Календарно-тематический план курса «Рецензия как форма школьного сочинения»
Пояснительная записка.
Девятый класс – заключительный этап в работе над изучением русского языка в школе. Он завершается экзаменом по русскому языку. К этому моменту учащиеся должны овладеть общими навыками из раздела «Развитие связной речи»:
- кратко излагать основное содержание текстов различных стилей, составлять тезисы и конспекты;
- собирать материал из различных источников, систематизировать, обобщать его;
- строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему;
- составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию и т.д.);
- создавать устное публичное выступление в разных жанрах и стилях речи;
- писать сочинения на литературоведческую тему по изученному произведению, пытаясь соотнести собственную оценку текста или героев с известными критическими материалами.
Последний пункт является одним из самых сложных в перечне навыков, приобретаемых девятиклассниками. С целью знакомства с жанром рецензии, с целью подготовки к выпускному экзамену считаю необходимым вынести разговор об этом жанре творческой работы учащихся в отдельный курс.
№ п/п | Тема занятия |
1 | Выбираем рецензия. Особенности жанра. |
2 | Рецензии? Рецензии… Рецензии! |
3 | Пишем рецензию. План творческой работы. |
4 | Рецензия – попытка разобраться в своих переживаниях. |
5 | Анализ текста – необходимая составляющая часть работы. |
6 | Три компонента рецензии (отзыв, критический разбор, оценка). |
7 | Жанры рецензии. |
8 | Аннотация. |
9 | Литературно-критическая статья. |
10 | Эссе. Особенности жанра. |
11 | Моё любимое произведение или как написать рецензию на книгу. |
12 | Анализ выполненной работы. Каким не должно быть начало. |
13 | Рубрика «Писатели о себе и своих произведениях» (накопление материала). |
14 | Элемент сочинения – рецензия. |
15 | Рецензия на фильм – экранизация художественного произведения (А. Лиханов «Голгофа» - «Карусель на базарной площади»), |
16 | Рецензия на спектакль. |
17 | Итоговое занятие. |
Литература для занятий.
Г.А.Ладыженская и Т.С. Зепалова «Методические указания к факультативному курсу. «Теория и практика сочинений разных жанров»
Е.Г. Окулова «Сочинение. Это интересно»
Г.А. Фогельсон «Литература учит 9 класс»
А.А. Мурашов «Как сердцу высказать себя»
Е.И. Никитина «Русская речь»