Единая система допусков и посадок, принципы ее построения.
- Подготовил студент группы 159-ру
- Касилович Иван
Взаимозаменяемость – это свойство независимо изготовленных деталей и узлов машин, и приборов обеспечивать возможность беспригоночной сборки (или замены при ремонте) сопрягаемых деталей в сборочную единицу, а сборочных единиц – в изделия при соблюдении предъявляемых к ним требований. Взаимозаменяемыми могут быть и изделия в целом. Взаимозаменяемость обеспечивается соблюдением в заданных пределах не только геометрических параметров сопрягаемых деталей, но и электрических, гидравлических, пневматических и других физико-механических параметров деталей и сборочных единиц машин, а также соблюдением кинематических и динамических параметров звеньев механизмов и т.п. Взаимозаменяемость может быть полной и неполной (ограниченная).
Размер – числовое значение величины параметра (диаметр, длина и т.д.) в выбранных единицах измерения.
Размеры подразделяют на номинальные, действительные и предельные.
Номинальный размер – это размер, который служит началом отсчета отклонений и относительно которого определяются предельные размеры.
Номинальный размер отверстия обозначают латинской прописной буквой , вала – латинской строчной буквой .
Номинальный размер получают в результате расчетов (на прочность, жёсткость и т.п.) или выбирают из конструктивных и технологических соображений. При этом расчетное значение размера должно округляться до ближайшего нормального линейного размера по ГОСТ 6636-69.
Действительный размер – это размер элемента, установленный измерением.
Предельные размеры – два предельно допустимых размера, в пределах которых должен находиться действительный размер детали .
Больший из двух предельных размеров называется наибольшим предельным размером ( D max , d mах ), меньший – наименьшим предельным размером ( D min , d min ).
Из этих определений следует, что для изготовления детали ее размер должен задаваться двумя предельно допустимыми значениями: наибольшим и наименьшим.
Рис. 1. Предельные размеры отверстия и графическое изображение его поля допуска:
а – схема отверстия; б – изображение поля допуска отверстия
Отклонением размера называется алгебраическая разность между размером (действительный, предельный) и соответствующим номинальным размерами.
Предельное отклонение – это алгебраическая разность между предельным и номинальным размерами. Различают верхнее и нижнее предельные отклонения, применяя при этом краткие термины – верхнее и нижнее отклонения.
Верхнее отклонение – алгебраическая разность между наибольшим предельным и номинальным размерами. Верхнее отклонение отверстия обозначают буквами ES , вала – es.
Допуск ( Т ) – разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями.
Стандартный допуск ( IT ) – допуск, установленный системой допусков и посадок.
Поле допуска – поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами или верхним и нижним отклонениями и определяемое его положением относительно номинального размера (рис. 1, б ).
Изобразить отклонения и допуски в одном масштабе с размерами детали практически невозможно. При графическом изображении полей допусков предельные отклонения размеров в условном масштабе откладываются от нулевой линии.
Нулевая линия – это линия, соответствующая номинальному размеру.
3. Посадка. Виды посадок
Посадка – характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки.
Различают три вида посадок: посадки с зазором (рис. 2, а , б ); посадки с натягом; переходные посадки.
Посадка с зазором – посадка, при которой всегда образуется зазор в соединении, т.е. наименьший предельный размер отверстия больше наибольшего предельного размера вала.
Зазор ( S ) – это положительная разность между размером отверстия ( D ) и размером вала ( d ) (рис. 2, а ).
Рис. 2. Схема образования зазоров и натягов в соединении вал – втулка
При посадке с зазором размер отверстия всегда больше или равен размеру вала, следовательно, на схеме поле допуска отверстия располагается выше поля допуска вала (рис. 3, а , б , в ).
Рис. 3. Графическое изображение полей допусков для посадок с зазором:
а – отклонения размеров отверстия и вала положительные;
б – отклонения размеров отверстия и вала отрицательные;
в – отклонения размеров отверстия положительные,
вала – отрицательные
Натяг ( N ) – это отрицательная разность размеров отверстия и вала до сборки (рис. 2, б )
Наибольший натяг ( N max ) – это разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала:
Наименьший натяг ( N min ) – это разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала.
Посадки с натягом используются в тех случаях, когда необходимо передать крутящий момент или осевую силу без дополнительного крепления за счет сил трения, создаваемых натягом.
Система допусков и посадок – это совокупность рядов допусков и посадок, закономерно построенных на основе теоретических и экспериментальных исследовании и оформленных в виде стандарта. В настоящее время разработаны и действуют системы допусков и посадок для следующих типовых видов сопряжения: гладких, конических, резьбовых, шпоночных, шлицевых и др.
Системы допусков и посадок облегчают назначение точностных параметров деталей, ограничивая промышленность минимально необходимыми, но достаточными для реальных целей возможностями выбора.
В настоящее время большинство стран мира применяют системы допусков и посадок ISO (Internationai Organisation for Standaztisation), которые созданы для возможностей унификации национальных систем допусков и посадок.
В нашей стране переход на единую систему допусков и посадок и основные нормы взаимозаменяемости, которые основаны на стандартах и рекомендациях ISO, начался с 1977г. Такой переход создает возможности для международной специализации и кооперирования при производстве деталей, сборочных единиц, технологической оснастки, машин и т.п.; обеспечивает повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке и эффективность научно-технического обмена между различными странами и др.
Рис. 4 . Возможное расположение полей допусков отверстий и валов в
переходных посадках: а – поля допусков располагаются над нулевой линией;
б – поля допусков пересекают нулевую линию;
в – поля допусков располагаются под нулевой линией
Основы построения ЕСДП изложены в ГОСТ 25346-89 «Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений».
С целью упрощения таблиц допусков и посадок номинальные размеры разбиты на диапазоны и интервалы.
Номинальные размеры, охватываемые ЕСДП, разбиты на следующие диапазоны: мене 1 мм; от 1 до 500 мм; свыше 500 до 3150 мм; свыше 3150 до 10000 мм; свыше 10000 до 40000 мм.
Наиболее широко используемым диапазоном в машиностроении является диапазон размеров от 1 до 500 мм.
Допуски. В каждом изделии детали разного назначения изготавливают с различной точностью, в зависимости от требований, предъявляемым к ним. Для нормирования требуемой точности установлены квалитеты (степени точности).
Квалитет (степень точности) – совокупность допусков, соответствующих одному уровню точности для всех номинальных размеров.
В ЕСДП установлено 20 квалитетов, обозначаемых в порядке увеличения допуска: 01; 0; 1; 2 … 18.
Сокращенно допуск по одному из квалитетов обозначается буквами IT и номером квалитета, например IT7 означает допуск по седьмому квалитету.
Величина допуска для диапазона размеров от 1 до 500 мм, для квалитетов 2 … 18
,