Е.Пермяк "Нелюдим"

Урок развития речи по теме " Твори добро"

Содержимое разработки

Учебное занятие по литературному чтению

Тема: Е.Пермяк «Нелюдим»

Цель:

Задачи:



Ход занятия:

1. Вызов

1. Соберите пословицу.

Работа в парах. Повторить правила работы в парах.

Выберите пословицу, которая будет являться вашим девизом урока


Делу - время,

само себя хвалит.

Больше дела,

потехе – час.

Доброе дело

меньше слов.



2. Знаете ли вы?

Знаете ли вы, что у людей есть фамилия?

Знаете ли вы, что некоторые люди берут себе псевдоним?

Знаете ли вы, что некоторые люди имеют прозвище?


Фами́лия  — указывающее на принадлежность человека к одному роду, к одной семье.

Псевдони́м — вымышленное имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего

Про́звище — Дополнительное имя, данное человеку окружающими людьми в соответствии с его характерной чертой, сопутствующим его жизни обстоятельством


Пермяк ---псевдоним --- произведения о людях, о труде ----жанр? Рассказ


Евгений Андреевич (1902-1982) родился в Перми, чем и объясняется смена его настоящей фамилии – Виссов – на псевдоним Пермяк. С самого рождения будущий мастер народного слова находился в окружении простых, но сердечных людей, ведущих незамысловатый образ жизни. Выразительный, яркий и живой народный язык, на котором разговаривали вокруг, Пермяк впитал с молоком матери. После смерти отца семья Пермяка была вынуждена ездить по разным сёлам и городам. В этих поездках Евгений познакомился поближе с мастеровыми людьми и образом их жизни. Он впитывал в себя всякий опыт и уже в довольно молодом возрасте стал мастером на все руки.

Мастерство ремесленника не исключало тяги к литературной деятельности, поэтому Пермяк в середине 30-х гг. переезжает в Москву и его произведения начинают издаваться. Писательская карьера Пермяка началась с драматургии. Его пьесы «Перекат» и «Лес шумит» были поставлены почти во всех театрах России и имели большой успех. Военные годы Евгений Пермяк вместе с коллегами по цеху провёл в Свердловске. Там он познакомился с Бажовым и по его книгам написал пьесы «Серебряное копытце» и «Ермаковы лебеди».

Уроженец самобытной уральской среды, Пермяк перенёс в свои произведения творческую самобытность, трудовую биографию и опыт. Рассказы Евгения Пермяка не нуждаются в вымышленных образах, в его книгах живут реальные персонажи, взятые из настоящей жизни. Им бывает больно и страшно, радостно и горестно, но ни при каких условиях они не ищут себе лёгкой доли и не кичатся достижениями.

Евгений Пермяк во всех своих произведениях воспевал величие труда. «Как Огонь Воду замуж взял», «Волшебные краски», «Маляр с золотой медалью», «Рукавицы и топор» - эти и многие другие рассказы Евгения Пермяка делают читателя счастливее и богаче духом.


4. Ассоциация

Один из его рассказов называется «Нелюдим».

Нелюдим – это ? (прозвище).

Ваши ассоциации с этим словом


Нелюдим - угрюмый, избегающий общения с другими людьми


О ком будет рассказ?

Нелюдим –это хороший или плохой человек?

Какую цель поставим на уроке?

Выяснить, каким человеком является герой рассказа Е.Пермяка «Нелюдим»

Назовите тему урока.

Евгений Пермяк «Нелюдим»

Выяснить, поему мальчика называли нелюдимио






2. Осмысление


1. Чтение с остановками

1 часть.

О ком или о чём будем читать? Что хотели бы узнать?

О каких героях рассказа вы уже узнали?

Что говорил Вася? Вы с ним согласны?

Каким его считали ребята?

Вы узнали , кто Нелюдим?

Какое отношение у вас к героям рассказа? Заполните графы в таблице.


2. Конструктивная таблица

Ваше отношение к героям рассказа

В начале рассказа

В середине рассказа

В конце рассказа

Ученики




Нелюдим





2 часть.

Что будет дальше?

Что вас удивило?

Какие руки были у Васи?

Как назвала его учительница?

Какое теперь у вас отношение к героям рассказа? Таблица

Что бы вы хотели узнать сейчас?


3 часть.

За что благодарила Мария Ивановна Васю?

Какие слова она сказала своим ученикам? Как вы их понимаете?

Какими были ребята в эту минуту? Почему?

Какое теперь у вас отношение к героям рассказа? Таблица


Сделайте вывод по таблице


3. Логическая цепочка

Что вы узнали о Нелюдиме?

Нелюдим --- Вася Сапунов --- настоящий мужчина



4. Концептуальное кольцо

А кто такой настоящий мужчина?

Каким из этих качеств обладает наш герой?

Вы согласны с учительницей, что Вася – настоящий мужчина?






5. Повторное чтение


3. Рефлексия


1. Какую цель вы поставили в начале работы?

Что выяснили?

Какая из пословиц подходит к нашему герою рассказа, почему?


2. Синквейн. Работа в группе.


3. Пропорции


4. Желаю быть настоящими мужчинами:



Сохранить у себя:
Е.Пермяк "Нелюдим"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки