Урок К.Паустовский.

Урок разработан по УМК "Начальная школа XXI века"

Содержимое разработки

Урок литературного чтения. Работа с детской книгой. 4 класс

Тема: К.Паустовский «Теплый хлеб». Диалог человека и природы.

Цель урока: Показать неразрывное единство человека и природы в сказке Паустовского «Теплый хлеб».

Задачи:

  1. Продолжить работу над обучением анализа прозаического произведения.

  2. Продолжить развитие умений обобщать, делать выводы

  3. Продолжить работу над развитием учебно-организационных умений

  4. Способствовать формированию бережного отношения к животным, природе. Воспитывать интерес к чтению.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность детей

1.Мотивация и самоопределение к деятельности Организационный момент.


Сегодня хороший весенний день, подарим друг другу весеннее настроение – улыбнёмся. Садитесь на места.

Урок литературного чтения.

-С произведениями какого писателя мы знакомимся на уроках?

-Какое произведение вы сегодня прочитали к уроку?

-Поделитесь вашими впечатлениями.

Мне радостно, что это произведение понравилось вам, задело ваши чувства.



-К.Паустовского

-«Тёплый хлеб»


Высказывания детей

2.Актуализация и пробное учебное действие Целеполагание












3. Постановка учебной задачи












Прочитайте тему урока.


Определим цель урока.



-Что обозначает слово «диалог»?

-Не возник ли у вас вопрос к данной теме?


Уточним цель урока-

Услышать разговор человека и природы в произведении К.Паустовского «Теплый хлеб»


Что значит проанализировать произведение?




Поставим задачи урока:

(Совместно дети с учителем)






По каким критериям будете работать на уроке?




На протяжении урока вы будете оценивать свою работу и заполнять лист самооценки.

К.Паустовский «Тёплый хлеб». Диалог человека и природы.

-Проанализировать произведение Паустовского «Теплый хлеб».

-разговор двух и более человек

- Природа-это не человек, как они могут разговаривать?




-Прочитать название, определить жанр, тему, найти главных героев, определить основную идею произведения, найти художественно-выразительные средства, которые использует автор.


1. Определить жанр и тему произведения.

2. Охарактеризовать главного героя произведения, его поступки.

3. Понять, как происходит взаимодействие человека и природы.

4. Понять главный смысл произведения.


-активно работать на уроке

-внимательно слушать и слышать друг друга

-правильно формулировать свою мысль

-доказывать свою точку зрения

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Анализ текста

- жанр, тема



Работа в парах.


















Самооценка:

Приступим к анализу произведения.

Какая первая задача стоит перед нами?

Откройте тетради на стр.53.

Прочитайте задание.


Назовите жанр произведения.


Работа в парах.

-Заполните таблицу, кратко перечислите сказочные или реальные события.

Назовите критерии работы в паре.



Это сказка, но основана она на реальных событиях, ведь действие происходит во время гражданской войны, и герои –обычные жители деревни.

Волшебного в сказках Паустовского мало, и пишет он о чудесах, которые человек делает своими руками.


- О чем эта сказка? Как определить тему сказки?


Итак, мы определили жанр и тему произведения.

Сделайте вывод. Это сказка о детях


Оцените свою работу в паре.




- Составить модель обложки произведения.

Самостоятельная работа


Высказывания детей о жанре

Возникновение разногласий: сказка или рассказ



(устно: говорить вполголоса, договариваться, прийти к единому мнению)

Работа в паре.


Вывод – это сказка, т.к. наряду с реальными событиями в произведении есть сказочные мотивы:

Панкрат-колдун, конь – колдун, сорока принесла тепло, включена легенда



По главному герою, главный герой Филька, значит сказка о детях




Самооценка (заполнение листа самооценки)

5.Анализ текста

- Характеристика главного героя произведения


Продолжаем анализировать сказку.

-Главный герой – Филька

Расскажите о нем, о его характере


Докажите словами из текста.


-Назовите других героев сказки.


-Какое событие стало завязкой действия?

Зачитайте.


-Итак, Филька грубо отнесся к коню

И начался великий холод.

Найдите и зачитайте легенду, которую рассказала бабушка

-Какие чувства испытал мальчик, когда слушал эту легенду? Почему?

- К кому направила бабушка Фильку?


Прочитайте о Панкрате.

- Назовите еще героев этого произведения.


Итак, мы продолжаем анализировать сказку и определили круг героев, с которыми Филька вступает в диалог, общается.


Физкультминутка:

В нашем кабинете спрятались герои и предметы из произведений Паустовского, их надо найти и назвать, из какого произведения эти герои.



Филька – злой, недоверчивый, неласковый, упрямый, равнодушный, молчаливый.


Чтение


Конь, бабушка, Панкрат, Сорока, дети, старики


Чтение




чтение


Страх, вину

боялся смерти


Чтение


Дети, сорока



-разговаривает



Дети с места осматривают класс, находят картинки, называют произведения (кот-ворюга, тучка с дождиком, воробей Сидор, барсук, конь Мальчик, колечко, кусочек хлеба, заяц)

5 Открытие нового знания. Взаимодействие человека и природы






















6.Первичное закрепление.

Проговаривание нового знания. Работа в группе.




Самооценка:

- Но есть еще один главный герой сказки. Кто это?


Одинаковую ли природу мы наблюдаем?


Рассмотрим, как природа вступает во взаимоотношения с человеком.


-Когда нарушился порядок в природе?

Зачитайте.

-Почему так ответила природа на Филькин поступок?

Когда еще мы видим такой же ответ природы на жестокий поступок?

Вывод: природа со своими законами, со своим порядком наказала всех людей этой деревни.

Назовите прием, который использует автор при изображении природы.

Природа в сказке - это образ, который сердится и помогает человеку осознать свои ошибки.


Какая цель нашего урока?

Природа очень хочет, чтобы её услышали.

Каким образом?

Если в сказке «Стальное колечко» природа изображена в виде молодой хозяйки, то в этом произведении невозможно представить какое-то существо. Но природа живая, и она ведет с нами диалог. Только этот диалог не просто разговор. Природа дает нам знаки : она говорит на своем языке.

-Как ?

Чтобы нам и услышать, и увидеть, и почувствовать природу, предлагаю поработать в четверках и найти изображение природы в цвете, звуках, движении.

Вспомним критерии работы в группе.


Оцените свою работу в группе



-Почему природа так отреагировала на поступки людей?



Вы верно отметили, что природа меняется.

- Когда мы наблюдаем за изменением природы?

-Кто из героев сказки помог Фильке восстановить порядок в природе?

-Каким образом?

Вывод: Нужно жить в единении с природой и думать о последствиях своих поступков. Нужно уметь исправлять свои ошибки.

- Природа


-Она всё время меняется





-Когда Филька обидел коня

Чтение

-Отомстила за коня

-В легенде




-Олицетворение




-Услышать разговор человека и природы



-Паустовский изобразил природу как нечто живое.





-звуками, цветом, движениями


Работа в четвёрках:

  1. Изображение природы в цвете

  2. Изображение природы звуках

  3. Изображение природы в движении

Представители групп выходят к доске, зачитывают, другие дополняют.

(Самооценка (заполнение листа самооценки)


-Чтобы они поняли, что злые поступки наказываются. Защищает животных и слабых.


-Когда Филька понял свою вину. Филька решил исправить свою ошибку.


- Панкрат(сказал, чтобы что-то придумал),

- дети(помогли прорубить лёд)

- сорока(принесла теплый ветер)


  1. Определение идейного смысла сказки






























Самооценка:

Какой главный смысл этой сказки? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю поразмыслить над заголовком сказки.


- Почему сказка так названа?

Замечательная сцена примирения коня и Фильки помогает нам понять главный смысл произведения.


Поработайте самостоятельно по плану и ответьте на вопрос: в чем смысл сказки Паустовского, о чем автор нам хочет сказать.


  1. Выбери из определений значение слова «теплый», которое подходит к данному произведению.

Тёплый

  • 1.Нагретый, дающий или содержащий тепло.

  • Не знающий морозов, южный

  • Добрый, побеждающий зло

  • Ласковый приветливый.


  1. Найди в легенде ответ, отчего умер злой хозяин.


  1. Какой урок получил Филька?



  1. Можно ли чему-то научиться у Фильки



В ЧЁМ МУДРОСТЬ ЭТОЙ СКАЗКИ?


- Какими качествами должен обладать человек, чтобы его диалог с природой состоялся?

Оцените себя, как вы работали самостоятельно.


Оцените свою работу на уроке.

Расскажите, что у вас на уроке получилось, что было сложно, какие выводы сделали.



Высказывания детей






Дети самостоятельно, читая вопросы, вставляют пропущенные слова в предложения:


Слово «теплый» в заголовке употребляется в значении…………………………………


Хлеб тёплый не только потому, что был недавно испечён , а потому, что подан был от ……………………… и согрет …………………


Зло совершают люди с ………………………


Филька понял, что зло совершить………..,

а исправить его…………………..


К людям, животным и природе нужно относиться ……………………………………………………


-Зло нужно обязательно исправить, совершить добрый поступок.

-Иметь чуткое сердце, уметь исправлять свои ошибки



(Самооценка (заполнение листа самооценки)




  1. Домашнее задание:

Дома вы обобщите свои знания по творчеству К.Паустовского в Тетради по теме Проверь себя на стр.64 -66






Сохранить у себя:
Урок К.Паустовский.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки