Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка.

Особенности заданий на уроке английского языка для формирования функциональной грамотности:

  • в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;
  • контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
  • ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
  • вопросы изложены простым и ясным языком;
  • используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.

Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:

  • математическая грамотность;
  • финансовая грамотность;
  • естественнонаучная грамотность;
  • глобальные компетенции;
  • креативное мышление;
  • читательская грамотность.

Содержимое разработки

Формирование функциональной грамотности

на уроках английского языка


Основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков общения и практического применения знаний, поэтому на уроках английского языка можно работать по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

Особенности заданий на уроке английского языка для формирования функциональной грамотности:

  • в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;

  • контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;

  • ситуация требует осознанного выбора модели поведения;

  • вопросы изложены простым и ясным языком;

  • используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.

Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:

  • математическая грамотность;

  • финансовая грамотность;

  • естественнонаучная грамотность;

  • глобальные компетенции;

  • креативное мышление;

  • читательская грамотность.

Проанализировав задания из учебника, непосредственно с которым мы работаем, я нашла примеры, как можно сформировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка.

Формирование математической грамотности начинается, когда обучающиеся работают с числительными на разных этапах обучения. Обратите внимание на пример заданий из учебника для 5 класса, где ученикам предлагают произвести простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.

Финансовая грамотность – способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств. Прошу обратить внимание на задания из учебника для 6 класса. Через выполнение упражнения № 4, где учащимся необходимо составить диалог, может быть реализована задача на формирование финансовой грамотности.

При формировании естественнонаучной грамотности следует рассмотреть три уровня ситуации:

- Личностная (связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями)

- Местная/национальная (связанная с проблемами данной местности или страны).

- Глобальная (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).

Можно выделить следующие тематические области, в контексте которых реализуется естественнонаучная грамотность:

- здоровье;

- природные ресурсы;

- окружающая среда;

- опасности и риски;

- связь науки и технологий.

При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней.

Глобальные компетенции — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Одну из глобальных проблем – проблему экологии обсуждают на уроках английского языка в 7 классе.

Креативное мышление – это новый компонент функциональной грамотности. Привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося. Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования. Таким образом, нам важно сделать акцент на «малой» ежедневной, бытовой креативности, а не на ярко выраженном таланте. Важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку креативно мыслить и отзываться на проблемы. Креативное мышление свойственно каждому ребенку. Важно его не заглушить, а поддерживать и развивать. Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, у раздела Portfolio. Учащимся предлагается создать презентации, доклады, постеры, альбомы, коллажи.

 

Читательская грамотность – это одно из направлений функциональной грамотности и, на мой взгляд, базовое направление.  Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание.

В своей практике учителя сталкиваются с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом. Зачастую учащиеся не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, и, как следствие, подобрать к этому тексту заголовок, не умеют читать диаграммы и интерпретировать информацию, данную в таблицах, то есть они не в состоянии перенести знания и умения из одной области в другую. 

При работе с текстом можно использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Благодаря этой технологии, работа с текстом предполагает большой спектр заданий:

  • - Подобрать антонимы или синонимы к словам.

  • - Перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру.

  • - Прочитать заглавие и сказать, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте.

  • - Прочитать текст, разделить его на смысловые части, подобрать названия к каждой из них.

  • - Прочитать текст и выделить основные темы повествования.

  • - Прочитать текст, отметить (выписать) места, раскрывающие разные аспекты проблемы.

  • - Пересказать текст от лица различных персонажей.

  • - Написать свои вопросы к персонажам, если бы была возможность оказаться там. 

  • - Дать совет герою (героине).

С помощью этих заданий можно развить читательскую грамотность.

И в заключение хотелось бы сделать вывод. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.


Сохранить у себя:
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки