Стихи о весне Ф. И. Тютчева. «Зима недаром злится…» «Весенние воды»
Цели: познакомить учащихся со стихотворениями Ф. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
Оборудование: портрет Ф.Тютчева, выставка его книг; аудиозапись цикла П.И. Чайковского «Времена года» («Весна»); визуальные материалы по теме; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I.Организационный момент
II.Речевая разминка. Постановка целей урока
Прочитайте стихотворение. Как, по-вашему, оно называется? (Весна.)
Речка голубая
Под небом голубым,
И туман растаял,
Голубой, как дым.
Будто бы кивая
Круглой головой,
Пьет сойка голубая
Из лужи голубой.
Л. Лоншакова
Прочитайте стихотворение с удивлением (еще: с раздражением, задорно, грустно).
Прочитайте выразительно.
Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? Чем мы будем заниматься на уроке, чему учиться? (Предположения детей.)
Да, сегодня мы продолжим изучать новый раздел. Познакомимся с жизнью и творчеством Ф. Тютчева.
III.Проверка домашнего задания.
Прочитайте загадки на тему весны, которые вы сочинили.
IV.Работа по теме урока
1.Разговор о Ф. Тютчеве
Прочитайте, что здесь написано.
ВЕЧТЮТ ЧИВОНАВИ РОДЕФ
(Читают справа налево: Федор Иванович Тютчев.)
Что вы знаете о поэте Ф. Тютчеве?
2.Материал для учителя Федор Иванович Тютчев — человек пушкинского поколения. Он младше Александра Сергеевича Пушкина на четыре с половиной года. Однако Ф. Тютчев при жизни А.С. Пушкина как поэт был совершенно неизвестен даже петербургским литературным критикам. Только в 1836 г. в журнале «Современник» были помещены «Стихотворения, присланные из Германии» с подписью «Ф.Т. "Весенние воды"» — всего 24 стихотворения. Говорят, А.С. Пушкин пришел в восторг и изумление, прочитав рукопись.
3.Стихотворение «Зима недаром злится...»
(Учитель читает стихотворение на фоне музыки.)
Какой прием используется в этом стихотворении? (Ответ. Олицетворение — поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются, как живые существа.)
Да, поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах. Найдите и прочитайте эти строчки.
Как названа в стихотворении весна?
Какое настроение у поэта: он радуется или печалится?
Прочитайте стихотворение выразительно.
Прочитайте друг другу так, как вы чувствуете это стихотворение.
V.Физкультминутка
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет. (Наклоны, руки за голову, ноги на ширине плеч.)
Раз — наклон,
Два — наклон,
Зашумел листвою клен. (Кружатся, руки вверх.)
VI.Продолжение работы по теме урока
Стихотворение «Весенние воды»
Прочитайте стихотворение «Весенние воды» (с. 111).
Подберите близкие по значению слова к данным словам и выражениям.
Брег — ...
Гласят — ...
Молодая весна — ...
Прочитайте еще раз внимательно это стихотворение.
Можно ли услышать в стихотворении шум весенней воды? Как поэт добился этого?
Кого называет поэт гонцами?
О каком хороводе он говорит?
Каким настроением проникнуто стихотворение?
Прочитайте стихотворение выразительно.
Составьте небольшой рассказ «Я рад(а) весне». Запишите его в рабочую тетрадь.
VII.Рефлексия -Что вы узнали на уроке?
-За что вы похвалили бы себя?
-Что у вас особенно получилось?
VIII.Подведение итогов урока
-Какой раздел мы изучаем?
-Какие стихотворения мы прочитали?
-Кто их автор?
Объясните смысл пословицы «Как, февраль, ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весною пахнет».
IX.Домашнее задание
Выучить стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»