Тема: ЧТО ТАКОЕ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Цель: способствовать формированию у учащихся первоначального представления «окружающий мир», расширению знаний об объектах живой и неживой природы; создать условия для ознакомления с особенностями содержания предмета «Окружающий мир» и спецификой занятий по этому предмету.
Планируемые результаты:
Предметные: различают объекты живой и неживой природы; сравнивают объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
Универсальные учебные действия (метапрсдметные):
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.
Познавательные: общеучебные - рассказывают, что изображено на иллюстрации, отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстрации; называют предметы окружающего мира; логические - сопоставляют признаки предметов и явлений; группируют предметы по заданному признаку.
Коммуникативные: учатся составлять устные небольшие монологические высказывания, «удерживать» логику повествования.
Ход урока
I. Организационный момент.
Познавательные УУД: общеучебные - выделяют особенности живой и неживой природы в процессе их рассматривания '(наблюдения).
Коммуникативные УУД: учатся работать коллективно.
Оглянитесь вокруг, посмотрите в окно, на иллюстрации, подумайте и скажите, что такое окружающий мир? Кто и что является частью окружающего мира? (Окружающий мир - это то, что нас окружает, что находится вокруг нас. Это животные, растения, небо, тучи, люди, предметы, сделанные руками человека.)
Игра. (На доске прикреплены силуэты домов и рядом лежат картинки живой и неживой природы.)
Давайте заселим наши домики. В левом домике будут жить объекты живой природы, а в правом - объекты неживой природы.
(Учащиеся выходят к доске и располагают картинки в домики.)
II. Работа с учебником.
Познавательные УУД: общеучебные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
-Для чего нужно изучать окружающий мир? (Чтобы узнать интересное о природе, о её обитателях.)
Прочитайте на с. 6 учебника определение окружающего мира. Рассмотрите внимательно рисунок. Расскажите, что вы видите на рисунке? Какое время года изображено? Какие растения растут по берегам водоёма?
На ромашку у ворот Опустился вертолет - Золотистые глаза
Кто же это?... (Стрекоза.)
Что вы знаете о стрекозах? (Самые красивые из насекомых, которых молено увидеть у воды, - это стрекозы. Жизнь стрекозы связана с водой. Там они откладывают яйца. Из яиц выводятся личинки стрекозы, живущие под водой. Вышедшая из личинки стрекоза живёт на суше. Стрекозы - отличные летуны. Питаясь насекомыми, они ловят их прямо в воздухе. Стрекозы
приносят пользу, уничтожая множество комаров, мух и других летающих насекомых. В жаркие часы летнего дня они летают. Голова у стрекозы с огромными глазами синего, зелёного и красного цвета. Стройное, ярко окрашенное тело - синее, чёрное с жёлтыми полосками, зелёное с голубыми пятнами. Каких расцветок только нет. Блестят, переливаются прямые прозрачные крылья. Есть стрекозы с цветными крыльями, у них далее научное название - красотки - соответствует их внешнему виду.)
А что это за порки на берегу водоёма? (Это гнёзда ласточек-береговушек.)
Угадайте, что за птичка -
Темненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)
Что вы знаете о ласточках? (Ласточки живут везде, где есть населённые пункты и открытые пространства в виде полей, лугов, пастбищ, речных долин. Береговые ласточки держатся колониями по берегам рек, устраивая гнёзда в норах, вырытых в глинистых или песчаных обрывах. С криком летая над водой, они ловят различных насекомых (комаров, мелких жучков и др.), черпают воду подклювьем.
Ласточки никогда не садятся на землю, так как их короткие и слабые ножки не в состоянии поддерживать тело над поверхностью почвы. Перед дождём в пасмурную погоду ласточки летают низко над землей, так как насекомые, отяжелевшие от атмосферной влаги, опускаются в пиление слои воздуха. По поведению ласточек молено судить о приближении ненастья.)
А это что за птица пролетает над водой?
Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит - вмиг Подымает стрекот-крик. (Сорока.)
Каких ещё обитателей водоёмов вы знаете?
Какие растения растут вблизи водоёмов?
О природе мы ещё будем говорить много-много раз на следующих уроках. А сейчас сделаем физкультминутку.
Физминутка
Баба сеяла горох – Прыг, скок! Прыг, скок! Зацепилась за порог – Прыг, скок! Прыг, скок! у Баба шла, шла, шла Пирожок нашла! Села, поела, Опять пошла. Баба стала на носок, А потом на пятку. Стала «русского» плясать, А потом вприсядку. | (имитация сеяния гороха) (прыжки па месте) (прыэ/ски вверх) (прыжки на месте) (шаги на месте) (наклоны) (приседания) (шаги на месте) (нога на носок) (нога на пятку Также др ногой приседания |
|
|
Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других.
- Изучая окружающий мир, мы будем знакомиться с людьми и рассматривать различные профессии, необходимые для нашей жизни. Рассмотрите рисунки ниже. Какие профессии изображены на них? Чем занимаются эти люди? (Сталевары. Они выплавляют сталъ для изготовления деталей, труб. Строители. Они строят дома. Писатель. Он пишет замечательные произведения для детей и взрослых. Художник. Он рисует самые прекрасные моменты природы, окружающей нас.)
- Рассмотрите следующую картинку. Что делают ребята? (Сажают деревья.)
- Для чего нужно сажать деревья?
- Приходилось ли вам сажать деревья? Какие?
- Какие ошибки сделали ребята на следующих двух картинках?
- Почему нельзя пить воду из водоёмов?
- Почему нельзя брать в руки диких животных?
- Какой вид спорта изображен на последней картинке? (Футбол.)
- Какими вы видами спорта занимаетесь?
- Рассмотрите рисунок на с. 7 внизу. Какой опыт проводит девочка с растением традесканцией?
- Что сделала девочка? (Срезала веточку.)
- Почему она поместила веточку в воду? (Растению нужна вода для роста.)
- Через несколько дней как изменилось растение? (Оно пустило корни. Теперь его молено сажать в землю.)
III. Работа в тетради.
Познавательные УДЦ: общеучебные - использую!' знаково-символические средства для решения учебной задачи.
- Растений на Земле очень много. Отгадайте, что это за цветы?
В степь пришла весна, Белая корзинка,
Степь желта, красна; Золотое донце.
И цветик у меня запылал В ней лежит росинка
без огня. И сверкает солнце. (Ромашка.)
(Тюльпан.)
Эй, звоночки, синий цвет
С язычком, а звону нет!
(Колокольчик.)
- Откройте тетради на с. 4. Обведите по точкам цветы и раскрасьте их.
- Рассмотрите предметы ниже. Назовите их.
- Какие из этих предметов вам необходимы в школе? Обведите их.
- Почему нельзя брать оставшиеся предметы?
- Перечислите, что у вас сейчас в портфеле?
- Что лишнее вы принесли в школу?
- Вспомните, как прошла ваша ночь перед 1 сентября? О чём вы думали, ложась спать?
- На рисунках на с. 5 изображено стихотворение А. Л. Барто. Знаете ли вы это стихотворение? Попросите родителей помочь вам. Найдите строчки из стихотворения к рисункам.
- Выберите любой рисунок и раскрасьте его.
IV. Итог урока.
Регулятивные УУД: выполняют учебные действия в громкоречевой форме.
- Что такое окружающий мир?
- Какие изменения в природе происходят?
- Для чего нужно изучать окружающий мир?