Конспект Написание слов названий предметов с основой на шипящий мужского и женского рода

Научить писать слова-предметы мужского и женского рода с шипящим на конце

Содержимое разработки










Муниципальное образовательное учреждение «Медновская СОШ» Тверской области, Калининского района.

2 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Составила: учитель начальной школы первой квалификационной категории Мищихина Елена Николаевна.

Предмет: Урок русского языка. Автор учебника: Н.А.Чуракова

Тип урока: урок открытия новых знаний с элементами исследования.

План- конспект урока.

Тема урока: «Написание слов - названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук».


Планируемые результаты:

Личностные: самоопределение, самообразование, самооценка, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

-мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные:

1. регулятивные:

- ставить учебную задачу на основе соотнесения и известного и усвоенного материала;

-умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; (волевая саморегуляция)

-определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. познавательные:

-активное использование речевых средств, осознанное построение речевых высказываний;

-логические действия, установление аналогий и причинно- следственных связей, извлечение необходимой информации.

3. коммуникативные:

-готовность слушать собеседника и вести диалог;

-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

-участвовать в групповом обсуждении;

-навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Предметные:

-уметь работать с Обратным словарём;

-уметь сделать вывод о работе мягкого знака;

-уметь дифференцировать слова с основой на шипящий по родам.














№ п/п

Название этапа урока

Включение педагогом обучающихся в деятельность

Описание деятельности школьников

Формируемые УУД

Применяемые проблемные методы

Применяемые продуктивные задания

1.

Самоопределение к учебной деятельности

Слайд 1

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем!





Самоопределяются









Личностные:

Формирование положительного отношения к процессу познания

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.



2.

Актуализация З,У,Н

















Выполнив задания, вы мне скажете какая буква у нас в гостях на уроке.

Слайд 2,3

1.Чистописание.

1 строка: пропишем ь.

2 строка: ЬЬЬ (соединим 3 элемента вместе с округлением) для развития скорости письма.

Слайд 4,5

- Что знаем о ь?

3.Назовите слова с этой буквой. Скажите какую работу выполняет ь в этих слова?


-А ещё знаете 3-ю работу?

Сегодня мы узнаем!






ь






1. Обозначает мягкость согласных.

2. Разделяет согласную от гласной.




-Нет.


Познавательные: Логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

























3.

Постановка учебной проблемы.




















































Постановка темы и цели урока.


Работа с учебником. С.152

Слайд 6

Рассмотрим картинку.

-Назовите предметы, которые нарисовал художник.


- Чем похожи эти слова?




-Какие вы знаете шипящие звуки?

Слайд 7


-На какие две группы

подразделяются шипящие звуки?



Слайд 8


Сравните написание слов:


Мышь, ландыш, шалаш, ночь, ёж.

- Какую работу выполняет ь?

-Если мы закроем ь и прочитаем эти слова без ь.

- Изменилось что-нибудь в произношении слов?

-Нужен ь для обозначения мягкости?


-Что интересного заметили?


- Что удивило? (мышь-камыш)



Слайд 9


- Чего мы не знаем?

Какой возникает вопрос?




Слайд 10


-Какая тема нашего урока?

Правильно. А точнее:


Написание слов- названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.


- Какая цель урока ?


Слайд 11





Физкультминутка


-Как опр. род у слов преметов?

Если назову слово м.р. - мальчики приседают и хлопают.

Если женского - девочки приседают и хлопают в ладоши.

Парта, мел, доска, учебник, ручка, книга, карандаш.




-Слова-названия предметов.




-На конце слов слышим шипящий звук.



[Ж], [Ш], [Ч’], [Щ’].



[Ж], [Ш]– всегда твёрдые;

[Ч’], [Щ’]- всегда мягкие.














-Ничего не изменилось.

- Нет.



- В некоторых словах после шипящих надо писать ь, а в некоторых - нет ?






Когда надо писать ь после шипящих,а когда не надо.






Написание слов- названий предметов с основой на шипящий звук.






Научиться правильно писать слова с ь после шипящих.

Познакомиться с третьей работой ь. в словах.









Командует Он- м.р.


Командует Она- ж.р

Познавательные:

Логические-анализ, сравнение, обобщение.

Постановка формулирование проблемы.

Регулятивные: формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые инструкции.






























Побуждающий от проблемной ситуации диалог




















Побуждение к осознанию противоречия(факты)

Проблемная ситуация с удивлением





















































































Побуждение к формулировке проблемы

Название темы









4.

Поиск решения учебных проблем.

Слайд 12

Работа по учебнику.

с.152,упр.117

- Откройте Обратный словарь на букву Ч?

Определите род.

- Какого рода слова?

В первом столбике будем писать слова-предметы мужского рода

- Откройте Обратный словарь на букву ь. Прочитайте слова на -чь.

- Какого рода все эти слова?

-Выпишите пять любых слов-названий предметов на –чь.

- Какого рода все эти слова?

- Какой вывод вы можете сделать?


Слайд 13

-Обратите внимание, что в словаре представлены не только слова-названия предметов, но и слова-названий действий: лечь, печь, течь, стричь, помочь.

- Кто догадался, почему в словаре два раза написаны эти слова печь и течь?

-Почему другие слова написаны всего по одному разу?

Что надо определить в словах с шипящими на конце, чтобы правильно их написать?

- Как пишутся слова с основой на шипящий мужского рода?

- Как пишутся слова с основой на шипящий женского рода?


Слайд 14


Составим памятку.

Памятка.

В словах

с основой на шипящий ч :

ж. р. м. р.

пиши ь. не пиши ь.




ФИЗКУЛЬТМИНУТКА










Только мужского рода.

Записывают 5 слов.






Женского рода.


Записывают 5 слов



Женского рода.


Слова с основой на чь женского рода.




















Надо определить род.


Без ь.



С ь.


Познавательные.

Логические - решение проблемы построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные.

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные.

Выражение своих мыслей с достаточной полностью и точностью. Учёт разных мнений.

Подводящий к знанию от проблемы диалог



















































Памятка(алгоритм)

5.

Первичное закрепление

Слайд 15


Работа в парах.

Использование памятки.

Учебник с.153,упр.118.

Слайд 16

Проверка с объяснением.





Слайд 17

Работа в группах.

Начнём исследование.

- Можете ли вы, не открывая Обратного словаря, сделать вывод о написании слов, основа которых оканчивается на ш, шь ; ж, жь; щ, щь?

Слайд 18

Учебник с. 153, упр.119

Работа с Обратным словарём.

Задайте вопросы друг другу по написанию слов. и попробуйте ответить на них .

1 группа - ш,шь;

2 группа - ж, жь;

3 группа –щ, щь;

Каждая группа запишите по 2 примера на каждый случай.



-Какого рода все слова- названия предметов, основа которых на шь? щь,? жь?


-Какого рода все слова- названия предметов, основа которых на ш? щ? ж?

Слайд 19


- Какой вывод ты можешь сделать о написании слов с основой на Ж,Ш,Щ ?

Слайд 20

Составим алгоритм.



.









Слайд 21


Посмотрите на таблицу!

Назовите какую работу в словах выполняет ь?

ь

  1. метель

  1. вьюга

  1. ?



Слайд 22

- Выберете правильный ответ!


Слайд 23

Какой вывод мы можем сделать о работе ь?








Слайд 24


Приведите свои примеры, где ь указывает на ж.р. в словах с шипящим на конце.

ь

  1. метель

  1. вьюга

  1. речь мышь








Читают запись слов в два столбика. Аргументируют своё решение.

































-Женского рода.





- Мужского рода.










Алгоритм

написания слов-названий предметов с основой на шипящий.


1.В словах с основой на шипящий определи род.


2 Если ж.р. – пиши ь.

чь -шь -жь -щь

3.Если м.р. – не пиши ь.

-ч -ш - ж - щ
















Ответ -б



Ь – указывает на женский род.

Это орфограмма.

М.р. Ж.р.

-ч -чь

-ш - шь

-ж - жь

-щ - щь






Дети приводят примеры и записываем в 3-ю строку в таблице.








Познавательные.

Выполнение действий по алгоритму. Ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Коммуникативные.

Достижение договорённостей и согласование общего решения.

Личностные.

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
























































Формулирование вопросов

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Дифференцированная работа.

1.Задание сильным учащимся.

Запиши правильно слова.

Детены[ш], бро[ш], помо[щ’], клю[ч’], до[ч’], бор[щ’].

Слайд 25,26

2. Остальные дети:

Работа по картинке в учебнике с. 152.

Задание: записать слова- названия предметов в 2 столбика по родам.






Самопроверка по образцу (на карточках)





Самопроверка по образцу (на доске)


Ж.р. М.р.

мышь камыш

печь ландыш

ночь шалаш

ёж


Познавательные.

Перерабатывать полученную информацию, выполнение действий по алгоритму, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные.

Контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.




7.

Включение нового в систему знаний

Слайд 27,28

Игра «Найди четвёртое лишнее»:

Плащ Дич Вещ

Луч Доч Мяч Мыш Тиш Ёрш

Гараж Стриж Чиж.



Находят лишнее слово и объясняют своё предположение.

(Дополнительный плюс)



Познавательные.

построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Регулятивные.

Контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные.

Выражение своих мыслей с достаточной полностью и точностью.



8.

Повторение

Слайд 29

Выполним тест.

(Ответы в тетрадь)

Слайд 30.

Самопроверка..

1.Мягкий знак может выполнять:

а) 3 работы;

б) 2 работы;

в) 1 работу

2. На конце слов-предметов ж. р. после шипящих:

а) не пишется ь знак;

б) пишется ь знак.

3. На конце слов-предметов м. р. после шипящих:

а) не пишется ь знак;

б) пишется ь знак.


4. ь знак после шипящих на конце слов - названий предметов указывает:

а) на род слов-названий предметов;

б) на число;


Выбирают правильный ответ.( Дополнительный +)

Познавательные.

построение логической цепи рассуждений, доказательство. Ориентироваться в своей системе знаний

Регулятивные.

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.



Воспроизведение знаний

9.


Рефлексия деятельности



























































Домашнее задание.

Слайд 31

-Давайте подведем итог нашего урока.


-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?








-Достигли мы этой цели?






- Чему мы научились на уроке?








Слайд 32,33

А теперь оцените свою работу в классе


-Всё ли было понятно на уроке? Усвоили ли вы тему?

-Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?

-Ребята, попробуйте сами оценить свою работу на уроке?

На столе лежат звёздочки:

1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите голубую (самую яркую).

2. Если иногда были трудности, сомнения – жёлтую.

3. Если не разобрались в теме – красную.

(Дети показывают звёзды.) Оценка своей работы учащимися.

- Посмотрите. Сколько много голубых звёзд.

-Сегодня на уроке хорошо работали…

- Спасибо всем за работу!


Учебник: 1часть,с.154 упр.120






1.Узнать, когда пишется ь после шипящих.

2.Составить алгоритм и памятку о написании ь после шипящих.

3.Какую 3 -ю работу выполняет ь?


Да.





Научились правильно записывать слова-названия предметов с основой на шипящие мужского и женского рода.


Узнали третью работу ь.







Поднимают руку.









Оценивают свою деятельность.

Познавательные.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные. Выражение своих мыслей с достаточной полностью и точностью.

Личностные.

Оценивать собственную и коллективную деятельность.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.














Воспроизведение знаний








Сохранить у себя:
Конспект Написание слов названий предметов с основой на шипящий мужского и женского рода

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки