Доклад в рамках Педагогических чтений ко Дню Науки «Психологическое сопровождение в рамках введения ГОС в организациях образования ПМР»
Составитель: Е.А. Гавриловчук
преподаватель социально-экономических
дисциплин
ГОУ «Тираспольское суворовское
Военное училище»
«Педагогика слепа без психологии, а психология мертва без педагогики».
Цель педагога - психолога добиться их единения».
Владимир Петрович Зинченко (д.п.н.)
Основные направления деятельности педагога-психолога
ПСИХОЛОГ
ПСИХОЛОГ
ПСИХОЛОГ
Роль психолога в условиях введения новых образовательных стандартов очень высока. Следующая:
- индивидуализация образования;
- реализация компетентностного подхода;
- учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями;
- формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья;
- создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов;
- интеграция в общее образовательное пространство детей с ограниченными возможностями и многое другое.
В условиях введения новых образовательных стандартов ПМР, роль психолога расширяется:
- использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся, и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии;
- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;
- сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
- мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
- психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;
- обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности;
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
- диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения ;
- вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
недостаточная просвещенность педагогов-психологов организаций образования в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития с требованиями ГОС
недостаточная просвещенность педагогов-психологов организаций образования в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития с требованиями ГОС
В условиях внедрения ГОС ПМР организаций образования в деятельности психологов появляются проблемы
отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности
отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности
отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного развития обучающихся
отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного развития обучающихся
ПРОБЛЕМЫ
отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности
отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности
подобрать методические материалы по работе с родителями
Методические задачи в работе психолога
составить пакет методических материалов по психологическому сопровождению обучающихся
подобрать пакет материалов по работе с педагогами
измерение результатов обучения
ЗАДАЧИ
Задачи психологов образования
определение уровня формирования компетенций
учет особенностей развития каждого обучающегося
взаимодействие с участниками образовательного процесса
Новые задачи психологов образования:
Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения:
1. Профилактика
2. Диагностика (скрининг)
3. Консультирование
4. Развивающая работа
5. Составление индивидуального образовательного маршрута
6. Коррекционная работа
7. Психологическое просвещение и образование
8. Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий
контроль за развитием обучающихся
участие в разработке образовательной программы
оценку комфортности образовательной среды
психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг
качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса
Психолог в образовательном процессе в условиях внедрения ГОС должен обеспечивать
Прогноз социальных рисков образовательного процесса
Как и всем учителям, педагогу-психологу необходимо будет разрабатывать СВОЮ «Программу сопровождения всего учебного процесса»
Программа должна обеспечивать сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения
Основные разделы Программы могут включать:
- Пояснительная записка
- Блок различных диагностических методик, опросников, тестов, упражнений, семинаров, тренингов, бесед
- Цели (оказание комплексной помощи и поддержки, и. др.)
- Задачи (сопровождения)
далее рассматриваются направления работы психолога
I. Обеспечение мотивации и целеполагания образовательной деятельности учащихся (по таблицам для п.I-VII)
Направление деятельности
Задачи
………
…………
Действия по решению задач
………
Ответственные
……… ..
……… ..
и т.д.
………… .
……… .
……
II. Оказание помощи и поддержки обучающемуся в процессе его самопознания
III. Оказание помощи учащемуся в процессе его учения, развития и саморазвития
IV. Оказание помощи и поддержки обучающемуся в его жизненном и профессиональном самоопределении
V. Социальная и правовая защита учащихся
VI. Оказание помощи и поддержки обучающемуся в организации взаимодействия со взрослыми, сверстниками, родителями
VII. Содействие сохранению и укреплению здоровья учащихся
VIII. Педагогические средства реализации основных функций психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности учащихся (по таблице)
Название функции
задачи
… ..
… ....
Технологии, методики, методы
Ответственные
…… .
……
IX. Мониторинг психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности учащихся ( по таблице) Мониторинг предполагает отслеживание уровня реализации основных функций психолого-педагогического сопровождения
Содержание мониторинга
… ..
Критерии, показатели эффективности
Формы, методы отслеживания
……
Ответствен-ные
… ..
сроки
… .
… ..
Необходимо поднять на более высокий уровень психологическую подготовку учителей.
На качественно более высокий уровень должно подняться взаимодействие педагога-психолога с учителем в деле организации учебно-воспитательного процесса.
выделяют 3 группы педагогов:
«Мастера» своего дела
«Мастера» своего дела
Испытывающие затруднения
Испытывающие затруднения
Молодые специалисты
Молодые специалисты
Предлагаем свое видение решения данного вопроса, состоящее из следующих этапов:
Первый этап может включать следующие направления деятельности:
- педагогическая диагностика;
- создание диагностической карты педагогического мастерства;
- перспективное планирование повышения квалификации педагогов через курсовую переподготовку (курсы повышения квалификации, тематические курсы в ГОУ ДПО «ИРОиПК»).
Второй этап - создание условий профессионального роста В организации образования может составляться диагностическая карта психолого-педагогического мастерства (Таблица )
№ п/п
Ф.И.О. педагога
1
Стаж работы, образование
……
2
Курсовая переподготовка
… ..
……
Заявленная проблема
………
… .
……… .
……
…… .
Коррекционная работа и траектория развития педагогов (Таблица)
№ п/п
Ф.И.О. педагога
1
Виды практической деятельности в школе
… .
2
Республиканские, районные, городские мероприятия /курсы
… .
Тема самообразования
… .
… .
Третий этап - результативностный Для полноты исследования можно проводить анализ результатов деятельности по форме (Таблица)
№ п/п
Ф.И.О. педагога
1
Форма анализа результатов
Результаты
самообразование
педсовет
собеседование
самоанализ
аттестация
доверие
оперативный контроль
2
эпизодический контроль
Разработка системы психологической поддержки в соответствии с заявленной проблемой
Создание максимально возможного психологического, информационного, дидактического, технологического обеспечения повышения профессиональной компетенции
в совместной работе педагога-психолога и педагогического коллектива необходимо
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
УДАЧИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е.А.