Урок литературного чтения. Работа с детской книгой. 4 класс
Тема: К.Паустовский «Теплый хлеб». Диалог человека и природы.
Цель урока: Показать неразрывное единство человека и природы в сказке Паустовского «Теплый хлеб».
Задачи:
Продолжить работу над обучением анализа прозаического произведения.
Продолжить развитие умений обобщать, делать выводы
Продолжить работу над развитием учебно-организационных умений
Способствовать формированию бережного отношения к животным, природе. Воспитывать интерес к чтению.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя
| Деятельность детей |
1.Мотивация и самоопределение к деятельности Организационный момент.
| Сегодня хороший весенний день, подарим друг другу весеннее настроение – улыбнёмся. Садитесь на места. Урок литературного чтения. -С произведениями какого писателя мы знакомимся на уроках? -Какое произведение вы сегодня прочитали к уроку? -Поделитесь вашими впечатлениями. Мне радостно, что это произведение понравилось вам, задело ваши чувства. |
-К.Паустовского -«Тёплый хлеб»
Высказывания детей |
2.Актуализация и пробное учебное действие Целеполагание
3. Постановка учебной задачи
| Прочитайте тему урока.
Определим цель урока.
-Что обозначает слово «диалог»? -Не возник ли у вас вопрос к данной теме?
Уточним цель урока- Услышать разговор человека и природы в произведении К.Паустовского «Теплый хлеб»
Что значит проанализировать произведение?
Поставим задачи урока: (Совместно дети с учителем)
По каким критериям будете работать на уроке?
На протяжении урока вы будете оценивать свою работу и заполнять лист самооценки. | К.Паустовский «Тёплый хлеб». Диалог человека и природы. -Проанализировать произведение Паустовского «Теплый хлеб». -разговор двух и более человек - Природа-это не человек, как они могут разговаривать?
-Прочитать название, определить жанр, тему, найти главных героев, определить основную идею произведения, найти художественно-выразительные средства, которые использует автор.
1. Определить жанр и тему произведения. 2. Охарактеризовать главного героя произведения, его поступки. 3. Понять, как происходит взаимодействие человека и природы. 4. Понять главный смысл произведения.
-активно работать на уроке -внимательно слушать и слышать друг друга -правильно формулировать свою мысль -доказывать свою точку зрения |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Анализ текста - жанр, тема
Работа в парах.
Самооценка: | Приступим к анализу произведения. Какая первая задача стоит перед нами? Откройте тетради на стр.53. Прочитайте задание.
Назовите жанр произведения.
Работа в парах. -Заполните таблицу, кратко перечислите сказочные или реальные события. Назовите критерии работы в паре.
Это сказка, но основана она на реальных событиях, ведь действие происходит во время гражданской войны, и герои –обычные жители деревни. Волшебного в сказках Паустовского мало, и пишет он о чудесах, которые человек делает своими руками.
- О чем эта сказка? Как определить тему сказки?
Итак, мы определили жанр и тему произведения. Сделайте вывод. Это сказка о детях
Оцените свою работу в паре.
|
- Составить модель обложки произведения. Самостоятельная работа
Высказывания детей о жанре Возникновение разногласий: сказка или рассказ
(устно: говорить вполголоса, договариваться, прийти к единому мнению) Работа в паре.
Вывод – это сказка, т.к. наряду с реальными событиями в произведении есть сказочные мотивы: Панкрат-колдун, конь – колдун, сорока принесла тепло, включена легенда
По главному герою, главный герой Филька, значит сказка о детях
Самооценка (заполнение листа самооценки) |
5.Анализ текста - Характеристика главного героя произведения
| Продолжаем анализировать сказку. -Главный герой – Филька Расскажите о нем, о его характере
Докажите словами из текста.
-Назовите других героев сказки.
-Какое событие стало завязкой действия? Зачитайте.
-Итак, Филька грубо отнесся к коню И начался великий холод. Найдите и зачитайте легенду, которую рассказала бабушка
-Какие чувства испытал мальчик, когда слушал эту легенду? Почему? - К кому направила бабушка Фильку?
Прочитайте о Панкрате. - Назовите еще героев этого произведения.
Итак, мы продолжаем анализировать сказку и определили круг героев, с которыми Филька вступает в диалог, общается.
Физкультминутка: В нашем кабинете спрятались герои и предметы из произведений Паустовского, их надо найти и назвать, из какого произведения эти герои.
|
Филька – злой, недоверчивый, неласковый, упрямый, равнодушный, молчаливый.
Чтение
Конь, бабушка, Панкрат, Сорока, дети, старики
Чтение
чтение
Страх, вину боялся смерти
Чтение
Дети, сорока
-разговаривает
Дети с места осматривают класс, находят картинки, называют произведения (кот-ворюга, тучка с дождиком, воробей Сидор, барсук, конь Мальчик, колечко, кусочек хлеба, заяц) |
5 Открытие нового знания. Взаимодействие человека и природы
6.Первичное закрепление. Проговаривание нового знания. Работа в группе.
Самооценка: | - Но есть еще один главный герой сказки. Кто это?
Одинаковую ли природу мы наблюдаем?
Рассмотрим, как природа вступает во взаимоотношения с человеком.
-Когда нарушился порядок в природе? Зачитайте. -Почему так ответила природа на Филькин поступок? Когда еще мы видим такой же ответ природы на жестокий поступок? Вывод: природа со своими законами, со своим порядком наказала всех людей этой деревни. Назовите прием, который использует автор при изображении природы. Природа в сказке - это образ, который сердится и помогает человеку осознать свои ошибки.
Какая цель нашего урока? Природа очень хочет, чтобы её услышали. Каким образом? Если в сказке «Стальное колечко» природа изображена в виде молодой хозяйки, то в этом произведении невозможно представить какое-то существо. Но природа живая, и она ведет с нами диалог. Только этот диалог не просто разговор. Природа дает нам знаки : она говорит на своем языке. -Как ? Чтобы нам и услышать, и увидеть, и почувствовать природу, предлагаю поработать в четверках и найти изображение природы в цвете, звуках, движении. Вспомним критерии работы в группе.
Оцените свою работу в группе
-Почему природа так отреагировала на поступки людей?
Вы верно отметили, что природа меняется. - Когда мы наблюдаем за изменением природы? -Кто из героев сказки помог Фильке восстановить порядок в природе? -Каким образом? Вывод: Нужно жить в единении с природой и думать о последствиях своих поступков. Нужно уметь исправлять свои ошибки. | - Природа
-Она всё время меняется
-Когда Филька обидел коня Чтение -Отомстила за коня -В легенде
-Олицетворение
-Услышать разговор человека и природы
-Паустовский изобразил природу как нечто живое.
-звуками, цветом, движениями
Работа в четвёрках: Изображение природы в цвете Изображение природы звуках Изображение природы в движении Представители групп выходят к доске, зачитывают, другие дополняют. (Самооценка (заполнение листа самооценки)
-Чтобы они поняли, что злые поступки наказываются. Защищает животных и слабых.
-Когда Филька понял свою вину. Филька решил исправить свою ошибку.
- Панкрат(сказал, чтобы что-то придумал), - дети(помогли прорубить лёд) - сорока(принесла теплый ветер)
|
Определение идейного смысла сказки
Самооценка: | Какой главный смысл этой сказки? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю поразмыслить над заголовком сказки.
- Почему сказка так названа? Замечательная сцена примирения коня и Фильки помогает нам понять главный смысл произведения.
Поработайте самостоятельно по плану и ответьте на вопрос: в чем смысл сказки Паустовского, о чем автор нам хочет сказать.
Выбери из определений значение слова «теплый», которое подходит к данному произведению. Тёплый 1.Нагретый, дающий или содержащий тепло. Не знающий морозов, южный Добрый, побеждающий зло Ласковый приветливый.
Найди в легенде ответ, отчего умер злой хозяин.
Какой урок получил Филька?
Можно ли чему-то научиться у Фильки
В ЧЁМ МУДРОСТЬ ЭТОЙ СКАЗКИ?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы его диалог с природой состоялся? Оцените себя, как вы работали самостоятельно.
Оцените свою работу на уроке. Расскажите, что у вас на уроке получилось, что было сложно, какие выводы сделали. |
Высказывания детей
Дети самостоятельно, читая вопросы, вставляют пропущенные слова в предложения:
Слово «теплый» в заголовке употребляется в значении…………………………………
Хлеб тёплый не только потому, что был недавно испечён , а потому, что подан был от ……………………… и согрет …………………
Зло совершают люди с ………………………
Филька понял, что зло совершить……….., а исправить его…………………..
К людям, животным и природе нужно относиться ……………………………………………………
-Зло нужно обязательно исправить, совершить добрый поступок. -Иметь чуткое сердце, уметь исправлять свои ошибки
(Самооценка (заполнение листа самооценки)
|
Домашнее задание: | Дома вы обобщите свои знания по творчеству К.Паустовского в Тетради по теме Проверь себя на стр.64 -66 |
|