К.орней Иванович Чуковский "Путаница"

Знакомство с биографией Чуковского, его творчеством. Чтение стихотворения "Путаница". Повторить литературоведческую терминологию- рифма. Игра- подбор рифмы.

Содержимое разработки

  • Урок 74. К. Чуковский «Путаница»

  • Цели: продолжить знакомство учащихся с биографией К. Чу­ковского; повторить литературоведческую терминологию (риф­ма), сведения о малых жанрах фольклора; развивать образное и ассоциативное мышление, память, внимание.

  • Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогно­зировать содержание произведения; воспринимать на слух худо­жественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; читать по ролям; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; определять особенности юмористического произведения.

  • Оборудование: портрет К.Чуковского, выставка его книг, аудио- или видеозаписи его сказок; карточки (текст для речевой разминки, задания).

  • Ход урока

  • I.Организационный момент

  • II. Речевая разминка.

  • Постановка целей урока

  • Прочитайте загадку, отгадайте ее. (Яйцо и цыпленок.)

  • Чудесный дом

  • Был белый дом,

  • Чудесный дом,

  • Но что-то застучало в нем,

  • И он разбился, и оттуда

  • Живое выбежало чудо —

  • Такое теплое, такое

  • Пушистое и золотое.

  • Прочитайте медленно «жужжащим» способом, а также с во­просительной интонацией (еще: утвердительно, сердито, весело, с удивлением, сожалением, скороговоркой).

  • Прочитайте только русские буквы, и вы узнаете автора этой загадки.

  • \У5КЬОРМНЬ5ЕЙ^5ЬЧУЬУ1КОЬ5ВУС\УКИЬ8Й5. (Корней Чуковский.)

  • Сегодня мы будем читать стихи этого замечательного детского поэта, а также узнаем о его жизни и творчестве.

  • III. Проверка домашнего задания

  • Какие высказывания запомнили или записали ваши роди­тели, когда вы были маленькие? (Дети читают записи.)

  • Какие книги Корнея Чуковского вы принесли на урок?

  • (Дети выставляют книги, рассказывают о них.)

  • IV.Работа по теме урока

  • Что вы узнали о жизни К.И. Чуковского? Поговорим о нем подробнее.

  • Материал для учителя

  • Корней Иванович Чуковский (1882—1969) — русский писатель, пере­водчик. От рождения его имя и фамилия — Николай Васильевич Корней­чуков. Он родился в Петербурге. Вскоре его мать, крестьянка из Полтав­ской губернии, переехала в Одессу. Мальчика отдали учиться в гимназию, но из 5 класса он был несправедливо исключен.

  • Чуковский перепробовал много профессий, пока в 1901 г. не начал печататься в «Одесских новостях». Через два года газета направила его в Лондон. Там он самостоятельно выучил английский язык и целые дни проводил в библиотеках. Позднее он занялся переводами с английскою. Благодаря его переводам все мы прочитали «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо.

  • В 1906 г. Чуковский поселился в финском местечке Куоккала, где подружился с художником И.Е. Репиным. Там же он познакомился с писателем А.Н. Толстым, певцом Ф.И. Шаляпиным и другими заме­чательными людьми. В Куоккале он написал свои первые стихи для детей. У Корнея Ивановича было четверо детей, и общение с детьми, своими и чужими, он считал лучшим отдыхом.

  • Знаете ли вы, что Корней Иванович был критиком, литературоведом, а сказочником стал совершенно случайно?

  • Случилось это так. Заболел его сынишка. Мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал рассказывать сказку:

  • Жил да был крокодил,

  • Он по улицам ходил,

  • Крокодил, Крокодил Крокодилович...

  • Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу снова рассказать вче­рашнюю сказку. Оказалось, что мальчик запомнил ее всю, слово в слово.

  • И второй случай. Работая в своем кабинете, Корней Иванович услы­шал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из каби­нета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей: Надо, надо умываться По утрам и вечерам. А нечистым трубочистам Стыд и срам! Стыд и срам!

  • Так появился «Мойдодыр».

  • Кроме сказок и стихотворений, у Чуковского есть еще и переводы с английского языка. Вспомните дразнилку «Робин Бобин Барабек». Это английская народная песенка. Есть у него и загадки. С двумя из них мы уже познакомились во время речевых разминок.

  • V. Физкультминутка

  • Раз, два — стоит ракета,

  • (Руки вверх, ладони образуют купол ракеты.)

  • Три, четыре — самолет.

  • (Руки в стороны.)

  • Раз, два — хлопок в ладоши,

  • А потом на каждый счет.

  • (Руки на пояс.)

  • Раз, два, три, четыре —

  • (Наклоны в стороны.)

  • Руки выше, плечи шире.

  • Раз, два, три, четыре —

  • (Наклоны в стороны.)

  • И на месте походили.

  • VI. Продолжение работы по теме урока

  • 1.Актуализация знаний

  • Помните строчку: «Вдруг из-под собаки лают ворота»? Ка­кой это жанр устного народного творчества? (Небылица.)

  • Сегодня мы прочитаем авторскую небылицу.

  • 2.Стихотворение «Путаница»

  • (Читают учитель и учащиеся. Если есть возможность, — про­слушать запись в исполнении автора, посмотреть мультфильм.)

  • Что вам показалось смешным? Вы улыбались при чтении?

  • 3.Словарная работа

  • (Значение выделенных слов и выражений дети находят в сло­варике на с. 214 учебника.)

  • 4.Обсуждение стихотворения

  • Назовите персонажей сказки.

  • Кто из них самый серьезный? Как его называет автор?

  • Чем путаница похожа на небылицу?

  • Соотнесите иллюстрации и текст. Прочитайте текст так,

  • чтобы было понятно, кто как разговаривает.

  • Какое настроение создает поэт?

  • 5.Чтение стихотворения

  • (Учащиеся читают стихотворение по цепочке, а затем по ролям.)

  • 6.Игра «Подберите рифмы»

  • Подберите рифмы к словам: пирожок, котенок, глаза, зо­

  • лотой.

  • 7. Рифмованные загадки

  • Капризные сандалии

  • Однажды мне сказали:

  • — Боимся мы щекотки

  • Сапожной строгой... (щетки).

  • Зима ушла за тридевять земель,

  • Над лугом загудел мохнатый... (шмель).

  • На палочке, в бумажке,

  • В шоколадной рубашке,

  • В руки просится само.

  • Что же это? (Эскимо.)

  • Шло по лугу молоко,

  • Пес бежал недалеко.

  • Стадо ринулось в атаку.

  • Защитить сумел собаку

  • Только ров.

  • Не зли... (коров).

  • Я — хозяйка разных снов:

  • Про дельфинов, про слонов,

  • Про дворцы хрустальные

  • И про звезды дальние

  • . Вы ложитесь, и на ушко

  • Вам нашепчет сны... (подушка).

  • VII.Рефлексия

  • Что вы узнали на уроке?

  • За что вы похвалили бы себя?

  • Что у вас особенно получилось?

  • VIII.Подведение итогов урока

  • Что из работы на уроке больше всего запомнилось?

  • Какие произведения К. Чуковского вы знаете?

  • Какое произведение вы сегодня изучали?

  • IX.Домашнее задание

  • Выучить отрывок из «Путаницы».

  • Нарисовать иллюстрацию к этому отрывку.

Сохранить у себя:
К.орней Иванович Чуковский "Путаница"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки