Тема: Единицы измерения массы. Соотношение между единицами измерения массы. Задачи на сведение к единице.
Цель: создать условия для ознакомления с новой единицей массы-тонной; установить соотношение между тонной, килограммом и центнером; формировать умение решать задачи на приведение к единице ( первому виду); совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление, творческие способности; воспитывать усердие.
Оборудование: раздаточный материал, рисунки, демонстрационный материал, музыкальное сопровождение.
Ход урока
І. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
ІІ.Мотивация учебной деятельности
- Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по стране Знаний .
На нашем пути будут встречаться различные препятствия, но именно от ваших знаний, умений, навыков будет зависеть доберетесь вы до неё или нет.
- Начать урок я предлагаю со знакомства с заданиями урока:
1. Игра "Интрига".
2. Минутка чистописания.
3. Устный счет.
4..Новая тема.
5. Работа в парах.
6. Работа в группах.
7. Физкультминутка.
8. Работа с учебником.
9. Минутка-изюминка.
10. Итог урока.
11. Домашнее задание.
- Что вы ожидаете от урока?
-Первое задание урока – игра «Интрига».
- Расположите слова в порядке возрастания чисел
1.Хорошо 2. того 5. хочет 3. учить 7. знать 4. Кто 6. все
-Итак, девиз нашего урока: «Хорошо того учить, кто хочет все знать.»
III. Минутка каллиграфии.
- Откройте тетради. Запишите дату, классная работа.
-Посмотрите на рисунки и скажите, какая любимая цифра сказочных героев? ("Трое поросят", Три медведя", "Три богатыря", "змей Горыныч")
-Запишите два раза цифру 3. Она состоит из верхнего меньшего и правого большего полуовалов.
-Какое число состоит из двух троек? (33)
- А какое число состоит из трех троек? (333)
- Что вы можете сказать о числе 333? (натуральное, нечетное, имеет 3 сотни 3 десятка и 3 единицы, соседи 332 и 334 …)
IV. Математический диктант.
-Мы отправляемся в путешествие, но не знаем дату и время начала нашего путешествия. В этом нам поможет математический диктант.
Произведение чисел 6 и 8 уменьшить на 33. (15) –число отплытия.
Число 5 увеличить на частное чисел 45 и 9. (10) – месяц отплытия.
20 уменьшить на частное чисел 80 и 8. (10) – час отплытия.
Произведение чисел 4 и 3 уменьшить на частное чисел 28 и 4. (5) – минуты отплытия.
YI. Работа над темой урока.
- Скажите, какие единицы измерения вы знаете? (длины, времени, массы)
-Если нужно узнать массу ящика картофеля, то какой единицей массы вы воспользуетесь? (кг) -Если нужно узнать массу 10 мешков картофеля, какой единицей массы вы воспользуетесь? (ц)
-Сколько в 1ц килограмм?
Ученик: - мера массы центнер используется в сельском хозяйстве, ею измеряют вес урожая пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и тому подобное. Центнером пользуются в животноводстве - корм животным измеряют в центнерах.
-А если нам нужно узнать массу 1 вагона картофеля, то какой единицей массы вы воспользуетесь?
Учитель: -Одна тонна содержит в себе 1000 кг. Эта мера массы необходима для измерения очень тяжелых предметов, таких как уголь, металл, вагоны, самолеты, корабли и т. д. Он используется в тяжелой промышленности, строительстве, авиации и т. д. 1т = 1000 кг
- Тонна на письме обозначается буквой т.
Работа в парах №1
Ученики в парах, с помощью карточек, раскладывают единицы измерения массы в порядке их возрастания.
-Из прошлых уроков вы уже знаете, что 1ц=100кг. Сегодня узнали, что 1т=1000кг. Давайте попробуем доказать сколько в 1т центнеров.
-Что тяжелее центнер или тонна? Сколько раз нужно взять по 100, чтобы полчить 1000? (10)
- Итак, 1т ˃ за 1 ц в 10 раз.
Работа в парах №2
Выбросить лишние единицу измерения: ц, кг, км, т, мин.
YII. Работа с учебником.
Демонстрация рисунков крупнейших животных мира
- В какой степени массы мы будем измерять массу этих животных?
Задача с логической нагрузкой
Три мальчика начали между собой ссориться. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, второй считает, что масса бегемота30ц, а третий вообще називає3000кг. Кто из них прав? (Все говорят правильно, так как массу бегемота выразили в разных единицах.)
YIII. Физкультминутка.
«На зарядку»
Дети выполняют движения по тексту.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Соберем в корзинки ягоды, грибы –
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять»
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде «шесть»
Всем за парты тихо сесть!
IX. работа в группах.
- У каждой группы карточка с названием предмета и цифрой. Нужно возле цифры указать единицу массы, которой этот предмет измеряется.
I группа Масса слона-5… Масса арбуза-7… Масса машины-10… Масса мешка картофеля-45…
II группа Масса бегемота-3… Масса тыквы-8… Масса вагона-8… Масса мешка яблок-50…
III группа Масса жирафа-4… Масса дыни-2… Масса автомобиля-1… Масса мешка моркови…
XI. Итог урока.
- Вот мы с вами и добрались в страну Знаний. Оправдались ли ваши ожидания?
-С какой единицей измерения вы сегодня познакомились?
- Для чего нужна такая единица массы, как тонна?
-Какая единица массы больше 1 кг и меньше 1 т?
- По вашему мнению кто работал на уроке лучше всего?
- Если вам урок понравился то положите на правую чашу весов ракушку, если нет-то на левую. И мы увидим, как прошел урок успешно или зря.
XII. Домашнее задание.
Подготовить рассказ о старинных единицах массы.