Конспект мероприятия по искусству по теме: "Образ дороги в искусстве"

Раскрыть философское звучание различных оттенков мотива дороги в литературе, музыке, изобразительном искусстве, проследить эволюцию мотива дороги, начиная от русского фольклора и заканчивая современными произведениями.

Содержимое разработки

ТЕМА: Образ дороги в искусстве

Цель урока: раскрыть философское звучание различных оттенков мотива дороги в литературе, музыке, изобразительном искусстве, проследить эволюцию мотива дороги, начиная от русского фольклора и заканчивая современными произведениями.

Задачи:

  1.  систематизировать знания, полученные в ходе изучения темы «СИМВОЛЫ В ЖИЗНИ И ИСКУССТВЕ»;

  2.  познакомиться с образом и символом дороги в музыке, поэзии и изобразительном искусстве;

  3.  понять лаконичность и емкость художественной коммуникации;

  4. Сформировать художественное мышление, воображение в процессе восприятия произведений.

Цифровые образовательные ресурсы: мультимедиа презентация

Педагогические технологии: технология «Образ и мысль»

Тип урока: Урок восприятия новых знаний.

План урока.

      1.Вступление.

                       Центральные символы - образы любой культуры — солнце, дерево, дорога.

                         Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их.

                         СОЛНЦЕ   дает свет и тепло, является символом жизни.

ДЕРЕВО растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает

                         и воскресает (поэтому дерево — символ Вселенной.)

                        ДОРОГА — образ-символ, который имеет особое значение для русского чело-

                        века. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ — своеобразная дорога, которую должен пройти

                        каждый.  Дорога издавна подкупает и привлекает русского человека новыми

                      возможностями, свежими впечатлениями, заманчивыми переменами.

О чем сегодня пойдет речь? О чем эти строки?

Если бы я встала – небо бы достала,

Руки да ноги – вора бы связала,

Рот да глаза – всё б рассказала…. (Дорога)

 

  1. Образ дороги в искусстве. Остановимся на нем подробно.

Образ дороги получил широкое распространение в искусстве, и прежде всего в фольклоре.

Вопрос: что означает слово фольклор?  народная мудрость.

Многие сюжеты народных сказок связаны с прохождением пути-дороги в прямом и переносном смысле.

Приведите примеры?

«Как Иванушка дурачок за чудом ходил», «Колобок», «Гуси лебеди» и др.

     Дорога– излюбленный образ русских сказок и былин. Всем известны сказки «Колобок», «Лиса и Волк», «Кот и Лиса», в котором герои идут, бегут, крадутся по дороге.

 Широко известна картина В.М. Васнецова « Витязь на распутье», изображающая раздумья богатыря на развилке дорог. С выбора дороги начинается любой подвиг богатыря.

На других картинах « Иван Царевич на Сером Волке», «Ковер-Самолет» воплощается мечта человека о счастье и покое в конце долгого пути, после приключений и испытаний. Нелегок их был путь к счастью.              

            Отечественное искусство знает немало музыкальных, живописных, графических   произведений, которые посвящены образу дороги. Достаточно назвать такие имена:

            композиторы: М.И. Глинка, П. И. Чайковский, С. Танеев, С. Рахманинов, Г. Свиридов;

            художники: И. Билибин, В. Васнецов,  И. И. Левитан

                 Н. К. Рерих,  Алексей Кондрат. Саврасов,  И. И.Шишкин.                        

            поэты и писатели: А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Н.Некрасов и др..

                ОБРАЗ РУСИ, бешено несущейся по неизведанной дороге, не так   оптимистично — безмятежен, как может показаться на первый взгляд...

Изобразительное искусство.

Одним из художников «пейзажа настроения», который изображал дорогу был Исаак Левитан.

Исконно русская тема бесконечной и безрадостной дороги — не просто разбитой и неустроенной проселочной дороги, а символ страдания и слез — отражена в картине Исаака Левитан  «ВЛАДИМИРКА»

Это печально известный Владимирский тракт, по которому гнали ссыльных каторжан в Сибирь. Арестантов «вели по этапу» небольшими отрядами-партиями, пешком, закованными в ручные и ножные кандалы. Пройдя 15—25 вёрст, арестанты останавливались на привал, «этап». Для более длительного отдыха существовали специальные «этапные» и «полуэтапные» тюрьмы с огороженным двором. Партию арестантов сопровождала конвойная стража. Передвижение арестантов происходило не по проезжей части дороги, а по параллельным ей грунтовым тропам за рядами посаженных вдоль тракта деревьев. В 1919 году часть Владимирского тракта от московскойРогожской заставы переименована в Шоссе Энтузиастов. Под «энтузиастами» инициатор переименования А. В. Луначарский подразумевал революционеров и политических заключённых, которые следовали в ссылку этим трактом.  

Постарайтесь сами охарактеризовать картину.

Вопросы:

  • Как изображена дорога? - она неумолимо тянется за горизонт, ей нет конца...

  • Опишите небо? - свинцовые тучи, повисшие над дорогой, плотно закрыли солнце: ни просвета, ни лучика, ни надежды.

  • Что можно сказать про ландшафт? - Он равнинный, монотонный, дышащий безысходностью и тоской.

  • Что просматривается на перепутье дорог? - Чья-то сиротливая могила и молящийся одинокий странник.

Алексей Саврасов «РАСПУТИЦА» 1894г. - репродукция из его поздних полотен, навевает печаль и раздумье. Ранняя весна, деревенька вдали. Широкая проселочная дорога покрыта вязким слоем слякоти. Она уходит вдаль, и лишь ответвляется маленькая тропинка, ведущая к покосившемуся деревенскому домику. Смотря на полотно, невольно возникает мысль: « А вдруг эта дорога ведет не к очередной деревеньке, разбросанной по бескрайнему бездорожью Руси, а куда дальше, где мы окажемся все когда-нибудь...»

 А. Саврасов  пейзаж «ЗИМНЯЯ ДОРОГА» 1870 -е г. - изображает не зиму, а пространство, и не дорогу - ...даль. Много-много снега, грязь задубела, тоненькие березки, ободранные зимними колючими ветрами, опаленные палящими лучами знойного солнца прошедшего лета. Колорит сведен практически до белого и темного. И только небо и природа передается двумя оттенками коричневого, лиловым и желтым немного.

Интересно, что в картине вовсе нет теней! Погода пасмурная, и создается впечатление, что эта пасмурность зависла над землей надолго. Картина откликается на поэзию того времени, описывающую и Русь и ее дороги...  

Поэзия

Каждая национальная литература имеет свой привычный круг тем, традиционные образы, устойчивые мотивы. Для русской классики одним из таких устойчивых моментов стал мотив путешествия, странствия, дорожная тема.

Русские дороги. Бесконечные, утомительные, способные успокоить и растревожить. Именно поэтому образ дороги занял особое место в русском фольклоре: он присутствует в песнях, сказках, былинах, пословицах:

Уж по той ли дороженьке по широкой

Еще шли-прошли солдаты новобраны,

Идучи, они солдаты плачут,

Во слезах они дороженьки не видят.

Уж как шло горе по дороженьке,

Оно лыком, горе, связано

И мочалом препоясано…(Русская народная песня)

Дорога – это символ жизненного пути человека, его судьбы. 

Этот  мотив отразился в стихотворении А.С. Пушкина  «Зимняя дорога»:

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной,

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты…

Глушь и снег… навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне.

В любовной лирике дорога — это разлука или преследование:

За нею по наклону гор

Я шел дорогой неизвестной,

И примечал мой робкий взор

Следы ноги ее прелестной.

 Н.Некрасов - самобытный певец народа. Он начал свой творческий путь стихотворением «В дороге» (1845), а поэмой о странствиях по Руси семи мужиков закончил. В 1846 году написано стихотворение "Тройка”.

"Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши."

Всё находится в движении, в непрерывном развитии, развивается и мотив дороги. В ХХ веке он был подхвачен такими поэтами, как А. Твардовский, А. Блок, А. Прокофьев, С. Есенин, А. Ахматова.

Классическая музыка.

В классической музыке тоже есть произведения, передающие переживания от пути, дороги, быстрой езды... 

Тема  «Зимней  дороги»  была  использована  П.Чайковским  в  первой  части  симфонии  №1  «Зимние  грезы».  

В. Г. Свиридов «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель».

 Эта музыка насквозь пронизана мелодическим началом, которое в ней решительно преобладает. Гармонии в произведениях достаточно просты, хотя подчас оригинальны и изысканны в своем роде. Весь оркестровый колорит изобличает, однако, современного мастера, тонко стилизующего иную музыкальную эпоху.

Дорожной тематике посвящено немало романсов, песен, многие из которых стали народными, например «Мой костер», «Что ты жадно глядишь на дорогу», « Степь да степь кругом» и др.

В 20 веке тема дороги была подхвачена композиторами песенниками.

    Символом этого направления стала песня «Эх, дороги», написанная в 1945-6г. Комп. Ан. Новиковым на сл. Л. Ошанина для новой программы. Авторы задумались: все, что можно было написать о войне, вроде бы уже написано... Разве что попробовать рассказать о солдатах, которые идут на фронт, о фронтовых дорогах?

Вспоминает поэт Ошанин: «Все строчки песни оказались совсем короткими. Было очень трудно положить на них естественные и емкие слова и заставить эти слова рассказывать!»

Первое исполнение было встречено с восторгом,  но авторы были недовольны. Песню основательно перерабатывали. И хоть строка в ней действительно коротка и слов в ней мало (по утверждению авторов), но зато каждое слово весит много, очень много: дороги, пыль, холода... Все это объемно и включает в себя множество понятий и ассоциаций...

Слушаем песню…

Вопрос: - Какие ассоциации вызвала у вас эта песня?

Ответ: В ней глубоко отражена мысль о переживаниях в годы испытаний, о потерях и лишениях на том трудном, суровом пути, который прошел человек по дорогам войны. Недаром, по свидетельству современников, эта песня-воспоминание стала любимой песней маршала Георгия Константиновича Жукова. Песня «Эх, дороги» подвела итог  страшным и победным годам войны, стала художественным символом эпохи.

Во второй половине 20 века образ дороги ассоциировался с романтикой освоения новых земель, работой геологов, строительством новых городов, гидростанций, БАМа  и т. д.

Такие песни нашли свое отражение и получили широкое распространение  в авторской песне, звучавшей на туристических слетах, у походных костров под гитару.

Послушаем песни, которые геологи пели у костра.

В настоящее время встречаются песни в исполнении певцов, где тоже присутствует дорога, путь, расставание и, конечно же, любовь.

А вы знаете песни, где встречаются такие слова?  

Вывод:

  •   Итак, дорога - это художественный образ и сюжетообразующий компонент.

  • Дорога - это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту.

  • Дорога - это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.

На дом задание творческого характера:

Вспомните знакомые вам песни, сказки, литературные произведения,  в которых воплощены образы-символы солнца, дороги, дерева.    

В заключение хочется прочесть несколько строк из стихотворения

Валерия Егорова «Журавлик»

         Не выдернуть из прошлого страницу,

              на будущем не стоит ставить крест,

            Ты отпусти из пальчиков синицу,

           журавлик где-то кружится  окрест...

            Мы сами себе звезды выбираем,

         за светом их по тропочкам бредем.

            Себя в пути теряем и ломаем,

            но все равно идем, идем, идем...



Сохранить у себя:
Конспект мероприятия по искусству по теме: "Образ дороги в искусстве"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки