Тип урока: комбинированный. Раздел «Право».
Тема: Источники права.
10Акласс.
Цель: сформировать представление учащихся о том, какими способами и где формируются правовые нормы, дать представление об иерархии источников права.
Тип урока: комбинированный.
Педагогическая технология: проблемное обучение.
Ход урока
I. Повторение.
- Какие характеристики права изучали на прошлом уроке?
- Отобразить в виде схем на доске основные элементы системы права.
Решение жизненных ситуаций, которые были приготовлены в качестве домашнего задания с применением документов.
II. Изучение нового материала.
Проблемные вопросы:
Может ли школьный учебник стать источником права?
Может ли естественное право стать источником позитивного права?
Почему нормативные акты имеют разную силу?
Почему Конституция находится на вершине иерархии нормативных актов?
Правовая норма – это всего лишь правило поведения, то есть абстракция, не существующая сама по себе. Для того чтобы правило поведения, установленное государством, выполняло свои функции, оно должно быть выражено в доступной для восприятия форме. Но этого мало, форма выражения правовых норм должна с достоверностью свидетельствовать о том, что правило поведения установлено государством или подлежит охране со стороны государства. Поэтому функции формы права может выполнять не любая форма выражения правовых норм, а только та, которая обладает свойством официальности.
«Форма права» и «источник прав» – разные понятия.
Источник права – это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие (корень, из которого растет дерево, называемое правом).
Источником права являются объективная реальность, то есть развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи), воля народа (в основе референдумных норм), воля государства (в основе централизованных норм), воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).
Форма права – это то, из чего мы черпаем знания о праве, иначе, это способ формирования, закрепления правовых норм.
Выделяют четыре основные формы права:
1. Правовой обычай.
Обычай – это правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки. Но не всякий обычай является нормой права. Только если государство согласится с обычаем и станет его защищать, он становится правовым обычаем, источником права (после развода ребенок остается с матерью).
Государство признает не всякий обычай, а только тот, который выражает какую-то общественную закономерность, а следовательно, для него полезен. В ходе истории правовые обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками.
Задание. Определить положительное и отрицательное в существовании обычаев.
Данное задание можно выполнить в группах. Одна группа – сторонники обычаев, другая – их противники.
Правовой обычай как источник права имеет немало достоинств:
– возникновение его не сверху, а снизу, в силу чего он способен полнее, чем другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;
– выражение им определенных закономерностей, существующих в обществе, и как следствие – большая его объективность;
– устная форма и донесение информации простым, доступным языком;
– большая степень добровольности в исполнении, поскольку обычай основан на привычке.
Но обычаям присущи и недостатки:
– косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир меняется очень быстро;
– неопределенность, что является результатом незафиксированности в письменном виде;
– небольшая сфера распространения, местный характер.
2. Юридический прецедент (юридическая практика).
Юридический прецедент (судебный или административный) – это решение по конкретному делу, ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательном акте нет. В этом случае или судья или суд принимает решение по делу. При принятии решений они должны руководствоваться принципами права, своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями.
Прецедентное право имеет много достоинств:
– прецедент – это результат логики и здравого смысла, использование которых приводит к адекватному и точному регулированию конкретного случая;
– прецедент обладает большой убедительностью, так как аргументы в пользу принятия решения сопровождаются большим количеством доказательств;
– прецедент характеризуется значительно большим динамизмом, ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни.
Но прецедент имеет и н е д о с т а т к и:
– прецедент не имеет того авторитета и обязательности, которые присущи нормативному акту;
– прецедент допускает возможность произвола;
– объем действия прецедента не определен.
3. Нормативный акт.
Нормативный акт – это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.
Д о с т о и н с т в а:
– нормативные акты позволяют быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни; они могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изменены, а то и отменены;
– нормативные акты исходят из единого центра: они объединены Конституцией и не должны ей противоречить;
– нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, так как они являются письменными источниками права;
– правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.
Признаки нормативных актов:
– они имеют правотворческий характер: в них нормы права устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются;
– нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа;
– нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер;
– нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу;
– все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию.
Требования, предъявляемые к нормативным актам:
– должны быть качественными и отражать объективную реальность;
– должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений;
– должны быть доступными для понимания гражданами.
Виды нормативных актов:
1) законы.
Закон – это нормативный акт, принятый в особом законном порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.
Законы:
а) могут приниматься только одним органом – парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране;
б) принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой;
в) регулируют наиболее важные отношения в обществе.
Законы делятся на три группы:
1) основные законы (конституции), регулирующие основополагающие вопросы жизни государства;
2) конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету конституции;
3) текущие (обычные) законы, принимаемые для регулирования всех остальных важных вопросов жизни общества.
2) подзаконные акты.
1) Указы (их издает президент).
2) Постановления правительства.
3) Инструкции министерств и ведомств.
4) Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации.
5) Нормативные акты губернаторов краев, областей.
6) Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик).
7) Корпоративные (внутриорганизационные, внутрифирменные) нормативные акты.
Задание. Записать стадии законодательного процесса. Представьте себе, что вам надо написать закон. Ваши действия.
4. Естественное право.
Назовите, используя информацию с уроков истории, в каких документах были закреплены естественные права человека.
Каким образом естественные права получили общеобязательную юридическую силу?
III. Закрепление изученного.
Запишите нормативные акты, определяющие систему образования в России по принципу иерархии.
Используя текст Конституции России, придумайте примеры, когда закон субъекта Р.Ф. будет иметь большую силу, чем текущий закон Р.Ф.
Ответить на вопросы для самопроверки, с. 294.
IV. Домашнее задание: §26, вопросы и задания к документу стр. 294