Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыкальной литературы и слушания музыки в музыкальной школе

Условия современной музыкальной жизни таковы, что музыкальное сознание детей формируется под агрессивным воздействием массовой музыкальной культуры, в основе которой - электронная музыка. Даже с образцами классической музыки нередко первое знакомство у детей происходит в компьютерной обработке. Со стороны преподавателя музыки в музыкальной школе было бы недальновидно не замечать этого и дожидаться, пока мощный поток информационного воздействия Интернета, аудио-, видео- и телевидения «смоет» следы классического музыкального обучения и воспитания. Чтобы успешно управлять процессом музыкального воспитания в музыкальной школе, формировать эстетические вкусы детей, современному преподавателю музыки желательно использовать на уроках не только традиционные музыкальные инструменты, но и современные электронные музыкальные инструменты: клавишные синтезаторы, мультимедийные компьютеры, оснащенные программами для создания музыки. В современной музыкальной школе преподаватель должен владеть не только музыкально-исполнительскими навыками, но и обладать высоким уровнем профессиональной компетенции, умением руководствоваться имеющимися в его арсенале знаниями в реальной ситуации; быть профессиональномобильным.

Содержимое разработки

1


МБУДО Вяземская ДШИ им. А.С.Даргомыжского

Филиал ДШИ (с.Семлево)


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И

СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ

В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Подготовила:

преподаватель

Миникеева Е.М.

Март 2021


Условия современной музыкальной жизни таковы, что музыкальное сознание детей формируется под агрессивным воздействием массовой музыкальной культуры, в основе которой - электронная музыка. Даже с образцами классической музыки нередко первое знакомство у детей происходит в компьютерной обработке. Со стороны преподавателя музыки в музыкальной школе было бы недальновидно не замечать этого и дожидаться, пока мощный поток информационного воздействия Интернета, аудио-, видео- и телевидения «смоет» следы классического музыкального обучения и воспитания. Чтобы успешно управлять процессом музыкального воспитания в музыкальной школе, формировать эстетические вкусы детей, современному преподавателю музыки желательно использовать на уроках не только традиционные музыкальные инструменты, но и современные электронные музыкальные инструменты: клавишные синтезаторы, мультимедийные компьютеры, оснащенные программами для создания музыки. В современной музыкальной школе преподаватель должен владеть не только музыкально-исполнительскими навыками, но и обладать высоким уровнем профессиональной компетенции, умением руководствоваться имеющимися в его арсенале знаниями в реальной ситуации; быть профессиональномобильным.
В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Они позволяют по-новому использовать на уроках музыкальной литературы и слушания музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока, придают ему современный уровень. В этом случае нам, преподавателям предмета «Музыкальная литература» и «Слушание музыки» необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии новым средством художественно-творческого развития обучающихся.
При проведении уроков музыкальной литературы и слушания музыки я в комплексе использую ряд цифровых средств обучения:

  • видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки;

  • фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов и др.;


  • анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;

  • синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения;

  • тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений;

  • репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др.);

  • материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии и др.

  • звуковые фонограммы музыкальных произведений;

  • отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке;

  • словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения);

  • фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.;

  • творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.


В своей работе я также использую коллекцию дисков CD, состоящую из произведений различных стилей и жанров: от классики до современной музыки. Благодаря различным компьютерным программам появилась возможность прослушивать музыкальные произведения в качественном звучании. А звук это -тоже технология. В отличие от грамзаписи и аудио кассет, музыкальные цифровые проигрыватели удобны для пользователя: есть возможность быстрого поиска отдельных фрагментов музыкального произведения, неоднократное прослушивание для запоминания лейтмотива или анализа интонаций. Так же есть возможность изменения зрительных образов при прослушивании музыки.

1.Уроки с мультимедийной поддержкой.
Одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Power Point, которую продуктивно и творчески использую в преподавании музыки, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Методика подразумевает использование мультимедийного проектора. 
При составлении презентаций в качестве «сырья» я использую содержимое CD и Интернет ресурсы, а также возможности компьютера, прикладных программ и приложений. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ красочными картинами, иллюстрациями, фотографиями, диаграммами, видеофрагментами и, конечно же, звуковыми фрагментами. Чаще всего это уроки, посвящённые творчеству того или иного композитора или слайд-шоу к произведению музыкально-сценического жанра. Например, при изучении тем: «Опера», «Балет», «Мюзикл» и другие.
При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.
Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.

Например, при изучении темы «Русские народные инструменты», «Музыкальные инструменты симфонического оркестра», «Стили музыки» и другие заранее готовится иллюстративный и звуковой материал. Затем создаются слайды, использующиеся для ответа на поставленные учителем вопросы. Данный метод работы позволяет провести урок интересно и нестандартно закрепить полученные на уроке знания.
Проектная деятельность учащихся тоже предполагает создание мультимедиа презентаций. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления становятся яркими и запоминающимися. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
На уроках музыкальной литературы при знакомстве с музыкальными инструментами готовлю презентации «Струнные, духовые, ударные народные инструменты», «Симфонический оркестр». Дети имеют возможность увидеть народные инструменты, услышать их звучание, узнать механизм их изготовления.
Учащиеся не просто пассивные поглотители информации. Целью преподавателя становится формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов.
При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий. Он проявляется в ходе выполнения задания исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний.

Учащиеся нашей детской музыкальной школы ежегодно участвуют в научно-практических конференциях, викторинах, посвященных жизни и творчеству выдающихся композиторов. Они находят и отбирают нужную информацию в интернете, правильно отвечают на вопросы викторины, подготавливают интересные доклады, презентации.

2.Интернет-ресурсы в музыкальном образовании.
Интернет-ресурсы, доступные любому ученику, расширяют кругозор, обостряют интерес к обучению. Это даёт возможность знакомства с культурой и искусством различных народов, с важнейшими событиями культурной жизни всего земного шара, уникальную возможность соприкоснуться с шедеврами мирового музыкального искусства, различных музеев (Эрмитаж, Лувр и пр.), которые содержат цифровые коллекции, позволяющие увидеть и разглядеть подробно шедевры живописи, прикладного искусства, музыкальных инструментов.
При подготовке к урокам мною используются материалы сайтов, посвящённых современной музыке, современным композиторам, именно из Интернета на сайтах различных сообществ узнаю о новинках в мире музыки, в частности о новых музыкальных программах. 
В проектной деятельности учащиеся также активно пользуются Интернет-ресурсами, что выводит обучение на качественно новый уровень.
Таким образом, использование ИКТ помогает преподавателю повышать мотивацию обучения детей к предмету «Музыкальная литература» и «Слушание музыки», приводит к целому ряду положительных следствий:

  • обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

  • психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;

  • возбуждает живой интерес к предмету «Музыкальная литература» и «Слушание музыки»;

  • расширяет кругозор детей;

  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;

  • повышает производительность труда преподавателя на уроке музыкальной литературы и слушания музыки.


Бесспорно, что в современной музыкальной школе компьютер не решает всех проблем, он остается лишь многофункциональным техническим средством обучения. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.





Сохранить у себя:
Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыкальной литературы и слушания музыки в музыкальной школе

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки