
Семинар-практикум «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. МЕТОД ТЕРАПЛЕЙ»
Ведущий : Гринева И.Ф.,
педагог-психолог «ЦДТ «Радуга»
04.10.24.
Гай

Что такое тераплей
Тераплей - игровой метод. Основная часть терапии – это интерактивные, подвижные игры.
Тераплей – мультисенсорный метод.
Тераплей помогает взрослому отвечать на потребности ребенка.
Тераплей разработан в 60-е годы американским психологом Энн Дженберг на основе теории привязанности Джона Боулби (Привязанность - первое отношение!) и игровой терапии для детей аутистов Остина ДеЛорье.

Актуальность применения метода терапле й
- дефицит регуляторных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- длительный и сложный период адаптации при поступлении в детский сад, школу, при переходе на новый уровень обучения;
- неумение работать в команде;
- нарушение отношений «ребенок-взрослый» (детско-родительских отношений, отношений ребенка с педагогом);
- важность создания ситуации успеха для каждого ребенка.
Тераплей в кругу используют, когда
- Важно повысить сплочённость в коллективе
- У участников есть сложности в коммуникации
- У участников есть регуляторные проб лемы

Согласно тераплей
- Взрослый/родитель должен обеспечить безопасную предсказуемую среду для развития ребенка.
- В воспитании должны присутствовать порядок, режим и ограничения, т.е. на языке тераплей «структуру».
- В отношениях к ребенку любого возраста должны сохраняться 4 элемента характерные для здоровых отношений родителя к младенцу, а именно: вовлеченность, структура, забота и вызов.

4 элемента здоровых отно шений в тераплей
1 . Структура (взрослые надежны и предсказуемы: у ребенка - чувство безопасности , важно поддерживающее руководство). Простые, понятные игры с правилами, которые ведёт взрослый
2. Вовлеченность (опыт общения и близкого контакта, совместное переживание эмоций здесь и сейчас: ребенка видят и чувствуют ).
3. Забота ( отвечают на потребности, расслабляют , успокаивают, снижают стресс). Игры с использованием бережных прикосновений .
4. Вызов (взрослые побуждают бороться, совершать открытия, умеренно рисковать, чувствовать уверенность ). Игры на преодоление, в которых ребенок чувствует себя успешным.
Задание: Определите на картинке, где какой элемент тераплей изображен
Элементы общения
матери и ребенка

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕРАПЛЕЙ
1. Принцип взаимодействия здесь и сейчас
2. Принцип директивности. Взаимодействие направляется взрослым и вся ответственность лежит на взрослом.
3. Сонастроенности на эмоции ребенка (эмпатия и рефлексия)
Правила групповой терапии
1) Никого не обижаем
2) Весело вместе играем
3) Друг другу помогаем

ЭТАПЫ ТЕРАПЛЕЙ
Этапы
Как проводить
1. Диагностика
Беседа, наблюдение, видео, анализ.
2. Работа с ребенком без родителя
Психолог, играя с ребенком, помогает ребенку получить опыт заботы, принятия, радостного общения и поддержки со стороны взрослого, а также опыт адекватного руководства
3. Родитель и ребенок
Психолог все больше отходит на задний план и передает управляющие функции родителям
4. Редкие контрольные встречи
Наблюдение, беседа, анализ

ЦЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ
1. Показать сильные стороны мамы
- зрительный контакт (активно используется, или нет);
- чья инициатива.
2. Определить область роста.
3. Заметить незакрытые потребности ребенка.
В процессе диагностики выявляется какие из 4-х элементов идеальных отношений недостает взаимодействию взрослого и ребенка и планирует так, чтобы восполнить недостающие элементы. Для этого включаются коммуникативные игры и игровые ритуалы, направленные на создание в отношениях с ребенком недостающих элементов.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
- 1. Вход – приветствие, -ритуалы-проверки
2. Основная часть с играми
Игры на Вовлеченность, Структуру, Вызов и Заботу. Смешивать, чтобы входили разные элементы. Забота – Структура- Забота. Когда ребенок и думает и чувствует.
3. Завершение (ритуал)
4. Домашнее заданье
18-24 встречи 1 раз в неделю по 30 минут.
Хорошая сессия, когда ребенок
не перевозбуждается и не закрывается.

Фазы групповых занятий
- Начальная (3-5 сессий)
- Основная (длина зависит от целей)
- Завершающая фаза (2-3 сессии)

ПРИМЕРЫ ИГР
ВОВЛЕЧЕННОСТЬ
ЗАБОТА
- Чьи это ножки, Догоню-догоню
- Прятки, Ку-ку
- Черепаха,
- Каравай.
- Передай смешное лицо,
- Снежный ком прикосновений,
- Пол превращается в лаву,
- Совместная пантомима .
- Перестрелка подушками,
- Особое рукопожатие,
- Уместитесь на стуле,
- Путаница,
- Игра с воздушным шарик ом .
(детям, которые замыкаются в себе, избегают контакта, очень себя контролируют)
- Помазать ранки,
- Отпечатки кремом,
- Качание в одеяле.
- Украшения из пластилина,
- Прогноз погоды,
- Хрустим печеньками.
- Маникюр
- Рисование смывающимися красками
- Письмо на спине.
(детям гиперактивным, агрессивным)

СТРУКТУРА
ВЫЗОВ
- Следуй за мной,
- Забавно пройди по комнате,
- Лопни пузырь.
- Катаем мяч на пледе,
- Карусели,
- Зум-пик-бульк .
- Построй пирамиду из стаканчиков,
- Передай шарик по кругу,
- Обведи силуэт на ватмане,
- Полоса препятствий с шариком.
(для гиперактивных, рассеянных, склонных к перевозбуждению, имеющих сильную потребность контролировать происходящее; полезно взрослым, испытывающим трудности в установлении ограничений и/или неуверенно себя чувствующих в роли лидера)
- Соберите игрушки пальцами ног,
- Попади в корзину,
- Эстафета с полосой препятствий,
- Каратисты.
- Волейбол с воздушным шариком,
- Сдувание ватного шарика,
- Боулинг с кеглями,
- Перепрыгивание через скакалку.
- Перетягивание каната,
- Пирамида из стаканчиков,
- Поднимаем бутылку с водой.
(детям тревожным, замкнутым, робким, склонным к избыточному самоконтролю;
также используются в терапии при работе на стадии сопротивления)

Список литературы:
- 1. Боулби Дж. Привязанность. – М., 2003. Привязанность: пер. с англ. / Дж. Боулби. – Москва: Гардарики, 2003. - 480 с. https://studfile.net/preview/6208302/
2. Бус, Ф.Б. Тераплей. Руководство по улучшению детско-родительских отношений через игру, основанную на привязанности / Ф.Б. Бус, Э.М. Дженберг. - Москва: Институт игровой психотерапии, 2018. - 718с.
https://www.play-therapy-institute.com / citaty-iz-knigi