Тема: «Части речи. Обобщение»
Цель: Обобщать и систематизировать знания о частях речи; развивать умения устанавливать связи между ними, сравнивать их по существенным признакам, распознавать и правильно употреблять в речи.
Планируемые результаты.
Метапредметные:
- регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, корректировать свою деятельность;
- коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в ходе парной и коллективной работы под руководством учителя, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других;
- познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах и преобразовывать ее из одной формы в другую, строить рассуждения;
-личностные: эмоциональность, умение чувствовать красоту и выразительность речи, интерес к изучению языка.
Предметные результаты:
- умение распознавать части речи;
- умение определять морфологические признаки частей речи, обобщать и классифицировать по ним;
- находить и различать части речи в предложениях и тексте.
Формы работы обучающихся: фронтальная, в паре, групповая.
Ход урока
1.Мотивация. - Прочитайте. Что записано? Сидеть сложа руки. В поте лица. Молоть языком. Зарубить на носу. Сломать голову. Навострить уши. - Прочитайте и выберите фразеологизмы, которые помогут добиться успеха на уроке? - Замените одним словом оставшиеся фразеологизмы: В поте лица - работать Зарубить на носу – запомнить Сломать голову – думать Навострить уши – слушать - Свои успехи вы будете фиксировать на ЛЕСЕНКЕ УСПЕХА. | Читают на слайде.
Лишние фразеологизмы убираются.
Карточка на столе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Минутка чистописания. - Буква, которая обозначает н/глух, н/мягк. шипящий звук в слове ДЕВОЧКА. - Буква, которая обозначает гласные звуки в слове КАРАНДАШ. - Буква-орфограмма в слове КЛАСС. - Буква, которая обозначает согласный, глухой, твердый звук в слове РЕБЯТА. - Буква, обозначающая гласный ударный звук в слове КАНИКУЛЫ. - Обведите зеленой ручкой самые красивые соединения. - Какое слово получилось? - Какие у вас возникают ассоциации к слову ЧАСТИ? - А в русском языке? | На доске и в тетрадях. Чч Аа Сс Тт Ии
Части тела, растения, фигуры - Части речи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Постановка темы, цели. - Посмотрите на схемы. О каких частях речи пойдет речь сегодня на уроке? Бегут, ходить. Местный, радостная. Обложка, дубки. - Как называются слова, записанные в 1й строчке? - во 2й строчке? - в 3й строчке? - Как назвать их вместе? - Какая тема урока? - Все эти части речи нам знакомы? - Какую цель поставим сегодня на уроке? Повторить …… - Что мы должны уметь делать к концу урока УМЕТЬ различать…. определять…… проверять….. |
слайд
- Глаголы. - Прилагательные - Существительные -Части речи - Части речи. - Да.
Определяют цель, задачи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Актуализация знаний. - Глядя на схемы, расскажите о морфологических признаках Работа в паре – карточка №1 - Прочитайте слова. К каждой схеме выпишите слово. Бегут, берег, ходить, летят, обложка, местный, радостная, дубки, чудесное. - Проверка. - Какая орфограмма есть во всех словах 1й строчки? - 2й строчки? - 3й строчки? - Оцените себя: выполнение задания в карточке + ответы на вопросы. | Читают схемы 1) Это глагол. 1спр, мн.ч.,3 л.; 1 спр, н.ф.; 2) Это прилаг. ед.ч., м.р.; ед.ч., ж.р. 3) Это сущ.. ж.р., ед.ч., 1 скл.; мн.ч.
Работают в паре
- Б/гл - Н/с - П/с - Оценивают себя. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Работа по теме урока - Отгадайте, о какой части речи мы будем говорить: «Это самостоятельная часть речи. У неё есть число, падеж и род. Род постоянный, не изменяется. Может обозначать растения, животных, явления природы.» - Догадались? - Игра «Перестрелка» 1 ряд – задаёт «тонкие» вопросы по теме «Имя сущ.» 2 ряд – отвечает. 2 чел. индивидуально работают у доски 1 – морфологический разбор сущ. – ПРОЛЕТЕЛИ НАД ЗЕМЛЁЙ 2 – составить кластер-шестиуг. «Имя сущ.» - Проверка консультантом. - Оцените себя на ЛЕСЕНКЕ УСПЕХА - Выборочный диктант. - Диктую предложение, нужно выписать все существ-е, если есть предлоги, то с предлогами, столбиком, определить склонение и падеж. Медведица с медвежонком шли к дальнему роднику по узенькой тропинке. - Проверка. Оценка. - С какой частью речи связано имя сущ.? - Что значит связано? ФИЗМИНУТКА. - Из кластера уберите те признаки, которые не относятся к имени прилагательному? - Работа в группе Прием «Карусель» - заполните таблицу: вставить окончание, определить число, род, падеж прилаг..
- Проверка по слайду. - Оцените себя на ЛЕСЕНКЕ УСПЕХА - Работа в паре. Грамматическое лото. - Обозначьте все морфологические признаки глагола. - По цепочке каждая пара называет один признак. - Оцените себя на ЛЕСЕНКЕ УСПЕХА Перфокарты – определить спряжение глагола. Пишем, чертим, лечат, машет, выучишь, дышишь.
- Проверка по шаблону. |
- Имя сущ.
«Перестрелка»
Инд. раб. -морф.разб. -кластер
1 ученик у доски для проверки
- Имя прилаг.. - Стоит в том же роде, числе и падеже.
- Передают карточку по цепочке по кругу, объясняя и заполняя таблицу.
Фишками закрывают нужные ячейки. 1 ученик для проверки у доски
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Проверка знаний - Подведем итог и сыграем в игру-тест «Да-нетка» 1. Глагол обозначает предмет. (Нет.) 2. Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. (Да.) 3. Глаголы на -ить относятся ко II спряжению. (Да.) 4. Имена существительные обозначают признак предмета. (Нет.) 5. Имена существительные изменяются по родам. (Нет.) 6. Начальная форма имен сущ. – И.п., ед.ч.. (Да) 7. Имена прилагательные в предложении чаще всего определение (Да.) 8. Род имени прилагательного зависит от глагола. (Нет.) 9. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам. (Да.) 10. Чтобы определить спряжение глагола, надо поставить его в начальную форму (Да)
- Самостоятельная работа по карточкам с самопроверкой по эталону.
|
Заполняют таблицу
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Рефлексия. - Какие задачи мы ставила перед собой в начале урока? - Все задачи выполнили? - Посмотрите на свои «ЛЕСЕНКИ УСПЕХА». Кто добился успеха и дошёл до зеленой лесенки? Д/З карточка 1ур.: Подписать части речи. Дымит, дымовая, дым. Морозный, морозит, мороз. Ночевала, ночь, ночной 2ур.: Найди лишнее слово. Подчеркни. 1) Береза, пчела, легкий, малина. 2) Написать, сказка, книга, окно. 3) Гора, морской, светлый, ясный. 3ур.: Спишите. Определите части речи. Сделайте морфологический разбор одного слова. Белым ковром укрылась земля. |
Выставляют отметки |