Конспект логопедического занятия "Род имен существительных. Согласование прилагательных с существительным в роде"

Цели занятия:закрепить зняния детей о согласовании прилагательных с существительными в роде, развивать навыки согласования, умение определять род существительного, развивать коммуникативные навыки детей.

Содержимое разработки



Тема. Род существительных. Согласование прилагательных с существительными.

Цели.

Коррекционно- образовательные:

  • закрепить знания детей о согласовании прилагательных с существительными;

  • развивать навыки согласования.

Коррекционно- развивающие:

  • развивать умение определять род, окончания сущ, прил.;

  • развивать память.


Коррекционно-воспитывающая:

  • развивать коммуникативные навыки детей.


Ход урока.


1.Коррекционная работа по развитию артикуляционного праксиса и мелкой моторики ( комплекс сопряженной гимнастики ).


2.Орг.момент.

-Сядет тот, кто от данных существительных образует относительные прилагательные.

Из соломы-

Из шерсти –

Из меха-

Из олова-

Из шелка-

Из бетона-

Из фанеры-

Из тюля-

Из меди-

Из глины-

Из стекла-

Из цинка-

Из плюша-

Из картона-

Из бумаги-

Из сахара-

Из ваты-

Из железа-

( сообщение темы и цели урока)

- Тема нашего урока : род имён существительных. Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться определять род имён существительных и согласовывать существительные с прилагательными.


3.Коррекционная работа лексическом, фонетическом уровне.


Задание 1. Соотнесение имён существительных с местоимениями ОН, ОНА, ОНО.

Логопед показывает предметные картинки, дети поднимают соответствующие карточки с местоимениями . К каждой картинке дети задают вопрос, доказывают правильность своего суждения. Разделить картинки на три группы (птицы, рыбы, животные).

Задание2. Найдите лишнее слово, объясните, почему вы так считаете?

Красная, новая, красивая, вязаная, нарядное, пушистая, пуховая.

Какое имя существительное можно подобрать к этому слову ?

Задание 3.Выполнить фонетический разбор слова

Платье -[ плат’й’э] - 6 б., 6 зв.,2 сл..


Игра «Слова заблудились». ( на доске)

ОН (какой?) зелёная, пёстрое, сильный, тусклая, зимнее.

ОНА (какая?) синий, розовая, красный, жёлтый, фиолетовое.

ОНО (какое?) лесной, звонкий, чёрненький, синеватая.

Задание 5. Вместо точек вставить слова : ОН, ОНА, ОНО.

Образец: На столе яблоко . Оно сладкое.

Брат хорошо учится. … отличник.

Мама пришла с работы. … устала.

Шумит море . … глубокое.

Продают капусту. … свежая.

Пригревает солнышко. …ласковое .

Дедушка любит пчёл . … пчеловод .

Физкультминутка

Упражнения на расслабление:

«Бравый солдат», «Тряпичная кукла», «Змейка», «Ухо-нос».


6.Коррекционная работа на синтаксическом уровне.


Задание 6. Спишите, вставляя окончания имён прилагательных.

Сад (какой?) молод … .

Роща (какая?) молод… .

Дерево (какое?) молод… .

День (какой?) осенн… , ненастн… .

Погода (какая?) осенн… , ненастн… .

Небо (какое?) осенн… , ненастн… .


- Составьте словосочетания по образцу. Лютик (какой? ) жёлтый.

Мак, роза, ландыш ( цвет).

Груша, перец, яблоко (вкус).

Кольцо, дверь, мяч (материал).


Задание 7. От слов, данных в скобках, образуйте прилагательные; согласуйте их

с именами существительными, запишите словосочетания. Включите словосочетания в предложения.

(круг) – стол, блюдо, ягода.

(железо) – нож, ведро, дверь.

(осень) – вечер, пора, утро.

(мех)- пальто, шуба, воротник.


7. Итог урока.


-Замените имена существительные в данных словосочетаниях другими, близкими по смыслу:

Летний зной – летняя жара. Страшный ураган. Сильное беспокойство. Тёмная туча. Радостная весть. Мощная крепость.











Задание 1. Вместо точек вставить слова : ОН, ОНА, ОНО.

Образец: На столе яблоко . Оно сладкое.

Брат хорошо учится. … отличник.

Мама пришла с работы. … устала.

Шумит море . … глубокое.

Продают капусту. … свежая.

Пригревает солнышко. …ласковое .

Дедушка любит пчёл . … пчеловод .

Задание 2. Спишите, вставляя окончания имён прилагательных.

Сад (какой?) молод … .

Роща (какая?) молод… .

Дерево (какое?) молод… .

День (какой?) осенн… , ненастн… .

Погода (какая?) осенн… , ненастн… .

Небо (какое?) осенн… , ненастн… .



Задание 3. От слов, данных в скобках, образуйте прилагательные; согласуйте их

с именами существительными, запишите словосочетания. Включите словосочетания в предложения.


(круг) – стол, блюдо, ягода.

(железо) – нож, ведро, дверь.

(осень) – вечер, пора, утро.

(мех)- пальто, шуба, воротник.



---------------------------------------------------------------------------------



Задание 1. Вместо точек вставить слова : ОН, ОНА, ОНО.

Образец: На столе яблоко . Оно сладкое.

Брат хорошо учится. … отличник.

Мама пришла с работы. … устала.

Шумит море . … глубокое.

Продают капусту. … свежая.

Пригревает солнышко. …ласковое .

Дедушка любит пчёл . … пчеловод .

Задание 2. Спишите, вставляя окончания имён прилагательных.

Сад (какой?) молод … .

Роща (какая?) молод… .

Дерево (какое?) молод… .

День (какой?) осенн… , ненастн… .

Погода (какая?) осенн… , ненастн… .

Небо (какое?) осенн… , ненастн… .



Задание 3. От слов, данных в скобках, образуйте прилагательные; согласуйте их

с именами существительными, запишите словосочетания. Включите словосочетания в предложения.


(круг) – стол, блюдо, ягода.

(железо) – нож, ведро, дверь.

(осень) – вечер, пора, утро.

(мех)- пальто, шуба, воротник.































Сохранить у себя:
Конспект логопедического занятия "Род имен существительных. Согласование прилагательных с существительным в роде"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки