Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…» «Весенние воды»

Стихи о весне Ф. И. Тютчева. «Зима недаром злится…» «Весенние воды»

программа: Школа России

класс: 2

Содержимое разработки

Стихи о весне Ф. И. Тютчева. «Зима недаром злится…» «Весенние воды»

Цели: познакомить учащихся со стихотворениями Ф. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать вы­раженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогно­зировать содержание произведения; читать стихотворения и за­гадки выразительно; соотносить загадки и отгадки; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Оборудование: портрет Ф.Тютчева, выставка его книг; аудиоза­пись цикла П.И. Чайковского «Времена года» («Весна»); визуальные материалы по теме; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I.Организационный момент

II.Речевая разминка. Постановка целей урока

Прочитайте стихотворение. Как, по-вашему, оно называ­ется? (Весна.)

Речка голубая

Под небом голубым,

И туман растаял,

Голубой, как дым.

Будто бы кивая

Круглой головой,

Пьет сойка голубая

Из лужи голубой.

Л. Лоншакова

  • Прочитайте стихотворение с удивлением (еще: с раздраже­нием, задорно, грустно).

  • Прочитайте выразительно.

  • Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотво­рения? Чем мы будем заниматься на уроке, чему учиться? (Предположения детей.)

  • Да, сегодня мы продолжим изучать новый раздел. Позна­комимся с жизнью и творчеством Ф. Тютчева.

III.Проверка домашнего задания.

Прочитайте загадки на тему весны, которые вы сочинили.

IV.Работа по теме урока

1.Разговор о Ф. Тютчеве

Прочитайте, что здесь написано.

ВЕЧТЮТ ЧИВОНАВИ РОДЕФ

(Читают справа налево: Федор Иванович Тютчев.)

Что вы знаете о поэте Ф. Тютчеве?

2.Материал для учителя Федор Иванович Тютчев — человек пушкинского поколения. Он млад­ше Александра Сергеевича Пушкина на четыре с половиной года. Однако Ф. Тютчев при жизни А.С. Пушкина как поэт был совершенно неизвестен даже петербургским литературным критикам. Только в 1836 г. в журнале «Современник» были помещены «Стихотворения, присланные из Гер­мании» с подписью «Ф.Т. "Весенние воды"» — всего 24 стихотворения. Говорят, А.С. Пушкин пришел в восторг и изумление, прочитав рукопись.

3.Стихотворение «Зима недаром злится...»

  • (Учитель читает стихотворение на фоне музыки.)

  • Какой прием используется в этом стихотворении? (Ответ. Олицетворение — поэтический прием, когда предметы не­живой природы изображаются, как живые существа.)

  • Да, поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах. Най­дите и прочитайте эти строчки.

  • Как названа в стихотворении весна?

  • Какое настроение у поэта: он радуется или печалится?

  • Прочитайте стихотворение выразительно.

  • Прочитайте друг другу так, как вы чувствуете это стихотво­рение.

V.Физкультминутка

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет. (Наклоны, руки за голову, ноги на ширине плеч.)

Раз — наклон,

Два — наклон,

Зашумел листвою клен. (Кружатся, руки вверх.)

VI.Продолжение работы по теме урока

Стихотворение «Весенние воды»

  • Прочитайте стихотворение «Весенние воды» (с. 111).

  • Подберите близкие по значению слова к данным словам и выражениям.

Брег — ...

Гласят — ...

Молодая весна — ...

  • Прочитайте еще раз внимательно это стихотворение.

  • Можно ли услышать в стихотворении шум весенней воды? Как поэт добился этого?

  • Кого называет поэт гонцами?

  • О каком хороводе он говорит?

  • Каким настроением проникнуто стихотворение?

  • Прочитайте стихотворение выразительно.

  • Составьте небольшой рассказ «Я рад(а) весне». Запишите его в рабочую тетрадь.

VII.Рефлексия -Что вы узнали на уроке?

-За что вы похвалили бы себя?

-Что у вас особенно получилось?

VIII.Подведение итогов урока

-Какой раздел мы изучаем?

-Какие стихотворения мы прочитали?

-Кто их автор?

Объясните смысл пословицы «Как, февраль, ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весною пахнет».

IX.Домашнее задание

Выучить стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»



Сохранить у себя:
Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…» «Весенние воды»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки