ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ
ТЕМА УРОКА: «ВЕСЕННИЕ ГЛАГОЛЫ».
Цели урока:
повторение и углубление знаний о глаголе, его употреблении в речи; лексическая роль глаголов в изображении поэтических картин весны; повторение речеведческих понятий: эпитет, сравнение, олицетворение; повторение речевых понятий: тип речи, стиль речи;
развитие речевых навыков и умений обучающихся, чувства прекрасного, умение анализировать, делать выводы; совершенствовать наблюдательный опыт обучающихся, зрительные, слуховые представления и умения, передавать свои наблюдения через звук и цвет;
воспитание эстетического вкуса обучающихся; привитие любви и бережного отношения к родной природе.
Методы работы:
частично-поисковый
наглядный
словесный
практический
фронтальная беседа
наблюдение
Формы организации учебной деятельности обучающихся:
индивидуальная
фронтальная
коллективная
групповая
Тип урока: интегрированный урок на метапредметной основе
Оборудование: тексты литературных произведений, презентация, музыкальные заставки, репродукции картин с изображением весенней природы, раздаточный материал.
План урока:
Организационный момент.
Лексико-орфографическая работа
Сообщение темы урока
Фонофлексия. Звуки весны
Ситнтаксическая пятиминутка
Работа в группах
Физкультминутка
Мартовское затишье.
Апрельская мозаика.
Майский гром.
Вывод, итоги урока (рефлексия деятельности), оценки.
Домашнее задание.
Ход урока:
Исполнение песни
Слово учителя:
Добрый день, дорогие гости. Доброе утро, дети! Сегодня прекрасный солнечный день, у вас хорошее настроение и к тому же у нас несколько необычный урок – интегрированный урок развития речи. И мне хочется начать его со стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды». А вы должны определить преобладающую часть речи в стихотворении.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!».
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
– Какова интонация стихотворения?
Ученики: Бодрая, жизнерадостная.
Лексико-орфографическая работа
Учитель: Каким рисует весенний день Ф.И. Тютчев? Назовите непривычные слова, попробуйте сами объяснить их значение.
БРЕГ – БЕРЕГ, ГЛАСЯТ – ПОЮТ, КРИЧАТ
Учитель: В этих словах есть беглые гласные, назовите их.
– Кто такие ГОНЦЫ?
ГОНЦЫ – оповестители, посыльные, глашатаи, они предвещают весну. А в стихотворение ГОНЦЫ – это весенние воды, они предвещают наступление весны.
Учитель: Слов какой части речи в стихотворение больше всего? Чем насыщено стихотворение?
Ученики: Да. В стихотворении преобладают глаголы. Много глаголов, потому что весна – это жизнь, движение, действие.
Учитель: Назовите грамматическое значение глагола
Ученики: Глагол обозначает действие предмета, является главным действующим лицом в предложении.
Учитель: Подберите синоним к слову «гласят». ( Гласят – поют).
Проспрягайте глаголы «гласят и поют».
Ученики:
1 л. глашу – гласим пою - поём
2 л. гласишь – гласите поёшь - поёте
3 л. гласит - гласят поёт – поют
3.Сообщение темы урока: Действительно в стихотворении преобладают глаголы. Весенние ручьи говорят, говорят… У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, другой звонко кричит. И каждый о своём.
Бегут, торопятся в речку ручьи разные: лесные, полевые, болотные, дорожные, деревенские, огородные. И у каждого свои рассказы: что было, что случилось, что надолго запомнилось. Говорят, говорят, говорят… (фонограмма, журчание ручейка)
Хочешь лесные, полевые и болотные тайны узнать – сядь у речки на бережок. Сиди и слушай.
Из 44 слов знаменательных частей речи 14 глаголов.
Сегодня мы с вами будем говорить о глаголе и его признаках. Но глаголы будут не обычные, а весенние.
- Сформулируйте тему нашего урока.
Ученики: Весенние глаголы.
Учитель: Запишите тему урока «Весенние глаголы». Выпишите глаголы из стихотворения. Определите вид глаголов.
– Назовите эпитеты в стихотворении. Почему именно эти слова выбрал автор?
БРЕГ СОННЫЙ, (ещё не проснулся после зимы)
МОЛОДАЯ ВЕСНА, (только вступает в свои права)
ТИХИЕ, ТЕПЛЫЕ МАЙСКИЕ ДНИ (тепло)
РУМЯНЫЙ, СВЕТЛЫЙ ХОРОВОД (появляются новые краски, светлые, яркие)
4.Фонофлексия. Звуки весны.
Учитель: А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос? Сейчас зазвучит музыка. Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Музыка передает настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на поляну, на речку.
Слушаем Э. Грига (фортепиано)
– Звучание какого музыкального инструмента вы услышали? (Щебечущие трельки – это звуки фортепиано. Нежно и звонко разливаются трели над полями. Чувствуется в музыке и какая-то по-особому холодноватая звонкость. Слушаешь и словно вдыхаешь свежий ароматный запах весны, словно ощущаешь весеннее солнце; тепло его лучей смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка, воздух прозрачный, чистый. Какое волшебство – весна! Своей внезапностью, своей роскошной силой.)
5.Синтаксическая пятиминутка.
Одна ласточка весны не делает, но с первой ласточкой начинается ожидание тепла.
Какое это предложение по цели высказывания?
Объясните постановку запятой в предложении.
Назовите грамматические основы
Укажите части речи
Учитель: После зимы весна является людям как праздник жизни, победы сил добра, победы солнца, света, воды, зелени. В самом слове весна слышится что-то обновляющее, очищающее, ведь весна – это утро года. За этим словом стоят три месяца: март, апрель, май. И мы с вами будем работать в группах. Первая группа представляет месяц МАРТ и называется «Мартовское затишье», вторая – АПРЕЛЬ – «апрельская мозаика», третья МАЙ – «майский гром». О красках весны, её звуках вы расскажите нам, после того, как выполните задания. На столах в конвертах для каждой группы свои задания, приступайте.
(на выполнение дается 5-7 минут, включить видео о весне)
6. Работа в группах
7. Физкультминутка
Руки подняли и покачали-
Это ветер в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки – плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Руки сложили назад.
Учитель:
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам журчат
Вот и у нас сейчас в классе зажурчит ручеёк, но не обычный, а музыкально-поэтический. Он подхватил наш бумажный кораблик несёт по весенним волнам.
П.И. Чайковский «Жаворонок. Март».
В. Жуковский «Жаворонок»
1 группа
8. Мартовское затишье.
Прочитайте тексты, написанные на доске.
Весна приходит не сразу. Она начинает творить свою работу ещё среди метелей и морозов. И первый её дружный напор не сразу сгоняет снег с полей, не сразу согревает землю.
И всё-таки весна неодолима!
Н. Сладков.
Почти невидной и неслышной жизнью, доступной лишь зоркому глазу и чуткому уху, живёт в эту пору едва пробудившийся лес.
И. Соколов-Микитов.
О каком весеннем месяце говорится в текстах?
Определите тему, основную мысль и стиль 1 текста.
К какому типу речи относится этот текст? (рассуждение)
Найдите в тексте тезис, доказательства.
В каком предложении делается вывод?
Найдите в текстах примеры олицетворений, выпишите их.
Определите спряжение, число, время, лицо глаголов, выделите в них окончания. (один ученик работает у доски)
Переведите устно тексты в прошедшее время, сохраняя вид глаголов.
Объясните выделенные орфограммы.
А можно, читая эти тексты, услышать звуки весны, увидеть её движение?
Какие они? (неясные, тихие)
На каких репродукциях, по-вашему, изображён март. Докажите это.
П.И. Чайковский «Апрель. Подснежник»
Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Музыка передаст настроение, ощущение того, что происходит в природе.
Какие звуки у весны? (капель, журчание ручья, крик птиц, треск льда)
«Подснежник»
2 группа
9. Апрельская мозаика.
Постепенно природа оживает, на смену тихому марту приходит шумный апрель. Почему шумный? (таяние снега, пение птиц)
Следующее задание называется «Апрельская мозаика». Но собирать вы будете не картинки, а стихи. (На партах конверты с раздаточным материалом.)
Ещё весна проснулася едва,
И холодно прозрачными утрами,
Но снег сошёл, и ровными коврами
Желтеет прошлогодняя трава.
(М. Струве)
Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет.
(И. Бунин)
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
(Ф. Тютчев)
Прочитайте выразительно стихотворения, запишите их в тетради.
Найдите в текстах глаголы звучания и цвета, подчеркните их.
С какой целью поэты вводят их в текст?
Использование каких средств выразительности помогает поэтам создать образную картину весны? (эпитеты, олицетворения, сравнения)
Найдите в текстах примеры.
Обсуждение репродукций картин с изображением апрельской природы.
А. Вивальди. «Весна. Май»
«Люблю грозу в начале мая»
3 группа
10. Майский гром.
Какой месяц завершает весну?
Обратимся к лирической миниатюре писателя Н. Сладкова. (тексты на партах)
Грянул весенний майский гром – всему живому языки развязал. Хлынули потоки звуков и затопили лес. Загремел в лесу май!
Бормочут хмурые совы. Трусливые зайцы покрикивают бесстрашно и громко. Дятлы исступлённо бьют в звонкие сучки – барабаны. Полон лес свистов, криков, стуков и песен.
А в нагретой парной чащобе, где сердито бубнит ручей, пропищал первый комар. И белые бубенчики первых ландышей прозвучали чуть слышно.
Звуки кругом, они доносятся с полей и лесов, с неба, с воды, из-под земли.
Гремит по всей земле май!
Сравните «мартовские» и «майский» тексты. Есть ли между ними разница? Какая часть речи помогла автору изобразить громкую, звонкую весну?
Озаглавьте отрывок словами из текста так, чтобы в заголовке отразилось торжество прихода весны.
Какое явление жизни положено в основу прихода весны: звуки, краски или что-либо другое?
Прочитайте только глаголы. К какой тематической группе они относятся?
В прямом или переносном значении употреблено большинство из них?
Какова их роль в тексте? (передают эмоциональный настрой)
11.Вывод, итоги урока (рефлексия деятельности), оценки.
Вот и закончился наш «весенний» урок. Давайте вернёмся к названию урока «Весенние глаголы».
Когда же обычные и привычные для нас глаголы жить, идти, просыпаться, говорить, бежать, хмуриться, стучать и другие вдруг становятся «весенними»? (когда используются поэтами и писателями для описания весны)
В каком значении употребляются эти глаголы?
Как называется художественное средство выразительности, позволяющее неживые явления и предметы изобразить как живые, одушевлённые?
Рефлексия
«Лестница успеха» - оцени свою работу на уроке. Выбор бабочек по цвету на своих листочках. Каких бабочек по цвету получилось больше в каждой группе? Разместить итоги на доске (добавить бабочек на доске)
Оценки
Озвучивание оценок по итогам урока
12. Домашнее задание.
Понаблюдайте и постарайтесь увидеть, услышать, почувствовать приметы весны на улице, в бору.
Напишите сочинение – миниатюру на одну из тем:
«Первое дыхание весны», «О чём поведал мне ручей»,
«В весенний полдень на лесной поляне». Тему можно сформулировать самим.
Бабочка — это символ любви, счастья и благополучия . Считается, что исполнится самое заветное желание, если подержать бабочку в руке и отпустить ее на волю, к небесам.
Бабочка является олицетворением красоты, свободы и напоминают нам о том, что жизнь быстротечна, и нужно прожить ее прекрасно, легко, окрыленным и счастливым
У христиан бабочка иногда изображается сидящей на руке младенца Христа и символизирует возрождение души .
У ацтеков бабочка была одним из атрибутов бога растительности, весны и любви.
Мы хотим сегодня с ребятами подарить бабочек. Пусть они исполнят Ваши желания этой весной