«Игровые технологии в образовательном процессе. Метод тераплей»

Материал раскрывает тему использования метода тераплей в образовании. Презентация будет полезна педагогам и психологам.

Содержимое разработки

Семинар-практикум  «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. МЕТОД ТЕРАПЛЕЙ»   Ведущий : Гринева И.Ф., педагог-психолог «ЦДТ «Радуга»  04.10.24. Гай

Семинар-практикум «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. МЕТОД ТЕРАПЛЕЙ»

Ведущий : Гринева И.Ф.,

педагог-психолог «ЦДТ «Радуга»

04.10.24.

Гай

Что такое тераплей Тераплей - игровой метод. Основная часть терапии – это интерактивные, подвижные игры. Тераплей – мультисенсорный метод. Тераплей помогает взрослому отвечать на потребности ребенка. Тераплей разработан в 60-е годы американским психологом Энн Дженберг на основе теории привязанности Джона Боулби (Привязанность - первое отношение!) и игровой терапии для детей аутистов Остина ДеЛорье.

Что такое тераплей

Тераплей - игровой метод. Основная часть терапии – это интерактивные, подвижные игры.

Тераплей – мультисенсорный метод.

Тераплей помогает взрослому отвечать на потребности ребенка.

Тераплей разработан в 60-е годы американским психологом Энн Дженберг на основе теории привязанности Джона Боулби (Привязанность - первое отношение!) и игровой терапии для детей аутистов Остина ДеЛорье.

Актуальность применения метода терапле й   дефицит регуляторных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста; длительный и сложный период адаптации при поступлении  в детский сад, школу, при переходе на новый уровень обучения; неумение работать в команде; нарушение отношений «ребенок-взрослый» (детско-родительских отношений, отношений ребенка с педагогом);   важность создания ситуации успеха для каждого ребенка. Тераплей в кругу используют, когда

Актуальность применения метода терапле й

  • дефицит регуляторных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • длительный и сложный период адаптации при поступлении  в детский сад, школу, при переходе на новый уровень обучения;
  • неумение работать в команде;
  • нарушение отношений «ребенок-взрослый» (детско-родительских отношений, отношений ребенка с педагогом);
  •   важность создания ситуации успеха для каждого ребенка.

Тераплей в кругу используют, когда

  • Важно повысить сплочённость в коллективе
  • У участников есть сложности в коммуникации
  • У участников есть регуляторные проб лемы
Согласно тераплей

Согласно тераплей

  • Взрослый/родитель   должен обеспечить безопасную предсказуемую среду для развития ребенка.
  • В воспитании должны присутствовать порядок, режим и ограничения, т.е. на языке тераплей «структуру».
  • В отношениях к ребенку любого возраста должны сохраняться 4 элемента характерные для здоровых отношений родителя к младенцу, а именно: вовлеченность, структура, забота и вызов.
4 элемента здоровых отно шений в тераплей 1 . Структура (взрослые надежны и предсказуемы: у ребенка - чувство безопасности , важно поддерживающее руководство). Простые, понятные игры с правилами, которые ведёт взрослый 2. Вовлеченность (опыт общения и близкого контакта, совместное переживание эмоций здесь и сейчас: ребенка видят и чувствуют ). 3. Забота ( отвечают на потребности, расслабляют , успокаивают, снижают стресс). Игры с использованием бережных прикосновений . 4. Вызов (взрослые побуждают бороться, совершать открытия, умеренно рисковать, чувствовать уверенность ). Игры на преодоление, в которых ребенок чувствует себя успешным.  Задание: Определите на картинке, где какой элемент тераплей изображен Элементы общения матери и ребенка

4 элемента здоровых отно шений в тераплей

1 . Структура (взрослые надежны и предсказуемы: у ребенка - чувство безопасности , важно поддерживающее руководство). Простые, понятные игры с правилами, которые ведёт взрослый

2. Вовлеченность (опыт общения и близкого контакта, совместное переживание эмоций здесь и сейчас: ребенка видят и чувствуют ).

3. Забота ( отвечают на потребности, расслабляют , успокаивают, снижают стресс). Игры с использованием бережных прикосновений .

4. Вызов (взрослые побуждают бороться, совершать открытия, умеренно рисковать, чувствовать уверенность ). Игры на преодоление, в которых ребенок чувствует себя успешным.

Задание: Определите на картинке, где какой элемент тераплей изображен

Элементы общения

матери и ребенка

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕРАПЛЕЙ 1. Принцип взаимодействия здесь и сейчас  2. Принцип директивности. Взаимодействие направляется взрослым и вся ответственность лежит на взрослом.  3. Сонастроенности на эмоции ребенка (эмпатия и рефлексия) Правила групповой терапии 1) Никого не обижаем 2) Весело вместе играем 3) Друг другу помогаем

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕРАПЛЕЙ

1. Принцип взаимодействия здесь и сейчас

2. Принцип директивности. Взаимодействие направляется взрослым и вся ответственность лежит на взрослом.

3. Сонастроенности на эмоции ребенка (эмпатия и рефлексия)

Правила групповой терапии

1) Никого не обижаем

2) Весело вместе играем

3) Друг другу помогаем

ЭТАПЫ ТЕРАПЛЕЙ Этапы Как проводить 1. Диагностика Беседа, наблюдение, видео, анализ. 2. Работа с ребенком без родителя Психолог, играя с ребенком, помогает ребенку получить опыт заботы, принятия, радостного общения и поддержки со стороны взрослого, а также опыт адекватного руководства 3. Родитель и ребенок Психолог все больше отходит на задний план и передает управляющие функции родителям 4. Редкие контрольные встречи Наблюдение, беседа, анализ

ЭТАПЫ ТЕРАПЛЕЙ

Этапы

Как проводить

1. Диагностика

Беседа, наблюдение, видео, анализ.

2. Работа с ребенком без родителя

Психолог, играя с ребенком, помогает ребенку получить опыт заботы, принятия, радостного общения и поддержки со стороны взрослого, а также опыт адекватного руководства

3. Родитель и ребенок

Психолог все больше отходит на задний план и передает управляющие функции родителям

4. Редкие контрольные встречи

Наблюдение, беседа, анализ

ЦЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ 1. Показать сильные стороны мамы - зрительный контакт (активно используется, или нет); чья инициатива.  2. Определить область роста.  3. Заметить незакрытые потребности ребенка.   В процессе диагностики выявляется какие из 4-х элементов идеальных отношений недостает взаимодействию взрослого и ребенка и планирует так, чтобы восполнить недостающие элементы. Для этого включаются коммуникативные игры и игровые ритуалы, направленные на создание в отношениях с ребенком недостающих элементов.

ЦЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ

1. Показать сильные стороны мамы

- зрительный контакт (активно используется, или нет);

  • чья инициатива.

2. Определить область роста.

3. Заметить незакрытые потребности ребенка.

В процессе диагностики выявляется какие из 4-х элементов идеальных отношений недостает взаимодействию взрослого и ребенка и планирует так, чтобы восполнить недостающие элементы. Для этого включаются коммуникативные игры и игровые ритуалы, направленные на создание в отношениях с ребенком недостающих элементов.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ 1. Вход – приветствие, -ритуалы-проверки 2. Основная часть с играми Игры на Вовлеченность, Структуру, Вызов и Заботу. Смешивать, чтобы входили разные элементы. Забота – Структура- Забота. Когда ребенок и думает и чувствует. 3. Завершение (ритуал) 4. Домашнее заданье  18-24 встречи 1 раз в неделю по 30 минут.  Хорошая сессия, когда ребенок не перевозбуждается и не закрывается.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

  • 1. Вход – приветствие, -ритуалы-проверки

2. Основная часть с играми

Игры на Вовлеченность, Структуру, Вызов и Заботу. Смешивать, чтобы входили разные элементы. Забота – Структура- Забота. Когда ребенок и думает и чувствует.

3. Завершение (ритуал)

4. Домашнее заданье

18-24 встречи 1 раз в неделю по 30 минут.

Хорошая сессия, когда ребенок

не перевозбуждается и не закрывается.

Фазы групповых занятий  - Начальная (3-5 сессий) - Основная (длина зависит от целей) - Завершающая фаза (2-3 сессии)

Фазы групповых занятий

- Начальная (3-5 сессий)

- Основная (длина зависит от целей)

- Завершающая фаза (2-3 сессии)

ПРИМЕРЫ ИГР ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ЗАБОТА Чьи это ножки, Догоню-догоню Прятки,  Ку-ку Черепаха, Каравай. Передай смешное лицо, Снежный ком прикосновений, Пол превращается в лаву, Совместная пантомима . Перестрелка подушками, Особое рукопожатие, Уместитесь на стуле, Путаница,  Игра с воздушным шарик ом . (детям, которые замыкаются в себе, избегают контакта, очень себя контролируют) Помазать ранки, Отпечатки кремом, Качание в одеяле. Украшения из пластилина, Прогноз погоды, Хрустим печеньками. Маникюр Рисование смывающимися красками Письмо на спине.  (детям гиперактивным, агрессивным)

ПРИМЕРЫ ИГР

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ

ЗАБОТА

  • Чьи это ножки, Догоню-догоню
  • Прятки, Ку-ку
  • Черепаха,
  • Каравай.
  • Передай смешное лицо,
  • Снежный ком прикосновений,
  • Пол превращается в лаву,
  • Совместная пантомима .
  • Перестрелка подушками,
  • Особое рукопожатие,
  • Уместитесь на стуле,
  • Путаница,
  • Игра с воздушным шарик ом .

(детям, которые замыкаются в себе, избегают контакта, очень себя контролируют)

  • Помазать ранки,
  • Отпечатки кремом,
  • Качание в одеяле.
  • Украшения из пластилина,
  • Прогноз погоды,
  • Хрустим печеньками.
  • Маникюр
  • Рисование смывающимися красками
  • Письмо на спине.

(детям гиперактивным, агрессивным)

СТРУКТУРА  ВЫЗОВ Следуй за мной, Забавно пройди по комнате, Лопни пузырь.  Катаем мяч на пледе, Карусели, Зум-пик-бульк . Построй пирамиду из стаканчиков, Передай шарик по кругу, Обведи силуэт на ватмане, Полоса препятствий с шариком.  (для гиперактивных, рассеянных, склонных к перевозбуждению, имеющих сильную потребность контролировать происходящее;  полезно взрослым, испытывающим трудности в установлении ограничений и/или неуверенно себя чувствующих в роли лидера)  Соберите игрушки пальцами ног, Попади в корзину, Эстафета с полосой препятствий, Каратисты. Волейбол с воздушным шариком, Сдувание ватного шарика, Боулинг с кеглями, Перепрыгивание через скакалку. Перетягивание каната, Пирамида из стаканчиков, Поднимаем бутылку с водой.  (детям тревожным, замкнутым, робким, склонным к избыточному самоконтролю; также используются в терапии при работе на стадии сопротивления)

СТРУКТУРА

ВЫЗОВ

  • Следуй за мной,
  • Забавно пройди по комнате,
  • Лопни пузырь.
  • Катаем мяч на пледе,
  • Карусели,
  • Зум-пик-бульк .
  • Построй пирамиду из стаканчиков,
  • Передай шарик по кругу,
  • Обведи силуэт на ватмане,
  • Полоса препятствий с шариком.

(для гиперактивных, рассеянных, склонных к перевозбуждению, имеющих сильную потребность контролировать происходящее; полезно взрослым, испытывающим трудности в установлении ограничений и/или неуверенно себя чувствующих в роли лидера)

  • Соберите игрушки пальцами ног,
  • Попади в корзину,
  • Эстафета с полосой препятствий,
  • Каратисты.
  • Волейбол с воздушным шариком,
  • Сдувание ватного шарика,
  • Боулинг с кеглями,
  • Перепрыгивание через скакалку.
  • Перетягивание каната,
  • Пирамида из стаканчиков,
  • Поднимаем бутылку с водой.

(детям тревожным, замкнутым, робким, склонным к избыточному самоконтролю;

также используются в терапии при работе на стадии сопротивления)

Список литературы: 1. Боулби Дж. Привязанность. – М., 2003.  Привязанность: пер. с англ. / Дж. Боулби. – Москва: Гардарики, 2003. - 480 с.  https://studfile.net/preview/6208302/  2. Бус, Ф.Б. Тераплей. Руководство по улучшению детско-родительских отношений через игру, основанную на привязанности / Ф.Б. Бус, Э.М. Дженберг. - Москва: Институт игровой психотерапии, 2018. - 718с. https://www.play-therapy-institute.com / citaty-iz-knigi

Список литературы:

  • 1. Боулби Дж. Привязанность. – М., 2003. Привязанность: пер. с англ. / Дж. Боулби. – Москва: Гардарики, 2003. - 480 с. https://studfile.net/preview/6208302/

2. Бус, Ф.Б. Тераплей. Руководство по улучшению детско-родительских отношений через игру, основанную на привязанности / Ф.Б. Бус, Э.М. Дженберг. - Москва: Институт игровой психотерапии, 2018. - 718с.

https://www.play-therapy-institute.com / citaty-iz-knigi

Сохранить у себя:
«Игровые технологии в образовательном процессе. Метод тераплей»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки