Министерство образования Республики Дагестан
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Республиканский центр образования»
Методическая разработка
урока по русскому языку
в 1-ом классе
на тему:
«Число и счёт. Арифметические действия. Закрепление.»
Разработала:
Джабраилова К. К., учитель начальных классов
Каспийск 2018г.
Цели урока:
Закрепить знание таблицы сложения и вычитания, формировать умение решать задачи; решать задачи с опорой на числовое равенство; учить решать деформированные числовые равенства; учить находить значения числовых выражений; повторить компоненты действия сложения.
Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, интерес к математике.
Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплинированность, доброжелательность, умение дарить тепло и доброту.
УУД:
1. Познавательные:
общеучебные – определение состава чисел первых двух десятков; составление и решение задач; выполнение арифметических действий;
логические – сравнение чисел и выражений; установление связи между рисунком и арифметическим действием; постановка и решение проблем
самостоятельное создание способов решения проблем учебной задачи.
использование имеющихся знаний;
исследование учебной задач;
установление логических, причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
применение знаково-символической схемы.
2. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
оценивать уровень успешности;
производить контроль своих действий;
определять цель учебной задачи;
планировать свою деятельность, определяемую результатом,
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
3. Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог;
умение правильно выражать свои мысли;
умение контролировать и корректировать действия других;
оформление своей мысли в устной речи;
обоснование своего ответа;
умение ориентироваться в своей системе знаний;
4. Личностные: адекватно судят:
о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием,
формирование положительного отношения к учению.
Фронтальная – составление плана и последовательности действий в ходе решения учебной задачи.
Индивидуальная – планирование выполнения заданий самостоятельной работы:
образование чисел второго десятка;
запись двузначных чисел в пределах 20;
выполнение арифметических действий;
составление и решение задач;
сравнение чисел и выражений;
установление связи между рисунком и арифметическим действием; обдумывание ситуации при возникновении затруднения и оценивание своего умения – это делать.
ЭТАПЫ УРОКА
Организационный момент – 2 мин
Сообщение темы и цели урока – 3мин
Мозговой штурм – 10мин
Повторение пройденного материала – 10мин
Физ.минутка – 5 мин
Самостоятельная работа – 5 мин
Решение задач – 8мин
Итог урока – 2 мин
Оборудование:
тетради;
логическое задание;
слова: леший, молодцы, спасибо;
карточки для индивидуальной работы;
алгоритм решения задачи;
ребус;
полоски бумаги для каждого ученика;
снежинки - числа;
презентация;
математический веер;
экран, мультимедийный проектор, ноутбук.
Ход урока
I. Организационный момент. 2 мин
Учитель: - Здравствуйте, ребята!
Сейчас у нас урок математики.
– Ну-ка, проверяй, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
– Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости.
Давайте повернемся к ним, улыбнемся и поприветствуем. ( Доброго дня).
И вам ребята, доброго дня и хорошего настроения.
Слайд 1
Пусть это утро принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Нас приветствует солнышко и дарит нам свои волшебные лучики: добра, счастья, здоровья. Я дарю вам лучик добра. Хочу, чтоб вы были добры друг к другу и добро поможет вам.
Давайте повернёмся друг к другу и скажем:
Я желаю тебе сегодня добра.
Ты желаешь мне сегодня добра.
Мы желаем дуг другу сегодня добра.
– Ребята, а сейчас закройте глаза. Повторяйте слова за мной: "Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Я готов к этому."
Слайд 2
Девиз урока: "Знаешь - говори, не знаешь - молчи!"
– Какие качества мы должны взять с собой на урок?
(Сообразительность, смекалку, внимание, память, дружбу, старание и т.д.)
II. Сообщение темы и целей урока. 3 мин
– Что мы будем делать на уроке математике?
– Сегодня на уроке мы повторим то, что учили раньше. Закрепим случаи сложения и вычитания. На уроке нужно быть очень внимательным! Но урок будет не совсем обычным. Я предлагаю вам отправиться в путешествие.
Мы отправимся в сказочный лес. Слайд №3
Во время нашего путешествия нам будет светить, и помогать солнышко. Слайд 3
III. Устный счёт.
Итак, отправляемся в путешествие. Нас встречает хранительница тайн леса – мудрая сова слайд №4. Она приготовила нам задания. Будьте внимательны.
Слайд №5
Первое задание.
Вот забавная таблица
На таблице только геометрические фигуры
Повнимательней взгляни.
Очень строгому закону подчиняются они
У вас у всех на столах есть таблицы
Вставьте недостающую фигуру
Правильно. Молодцы.
С этим заданием вы справились.
Ребята, Сова, приготовила ещё задание. Игра "Лабиринт".
Слайд №6
Если вы пройдёте через трое ворот и наберёте десять очков, то сможете прочитать имя жителя сказочного леса.
Правильно, ребята, это леший.
Слайд №8
Леший - дух леса, враждебный людям. Внешне напоминает человека, только сильно косматого, со спрятанными в гуще волос рожками
Ребята, у него не получается решить примеры. Что же делать? Ребята, поможем лешему?
Если вы правильно выполняете задание, то появляется буква.
Итак, начинаем.
Слайд №9
1+4=
2+4=
3+9=
4+4=
7-4=
9-4=
10+6=
Слайд № 10
МОЛОДЦЫ!
Прочитаем слово, которое получилось МОЛОДЦЫ, значит и с этим заданием вы справились. Двигаемся дальше по нашему волшебному лесу.
IV. Повторение пройденного.
– Кто же появляется на нашем пути? Отгадайте загадку:
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Кто это? (медведь)
Слайд №11
– Что же приготовил нам медведь? И ему нужна помощь? Поможем, ребята? Тогда скорее на помощь медведю. Открываем тетради.
Я тетрадочку открою и как надо положу.
Я от вас друзья не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.
– Ребята, какой сегодня день. Какое это число? Что можете сказать про это число?
Дети отвечают какое число стоит перед ним, после него.
Работа в рабочих тетрадях с. №
- Медведь у нас спрашивает: " Что у вас записано?"
Дети: – Это числовое выражение.
Слайд 12
– А как вы это узнали? Почему так решили? Превратите числовое выражение в числовое равенство. Что для этого нужно сделать?
Все дети работают в своих тетрадях, а три ученика на контрольных листочках. (задание трёх уровней сложности)
- Ну, а теперь давайте проверим
У кого нет ошибок? У кого одна ошибка? Две? Три? Я вижу. Что у вас мало ошибок! Мы помогли мишке, двигаемся дальше.
Нарисуйте на полях столбик и зажги на нем свой фонарик.
– Идём по лесу, как всё вокруг красиво! Кто это?
Слайд №12
– А что это над картинкой?
Дети: - Числовое деформированное равенство.
Слайд №12
Учитель: – Составьте по равенству и картинке задачу. (На лесной полянке играли 5 зайчат. Прибежали ещё 2. Сколько зайчат стало на полянке?)
Слайд 13
– О ком говорится в задаче? Скажите условие задачи. А что ещё есть в задаче? (вопрос) Какой вопрос задачи?
Слайд 14,15
– К доске идёт решать задачу:
Записываем и объясняем.
Мне известно:
Надо узнать:
Объясняю решение:
Решаю:
Записываю ответ:
Слайд 16,17
– Молодцы!
V. Физкультминутка.
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо, влево)
Раз наклон и два наклон,
Зашумел листвою клён.
(Руки вверх, покружиться)
Видишь – бабочка летает,
(Взмахи руками)
На лугу цветы считает.
(Считать пальчиком)
Раз, два, три, четыре, пять –
(Хлопки в ладоши)
Ох, считать, не сосчитает!
(Прыжки на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять
(Хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела
(Взмахи руками)
Сосчитать бы не смогла!
(Считать пальчиком)
VI. Повторение изученного раннее.
Идём по лесу дальше, кто нам сейчас встретится? Отгадаем ребус.
Слайд №18.
Правильно, это лиса.
У лисички вот какое задание: вам нужно показать знаки сравнений.
Слайд №19.
Слайд 20
Слайд 21
10 - 4 * 6 9* 8 -1 6 + 3 * 8
10 - 3* 8 9* 8 + 1 1 + 7* 8
Молодцы, вы все хорошо справились с заданием лисички!
VII. Самостоятельная работа.
– А сейчас мы с вами поиграем в игру. Игра называется "Математический спринт". Все жители волшебного леса посмотрят, как вы научились решать примеры. Перед вами лежат полоски бумаги - это "беговые дорожки", так как спринт - это бег на короткие дистанции. Вы должны добежать до финиша, не допустив в примерах ошибок.
Итак, я читаю пример, вы записываете только ответ и загибаете листочек, следующий ответ пишите под загнутой частою. (Таким образом, после того, как ученики разогнут листочек, то ответы будут записаны друг под другом.)
Итак, начинаем.
К двум прибавить семь.
Два да шесть, это:
Найди сумму чисел четырёх и трёх
Десять минус четыре.
Первое слагаемое один, второе четыре. Чему равна сумма?
Слайд 22
На листочках должен получиться ряд чисел 9,8,7,6,5.
- Ребята, это ещё не всё. Волшебный лес просит вас ещё выполнить задание. Из ряда чисел с помощью знаков арифметических действий нужно составить числовых равенства (задание дифференцированного характера):
Слайд 23
Группа №1: 2,6,8
Группа №2: 2,3,5
Группа №3: 1,2,3
– Проверяем, как вы выполнили задание, по группам. Молодцы!
VIII. Решение задач.
Слайд 24
- Но что это? С неба вдруг посыпались снежинки- числа! (Приложение №2) Волшебный лес приготовил вам последнее задание. Отгадайте загадки - задачки:
1) У меня четыре книжки,
Три машинки и три мишки,
Кто ответит побыстрей,
Сколько у меня вещей? 10 (С)
2) Цапля по воде шагала
Лягушат себе искала.
Двое прятались в траве,
Шестеро под кочкой.
Сколько лягушат всего?
Только быстро, точно. 8 (П)
3) Дружно муравьи живут.
И без дела не снуют.
Два несут травинку,
Два несут былинку,
Три несут иголки,
Сколько их под ёлкой? (7) А
4) "У маленькой Светы
Четыре конфеты.
Ещё три дала Алла.
Сколько всего стало"?(7) С
5)"Три ромашки - желтоглазки,
Два весёлых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете"? (5) И
6)"На кустике перед забором
Шесть ярко - красных помидоров.
Потом четыре оторвалось,
А сколько на кусте осталось"? (2) БО!
Называя ответ, ученики по одному выходят к доске и переворачивают снежинку - число.
В итоге получается слово СПАСИБО.
Слайд 25
IX. Итог урока.
- Какое слово у нас получилось? Это говорит вам волшебный лес и все его жители. С вашей помощью жители леса многое поняли и многому научились.
V. Рефлексия
– Ребята, а чему вы научились на этом уроке?
– Какое задание вам показалось самым интересным?
– Какое задание вызвало затруднение?
– Кто доволен своей работой?
– Что лучше всего получалось?
– А что было труднее всего?
– Ребята, я вам тоже говорю "большое спасибо". Вы все очень хорошо работали. Вам за вашу работу я вам дарю вот такое солнышко. Пусть вам наше солнышко светит всегда.
Согревает вас своим теплом. Слайд №1
Урок окончен. До свидания.