Части речи. Обобщение.

На уроке используются активные формы организации учебного процесса. Дети работают в парах, группах, используется игра "Карусель".

Содержимое разработки

Тема: «Части речи. Обобщение»

Цель: Обобщать и систематизировать  знания о частях речи; развивать умения устанавливать связи между ними, сравнивать их  по  существенным признакам, распознавать и правильно употреблять в речи.

Планируемые результаты.
Метапредметные:

- регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, корректировать свою деятельность;

- коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в ходе парной и коллективной работы под руководством учителя, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других;
- познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах и преобразовывать ее из одной формы в другую, строить рассуждения;

-личностные: эмоциональность, умение чувствовать красоту и выразительность речи, интерес к изучению языка.

Предметные результаты: 

- умение распознавать части речи;

- умение определять морфологические признаки частей речи, обобщать и классифицировать по ним;

- находить и различать части речи в предложениях и тексте. 
Формы работы обучающихся: фронтальная, в паре, групповая.

Ход урока

1.Мотивация.


- Прочитайте. Что записано?

Сидеть сложа руки.

В поте лица.

Молоть языком.

Зарубить на носу.

Сломать голову.

Навострить уши.

- Прочитайте и выберите фразеологизмы, которые помогут добиться успеха на уроке?

- Замените одним словом оставшиеся фразеологизмы:

В поте лица - работать

Зарубить на носу – запомнить

Сломать голову – думать

Навострить уши – слушать


- Свои успехи вы будете фиксировать на ЛЕСЕНКЕ УСПЕХА.




Читают на слайде.








Лишние фразеологизмы убираются.



Карточка на столе.

2. Минутка чистописания.

- Буква, которая обозначает н/глух, н/мягк. шипящий звук в слове ДЕВОЧКА.

- Буква, которая обозначает гласные звуки в слове КАРАНДАШ.

- Буква-орфограмма в слове КЛАСС.

- Буква, которая обозначает согласный, глухой, твердый звук в слове РЕБЯТА.

- Буква, обозначающая гласный ударный звук в слове КАНИКУЛЫ.

- Обведите зеленой ручкой самые красивые соединения.

- Какое слово получилось?

- Какие у вас возникают ассоциации к слову ЧАСТИ?

- А в русском языке?

На доске и в тетрадях.

Чч

Аа

Сс

Тт

Ии





Части тела, растения, фигуры

- Части речи.

3. Постановка темы, цели.

- Посмотрите на схемы. О каких частях речи пойдет речь сегодня на уроке?

  • Бегут, ходить.

  • Местный, радостная.

  • Обложка, дубки.

- Как называются слова, записанные в 1й строчке?

- во 2й строчке?

- в 3й строчке?

- Как назвать их вместе?

- Какая тема урока?

- Все эти части речи нам знакомы?

- Какую цель поставим сегодня на уроке?

Повторить ……

- Что мы должны уметь делать к концу урока

УМЕТЬ различать….

определять……

проверять…..




слайд






- Глаголы.

- Прилагательные

- Существительные

-Части речи

- Части речи.

- Да.


Определяют цель, задачи.

4. Актуализация знаний.

- Глядя на схемы, расскажите о морфологических признаках











Работа в паре – карточка №1

- Прочитайте слова. К каждой схеме выпишите слово.

Бегут, берег, ходить, летят, обложка, местный, радостная, дубки, чудесное.

- Проверка.

- Какая орфограмма есть во всех словах 1й строчки?

- 2й строчки?

- 3й строчки?

- Оцените себя: выполнение задания в карточке + ответы на вопросы.


Читают схемы

1) Это глагол. 1спр, мн.ч.,3 л.; 1 спр, н.ф.;

2) Это прилаг. ед.ч., м.р.; ед.ч., ж.р.

3) Это сущ.. ж.р., ед.ч., 1 скл.; мн.ч.




Работают в паре





- Б/гл

- Н/с

- П/с

- Оценивают себя.

5. Работа по теме урока

- Отгадайте, о какой части речи мы будем говорить:

«Это самостоятельная часть речи. У неё есть число, падеж и род. Род постоянный, не изменяется. Может обозначать растения, животных, явления природы.»

- Догадались?

- Игра «Перестрелка»

1 ряд – задаёт «тонкие» вопросы по теме «Имя сущ.»

2 ряд – отвечает.

2 чел. индивидуально работают у доски

1 – морфологический разбор сущ. – ПРОЛЕТЕЛИ НАД ЗЕМЛЁЙ

2 – составить кластер-шестиуг. «Имя сущ.»

- Проверка консультантом.


- Оцените себя на ЛЕСЕНКЕ УСПЕХА

- Выборочный диктант.

- Диктую предложение, нужно выписать все существ-е, если есть предлоги, то с предлогами, столбиком, определить склонение и падеж.

Медведица с медвежонком шли к дальнему роднику по узенькой тропинке.

- Проверка. Оценка.

- С какой частью речи связано имя сущ.?

- Что значит связано?


ФИЗМИНУТКА.


- Из кластера уберите те признаки, которые не относятся к имени прилагательному?

- Работа в группе

Прием «Карусель» - заполните таблицу: вставить окончание, определить число, род, падеж прилаг..


число

род

падеж

С тонк… свистом




Мудр…. советами




Отважн….. девочка




От звонк… голоса





- Проверка по слайду.

- Оцените себя на ЛЕСЕНКЕ УСПЕХА


- Работа в паре.


Грамматическое лото.

- Обозначьте все морфологические признаки глагола.

- По цепочке каждая пара называет один признак.

- Оцените себя на ЛЕСЕНКЕ УСПЕХА

Перфокарты – определить спряжение глагола.

Пишем, чертим, лечат, машет, выучишь, дышишь.



1спр

2спр

1

х


2


х

3


х

4

х


5


х

6


х

- Проверка по шаблону.





- Имя сущ.



«Перестрелка»


Инд. раб.

-морф.разб.

-кластер





1 ученик у доски для проверки





- Имя прилаг..

- Стоит в том же роде, числе и падеже.



- Передают карточку по цепочке по кругу, объясняя и заполняя таблицу.





Фишками закрывают нужные ячейки.


1 ученик для проверки у доски








6. Проверка знаний

- Подведем итог и сыграем в игру-тест «Да-нетка»

1. Глагол обозначает предмет. (Нет.)

2. Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. (Да.)

3. Глаголы на -ить относятся ко II спряжению. (Да.)

4. Имена существительные обозначают признак предмета. (Нет.)

5. Имена существительные изменяются по родам. (Нет.)

6. Начальная форма имен сущ. – И.п., ед.ч.. (Да)

7. Имена прилагательные в предложении чаще всего определение (Да.)

8. Род имени прилагательного зависит от глагола. (Нет.)

9. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам. (Да.)

10. Чтобы определить спряжение глагола, надо поставить его в начальную форму (Да)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











- Самостоятельная работа по карточкам с самопроверкой по эталону.

Слова

Часть речи

Вопрос

Род

Число

Падеж

Склоне

ние

Лицо

Время

Спряже

ние

В клювах










Большого










Попятился










С криком










Тяжёлую










Плещут














Заполняют таблицу
















7. Рефлексия.

- Какие задачи мы ставила перед собой в начале урока?

- Все задачи выполнили?

- Посмотрите на свои «ЛЕСЕНКИ УСПЕХА». Кто добился успеха и дошёл до зеленой лесенки?

Д/З карточка

  1. 1ур.: Подписать части речи.

Дымит, дымовая, дым.

Морозный, морозит, мороз.

Ночевала, ночь, ночной

2ур.: Найди лишнее слово. Подчеркни.

1) Береза, пчела, легкий, малина.

2) Написать, сказка, книга, окно.

3) Гора, морской, светлый, ясный.

3ур.: Спишите. Определите части речи. Сделайте морфологический разбор одного слова.

Белым ковром укрылась земля.





Выставляют отметки












Сохранить у себя:
Части речи. Обобщение.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки