Урок русского языка в 10 классе №64, 65
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний и умений.
Тема урока: Глагол как часть речи. Спряжение глаголов.
Цели урока: повторение знаний о глаголе, правописание глаголов.
Планируемые результаты:
Предметные: повторение знаний о глаголе как части речи, спряжение глаголов, правописание личных окончаний глаголов.
Метапредметные: развитие навыков правильно писать личные окончания глаголов, правильно произносить глаголы, решать задания ЕГЭ.
Личностные: создание условий для воспитания познавательной активности.
Оборудование: карточка с заданием, презентация.
Структура урока
1.Этап мотивации. Критерии оценивания.
2.Этап актуализации.
-Слайд 2, 3.
Баловать, гравировать, облегчить, ободрить, обострить, пломбировать, премировать, углубить, формировать, дозвониться (дозвонишься), блокировать, информировать, закупорить, обезуметь, осведомиться, перчить, плесневеть, принудить, улучшить, черпать, ходатайствовать, газировать, заржаветь, заиндеветь.
Это важно!
Надо помнить, что в русском языке есть слова с так называемым вариантным ударением. Среди них и некоторые глаголы: газировать, заржаветь, заиндеветь.
-составьте кластер «Глагол»
-действие предмета
Что делать ? что сделать?
Наклонение: изъявительное: время: будущее, настоящее – лицо и число; прошедшее – род и число; условное –число и род; повелительное – число.
Переходный (вин.п.без предлога) – непереходный (все остальные)
Вид: совершенный (что сделать?) – несовершенный (что делать?)
Спряжение (ко 2 спр. относятся все на –ить, кроме брить , стелить, зиждиться(основываться, опираться), зыбиться(колебаться) )
Возвратный – невозвратный
Синтаксическая роль(неопределенная форма – любой член предложения)
3. Этап целеполагания и построения плана по разрешению возникших затруднений.
4.Этап реализации на практике выбранного плана.
-вставьте пропущенные буквы, объясните выбор. Слайд 4
Когда выпиш...те из текста существительные, выпиш...те все глаголы.
-Слайд 5
-Слайд 6. Глаголы на –ять
I спряжение:
Блеять, веять, затеять, кашлять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, отчаяться, реять, сеять, таять, хаять, чуять.
* Правила определения спряжения таковы. Спряжение определяется по неопределенной форме только у глаголов с безударными личными окончаниями
* Если же личные окончания глагола ударные, то спряжение определяется по окончаниям; при этом не имеет значения, какой гласный в неопределенной форме глагола. Так, глаголы спать, лететь, греметь, гореть, звенеть относятся к II спряжению (сп-ишь, лет-ишь, грем-ишь, гор-ишь, звен-ишь), а, например, глагол пить – к I спряжению (пь-ешь). Важно помнить: к тому же спряжению относятся и все производные от таких глаголов приставочные глаголы с безударными окончаниями. Поэтому глагол выгореть второго спряжения: выгорит, выгорят, а глагол выпить – первого спряжения: выпьешь, выпьют.
Заметим, что в школе вторую часть правила (о том, что у глаголов с ударными личными окончаниями тип спряжения определяется по окончаниям) нередко опускают, т. к. определять тип спряжения надо для того, чтобы правильно писать безударные личные окончания. Если же личные окончания ударные, то никаких трудностей в написании они не вызывают, а следовательно, не надо думать о том, к какому типу спряжения относится глагол.
* Интересные глаголы – бежать, хотеть! Во всех лицах, кроме одного, у них окончания II спряжения, как и положено таким глаголам.
А вот в третьем лице множественного числа вдруг появляется окончание I спряжения. В грамматике эти глаголы так и называется разноспрягаемыми.
5.Этап включения в систему знаний и умений.
-карточка
1.Вставьте пропущенные буквы.
1. Он выль...т, ма...тся, крас…т, бре...тся, чу...т, вытерп...т, разве...т, стел...т, зре...т, наверт...т, надо...т, держ...тся, заво...т, вымет...т, затрат...т, выкол...т, застел...т, стел...тся, разве...т, обступ...т, окуп...тся, се...т, задерж...тся, напо...т, гоня...т, прогон...т, удержива...т, удво...т, стерп...т, вытесн...т, прикле...тся, высид...т птенцов; (ты) выпад...шь, рассе...шь, разве...шь.
2. Он обре...т, завис...т, мел...т, зижд...тся, стел...т, выздорове...т, обессиле...т, крикн...т, гон...т, брезж...т, вытр...т, ненавид...т.
3. Они дыш...т, вид...т, кле...т, брезж...т, стел...т, выйд...т, стукн...т, обид...т, бор...тся, держ...тся.
-Готовимся к ГИА. 5 класс. Стр.28 задание 50
- Слайды 7 – 10. Задание 12.
- Слайд 11 - Задание 8(теория)
1. Если подлежащее – собирательное существительное ( или существительное, обозначающее множество людей, предметов как единое целое), сказуемое ставится в форме единственного числа: крестьянство боролось.
2.Если подлежащее большинство, большая часть, меньшинство, то сказуемое чаще ставится в форме единственного числа : большинство интеллигенции не приняло. Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь.
3. Если подлежащее выражено вопросительным, неопределенным или отрицательным местоимением, сказуемое ставится в форме единственного числа: Кто-то из великих сказал… Никто …не догадывался.
4. Если в роли подлежащего выступают однородные члены, соединенные сочинительными союзами (и, да = и) или бессоюзно, то сказуемое ставится во множественном числе.
В это время жили и писали Булгаков, Солженицын, Платонов.
5. Если однородные члены соединены противительными или разделительными союзами (или, либо, то-то, а), сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих.
Нас больше интересуют политические деятели, а не политика.
-Карточка
1 . Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.
1) Перед нами (А. предстают, Б. предстает) самый многочисленный класс - крестьяне.
2) Современная молодежь в качестве кумиров (А.выбирают, Б. выбирает) людей обеспеченных, известных.
3) Российское государство в сотрудничестве с другими странами (А. близко,
Б.близки) к успешному разрешению этого конфликта.
2. Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.
1) Поколение наших отцов и дедов с недоверием (А. воспринимало, Б. воспринимали ) реформы.
2) Большинство населения России (А. идут, Б. идет) за демократическими лидерами.
3) К сожалению, лишь меньшинство сейчас (А. предпочитают, Б. предпочитает) классику детективным романам-однодневкам.
3.Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.
1) Кто из вас (А. собирается, Б. собираются) поступать в университет?
2) Кто-то из фигуристов, выступавших на последней Олимпиаде, (А. пытались, Б. пытался) опротестовать решение судей.
3) Добро и любовь (А. заложены, Б. заложено) в глубине души человека.
4. Выберите форму сказуемого в соответствии правилами согласования.
1) Ряд гимназий (А. ввел, Б. ввели) в свои программы уроки риторики.
2) Он со своей маленькой дочкой (А.жил, Б.жили) на краю леса.
3) Уж много лет (А.прошли, Б.прошло) со времени нашей встречи.
Ключи: 1. 1-Б, 2-Б, 3-А ; 2. 1-А, 2-Б, 3-Б; 3.1-А, 2-Б, 3-А; 4. 1-А, 2-А, 3-Б.
-упр.248 стр.165
6.Этап рефлексии и оценивания.
-Буквенный диктант.
Готовимся в ГИА, 5 класс, стр.30 упр.54 (И или Е)
7.Этап ознакомления с домашним заданием.
Стр.165 - 166, п.48, выучить правила, упр.240 или 241
1.Вставьте пропущенные буквы.
1. Он выль...т, ма...тся, крас…т, бре...тся, чу...т, вытерп...т, разве...т, стел...т, зре...т, наверт...т, надо...т, держ...тся, заво...т, вымет...т, затрат...т, выкол...т, застел...т, стел...тся, разве...т, обступ...т, окуп...тся, се...т, задерж...тся, напо...т, гоня...т, прогон...т, удержива...т, удво...т, стерп...т, вытесн...т, прикле...тся, высид...т птенцов; (ты) выпад...шь, рассе...шь, разве...шь.
2. Он обре...т, завис...т, мел...т, зижд...тся, стел...т, выздорове...т, обессиле...т, крикн...т, гон...т, брезж...т, вытр...т, ненавид...т.
3. Они дыш...т, вид...т, кле...т, брезж...т, стел...т, выйд...т, стукн...т, обид...т, бор...тся, держ...тся.
1 . Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.
1) Перед нами (А. предстают, Б. предстает) самый многочисленный класс - крестьяне.
2) Современная молодежь в качестве кумиров (А.выбирают, Б. выбирает) людей обеспеченных, известных.
3) Российское государство в сотрудничестве с другими странами (А. близко,
Б.близки) к успешному разрешению этого конфликта.
2. Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.
1) Поколение наших отцов и дедов с недоверием (А. воспринимало, Б. воспринимали ) реформы.
2) Большинство населения России (А. идут, Б. идет) за демократическими лидерами.
3) К сожалению, лишь меньшинство сейчас (А. предпочитают, Б. предпочитает) классику детективным романам-однодневкам.
3.Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.
1) Кто из вас (А. собирается, Б. собираются) поступать в университет?
2) Кто-то из фигуристов, выступавших на последней Олимпиаде, (А. пытались, Б. пытался) опротестовать решение судей.
3) Добро и любовь (А. заложены, Б. заложено) в глубине души человека.
4. Выберите форму сказуемого в соответствии правилами согласования.
1) Ряд гимназий (А. ввел, Б. ввели) в свои программы уроки риторики.
2) Он со своей маленькой дочкой (А.жил, Б.жили) на краю леса.
3) Уж много лет (А.прошли, Б.прошло) со времени нашей встречи.
1.Вставьте пропущенные буквы.
1. Он выль...т, ма...тся, крас…т, бре...тся, чу...т, вытерп...т, разве...т, стел...т, зре...т, наверт...т, надо...т, держ...тся, заво...т, вымет...т, затрат...т, выкол...т, застел...т, стел...тся, разве...т, обступ...т, окуп...тся, се...т, задерж...тся, напо...т, гоня...т, прогон...т, удержива...т, удво...т, стерп...т, вытесн...т, прикле...тся, высид...т птенцов; (ты) выпад...шь, рассе...шь, разве...шь.
2. Он обре...т, завис...т, мел...т, зижд...тся, стел...т, выздорове...т, обессиле...т, крикн...т, гон...т, брезж...т, вытр...т, ненавид...т.
3. Они дыш...т, вид...т, кле...т, брезж...т, стел...т, выйд...т, стукн...т, обид...т, бор...тся, держ...тся.
1 . Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.
1) Перед нами (А. предстают, Б. предстает) самый многочисленный класс - крестьяне.
2) Современная молодежь в качестве кумиров (А.выбирают, Б. выбирает) людей обеспеченных, известных.
3) Российское государство в сотрудничестве с другими странами (А. близко,
Б.близки) к успешному разрешению этого конфликта.
2. Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.
1) Поколение наших отцов и дедов с недоверием (А. воспринимало, Б. воспринимали ) реформы.
2) Большинство населения России (А. идут, Б. идет) за демократическими лидерами.
3) К сожалению, лишь меньшинство сейчас (А. предпочитают, Б. предпочитает) классику детективным романам-однодневкам.
3.Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.
1) Кто из вас (А. собирается, Б. собираются) поступать в университет?
2) Кто-то из фигуристов, выступавших на последней Олимпиаде, (А. пытались, Б. пытался) опротестовать решение судей.
3) Добро и любовь (А. заложены, Б. заложено) в глубине души человека.
4. Выберите форму сказуемого в соответствии правилами согласования.
1) Ряд гимназий (А. ввел, Б. ввели) в свои программы уроки риторики.
2) Он со своей маленькой дочкой (А.жил, Б.жили) на краю леса.
3) Уж много лет (А.прошли, Б.прошло) со времени нашей встречи.
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) удушл..вый, раскорч..вать
2) тюлен..вый, правд..вый
3) запуг..вать, горош..нка
4) буш..вать, бяз..вый
5) узорч..тый, веснушч..тый
2.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) дет..кий, свет..кий
2) разглаж..вающий, немилост..вый
3) солом..нка, подчёрк..вать
4)усидч..вый, затм..вать
5)успока..вающее, отрасл..вой
3.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) корч..вать, запасл..вый
2) миндал..вый,бо..вой
3) насла..вать, син..чка
4) въедл..вый, запот..вать
5) матрос..кий, рус..кий
4.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) успока..вать, фасол..вый
2) преодол..вать, локт..вой
3) ноч..вать, гречн..вый
4) завистл..вый, стро..вой
5) завис..л, беж..вый
5.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) снов.., издавн..
2) жемчуж..на, выздоравл..вать
3) подразум..вал, подмиг..вать,
4) услужл..вый, пол..вой
5) вытерп..л, совестл..вый
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) удушл..вый, раскорч..вать
2) тюлен..вый, правд..вый
3) запуг..вать, горош..нка
4) буш..вать, бяз..вый
5) узорч..тый, веснушч..тый
2.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) дет..кий, свет..кий
2) разглаж..вающий, немилост..вый
3) солом..нка, подчёрк..вать
4)усидч..вый, затм..вать
5)успока..вающее, отрасл..вой
3.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) корч..вать, запасл..вый
2) миндал..вый,бо..вой
3) насла..вать, син..чка
4) въедл..вый, запот..вать
5) матрос..кий, рус..кий
4.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) успока..вать, фасол..вый
2) преодол..вать, локт..вой
3) ноч..вать, гречн..вый
4) завистл..вый, стро..вой
5) завис..л, беж..вый
5.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) снов.., издавн..
2) жемчуж..на, выздоравл..вать
3) подразум..вал, подмиг..вать,
4) услужл..вый, пол..вой
5) вытерп..л, совестл..вый
6.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Запишите номера ответов.
1) обветр..вать, умн..ца
2) доверч..вый, рул..вой
3) взвеш..вать, опрометч..вый
4) рыж..ватый, дожд..вой
5) распил..вать, черепитч..тый