Духовная культура личности и общества.

В данной работе представлен материал для проведения урока по теме "Духовная культура личности и общества".

Содержимое разработки


Министерство образования республики Башкортостан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Сибайский многопрофильный профессиональный колледж








Лекция № 6

Предмет: Обществознание

Тема: Духовная культура личности

и общества






Преподаватель: Рафикова А.Ф.





Сибай 2019 год




УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА


Предмет: Обществознание

Тип занятия: сообщение и усвоение знаний

Тема занятия: Духовная культура личности и общества

Методы обучения: лекция с элементами беседы

Междисциплинарная связь: философия, история, литература

Норма времени: 90 минут

Цели занятия:

1. Дидактические:

- продолжить формировать условия для понимания студентов общества как целостной системы через развитие умения анализировать, синтезировать, преобразовывать информацию из текста.

- знать понятия и термины «культура», «культура народная», «массовая культура», «элитарная культура», «экранная культура».

2. Развивающие:

- уметь анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

- уметь сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать в группе, выступать публично;

3. Воспитательные:

- формировать воспитания интереса к обществоведению; попытаться воспитать гуманность.

Средства обучения:

А. Информационное обеспечение: компьютер, проектор, экран.

Б. Наглядные пособия: слайды

В. Раздаточный материал:

Г. Учебные места: аудитория №

Д. Литература

Основная: Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно -научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Дополнительная:

- Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2012.

- Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2013.

Интернет-ресурсы:

- http://www.compendium.su/social/vazhenin/20.html Важенин

- https://infourok.ru/konspekt-uroka-chto-izuchaet-obschestvoznanie-vvedenie-v-kurs-predmeta-klass-1679877.html



План урока:


План урока.

1. Оргмомент

2. Проверка домашнего задания (опрос)

3. Выявление проблемы изучения новой темы, определение целей и задач урока (студенты сами должны определить)

4. Изучение нового материала:

Понятие "культура" «цивилизация».

Общественный прогресс

Типология обществ

5. Закрепление изученного материала.

6. Рефлексия




СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ



Элементы занятия, содержание и последовательность

излагаемых учебных вопросов

Формы и методы обучения

1.

Организационный момент

  • Приветствие;

  • Проверка внешнего вида и состояния рабочих мест;

  • Организация внимания, проверка отсутствующих;

  • Активизация на эффективную, плодотворную работу;







Психологическая активизация

2.


Проверка домашнего задания

Устный опрос

Примерные вопросы:




Опрос

Оценивание

3.




4.

Выявление проблемы изучения новой темы, определение целей и задач урока (студенты сами должны определить)


Изучение новой темы

Многие употребляют эти термины как синонимы. Сегодня преобладает точка зрения, что культура старше цивилизации. Цивилизация возникла в ходе эволюции, когда был совершен переход от присваивающего хозяйства (собирательство и охота) к производящему (земледелие и скотоводство). Наиболее важными признаками цивилизации принято считать: образование государства, возникновение письменности, отделение земледелия от ремесла, расслоение общества на классы, появление городов, различного рода технологий, с помощью которых общество устанавливает отношения с природой. Бытует и такой взгляд: цивилизация – это материальная культура, а собственно культура – это преимущественно духовные и нравственные начала. С этих позиций утверждается, что в современном обществе цивилизация все больше преобладает над культурой.

Культура – это совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах (Сам термин — латинского происхождения. Изначальный его смысл — обработка земли с целью ее улучшения для дальнейшего использования.).

Как уже отмечалось, в Древнем Риме под словом «культура» (cultura) понимали возделывание почвы, ее обработку, а позже — все изменения в природе, происходящие под воздействием человека. В дальнейшем этим термином обозначали все созданное человеком. Культура стала пониматься как созданная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной, природой, как весь созданный человеком мир. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни. Культура — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе! В этом понятии фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох.

Выделяют два основных вида культуры — материальную и духовную. Материальная культура представлена материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и т.д. Духовная культура включает в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Не всякие материальные или духовные продукты, созданные людьми, становятся частью культуры, а только те, которые приняты членами общества или его частью и закреплены, укоренены в их сознании посредством записи на бумаге, других носителях информации, в виде навыков, знаний, обычаев, обрядов и т.д. Закрепленный таким образом продукт может быть передан другим людям, последующим поколениям как культурное наследие.

Разделение культуры на материальную и духовную соответствует двум основным видам производства: материальному и духовному.

Классификация культуры может проводиться и по особенностям поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная культура, политическая культура), по способу жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (культура класса) и т.д.

Культура воплощается в практической деятельности людей — производственной, бытовой, политической, художественной, научной, учебной и т.д., поэтому культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной социальной деятельности человека. Это многообразие проявлений культуры обусловливает многозначность ее определений. Понятие культуры употребляется в значении исторических эпох (например, античная или средневековая культура), разных этнических общностей (культура древних греков, русская культура и т.д.), специфических сфер жизни или деятельности (культура труда, политическая культура).

Основными элементами культуры служат язык, ценности, нормы. Язык — это понятийный, знаково - символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов. Благодаря языку человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Язык обеспечивает взаимопонимание людей и служит важнейшим средством общения, хранения и передачи информации из поколения в поколение. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества.

Ценности — одобряемые и разделяемые большинством общества убеждения относительно поставленных перед человеком целей и основных средств их достижения. Ценности определяют смысл деятельности человека и общества в целом. В процессе взаимодействия между собой люди оценивают предметы и явления с точки зрения их соответствия своим потребностям, с точки зрения их полезности и допустимости. Совокупность принимаемых личностью ценностей называется ценностной ориентацией. Различают ценности всего общества в целом и ценности отдельных социальных общностей, классов, групп. Система ценностей может складываться стихийно, а может представлять собой теоретически сформулированную систему взглядов. В последнем случае говорят об идеологии.

Культура играет большую роль в жизни общества. Она выступает средством сосредоточения, хранения и передачи человеческого опыта. В связи с этим выделяется несколько функций культуры.

Во - первых — это регулятивная функция. Формируя систему ценностей, культура регулирует характер поведения людей. Например, человек, разделяя ту или иную ценность, будет стремиться к реализации ценностных установок и установлению связи с теми, кто разделяет его ценностную ориентацию. Таким образом, ценностное содержание культуры выступает в качестве регулятора человеческого поведения.

Развиваясь в рамках общества, индивид усваивает общепринятые правила и культурные ценности, включаясь в комплекс межчеловеческого общения, — тем самым формируется его личность. Таким образом, культура способствует становлению личности, выполняя образовательную и воспитательную функции.

Культурные нормы не являются достоянием только одного человека. Они разделяются многими людьми, а иногда и всем обществом в целом. В этом случае культура выполняет объединяющую (интегративную) функцию, обеспечивая единство общества.

В культуре сосредоточен богатый исторический опыт общества (группы, класса, народа). В связи с этим она выполняет лидирующую функцию — передачу этого опыта последующим поколениям.

Культура общества в целом — многоплановое явление, состоящее из множества ее разновидностей. Общество неоднородно, входящие в него группы имеют свой набор ценностей и норм. Поэтому выделяют несколько разновидностей культуры.

Виды культуры.

Различают народную, элитарную и массовую формы культуры. Народная культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой синтез материальных и духовных ценностей. Образцами народной культуры служат сказки, песни, былины, одежда, обряды, орудия труда и быта и т.д. Авторы произведений народного творчества неизвестны. Передаваясь из поколения в поколение, произведения народной культуры могут дополняться, видоизменяться, но в то же время сохраняют присущий каждому народу особый колорит, те характерные черты, по которым можно определить, какой народ создал данное произведение. В науке совокупность проявлений народного творчества называется фольклором (от англ, folklore — народная мудрость). Фольклор принято делить на устно - поэтическое творчество, комплекс музыкальных, игровых и хореографических видов творчества и изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Фольклор каждого народа отличается самобытностью, ярко выраженным этническим своеобразием, особенностями региональных и стилевых проявлений.

Элитарная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью. Эта часть общества оценивается как элита (от франц. elite — лучшее, отборное).

Элитарная, или салонная, культура была в прежние времена Уделом высших слоев общества, например, дворянства. В настоящее время элитарной культурой называют сложные для понимания широких слоев населения произведения музыки, драматургии, литературы, кинематографа. Создание произведений в рамках элитарной культуры часто служит средством самоутверждения их авторов. Результаты такого творчества становятся предметом оживленной полемики критиков и искусствоведов, но не всегда востребованы как объект массового духовного потребления. Однако в истории есть немало примеров, когда-то явление культуры, которое получало название элитарного, оказывалось временной формой самоутверждения отдельных социальных групп, быстро становилось модным и превращалось в объект культурного освоения широкими слоями населения, т.е. объект массовой культуры.

Массовая культура — наиболее типичный способ существования культуры в условиях современного общества. В отличие от элитарной массовая культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей ее произведений. Средствами распространения массовой культуры служат книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т.е. те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств. Запросы потребителей массовой культуры складываются стихийно и способствуют конкуренции в сфере «индустрии развлечений». Она, будучи прибыльным делом, стала своеобразным сектором экономики, называемым в обиходе шоу-бизнесом. Массовая культура характеризуется общедоступностью и легкостью усвоения создаваемых ею ценностей, не требующих особо развитого эстетического вкуса, и рассчитана в большинстве случаев на проведение досуга. Она таит в себе возможности мощного средства воздействия на общественное сознание для нивелирования взглядов и идеализации существующих общественных институтов.

По большей части нравственная неразборчивость массовой культуры, ставка на зрелищность и привлечение аудитории любой ценой способствуют культивированию сцен насилия, низменных инстинктов, популяризируют представителей криминального мира, абсолютизируют западный образ жизни.

Многоплановость социальных связей и групп, специфика исторических эпох обусловили обширное видовое разнообразие культур. Например, выделяют светскую и религиозную, национальную и интернациональную, политическую, экономическую, эстетическую, художественную, нравственную, научную, правовую и другие виды культуры.

Все достижения общества в материальной и духовной сферах можно охарактеризовать как общую культуру. В то же время общество состоит из множества социальных групп, у каждой из которых существует своя система культурных ценностей. Такая система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней, называется субкультурой. Так, различают городскую и деревенскую, молодежную и национальную, криминальную и профессиональную субкультуры и т.д. Они отличаются от доминирующей и друг от друга ценностями, нормами поведения, стилем жизни и даже языком.

Особую разновидностью субкультуры представляет контркультура, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте. Если представители субкультур, хотя специфично и неполностью, но все же воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители контркультур отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу. Например, криминальная контркультура, контркультура неформальных молодежных группировок (панков, хиппи) и др.

Культура не есть нечто застывшее, неизменное. Она динамична, постоянно развивается, пополняясь новыми элементами. В то же время сохраняется преемственность между историческими этапами развития культуры, что позволяет говорить об особенностях национальных культур. В некоторых случаях изменения могут касаться художественного стиля, производственных технологий, правил поведения и т.д., но при этом сущность культуры в целом остается неизменной.

Изменения в культуре могут происходить как в процессе целенаправленной деятельности людей (в литературе, науке, искусстве), так и в результате стихийного заимствования культурных ценностей. Взаимное проникновение элементов культуры из одного общества в другое при их соприкосновении называется диффузией. Такое проникновение может быть двусторонним, когда оба народа приобретают достижения культуры каждого из них, и односторонним, когда культурное влияние одного народа преобладает над влиянием другого. Новые образцы культуры могут насаждаться принудительно в результате порабощения одного народа другим или насаждаться победившей в политической борьбе социальной группой.

Процесс эволюционного развития культуры, включающий ее преемственность, изменение и развитие, называется культурным воспроизводством. Культура есть способ существования общества. Невозможно правильно понять процесс общественного развития, его динамику, если не вникнуть в сущность ценностно-культурных идеалов людей, определяющих содержание и смысл их поступков. С другой стороны, общество само выступает источником Развития культуры. Все это означает неразрывную взаимосвязь культуры и общества. Нет общества без культуры, так же как нет и культуры без общества.


Постановка проблемы




Беседа







Слайд 1

















Самостоятельная работа студентов










































Под запись новые понятия в словарях












































































запись в тетрадях




























запись в тетрадях




















запись в тетрадях




















запись в тетрадях

















запись в тетрадях



















запись в тетрадях











запись в тетрадях



























запись в тетрадях





















запись в тетрадях




















запись в тетрадях






5.

Закрепление темы

Примерные вопросы:

1. Объясните понятие «культура».

2. Какие виды культуры вы знаете? В чем состоит их отличие друг от друга?

3. Охарактеризуйте основные элементы культуры.

4. Какие функции выполняет культура?

5. Какие виды культуры существуют? В чем состоят критерии их выделения?

7. Дайте определение понятиям «субкультура» и «контркультура». При ведите примеры их проявления.

8. Что такое диффузия культуры? Приведите примеры взаимовлияния культур.










Работа в группах

6.


Итог занятия


Лесенка. “Моё состояние”






Беседа


Анализ

6.

Домашнее задание: конспект 4.1 стр. 113.

- Оценивание




Сохранить у себя:
Духовная культура личности и общества.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки