Доклад в рамках Педагогических чтений ко Дню Науки «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС в организациях образования ПМР»

Переход Приднестровской Молдавской Республики на ГОС организаций общего образования, требует обоснованного психологического сопровождения. Об этом говорилось на Педагогических чтениях ко Дню Науки

Содержимое разработки

Доклад в рамках Педагогических чтений ко Дню Науки  «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС в организациях образования ПМР»   Составитель: Е.А. Гавриловчук преподаватель социально-экономических дисциплин ГОУ «Тираспольское суворовское Военное училище»

Доклад в рамках Педагогических чтений ко Дню Науки «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС в организациях образования ПМР»

Составитель: Е.А. Гавриловчук

преподаватель социально-экономических

дисциплин

ГОУ «Тираспольское суворовское

Военное училище»

«Педагогика слепа без психологии, а психология мертва без педагогики».  Цель педагога - психолога добиться их единения». Владимир Петрович Зинченко (д.п.н.)

«Педагогика слепа без психологии, а психология мертва без педагогики».

Цель педагога - психолога добиться их единения».

Владимир Петрович Зинченко (д.п.н.)

Основные направления деятельности педагога-психолога ПСИХОЛОГ ПСИХОЛОГ ПСИХОЛОГ

Основные направления деятельности педагога-психолога

ПСИХОЛОГ

ПСИХОЛОГ

ПСИХОЛОГ

Роль психолога в условиях введения новых образовательных стандартов очень высока. Следующая: - индивидуализация образования; - реализация компетентностного подхода; - учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся; - формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями; - формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья; - создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; - интеграция в общее образовательное пространство детей с ограниченными возможностями и многое другое.

Роль психолога в условиях введения новых образовательных стандартов очень высока. Следующая:

- индивидуализация образования;

- реализация компетентностного подхода;

- учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся;

- формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями;

- формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья;

- создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов;

- интеграция в общее образовательное пространство детей с ограниченными возможностями и многое другое.

В условиях введения новых образовательных стандартов ПМР, роль психолога расширяется: - использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся, и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии; - вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса; - сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; - формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; - мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

В условиях введения новых образовательных стандартов ПМР, роль психолога расширяется:

- использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся, и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии;

- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;

- сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;

- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;

- мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; - психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; - обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; - учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый; - формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности; - диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения ; - вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;

- психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;

- обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности;

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

- диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения ;

- вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

недостаточная просвещенность педагогов-психологов организаций образования в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития с требованиями ГОС недостаточная просвещенность педагогов-психологов организаций образования в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития с требованиями ГОС В условиях внедрения ГОС ПМР организаций образования в деятельности психологов появляются проблемы отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного развития обучающихся отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного развития обучающихся ПРОБЛЕМЫ отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности

недостаточная просвещенность педагогов-психологов организаций образования в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития с требованиями ГОС

недостаточная просвещенность педагогов-психологов организаций образования в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития с требованиями ГОС

В условиях внедрения ГОС ПМР организаций образования в деятельности психологов появляются проблемы

отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности

отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности

отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного развития обучающихся

отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного развития обучающихся

ПРОБЛЕМЫ

отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности

отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности

подобрать методические материалы по работе с родителями Методические задачи в работе психолога составить пакет методических материалов по психологическому сопровождению обучающихся подобрать пакет материалов по работе с педагогами

подобрать методические материалы по работе с родителями

Методические задачи в работе психолога

составить пакет методических материалов по психологическому сопровождению обучающихся

подобрать пакет материалов по работе с педагогами

измерение результатов обучения ЗАДАЧИ Задачи психологов образования определение уровня формирования компетенций учет особенностей развития каждого обучающегося взаимодействие с участниками образовательного процесса

измерение результатов обучения

ЗАДАЧИ

Задачи психологов образования

определение уровня формирования компетенций

учет особенностей развития каждого обучающегося

взаимодействие с участниками образовательного процесса

Новые задачи психологов образования:

Новые задачи психологов образования:

Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения: 1. Профилактика  2.  Диагностика  (скрининг)  3. Консультирование  4. Развивающая работа  5. Составление  индивидуального образовательного маршрута  6. Коррекционная работа  7. Психологическое просвещение и образование 8. Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий

Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения:

1. Профилактика

2. Диагностика (скрининг)

3. Консультирование

4. Развивающая работа

5. Составление индивидуального образовательного маршрута

6. Коррекционная работа

7. Психологическое просвещение и образование

8. Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий

контроль за развитием обучающихся участие в разработке образовательной программы оценку комфортности образовательной среды психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса Психолог в образовательном процессе в условиях внедрения ГОС должен обеспечивать Прогноз социальных рисков образовательного процесса

контроль за развитием обучающихся

участие в разработке образовательной программы

оценку комфортности образовательной среды

психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг

качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса

Психолог в образовательном процессе в условиях внедрения ГОС должен обеспечивать

Прогноз социальных рисков образовательного процесса

Как и всем учителям, педагогу-психологу необходимо будет разрабатывать СВОЮ «Программу сопровождения всего учебного процесса»

Как и всем учителям, педагогу-психологу необходимо будет разрабатывать СВОЮ «Программу сопровождения всего учебного процесса»

Программа должна обеспечивать сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.    Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения

Программа должна обеспечивать сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения

Основные разделы Программы могут включать: - Пояснительная записка - Блок различных диагностических методик, опросников, тестов, упражнений, семинаров, тренингов, бесед - Цели (оказание комплексной помощи и поддержки, и. др.) - Задачи (сопровождения) далее рассматриваются направления работы психолога

Основные разделы Программы могут включать:

- Пояснительная записка

- Блок различных диагностических методик, опросников, тестов, упражнений, семинаров, тренингов, бесед

- Цели (оказание комплексной помощи и поддержки, и. др.)

- Задачи (сопровождения)

далее рассматриваются направления работы психолога

I. Обеспечение мотивации и целеполагания образовательной деятельности учащихся (по таблицам для п.I-VII)   Направление деятельности Задачи ……… ………… Действия по решению задач ……… Ответственные ……… .. ……… .. и т.д. ………… . ……… . ……

I. Обеспечение мотивации и целеполагания образовательной деятельности учащихся (по таблицам для п.I-VII)

Направление деятельности

Задачи

………

…………

Действия по решению задач

………

Ответственные

……… ..

……… ..

и т.д.

………… .

……… .

……

II. Оказание помощи и поддержки обучающемуся в процессе его самопознания III. Оказание помощи учащемуся в процессе его учения, развития и саморазвития IV. Оказание помощи и поддержки обучающемуся в его жизненном и профессиональном самоопределении V. Социальная и правовая защита учащихся VI. Оказание помощи и поддержки обучающемуся в организации взаимодействия со взрослыми, сверстниками, родителями VII. Содействие сохранению и укреплению здоровья учащихся

II. Оказание помощи и поддержки обучающемуся в процессе его самопознания

III. Оказание помощи учащемуся в процессе его учения, развития и саморазвития

IV. Оказание помощи и поддержки обучающемуся в его жизненном и профессиональном самоопределении

V. Социальная и правовая защита учащихся

VI. Оказание помощи и поддержки обучающемуся в организации взаимодействия со взрослыми, сверстниками, родителями

VII. Содействие сохранению и укреплению здоровья учащихся

VIII. Педагогические средства реализации основных функций психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности учащихся  (по таблице)   Название функции задачи … .. … .... Технологии, методики, методы Ответственные …… . ……

VIII. Педагогические средства реализации основных функций психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности учащихся (по таблице)

Название функции

задачи

… ..

… ....

Технологии, методики, методы

Ответственные

…… .

……

IX. Мониторинг психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности учащихся  ( по таблице)  Мониторинг предполагает отслеживание уровня реализации основных функций психолого-педагогического сопровождения   Содержание мониторинга … .. Критерии, показатели эффективности Формы, методы отслеживания …… Ответствен-ные … .. сроки … . … ..

IX. Мониторинг психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности учащихся ( по таблице) Мониторинг предполагает отслеживание уровня реализации основных функций психолого-педагогического сопровождения

Содержание мониторинга

… ..

Критерии, показатели эффективности

Формы, методы отслеживания

……

Ответствен-ные

… ..

сроки

… .

… ..

Необходимо поднять на более высокий уровень психологическую подготовку учителей.    На качественно более высокий уровень должно подняться взаимодействие педагога-психолога с учителем в деле организации учебно-воспитательного процесса.

Необходимо поднять на более высокий уровень психологическую подготовку учителей.

На качественно более высокий уровень должно подняться взаимодействие педагога-психолога с учителем в деле организации учебно-воспитательного процесса.

выделяют 3 группы педагогов:   «Мастера» своего дела «Мастера» своего дела Испытывающие затруднения Испытывающие затруднения Молодые специалисты Молодые специалисты

выделяют 3 группы педагогов:

«Мастера» своего дела

«Мастера» своего дела

Испытывающие затруднения

Испытывающие затруднения

Молодые специалисты

Молодые специалисты

Предлагаем свое видение решения данного вопроса, состоящее из следующих этапов:

Предлагаем свое видение решения данного вопроса, состоящее из следующих этапов:

Первый этап может включать следующие направления деятельности:   - педагогическая диагностика;   - создание диагностической карты педагогического мастерства;   - перспективное планирование повышения квалификации педагогов через курсовую переподготовку (курсы повышения квалификации, тематические курсы в ГОУ ДПО «ИРОиПК»).

Первый этап может включать следующие направления деятельности:

- педагогическая диагностика;

- создание диагностической карты педагогического мастерства;

- перспективное планирование повышения квалификации педагогов через курсовую переподготовку (курсы повышения квалификации, тематические курсы в ГОУ ДПО «ИРОиПК»).

Второй этап - создание условий профессионального роста  В организации образования может составляться диагностическая карта психолого-педагогического мастерства (Таблица )   № п/п Ф.И.О. педагога 1 Стаж работы, образование …… 2 Курсовая переподготовка … .. …… Заявленная проблема ……… … . ……… . …… …… .

Второй этап - создание условий профессионального роста В организации образования может составляться диагностическая карта психолого-педагогического мастерства (Таблица )

п/п

Ф.И.О. педагога

1

Стаж работы, образование

……

2

Курсовая переподготовка

..

……

Заявленная проблема

………

.

……… .

……

…… .

Коррекционная работа и траектория развития педагогов  (Таблица) № п/п Ф.И.О. педагога 1 Виды практической деятельности в школе … . 2 Республиканские, районные, городские мероприятия /курсы … . Тема самообразования … .  … .

Коррекционная работа и траектория развития педагогов (Таблица)

п/п

Ф.И.О. педагога

1

Виды практической деятельности в школе

… .

2

Республиканские, районные, городские мероприятия /курсы

… .

Тема самообразования

… .

… .

Третий этап - результативностный  Для полноты исследования можно проводить анализ результатов деятельности по форме (Таблица)   № п/п Ф.И.О. педагога 1 Форма анализа результатов Результаты самообразование педсовет собеседование самоанализ аттестация доверие оперативный контроль 2 эпизодический контроль

Третий этап - результативностный Для полноты исследования можно проводить анализ результатов деятельности по форме (Таблица)

п/п

Ф.И.О. педагога

1

Форма анализа результатов

Результаты

самообразование

педсовет

собеседование

самоанализ

аттестация

доверие

оперативный контроль

2

эпизодический контроль

Разработка системы психологической поддержки в соответствии с заявленной проблемой Создание максимально возможного психологического, информационного, дидактического, технологического обеспечения повышения профессиональной компетенции в совместной работе педагога-психолога и педагогического коллектива необходимо

Разработка системы психологической поддержки в соответствии с заявленной проблемой

Создание максимально возможного психологического, информационного, дидактического, технологического обеспечения повышения профессиональной компетенции

в совместной работе педагога-психолога и педагогического коллектива необходимо

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ УДАЧИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Е.А.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

УДАЧИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.А.

Сохранить у себя:
Доклад в рамках Педагогических чтений ко Дню Науки «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС в организациях образования ПМР»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки