Урок 74. К. Чуковский «Путаница»
Цели: продолжить знакомство учащихся с биографией К. Чуковского; повторить литературоведческую терминологию (рифма), сведения о малых жанрах фольклора; развивать образное и ассоциативное мышление, память, внимание.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; читать по ролям; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; определять особенности юмористического произведения.
Оборудование: портрет К.Чуковского, выставка его книг, аудио- или видеозаписи его сказок; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I.Организационный момент
II. Речевая разминка.
Постановка целей урока
Прочитайте загадку, отгадайте ее. (Яйцо и цыпленок.)
Чудесный дом
Был белый дом,
Чудесный дом,
Но что-то застучало в нем,
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
Прочитайте медленно «жужжащим» способом, а также с вопросительной интонацией (еще: утвердительно, сердито, весело, с удивлением, сожалением, скороговоркой).
Прочитайте только русские буквы, и вы узнаете автора этой загадки.
\У5КЬОРМНЬ5ЕЙ^5ЬЧУЬУ1КОЬ5ВУС\УКИЬ8Й5. (Корней Чуковский.)
Сегодня мы будем читать стихи этого замечательного детского поэта, а также узнаем о его жизни и творчестве.
III. Проверка домашнего задания
Какие высказывания запомнили или записали ваши родители, когда вы были маленькие? (Дети читают записи.)
Какие книги Корнея Чуковского вы принесли на урок?
(Дети выставляют книги, рассказывают о них.)
IV.Работа по теме урока
Что вы узнали о жизни К.И. Чуковского? Поговорим о нем подробнее.
Материал для учителя
Корней Иванович Чуковский (1882—1969) — русский писатель, переводчик. От рождения его имя и фамилия — Николай Васильевич Корнейчуков. Он родился в Петербурге. Вскоре его мать, крестьянка из Полтавской губернии, переехала в Одессу. Мальчика отдали учиться в гимназию, но из 5 класса он был несправедливо исключен.
Чуковский перепробовал много профессий, пока в 1901 г. не начал печататься в «Одесских новостях». Через два года газета направила его в Лондон. Там он самостоятельно выучил английский язык и целые дни проводил в библиотеках. Позднее он занялся переводами с английскою. Благодаря его переводам все мы прочитали «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо.
В 1906 г. Чуковский поселился в финском местечке Куоккала, где подружился с художником И.Е. Репиным. Там же он познакомился с писателем А.Н. Толстым, певцом Ф.И. Шаляпиным и другими замечательными людьми. В Куоккале он написал свои первые стихи для детей. У Корнея Ивановича было четверо детей, и общение с детьми, своими и чужими, он считал лучшим отдыхом.
Знаете ли вы, что Корней Иванович был критиком, литературоведом, а сказочником стал совершенно случайно?
Случилось это так. Заболел его сынишка. Мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал рассказывать сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил,
Крокодил, Крокодил Крокодилович...
Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу снова рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что мальчик запомнил ее всю, слово в слово.
И второй случай. Работая в своем кабинете, Корней Иванович услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей: Надо, надо умываться По утрам и вечерам. А нечистым трубочистам Стыд и срам! Стыд и срам!
Так появился «Мойдодыр».
Кроме сказок и стихотворений, у Чуковского есть еще и переводы с английского языка. Вспомните дразнилку «Робин Бобин Барабек». Это английская народная песенка. Есть у него и загадки. С двумя из них мы уже познакомились во время речевых разминок.
V. Физкультминутка
Раз, два — стоит ракета,
(Руки вверх, ладони образуют купол ракеты.)
Три, четыре — самолет.
(Руки в стороны.)
Раз, два — хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
(Руки на пояс.)
Раз, два, три, четыре —
(Наклоны в стороны.)
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре —
(Наклоны в стороны.)
И на месте походили.
VI. Продолжение работы по теме урока
1.Актуализация знаний
Помните строчку: «Вдруг из-под собаки лают ворота»? Какой это жанр устного народного творчества? (Небылица.)
Сегодня мы прочитаем авторскую небылицу.
2.Стихотворение «Путаница»
(Читают учитель и учащиеся. Если есть возможность, — прослушать запись в исполнении автора, посмотреть мультфильм.)
Что вам показалось смешным? Вы улыбались при чтении?
3.Словарная работа
(Значение выделенных слов и выражений дети находят в словарике на с. 214 учебника.)
4.Обсуждение стихотворения
Назовите персонажей сказки.
Кто из них самый серьезный? Как его называет автор?
Чем путаница похожа на небылицу?
Соотнесите иллюстрации и текст. Прочитайте текст так,
чтобы было понятно, кто как разговаривает.
Какое настроение создает поэт?
5.Чтение стихотворения
(Учащиеся читают стихотворение по цепочке, а затем по ролям.)
6.Игра «Подберите рифмы»
Подберите рифмы к словам: пирожок, котенок, глаза, зо
лотой.
7. Рифмованные загадки
Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
— Боимся мы щекотки
Сапожной строгой... (щетки).
Зима ушла за тридевять земель,
Над лугом загудел мохнатый... (шмель).
На палочке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это? (Эскимо.)
Шло по лугу молоко,
Пес бежал недалеко.
Стадо ринулось в атаку.
Защитить сумел собаку
Только ров.
Не зли... (коров).
Я — хозяйка разных снов:
Про дельфинов, про слонов,
Про дворцы хрустальные
И про звезды дальние
. Вы ложитесь, и на ушко
Вам нашепчет сны... (подушка).
VII.Рефлексия
Что вы узнали на уроке?
За что вы похвалили бы себя?
Что у вас особенно получилось?
VIII.Подведение итогов урока
Что из работы на уроке больше всего запомнилось?
Какие произведения К. Чуковского вы знаете?
Какое произведение вы сегодня изучали?
IX.Домашнее задание
Выучить отрывок из «Путаницы».
Нарисовать иллюстрацию к этому отрывку.