Муниципальное образовательное учреждение «Медновская СОШ» Тверской области, Калининского района.
2 класс УМК «Перспективная начальная школа»
Составила: учитель начальной школы первой квалификационной категории Мищихина Елена Николаевна.
Предмет: Урок русского языка. Автор учебника: Н.А.Чуракова
Тип урока: урок открытия новых знаний с элементами исследования.
План- конспект урока.
Тема урока: «Написание слов - названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук».
Планируемые результаты:
Личностные: самоопределение, самообразование, самооценка, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
-мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные:
1. регулятивные:
- ставить учебную задачу на основе соотнесения и известного и усвоенного материала;
-умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; (волевая саморегуляция)
-определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. познавательные:
-активное использование речевых средств, осознанное построение речевых высказываний;
-логические действия, установление аналогий и причинно- следственных связей, извлечение необходимой информации.
3. коммуникативные:
-готовность слушать собеседника и вести диалог;
-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-участвовать в групповом обсуждении;
-навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
Предметные:
-уметь работать с Обратным словарём;
-уметь сделать вывод о работе мягкого знака;
-уметь дифференцировать слова с основой на шипящий по родам.
№ п/п | Название этапа урока | Включение педагогом обучающихся в деятельность | Описание деятельности школьников | Формируемые УУД | Применяемые проблемные методы | Применяемые продуктивные задания | ||||||||
1. | Самоопределение к учебной деятельности | Слайд 1 Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем!
|
Самоопределяются
| Личностные: Формирование положительного отношения к процессу познания Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
|
| ||||||||
2. | Актуализация З,У,Н
| Выполнив задания, вы мне скажете какая буква у нас в гостях на уроке. Слайд 2,3 1.Чистописание. 1 строка: пропишем ь. 2 строка: ЬЬЬ (соединим 3 элемента вместе с округлением) для развития скорости письма. Слайд 4,5 - Что знаем о ь? 3.Назовите слова с этой буквой. Скажите какую работу выполняет ь в этих слова?
-А ещё знаете 3-ю работу? Сегодня мы узнаем!
|
ь
1. Обозначает мягкость согласных. 2. Разделяет согласную от гласной.
-Нет.
| Познавательные: Логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
|
| ||||||||
3. | Постановка учебной проблемы.
Постановка темы и цели урока.
| Работа с учебником. С.152 Слайд 6 Рассмотрим картинку. -Назовите предметы, которые нарисовал художник.
- Чем похожи эти слова?
-Какие вы знаете шипящие звуки? Слайд 7
-На какие две группы подразделяются шипящие звуки?
Слайд 8
Сравните написание слов:
Мышь, ландыш, шалаш, ночь, ёж. - Какую работу выполняет ь? -Если мы закроем ь и прочитаем эти слова без ь. - Изменилось что-нибудь в произношении слов? -Нужен ь для обозначения мягкости?
-Что интересного заметили?
- Что удивило? (мышь-камыш)
Слайд 9
- Чего мы не знаем? Какой возникает вопрос?
Слайд 10
-Какая тема нашего урока? Правильно. А точнее:
Написание слов- названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.
- Какая цель урока ?
Слайд 11
Физкультминутка
-Как опр. род у слов преметов? Если назову слово м.р. - мальчики приседают и хлопают. Если женского - девочки приседают и хлопают в ладоши. Парта, мел, доска, учебник, ручка, книга, карандаш. |
-Слова-названия предметов.
-На конце слов слышим шипящий звук.
[Ж], [Ш], [Ч’], [Щ’].
[Ж], [Ш]– всегда твёрдые; [Ч’], [Щ’]- всегда мягкие.
-Ничего не изменилось. - Нет.
- В некоторых словах после шипящих надо писать ь, а в некоторых - нет ?
Когда надо писать ь после шипящих,а когда не надо.
Написание слов- названий предметов с основой на шипящий звук.
Научиться правильно писать слова с ь после шипящих. Познакомиться с третьей работой ь. в словах.
Командует Он- м.р.
Командует Она- ж.р | Познавательные: Логические-анализ, сравнение, обобщение. Постановка формулирование проблемы. Регулятивные: формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые инструкции. |
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Побуждение к осознанию противоречия(факты) Проблемная ситуация с удивлением
|
Побуждение к формулировке проблемы Название темы
| ||||||||
4. | Поиск решения учебных проблем. | Слайд 12 Работа по учебнику. с.152,упр.117 - Откройте Обратный словарь на букву Ч? Определите род. - Какого рода слова? В первом столбике будем писать слова-предметы мужского рода - Откройте Обратный словарь на букву ь. Прочитайте слова на -чь. - Какого рода все эти слова? -Выпишите пять любых слов-названий предметов на –чь. - Какого рода все эти слова? - Какой вывод вы можете сделать?
Слайд 13 -Обратите внимание, что в словаре представлены не только слова-названия предметов, но и слова-названий действий: лечь, печь, течь, стричь, помочь. - Кто догадался, почему в словаре два раза написаны эти слова печь и течь? -Почему другие слова написаны всего по одному разу? Что надо определить в словах с шипящими на конце, чтобы правильно их написать? - Как пишутся слова с основой на шипящий мужского рода? - Как пишутся слова с основой на шипящий женского рода?
Слайд 14
Составим памятку. Памятка. В словах с основой на шипящий ч : ж. р. м. р. пиши ь. не пиши ь.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
|
Только мужского рода. Записывают 5 слов.
Женского рода.
Записывают 5 слов
Женского рода.
Слова с основой на чь женского рода.
Надо определить род.
Без ь.
С ь.
| Познавательные. Логические - решение проблемы построение логической цепи рассуждений. Регулятивные. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные. Выражение своих мыслей с достаточной полностью и точностью. Учёт разных мнений. | Подводящий к знанию от проблемы диалог |
Памятка(алгоритм) | ||||||||
5. | Первичное закрепление | Слайд 15
Работа в парах. Использование памятки. Учебник с.153,упр.118. Слайд 16 Проверка с объяснением.
Слайд 17 Работа в группах. Начнём исследование. - Можете ли вы, не открывая Обратного словаря, сделать вывод о написании слов, основа которых оканчивается на ш, шь ; ж, жь; щ, щь? Слайд 18 Учебник с. 153, упр.119 Работа с Обратным словарём. Задайте вопросы друг другу по написанию слов. и попробуйте ответить на них . 1 группа - ш,шь; 2 группа - ж, жь; 3 группа –щ, щь; Каждая группа запишите по 2 примера на каждый случай.
-Какого рода все слова- названия предметов, основа которых на шь? щь,? жь?
-Какого рода все слова- названия предметов, основа которых на ш? щ? ж? Слайд 19
- Какой вывод ты можешь сделать о написании слов с основой на Ж,Ш,Щ ? Слайд 20 Составим алгоритм.
.
Слайд 21
Посмотрите на таблицу! Назовите какую работу в словах выполняет ь?
Слайд 22 - Выберете правильный ответ!
Слайд 23 Какой вывод мы можем сделать о работе ь?
Слайд 24
Приведите свои примеры, где ь указывает на ж.р. в словах с шипящим на конце.
|
Читают запись слов в два столбика. Аргументируют своё решение.
-Женского рода.
- Мужского рода.
Алгоритм написания слов-названий предметов с основой на шипящий.
1.В словах с основой на шипящий определи род.
2 Если ж.р. – пиши ь. чь -шь -жь -щь
3.Если м.р. – не пиши ь. -ч -ш - ж - щ
Ответ -б
Ь – указывает на женский род. Это орфограмма. М.р. Ж.р.
-ч -чь -ш - шь -ж - жь -щ - щь
Дети приводят примеры и записываем в 3-ю строку в таблице.
| Познавательные. Выполнение действий по алгоритму. Ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Коммуникативные. Достижение договорённостей и согласование общего решения. Личностные. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
|
|
Формулирование вопросов | ||||||||
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой | Дифференцированная работа. 1.Задание сильным учащимся. Запиши правильно слова. Детены[ш], бро[ш], помо[щ’], клю[ч’], до[ч’], бор[щ’]. Слайд 25,26 2. Остальные дети: Работа по картинке в учебнике с. 152. Задание: записать слова- названия предметов в 2 столбика по родам.
|
Самопроверка по образцу (на карточках)
Самопроверка по образцу (на доске)
Ж.р. М.р. мышь камыш печь ландыш ночь шалаш ёж
| Познавательные. Перерабатывать полученную информацию, выполнение действий по алгоритму, наблюдать и делать самостоятельные выводы. Регулятивные. Контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
|
|
| ||||||||
7. | Включение нового в систему знаний | Слайд 27,28 Игра «Найди четвёртое лишнее»: Плащ Дич Вещ Луч Доч Мяч Мыш Тиш Ёрш Гараж Стриж Чиж.
| Находят лишнее слово и объясняют своё предположение. (Дополнительный плюс)
| Познавательные. построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные. Контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные. Выражение своих мыслей с достаточной полностью и точностью. |
|
| ||||||||
8. | Повторение | Слайд 29 Выполним тест. (Ответы в тетрадь) Слайд 30. Самопроверка.. 1.Мягкий знак может выполнять: а) 3 работы; б) 2 работы; в) 1 работу 2. На конце слов-предметов ж. р. после шипящих: а) не пишется ь знак; б) пишется ь знак. 3. На конце слов-предметов м. р. после шипящих: а) не пишется ь знак; б) пишется ь знак.
4. ь знак после шипящих на конце слов - названий предметов указывает: а) на род слов-названий предметов; б) на число;
| Выбирают правильный ответ.( Дополнительный +) | Познавательные. построение логической цепи рассуждений, доказательство. Ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
|
| Воспроизведение знаний | ||||||||
9. |
Рефлексия деятельности
Домашнее задание. | Слайд 31 -Давайте подведем итог нашего урока.
-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
-Достигли мы этой цели?
- Чему мы научились на уроке?
Слайд 32,33 А теперь оцените свою работу в классе
-Всё ли было понятно на уроке? Усвоили ли вы тему? -Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно? -Ребята, попробуйте сами оценить свою работу на уроке? На столе лежат звёздочки: 1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите голубую (самую яркую). 2. Если иногда были трудности, сомнения – жёлтую. 3. Если не разобрались в теме – красную. (Дети показывают звёзды.) Оценка своей работы учащимися. - Посмотрите. Сколько много голубых звёзд. -Сегодня на уроке хорошо работали… - Спасибо всем за работу!
Учебник: 1часть,с.154 упр.120
|
1.Узнать, когда пишется ь после шипящих. 2.Составить алгоритм и памятку о написании ь после шипящих. 3.Какую 3 -ю работу выполняет ь?
Да.
Научились правильно записывать слова-названия предметов с основой на шипящие мужского и женского рода.
Узнали третью работу ь.
Поднимают руку.
Оценивают свою деятельность. | Познавательные. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные. Выражение своих мыслей с достаточной полностью и точностью. Личностные. Оценивать собственную и коллективную деятельность. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
|
|
Воспроизведение знаний |