вас лежат лучики солнца, поднимите длинный лучик, если у вас хорошее настроение, короткий-если вам немного грустно.

Слушать, выпол

нять задание.

Взаим-

но привет-ствовать

2. Мобилизую-

щий этап.










3.Формулиров-

ка темы урока

Эвристический поиск












4. Актуализация знаний Обобщающий опрос+ представление небольших работ-исследований детей


5.Пед.показ. Работа с демонстрационным материалом;

эвристическая беседа.









6. Домашнее задание.












- Внимание на экран! Слайд 1( изображ. Эйфелевой башни)

Учитель: Что вы видите? (ответы детей)

- Что вы знаете о Франции? ( много лет в этой стране придумывают и шьют самые красивые вещи, наряды)

- А знаете ли вы, что 117 лет назад за час до наступления полуночи 30 октября 1900 года Эйфелева башня осветилась багрово-красным светом и раздался пушечный выстрел, известивший о закрытии последней Всемирной выставки 19 века. Россия, наша страна, занимала на выставке 17 павильонов из 18-ти. В одном из Российских павильонов парижане и гости столицы Франции могли полюбоваться коллекцией русских костюмов, представленной Натальей Шабельской. Их назвали бриллиантом народного творчества, парижане не могли оторвать глаз от такой красоты!

Хотите увидеть их?. Ваша задача: рассмотреть и подумать, чем же мы удивили всех? (слайды 3-11), звучит музыка «Красный сарафан» минусовка)

-Чем же были поражены французы, эти законодатели мод? (ответы детей)

- Правильно, красотой русских народных костюмов наших русских красавиц.

- Какова же тема нашего сегодняшнего урока? ( Красота русских народных костюмов)

И вот в 2017 году снова нужно представлять Россию на Всемирной выставке 21 века в Париже!

-Хотите принять участие? (Да)

-Но ведь мы не знаем языка. На международных выставках разговаривают на английском языке. Сможете вы представиться, поздороваться, сказать, откуда вы?(ответы детей-на английском языке)

- Молодцы! Ещё нам нужно представить эскизы русских народных костюмов.

- Что такое эскиз? Эски́з – французское слово. (Это предварительный набросок.)

Мы отправим эскизы в Москву известным кутюрье (портным), чтобы они сшили прекрасные костюмы!

Будем думать, размышлять, фантазировать, рисовать!

- Дома я предложила вам найти информацию о красоте русского национального костюма, ведь каждый народ выражал своё понимание красоты прежде всего через костюм. «Костюм» в переводе с французского языка, означает «обычай».

(представление небольших работ-исследований детей)

Ученик: Загадка. Он бывает длинный, без рукавов, глухой или распашной с пуговицами, его носили девушки поверх рубахи.(Сарафан)

  1. Я нашла фотографии женского русского народного костюма. Эта коллекция — одна из крупнейших в России и хранится в Государственном Русском музее . А это-душегрея. Её надевали, когда было холодно .

УЧИТЕЛЬ: -Давайте вместе скажем-душегрея. Как вы думаете, почему она так называется? Отсюда и название, значит- душу греет.

  1. Ученик:- Я нашла репродукцию картины художника Журавлёва «Троицын день». На ней мы видим девушку в русском народном костюме. Она нарядилась к празднику «Троица». Девушка в красивом сарафане, на голове у неё кокошник. (Слайд 13)

  2. Учитель: -А меня заинтересовала репродукция художника Нестерова «Девушка у озера»(Княгиня) Как вы думаете, почему? (Слайд 14)

  3. Ученик:- Я нашла изображения красивых головных уборов. Женщины носили кокошники, от слова «кокошь». Они похожи на гребешок курочки.

Учитель:-Их называли по-разному: шторник, кумашник, клиник, наколоточник, пестряк, кичка, сорока с длинными лентами сзади, как хвост сороки. На кичку часто надевали платок.(Слайд 15 , фото-на доске.)

  1. Ученик:-Я тоже принёс фотографии русских народных костюмов.(отмечает красоту, учитель вывешивает на доску)

  2. Ученик:- А мы с мамой вырезали бумажные длинные женские рубашки, похожие на платья, и попробовали украсить их сами в русском народном стиле.(на доске)

  3. Ученик: -Я принёс фотографии мужских праздничных рубах. (показ –на доску)

Учитель: - Их я предлагаю украсить орнаментами дома (цвет рубашки и украшения – по выбору )

Учитель:- Посмотрите на следующий слайд. Что вы заметили?( Слайд 16)

Учитель:-А как вы понимаете эти слова: «Во всех ты, душенька, нарядах хороша!»(слайд 17)

  1. Ученик: А я нашла орнаменты, которыми можно украсить сарафаны и рубашки (слайды- символика древних славян: символы солнца, воды и земли, фото-на доску).(слайды 18-22)

- Зачем украшать?

(1. Узор,орнамент украшает рубашку, сарафан. 2. Узор служил оберегом.)

-Какую деталь одежды украшали? ( Украшали ворот, рукава, низ или подол.)

активно слушать,

отвечать на вопросы.































Представляют свои работы- мини-исследования (фотографии,реп

родукции картин,

слайды)


Умение пользо

ваться получен-

ной инфор-

мацией





























Извлече

ние необходимой информации из прослу

шанных текстов,

фотогра

фий,

репродукций картин,

слайдов для практической работы















7.Постановка творческой задачи.


Учитель:

-Много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды. И мы долго готовились. Теперь догадались, зачем мы расписывали кокошники, выбирали ткань для ваших сарафанов? Конечно, мы готовимся к выставке! А после работы на Руси шли все нарядные от мала до велика песни петь, плясать, да в игры играть. И вас в конце урока ждёт музыкальный сюрприз.

-Что же осталось сделать? Или оставим так? По-моему, красиво! (нет, нужно украсить орнаментами наши сарафаны)

- Для чего это нужно? (узор, орнамент служил оберегом, оберегал человека от дурного глаза).

-На партах лежат эскизы женского праздничного костюма (рубашка и сарафан). Украсьте их орнаментами.

-Вашу работу нужно выполнить следующим образом.

1) Украсить сарафан орнаментом, используя символы солнца, воды и земли.

Ваши работы должны быть аккуратны и ярко украшены. Вы сегодня не просто художники, а художники по ткани. Будете украшать одежду. Желаю успехов!


Слушать,отвечать на вопросы






Наблюдение и анализ

.

8.Практическая работа.

Выполняют орнамент.( под музыку) ( Индивидуальная помощь со стороны учителя)

Разминка для пальцев.

В гости к пальчику большому приходили прямо к дому

Указательный и средний, безымянный и последний.

Вместе пальчики- друзья, друг без друга им нельзя.

Выполняют орнамент.

Момент неожиданности.- Совсем забыли! Вам любопытно, что забыли? Ах, вы Варвары любопытные.

Зарядка для глаз. Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,

Смотрит вверх и смотрит вниз ,Мышцы глаза напряглись.

А Варвара смотрит вверх выше всех и дальше всех

Возвращается обратно- расслабление приятно.

Шея не напряжена, а расслаблена.

-Что же мы забыли? Какоя деталь народного костюма была очень важной?

Надену-ободом сведет,

Сниму-змеею упадет,

Тепла не дает,

А без него холодно.(Пояс)

-Для чего носили пояс? (для тепла, оберега и чтобы носить за поясом инструменты)



Выпол

нять работу по заданию учителя,


Анализи

ровать,

прово


дить разминку пальцев


Наблюдение и анализ

.

9.Подведение итогов урока.

Выставка всех работ. ( по мере выполнения ).Выставление отметок.

Игра « Создай свой костюм» (ищут и прикрепляют сарафан к своему кокошнику)

- А теперь музыкальный сюрприз! Чтобы гостей зазвать на выставку, нужно, чтобы нас услышали!

Частушки.

  1. Мой кокошник лучше всех-

Нити золотые.

А сама я просто кукла-

Глаза голубые. ( Цыганок Н.)

  1. Сарафан мой, сарафан

Аленький, в цветочек

Для тебя я наряжаюсь

Милый мой дружочек. (Хайрова А.)

  1. Вышивала я рубашку

На ней меленький узор

Увидала-шёл Ванюша-

Сердце бьётся с этих пор. (Резванова И.)

  1. Приходите, поглядите

Вы на нашу красоту

Краше нету россиянок

Невесту дома я найду! (Мельзетдинов А. и Максутов Ш. Фадеев А.)

5. Мы частушки Вам пропели

Гости дорогие

Показали Вам себя

Вот ведь мы какие! (все вместе)

Подво

дить итоги, делать нравственный выбор, оцени

вать свои достижения, представ

ляют свои исполни

тельские данные

Ученики оценивают свою деятель

ность,

Слушают

одноклассников

10.Рефлексия

-Какое сейчас у вас настроение? Понравилось работать? Приклейте лучики к нашему солнышку, и в жизни будьте всегда лучиками добра и красоты!

Прикреп-ляют лучики в соответ-ствии со своим настрое-нием.

Анали-зируют своё самочув-ствие



























Приложение

Сохранить у себя:
Конспект открытого урока изобразительного искусства во 2 «А» классе на тему: «Красота русского народного костюма»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки