Технологическая карта урока
Тагиева Ирана Исрафиловна
Тема: «Где живут белые медведи?»
Класс: 1 «Б»
Цель урока: Создать условия для формирования представлений о разнообразии и особенностях строения и жизнедеятельности животных холодных районов Земли.
Задачи урока
Обучающая: сформировать представление о разнообразии природы Земли; познакомить с холодными районами Земли, с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром.
Развивающая: развивать представления о разнообразии условий климата и природы планеты; развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Воспитывающая: воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, в паре, интерес к географическим областям и животному миру Земли.
УУД:
Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать;
Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между живой и неживой природой;
Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение
Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.
Планируемые достижения учащихся:
усвоить, что на Земле есть очень холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида; научиться находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов
Оборудование: учебник и рабочая тетрадь; иллюстрации с изображением животных (волк, корова, рыба, пингвин, белый медведь,) и мест их обитания (лес, льды, луг, водоём); глобус; геометрический материал для индивидуальной работы (круги и треугольники); задания для групповой работы.
Ход урока
Анализ | Учитель | Ученики | Форма работы | Результат |
1.Оргмомент Психологический настрой | Здравствуйте, меня зовут Ирана Исрафиловна, я проведу у вас сегодня урок окружающего мира.
Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Нас оно торопит в класс, Вновь урок у нас сейчас! Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.
| Приветствуют учителя | Фронтальная | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция |
2.Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы Приём создания проблемной ситуации
| На доске иллюстрации с изображением животных (лиса, крот, рыбы, пингвин, белый медведь,) и мест их обитания (лес, льды, норка под землей, водоём). Расселите животных по месту их обитания. – Отгадайте, что за звери.
Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый…(Волк)
И виляю хвостиком. (Рыба)
Ловко прыгает, ныряет. Ловит рыбу среди льдин... Как зовём его? ...(Пингвин)
5. Он в шубе белой щеголяет, Умеет плавать и ныряет. У моржа соседи – белые…(Медведи)
| Отгадывают загадки. Расселяют животных по месту обитания
Часть детей расселили пингвина и белого медведя на одну льдину. Другие говорят о том, что пингвины и белые медведи не могут жить вместе (читали в книгах) | Фронтальная | Регулятивные УУД: формирование познавательной инициативы. Познавательные УУД: умение находить и выделять необходимую информацию, умение делать предположения и обосновывать их. Личностные УУД: следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
3.Этап выявления места и причины затруднений. Побуждение к проблеме
Проблема
| -Задание было одно, а мнений несколько. Почему так получилось? Чего мы не знаем? - Какой будет тема нашего урока?
(Учитель фиксирует тему на доске «ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ?») | Не знаем, куда расселить пингвина и белого медведя. Где живут белые медведи и пингвины?
| Фронтальная | Регулятивные УУД: формирование познавательной инициативы. Познавательные УУД: умение находить и выделять необходимую информацию, умение делать предположения и обосновывать их. Личностные УУД: следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
4. Открытие «нового» знания.
| Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, мы отправимся в экспедицию. Что обозначает слово экспедиция? Экспедиция – это путешествие с какой то целью – научной или военной. (зафиксировать определение на доске) Рассмотрим глобус - Скажите, какого цвета макушка у глобуса? - Если перевернуть глобус вместе с подставкой вверх ногами, то, что мы увидим? - Так обозначены два полюса – Северный и Южный. (Поместить картинку на доску) - Как вы думаете, что обозначает белый цвет? - Действительно, летом и зимой здесь всё бело от снега.
Первая остановка изучение особенностей погоды и климата северных регионов планеты. - Сейчас мы с вами отправимся туда и исследуем эти районы. -Как вы думаете, какая погода будет на полюсах? - Прежде, чем отправиться в путешествие нам нужно подготовиться. - Какие вещи нам понадобится для путешествия? Компас, варежки, шапка, куртку… Теперь я вам расскажу об одном человеке , который покорил Арктику. Фритьоф Нансен (1861-1930) Страсть к исследованию Арктики норвежец Фритьоф Нансен приобрел в 20-летнем возрасте после плавания по Северному Ледовитому океану на судне тюленепромышленной компании "Викинг". В 1888 году он первым пересек Гренландию с востока на запад, пройдя около 660 км и став героем Норвегии. В 1892-1896 годах на судне "Фрам" исследовал Северный Ледовитый океан в районе Новой Земли. В 1906-м Нансен занялся общественной деятельностью и политикой. В 1922 году его удостоили Нобелевской премии мира.
|
Белая Белую шапку Тоже белую макушку Белое
Цвет снега Зиму Снежинки
Холодно
Называют необходимые предметы
| Фронтальная | Регулятивные УУД: формирование познавательной инициативы. Познавательные УУД: умение находить и выделять необходимую информацию, умение делать предположения и обосновывать их. Личностные УУД: следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Физкультминутка
| На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замёрз, Надо ножками потопать И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.) А теперь представим лето. Речка солнышком согрета. Мы плывём, плывём, плывём; Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.) Мы выходим из речушки Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.) Там садимся на пенёк, И опять у нас урок. (Дети садятся за парты.)
| Выполняют движения | | |
Групповая форма работы с источником
Оценка работы группы. Самооценка.
| - Итак, наше путешествие продолжается. Вторая остановка изучение животного мира - Работать будем в группах. Помните, что работать надо дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы Делимся на 3 группы по рядам. (Учитель назначает организаторов в каждой группе) - Организатор распределяет задания, организует работу группы; Задание для первой группы: Внимательно рассмотрите рисунок на стр.12. На них изображена жизнь на Северном полюсе. Расскажите о том, что увидели по плану: 1.Где вы побывали? 2.Что увидели вокруг? 3.Какие звери и птицы вам встретились? 4. Как они приспособились к жизни в холодных условиях? Вопросы для второй группы: Рассмотрите рисунок на стр. 13 На них изображена жизнь на Южном полюсе. Расскажите о том, что увидели по плану: 1.Где вы побывали? 2.Что увидели вокруг? 3.Какие звери и птицы вам встретились? 4. Как они приспособились к жизни в холодных условиях? Вопросы для третьей группы: Рис стр 12/13 Из числа предложенных животных выберите тех животных, которые обитают на Северном полюсе и назовите их. Из числа предложенных животных выберите тех животных, которые обитают на Южном полюсе и разместите их на доске.
- Оцените работу своей группы - Оцените каждый свою работу в группе Покажите значок СОЛНЫШКО, если все понятно, справились с заданием СОЛНЫШКО с ТУЧКОЙ, если понятно, но не во всем разобрались |
Учащиеся получают задания для работы в группах:
Отчёт групп 1 группа рассказывает о Северном полюсе Северный полюс - АРКТИКА, рассказывают о животных Арктики.
2 группа рассказывает о Южном полюсе. Южный полюс - АНТАРКТИДА, рассказывают о животных Антарктиды.
Отвечают на вопросы
Оценивают работу своей группы. Оценивают свою работу в группе. Показывают значки. | Групповая | |
5. Первичное закрепление знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| Третья остановка «проверим себя» - Проверим ваши знания с помощью игры «Да-Нет» Я буду читать предложение, если согласны с тем, о чём говорится, рисуете на листе кружок, если вы не согласны, то треугольник. - Арктика – это Северный полюс. - В Арктике тёплая погода. - Антарктида – это Южный полюс. - Белые медведи живут в Арктике. - Пингвины тоже живут в Арктике. | (Сравнивают ответы с эталоном)
| Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные УУД: оценка, контроль, коррекция. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
6. Итог урока. Возврат к вопросу проблемной ситуации
Рефлексия | - Как вы думаете, охотятся ли белые медведи на пингвинов? - Можем ли мы поместить вместе медведя и пингвина на одну льдину? (обращается к картинкам, с которыми работали вначале урока) Учитель размещает белого медведя на Северный полюс, а пингвина – на Южный полюс. Наше путешествие завершилось.
Как вы думаете, решили ли мы цель нашего урока?
- О каких холодных районах Земли мы узнали? - Чем похожи эти районы? - Где живут белые медведи?
Ребята, те кому всё понятно, поднимите руки У кого остались вопросы, задайте мне их. - Молодцы. Урок окончен.
| Нет
Нет, живут на разных полюсах.
Да
Северный полюс и Южный полюс Там всегда холодно На Северном полюсе в Арктике
| Фронтальная | Регулятивные УУД: оценка, контроль, коррекция. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других. успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |