Интегрированный урок развития речи "весенние глаголы"

  • повторение и углубление знаний о глаголе, его употреблении в речи; лексическая роль глаголов в изображении поэтических картин весны; повторение речеведческих понятий: эпитет, сравнение, олицетворение; повторение речевых понятий: тип речи, стиль речи;
  • развитие речевых навыков и умений обучающихся, чувства прекрасного, умение анализировать, делать выводы; совершенствовать наблюдательный опыт обучающихся, зрительные, слуховые представления и умения, передавать свои наблюдения через звук и цвет;
  • воспитание эстетического вкуса обучающихся; привитие любви и бережного отношения к родной природе.

Содержимое разработки

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА: «ВЕСЕННИЕ ГЛАГОЛЫ».

Цели урока:

  • повторение и углубление знаний о глаголе, его употреблении в речи; лексическая роль глаголов в изображении поэтических картин весны; повторение речеведческих понятий: эпитет, сравнение, олицетворение; повторение речевых понятий: тип речи, стиль речи;

  • развитие речевых навыков и умений обучающихся, чувства прекрасного, умение анализировать, делать выводы; совершенствовать наблюдательный опыт обучающихся, зрительные, слуховые представления и умения, передавать свои наблюдения через звук и цвет;

  • воспитание эстетического вкуса обучающихся; привитие любви и бережного отношения к родной природе.

Методы работы:

  • частично-поисковый

  • наглядный

  • словесный

  • практический

  • фронтальная беседа

  • наблюдение

Формы организации учебной деятельности обучающихся:

  • индивидуальная

  • фронтальная

  • коллективная

  • групповая

Тип урока: интегрированный урок на метапредметной основе

Оборудование: тексты литературных произведений, презентация, музыкальные заставки, репродукции картин с изображением весенней природы, раздаточный материал.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Лексико-орфографическая работа

  3. Сообщение темы урока

  4. Фонофлексия. Звуки весны

  5. Ситнтаксическая пятиминутка

  6. Работа в группах

  7. Физкультминутка

  8. Мартовское затишье.

  9. Апрельская мозаика.

  10. Майский гром.

  11. Вывод, итоги урока (рефлексия деятельности), оценки.

  12. Домашнее задание.



Ход урока:

  1. Исполнение песни

  2. Слово учителя:

Добрый день, дорогие гости. Доброе утро, дети! Сегодня прекрасный солнечный день, у вас хорошее настроение и к тому же у нас несколько необычный урок – интегрированный урок развития речи. И мне хочется начать его со стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды». А вы должны определить преобладающую часть речи в стихотворении.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!».

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

– Какова интонация стихотворения?

Ученики: Бодрая, жизнерадостная.

Лексико-орфографическая работа

Учитель: Каким рисует весенний день Ф.И. Тютчев? Назовите непривычные слова, попробуйте сами объяснить их значение.

БРЕГ – БЕРЕГ, ГЛАСЯТ – ПОЮТ, КРИЧАТ

Учитель: В этих словах есть беглые гласные, назовите их.

– Кто такие ГОНЦЫ?

ГОНЦЫ – оповестители, посыльные, глашатаи, они предвещают весну. А в стихотворение ГОНЦЫ – это весенние воды, они предвещают наступление весны.

Учитель: Слов какой части речи в стихотворение больше всего? Чем насыщено стихотворение?

Ученики: Да. В стихотворении преобладают глаголы. Много глаголов, потому что весна – это жизнь, движение, действие.

Учитель: Назовите грамматическое значение глагола

Ученики: Глагол обозначает действие предмета, является главным действующим лицом в предложении.

Учитель: Подберите синоним к слову «гласят». ( Гласят – поют).

Проспрягайте глаголы «гласят и поют».

Ученики:

1 л. глашу – гласим пою - поём

2 л. гласишь – гласите поёшь - поёте

3 л. гласит - гласят поёт – поют

3.Сообщение темы урока: Действительно в стихотворении преобладают глаголы. Весенние ручьи говорят, говорят… У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, другой звонко кричит. И каждый о своём.

Бегут, торопятся в речку ручьи разные: лесные, полевые, болотные, дорожные, деревенские, огородные. И у каждого свои рассказы: что было, что случилось, что надолго запомнилось. Говорят, говорят, говорят… (фонограмма, журчание ручейка)

Хочешь лесные, полевые и болотные тайны узнать – сядь у речки на бережок. Сиди и слушай.

Из 44 слов знаменательных частей речи 14 глаголов.

Сегодня мы с вами будем говорить о глаголе и его признаках. Но глаголы будут не обычные, а весенние.

- Сформулируйте тему нашего урока. 

Ученики: Весенние глаголы.

Учитель: Запишите тему урока «Весенние глаголы». Выпишите глаголы из стихотворения. Определите вид глаголов.

– Назовите эпитеты в стихотворении. Почему именно эти слова выбрал автор?

БРЕГ СОННЫЙ, (ещё не проснулся после зимы)
МОЛОДАЯ ВЕСНА, (только вступает в свои права)
ТИХИЕ, ТЕПЛЫЕ МАЙСКИЕ ДНИ (тепло)
РУМЯНЫЙ, СВЕТЛЫЙ ХОРОВОД (появляются новые краски, светлые, яркие)

4.Фонофлексия. Звуки весны.

Учитель: А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос? Сейчас зазвучит музыка. Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Музыка передает настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на поляну, на речку.

Слушаем Э. Грига (фортепиано)

– Звучание какого музыкального инструмента вы услышали? (Щебечущие трельки – это звуки фортепиано. Нежно и звонко разливаются трели над полями. Чувствуется в музыке и какая-то по-особому холодноватая звонкость. Слушаешь и словно вдыхаешь свежий ароматный запах весны, словно ощущаешь весеннее солнце; тепло его лучей смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка, воздух прозрачный, чистый. Какое волшебство – весна! Своей внезапностью, своей роскошной силой.)

5.Синтаксическая пятиминутка.

Одна ласточка весны не делает, но с первой ласточкой начинается ожидание тепла.

Какое это предложение по цели высказывания?

Объясните постановку запятой в предложении.

Назовите грамматические основы

Укажите части речи

Учитель: После зимы весна является людям как праздник жизни, победы сил добра, победы солнца, света, воды, зелени. В самом слове весна слышится что-то обновляющее, очищающее, ведь весна – это утро года. За этим словом стоят три месяца: март, апрель, май. И мы с вами будем работать в группах. Первая группа представляет месяц МАРТ и называется «Мартовское затишье», вторая – АПРЕЛЬ – «апрельская мозаика», третья МАЙ – «майский гром». О красках весны, её звуках вы расскажите нам, после того, как выполните задания. На столах в конвертах для каждой группы свои задания, приступайте.

(на выполнение дается 5-7 минут, включить видео о весне)

6. Работа в группах

7. Физкультминутка

Руки подняли и покачали-

Это ветер в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки – плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Руки сложили назад.

Учитель:

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам журчат


Вот и у нас сейчас в классе зажурчит ручеёк, но не обычный, а музыкально-поэтический. Он подхватил наш бумажный кораблик несёт по весенним волнам.

П.И. Чайковский «Жаворонок. Март».

В. Жуковский «Жаворонок»

1 группа

8. Мартовское затишье.

  • Прочитайте тексты, написанные на доске.

Весна приходит не сразу. Она начинает творить свою работу ещё среди метелей и морозов. И первый её дружный напор не сразу сгоняет снег с полей, не сразу согревает землю.

И всё-таки весна неодолима!

Н. Сладков.


Почти невидной и неслышной жизнью, доступной лишь зоркому глазу и чуткому уху, живёт в эту пору едва пробудившийся лес.

И. Соколов-Микитов.

  • О каком весеннем месяце говорится в текстах?

  • Определите тему, основную мысль и стиль 1 текста.

  • К какому типу речи относится этот текст? (рассуждение)

  • Найдите в тексте тезис, доказательства.

  • В каком предложении делается вывод?

  • Найдите в текстах примеры олицетворений, выпишите их.

  • Определите спряжение, число, время, лицо глаголов, выделите в них окончания. (один ученик работает у доски)

  • Переведите устно тексты в прошедшее время, сохраняя вид глаголов.

  • Объясните выделенные орфограммы.

  • А можно, читая эти тексты, услышать звуки весны, увидеть её движение?

  • Какие они? (неясные, тихие)

  • На каких репродукциях, по-вашему, изображён март. Докажите это.












П.И. Чайковский «Апрель. Подснежник»

Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Музыка передаст настроение, ощущение того, что происходит в природе.

  • Какие звуки у весны? (капель, журчание ручья, крик птиц, треск льда)

«Подснежник»

2 группа

9. Апрельская мозаика.

  • Постепенно природа оживает, на смену тихому марту приходит шумный апрель. Почему шумный? (таяние снега, пение птиц)

  • Следующее задание называется «Апрельская мозаика». Но собирать вы будете не картинки, а стихи. (На партах конверты с раздаточным материалом.)

Ещё весна проснулася едва,

И холодно прозрачными утрами,

Но снег сошёл, и ровными коврами

Желтеет прошлогодняя трава.

(М. Струве)

Прошли дожди, апрель теплеет,

Всю ночь – туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет.

(И. Бунин)

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

(Ф. Тютчев)

  • Прочитайте выразительно стихотворения, запишите их в тетради.

  • Найдите в текстах глаголы звучания и цвета, подчеркните их.

  • С какой целью поэты вводят их в текст?

  • Использование каких средств выразительности помогает поэтам создать образную картину весны? (эпитеты, олицетворения, сравнения)

  • Найдите в текстах примеры.

  • Обсуждение репродукций картин с изображением апрельской природы.





А. Вивальди. «Весна. Май»

«Люблю грозу в начале мая»

3 группа


10. Майский гром.

  • Какой месяц завершает весну?

  • Обратимся к лирической миниатюре писателя Н. Сладкова. (тексты на партах)

Грянул весенний майский гром – всему живому языки развязал. Хлынули потоки звуков и затопили лес. Загремел в лесу май!

Бормочут хмурые совы. Трусливые зайцы покрикивают бесстрашно и громко. Дятлы исступлённо бьют в звонкие сучки – барабаны. Полон лес свистов, криков, стуков и песен.

А в нагретой парной чащобе, где сердито бубнит ручей, пропищал первый комар. И белые бубенчики первых ландышей прозвучали чуть слышно.

Звуки кругом, они доносятся с полей и лесов, с неба, с воды, из-под земли.

Гремит по всей земле май!

  • Сравните «мартовские» и «майский» тексты. Есть ли между ними разница? Какая часть речи помогла автору изобразить громкую, звонкую весну?

  • Озаглавьте отрывок словами из текста так, чтобы в заголовке отразилось торжество прихода весны.

  • Какое явление жизни положено в основу прихода весны: звуки, краски или что-либо другое?

  • Прочитайте только глаголы. К какой тематической группе они относятся?

  • В прямом или переносном значении употреблено большинство из них?

  • Какова их роль в тексте? (передают эмоциональный настрой)









11.Вывод, итоги урока (рефлексия деятельности), оценки.

Вот и закончился наш «весенний» урок. Давайте вернёмся к названию урока «Весенние глаголы».

  • Когда же обычные и привычные для нас глаголы жить, идти, просыпаться, говорить, бежать, хмуриться, стучать и другие вдруг становятся «весенними»? (когда используются поэтами и писателями для описания весны)

  • В каком значении употребляются эти глаголы?

  • Как называется художественное средство выразительности, позволяющее неживые явления и предметы изобразить как живые, одушевлённые?

Рефлексия

«Лестница успеха» - оцени свою работу на уроке. Выбор бабочек по цвету на своих листочках. Каких бабочек по цвету получилось больше в каждой группе? Разместить итоги на доске (добавить бабочек на доске)

Оценки

Озвучивание оценок по итогам урока



12. Домашнее задание.

Понаблюдайте и постарайтесь увидеть, услышать, почувствовать приметы весны на улице, в бору.

Напишите сочинение – миниатюру на одну из тем:

«Первое дыхание весны», «О чём поведал мне ручей»,

«В весенний полдень на лесной поляне». Тему можно сформулировать самим.






















Бабочка — это символ любви, счастья и благополучия . Считается, что исполнится самое заветное желание, если подержать бабочку в руке и отпустить ее на волю, к небесам.

Бабочка является олицетворением красоты, свободы и напоминают нам о том, что жизнь быстротечна, и нужно прожить ее прекрасно, легко, окрыленным и счастливым

У христиан бабочка иногда изображается сидящей на руке младенца Христа и символизирует возрождение души .

У ацтеков бабочка была одним из атрибутов бога растительности, весны и любви.

Мы хотим сегодня с ребятами подарить бабочек. Пусть они исполнят Ваши желания этой весной










Сохранить у себя:
Интегрированный урок развития речи "весенние глаголы"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки