«Безопасная зима»

Здоровье - одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья школьников, а именно детей с ограниченными возможностями здоровья есть актуальная педагогическая задача.

Материал предложенной разработки оптимально адаптирован к возрастным и психологическим особенностям детей с интеллектуальной недостаточностью.

Данное мероприятие призвано помочь педагогам специальных (коррекционных) школ VIII вида в проведение внеклассных мероприятий по охране здоровья учащихся.

Содержимое разработки


Методическая разработка

воспитательного часа по охране здоровья воспитанников






«Безопасная зима»

для 5-7 классов

















Составитель: Калитова Елена Анатольевна,

воспитатель

МКОУ «Чебулинская

общеобразовательная

школа –интернат

психолого-педагогической

поддержки»








Пгт Верх-Чебула

2022




Аннотация

Здоровье - одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья школьников, а именно детей с ограниченными возможностями здоровья есть актуальная педагогическая задача.

Забота о здоровье детей с ограниченными возможностями представляется весьма актуальной педагогической задачей. Именно в школе у детей с нарушением интеллекта закладываются и воспитываются основные навыки по формированию здорового образа жизни и управлению собственным здоровьем. Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.

Здоровый образ жизни детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.

Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. В пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей.

Главными задачами валеологического воспитания являются: обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье; формирование норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья; содействие воспитания у школьников ответственности за собственное здоровье.

Эти задачи реализуются в предлагаемой разработке воспитательного мероприятия «Безопасная зима», которая может быть использована в работе с детьми подросткового возраста.

Материал предложенной разработки оптимально адаптирован к возрастным и психологическим особенностям детей с интеллектуальной недостаточностью.

Данное мероприятие призвано помочь педагогам специальных (коррекционных) школ VIII вида в проведение внеклассных мероприятий по охране здоровья учащихся.







Этапы подготовки и проведения воспитательного часа:

1. Определение темы воспитательного занятия; выбор цели, содержания, формы; вовлечение в процесс подготовки и проведения как можно больше участников;

2. Определение даты и места проведения воспитательного часа; составление плана подготовки и проведения воспитательного часа; работа над сценарием;

3. Проведение воспитательного часа; анализ и оценка результативности воспитательного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Организация воспитательного часа началась с психологической настройки учащихся по данной теме. При выборе темы учитывались возрастные особенности детей, уровень развития детского коллектива. Подготовка к воспитательному часу проводилась заранее: выбрали актив учащихся для выступления, знакомились с материалами по разным источникам информации, составили сценарий выступления, проводили репетиции с ведущими и чтецами. В подготовке и проведении задействованы все воспитанники группы.

Ход воспитательного часа:

  1. 1.Организационный момент

  2. Введение

  3. Целеполагание

  4. Основной ход воспитательного часа

  5. Подведение итогов

  6. Выводы, рекомендации






















Конспект воспитательного часа

«Безопасная зима»


Цель: воспитание ответственности за своё здоровье в зимнее время.

Задачи:

  • рассмотреть различные ситуации безопасности жизни и здоровья в зимнее время;

  • повторить правила дорожного движения во время гололёда;

  • воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;

  • познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи при обморожении.


Ход воспитательного занятия

  1. Организационный момент: приветствие учащихся, настрой на позитивный лад.

Игра «Принц - на - цыпочках» Цель: создать в группе атмосферу сосредоточенности и спокойствия.

Воспитатель: Встаньте и как следует потянитесь. Я хочу, чтобы вы показали мне, как вы можете таинственным образом превратить шумную классную комнату в учебную мастерскую, где царит спокойствие и сосредоточенность. Пусть кто-нибудь из вас начнет игру. Это будет Принц(цесса) – на – цыпочках). Такими неслышными шагами Принц подойдет к кому-нибудь из вас, легко дотронется до кончика вашего носа, а затем направится к кому-то следующему. Тот, до чьего носа дотронулся Принц, будет так же бесшумно следовать за ним. Каждый, кто таким образом станет членом королевской свиты, должен будет держаться с королевским достоинством, т.е. спокойно и элегантно. Королевская свита будет увеличиваться до тех пор, пока вы все в нее не войдете, В этот момент принц – на – цыпочках должен будет обернуться к своей свите, раскрыть руки, как бы обнимая всех, и сказать «Благодарю вас, господа». После чего все возвращаются на свои места.

  1. Введение: повторение правил поведения на воспитательном занятие, умение слушать товарищей, повторили правила ведения дискуссии.

  2. Целеполагание: раскрытие темы воспитательного часа.

(Воспитатель загадывает учащимся загадки о зиме)

Загадки о зиме


Бежала – шумела,

Заснула – заблестела.

Что это? (Река)


В новой стене,

В круглом окне,

Днём стекло разбито,

За ночь вставлено. (Прорубь)


Идёт, а ног нет,

Лежит, а постели нет,

Лёгкий, а крыши ломит. (Снег)


Старик у ворот

Тепло уволок.

Сам не бежит,

И стоять не велит. (Мороз)



Шапки белые надели,

Нынче яблони и ели,

И машины, и дома,

Это к нам пришла….. (Зима)



Воспитатель: Предположите тему нашего занятия. О чём оно будет?

- Какие изменения происходят зимой?

- Почему в зимнее время нужно быть более осторожным?

- Для чего нам надо знать правила поведения в зимнее время? (ответы детей)

4. Основной ход воспитательного часа

Сценка «Холода»

(выходят ученица и ученик)

Ученик: - Зима. Морозец, трескучий, но не слишком, ясное небо, солнышко - самая лыжно-саночная погода! И вовсе не так уж холодно, как утверждают взрослые. А значит, можно гулять, гулять, гулять...

Ученица: - "Ой! А что это с моими щеками? Я их не чувствую! Снегом их растереть, что ли?"

Ученик: - Стоп! Никакого снега! Им можно поцарапать кожу, а необходимости в этом нет никакой. А что же тогда делать?

Срочно идите домой! Потеря чувствительности – один из первых признаков обморожения!

Выходят два ученика

1й ученик: ОХ, люблю я снег да мороз, зима – моё любимое время года!

2й ученик: конечно, зима это хорошо! Но для нас с тобой, а людям надо рассказать , что обморожение - это очень серьезно. И опасно. И больно. Чтобы этого не случилось, нужно помнить, что обморозиться можно не только на сильном морозе. Замерзнуть можно в любое время года. И летом, и осенью, и весной и зимой. Скажем, попасть под летний ливень, промокнуть насквозь и продрогнуть; промёрзнуть на осеннем ветру, который пробирает до костей; обмануться, глядя на весеннее солнце, а оно светит, но не греет. Ну а зимой замерзнуть Проше простого.

1й ученик: Обморозить можно далеко не любые части тела, а только щеки, уши, кончик носа, пальцы на руках и ногах, ступни и кисти рук.

А вот живот, к примеру, обморозить нельзя. Там находятся жизненно важные органы, которые организм защищает, то есть, обогревает в первую очередь. Когда ты замерзаешь, все тепло начинает "стекаться" к самым главным органам. Пальцы, уши, нос от живота дальше всего, вот им меньше всех тепла и остается. К тому же, по "мнению" организма, без ушных раковин прожить можно, хотя, конечно, лучше с ними.

2й ученик: достаточно постоять без движения хотя бы четверть часа на остановке в ожидание школьного автобуса, то можно простудиться. Надо ребятам подсказать, что чтобы не замерзнуть, надо двигаться. Например, приплясывать. И заодно дрожать и постукивать зубами….

Воспитатель: Эх, бедные зубы! Они-то чем виноваты? Не надо ими стучать, от этого теплее не станет! И дрожать не надо. Чем сильнее дрожишь, тем больше замерзаешь. Наоборот, нужно постараться расслабить все тело, унять дрожь и выровнять дыхание. Дышать лучше всего носом, особенно зимой, на морозе.

Физминутка

Воспитатель: А теперь пора согреваться. Растирать ладони одна об другую, делать энергичные махи руками. При этом руки должны быть максимально расслаблены, а пальцы - напряжены. Можно также использовать способ, который в народе носит название "эскимосского". Руки вытягивают вдоль тела, пальцы растопыривают. Плечами делают резкие и частые движения вверх-вниз. (воспитатель показывает движения, ученики повторяют за ним)

Воспитатель: Сегодня мы пригласили знающего человека, медицинскую сестру нашей школы, которая нам подскажет, что нам нужно делать если вы всё таки обморозились или переохладились. (Выходит медицинская сестра)

Медицинская сестра: Правила безопасности зимой

  • Одежда зимой должна быть многослойная. Для создания многослойности одежды, можно надеть на себя пару свитеров, нижние и верхние штаны, обычные и шерстяные носки. Чтобы не обморозить пальцы рук, можно надеть 2 вида перчаток или варежек. Если есть возможность, лучше отдать предпочтение длиннополой одежде, которая также будет задерживать проникновение холода к телу.

  • Зимняя одежда ни в коем случае не должна быть тесной, потому что в этом случае нарушается правильное кровообращение.

  • Обязательно правильно подбирайте размер зимней одежды. Лучше, если она будет свободной и не сковывающей движений.

  • Перед выходом на мороз нанесите на кожу открытых поверхностей (в основном, лицо) специальный крем от мороза желательно не позднее, чем за полчаса до выхода на мороз. Ни в коем случае нельзя пользоваться увлажняющими кремами и средствами, потому что в их состав входит вода, которая замерзает на морозе.

  • Когда лицо начнет замерзать от мороза и холода, можно растереть его сухой поверхностью рук. Еще лучше просто мимически подвигать различными лицевыми мышцами, чтобы кровь начала активнее согревать область лица.

  • Нельзя растирать лицо снегом или тканью перчаток/варежек, ими можно повредить кожу и занести инфекцию в образовавшиеся ранки.

  • При возвращении с мороза в теплое помещение нельзя сразу подвергать поверхность замерзших частей тела воздействию прямого источника тепла (батареи, горячая вода, радиаторы, обогреватели и т.д.). В таких случаях, при быстром нагреве замерзшей поверхности кожи возможны серьезные повреждения и даже ожоги. Отогреваться от мороза нужно постепенно. Лучше всего лечь под одеяло и выпить горячего чая.

Первая помощь при обморожении и переохлаждении.

  • Входя в дом с мороза, постучим носком о пятку - так проверяем, не потеряли ли чувствительность пальцы ног. Если потеряли - не снимаем обувь в помещении минут 15-20. Присядем, срочно выпьем горячий сладкий чай.

  • Если замерзшие места потеряли чувствительность.... Если кожа бледная, холодная и твердая на ощупь... Тогда: обернем ноги теплой повязкой или одеялом, примем 1-2 таблетки анальгина, пьем сладкий горячий чай и ОБЯЗАТЕЛЬНО обращаемся к врачу.

  • Переохлаждение - опасное состояние организма. Сперва начинается озноб, человека бросает в дрожь. Потом ощущение холода может пройти. Но сознание человека затуманивается. Он становится заторможенным, могут появиться апатия, бред, галлюцинации.

  • Температура тела понижается. Бледнеют или синеют губы. Тогда с жертвой переохлаждения надо поступить так: тепло укутать, дать выпить или съесть что-нибудь. Быстрее (не более чем через час) доставить в теплое помещение.

  • В теплом помещении - пострадавшего немедленно раздеть, поместить в ванну с теплой водой (до 35-40 градусов - не больше!). Или - обложить пострадавшего теплыми грелками той же температуры в нескольких местах. После ванны - тепло укутать или одеть. Вызвать врача. Продолжать давать теплое питье.

Воспитатель: но мы можем помочь себе сами и не допустить этой опасной ситуации, если будем правильно одеваться и питаться зимой и сократим время пребывания на улице. (ознакомление детей с памяткой «Какая одежда и еда помогут пережить холода» – «Приложение 1»)

Задание «Зимняя прогулка»

Воспитатель: нужно выбрать одежду для прогулки зимой. (раздаются карточки, с изображением одежды, дети выполняют задание) (Приложение 2)












Задание « Продукты полезные в морозы»

Воспитатель: - среди предложенных продуктов питания выберите те которые нужно употреблять в сильные морозы. (детям раздаются карточки с изображениями продуктов питания). (Приложение 3)
















Сценка «Гололёд» (участвуют двое учащихся)

1ученик: Любите ли вы решать примеры? Не пугайтесь, наш пример очень легкий. Вот такой: морозец + небольшая оттепель + еще один морозец = ? Что получится в результате, вы, конечно, знаете. Получится гололед.

2 ученик: Ух, здорово! По утрам до самой школы можно не идти, а катиться по скользкой дорожке, лихо обгоняя взрослых! Надо всего лишь разогнаться как следует и: шлеп! Ой, как больно-то, мамочки! Не-ет, уж лучше осторожно дойти до школы, чем заниматься таким сомнительным спортом. Один шаг, другой, третий: Шлеп! Ой-ей-ей! Теперь еще и носом!

1й ученик: Фу, какой неправильный гололед. И дорожка - она тоже неправильная. И еще неправильные сапоги на скользкой-прескользкой неправильной подошве. Вот сколько всего неправильного!

Воспитатель: А теперь пора перейти к правилам, которые помогут вам свести к минимуму риск упасть и получить травму. (Приложение 4)

Правила поведения во время гололёда:

• по возможности обходи скользкие участки;

• поскользнувшись, постарайся упасть вперед, на живот, вытянув вперед руки, слегка согнутые в локтях - чтобы не было перелома. Помни, что ладони смягчают удар;

• при падении голову нужно приподнять, чтобы не поранить лицо;

• не падай на колени: лучше запачкать одежду, нежели получить серьезную травму;

• если ты падаешь назад, успей сгруппироваться, округлив спину и поджав колени к животу. Падение на спину плашмя может привести к травме позвоночника;

• на склоне безопаснее всего падать на бок, выставив вперед и вверх одну руку, чтобы не удариться головой.

И еще одно важное правило, которое обязательно нужно помнить.

Раздаётся сигнал машины ДПС - Появляется инспектор ГБДД. (старшеклассник)

Инспектор ГБДД: и мне есть что сообщить вам полезное!

БУДЬ ОСОБЕННО ВНИМАТЕЛЬНЫМ, ПЕРЕХОДЯ ДОРОГУ! НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ НАРУШАЙ ПРАВИЛА ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ УЛИЦУ! На гололеде автомобиль может занести, и он не успеет вовремя затормозить. Да и тормозной путь машины на обледеневшей дороге гораздо длиннее, чем на сухом и даже мокром асфальте. ПОМНИТЕ ЭТО!

Воспитатель: осталось последнее – решить что делать с сапогами на неправильной скользкой подошве.

Выходит ученик в роли мастера – самоделкина и показывает как сделать подошву нескользкой.













Советы мастера-самоделкина   

1. С помощью лейкопластыря. Время действия – 2-3 дня.

Суть: покупаете в аптеке рулончик тканевого лейкопластыря. Отрезаете несколько кусочков по 3-4 см (в зависимости от того, какие параметры вашей стопы) и приклеиваете их в форме «крест-накрест» на сухую и чистую подошву. Способ подходит для сухой морозной зимы, во время слякоти пластырь отпадет моментально. Рекомендуем в таком случае носить его всегда с собой и быть готовым в любой момент его заменить. 

     2. С помощью войлока. Время действия – 1-2 недели.

Суть: для начала вам нужно раздобыть кусочки войлока (например, взять за основу старые валенки) и клей (подойдет и «Момент», и обычный ПВА). Нанесите клей на чистую и сухую подошву зимней обуви, и сразу аккуратно по всему этому периметру приклеивайте кусочки войлока и ждите полного высыхания.

Обратите внимание: такой способ также подходит только для сухой зимы. В период слякоти это не удачный вариант, поскольку войлок быстро отклеится, как лейкопластырь.

     3. С помощью клея. Время действия – 1-2 недели.

Суть: берется супер-клей или ПВА. С его помощью наносите узор на сухую и чистую подошву пары. Дождитесь полного высыхания «защитного рисунка» и можете смело тестировать его на гололеде. Популярная модификация этого способа: для закрепления антискользящего эффекта сразу покрывайте свежий слой клея обычным песком.

     4. С помощью наждачной бумаги. Время действия – 2-3 недели или до 1-2 месяца.

Первый вариант, когда наждачная бумага поможет вам продержаться на гололеде 1-2 недели, аналогичен предыдущему способу: просто вместо войлока приклеивайте кусочки наждачной бумаги максимальной зернистости.

Второй вариант слегка радикальный, но более надежный, если периодически его применять. Суть в том, что нескользящая подошва зимней обуви образуется, если время от времени натирать ее мелкозернистой наждачной бумагой.

     5. С помощью носков. Время действия – вечность (или пока носки не сотрутся).

Суть: метод довольно странный и даже смешной. Вам стоит всего лишь надеть носки не под обувь, а сверху на нее. Хлопок, из которого обычно делают носочки, отлично противостоит гололеду, поэтому такая конструкция – гарант вашей стойкости на льду. Поэтому, если вопросы стиля для вас второстепенны, смело применяйте этот лайфхак.


Задание «Зимняя прогулка»

Воспитатель: - выберите обувь для зимней прогулки, которая поможет вам свести к минимуму риск упасть и получить травму (на доске висят картинки с изображением обуви, дети по очереди выходят к доске и выполняют задание) (Приложение 5)



Сценка «Тонкий лёд» (участвуют двое учащихся)

Ученик: Зимой пруды, озера и реки покрываются льдом. На этом льду так заманчиво поиграть в хоккей, а то и просто покататься на коньках или снегокате.

Ученица: Заманчиво, да. И к тому же очень опасно! Ведь вода замерзает неравномерно, у берегов лед всегда толще, чем в середине водоема. Вдруг тонкий лед не выдержит твоего веса, и ты провалишься в ледяную воду, а течение затянет тебя под лед?

Воспитатель: Чтобы этого не случилось, хорошенько запомните правила.

Правила поведения на льду (Приложение 6)

1.  Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад).

2.  При переходе через реку пользуйтесь ледовыми переправами.

3.  Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.

4. При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.

5. При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5-6 м).

Правила самоспасения:

  • Не поддавайтесь панике.

  • Не надо барахтаться и наваливаться всем телом на тонкую кромку льда, так как под тяжестью тела он будет обламываться.

  • Широко раскиньте руки, чтобы не погрузиться с головой в воду

  • Обопритесь локтями об лед и, приведя тело в горизонтальное положение, постарайтесь забросить на лед ту ногу, которая ближе всего к его кромке, поворотом корпуса вытащите вторую ногу и быстро выкатывайтесь на лед.

  • Без резких движений отползайте как можно дальше от опасного места в том направлении, откуда пришли;

  • Зовите на помощь.

Правила оказания помощи провалившемуся под лёд :

Подходите к полынье  очень осторожно, лучше подползти по-пластунски.

- Сообщите пострадавшему криком, что идете ему на помощь, это придаст ему силы, уверенность.

- За 3-4 метра протяните ему веревку, шест, доску, шарф или любое другое подручное средство.

- Подавать  пострадавшему руку небезопасно, так как, приближаясь к полынье, вы увеличите нагрузку на лед и не только не поможете, но и сами рискуете провалиться.

Правила отогревания пострадавшего:

1.Пострадавшего надо укрыть в месте, защищенном от ветра, хорошо укутать в любую имеющуюся одежду, одеяло.

2.Если он в сознании, напоить горячим чаем, кофе. Очень эффективны грелки, бутылки, фляги, заполненные горячей водой, или камни, разогретые в пламени костра и завернутые в ткань, их прикладывают к боковым поверхностям грудной клетки, к голове, к паховой области, под мышки.

3.Нельзя растирать тело, давать алкоголь,  этим можно нанести серьезный вред организму. Так, при растирании охлажденная кровь из периферических сосудов начнет активно поступать к "сердцевине" тела, что приведет к дальнейшему снижению ее температуры. Алкоголь же  будет оказывать угнетающее действие на центральную нервную систему.

Учащиеся читают стихи

Выпал маленький снежок,

Занесло дорожку.

Осторожно, пешеход!

Не сломать бы ножку!


Как по снегу, по метели

Лихо саночки летят

И шумят, и гремят,

На дорогу не глядят…


По скользкой дорожке

Иди осторожно,

Стараясь на лёд не ступать.

Посыпят дорожки песочком

И в школу бодрее шагай!


Идя дорогой, не спеши,

Смотри вперед внимательно!

Машину лучше пропусти,

Лететь необязательно!

Воспитатель: так как нужно себя вести зимой, какие правила безопасности нужно соблюдать? (ответы детей)


Хотим мы дать советы вам

Дети и родители.

Уже морозы, гололёд,

Так будьте очень

Бдительны!


Правила, эти вы соблюдайте

И никогда их не забывайте!

5.Подведение итогов

Рефлексия «Мои впечатления»

1. Я впервые научился…..

2. Я узнал, что….

3. Больше всего мне понравилось….

4. В следующий раз мне бы хотелось….

5. Удачным было…

6. Недостаточно…

7. В целом…

 6.Выводы и рекомендации: 

Воспитатель: Здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов. На здоровье влияют наследственность, состояние окружающей среды, здравоохранение. Но более чем на половину – здоровый образ жизни. Запомните, ваше здоровье – в ваших руках! Ведите здоровый образ жизни и будьте здоровы! 



Литература:

  1. Андреев В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. - Казань, 2000.

  2. Лоранский Д.Н., Лукьянова В.Г. Азбука здоровья. - М., 2004.

  3. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ.СПб.:Акцидент.1998

  4. Обухова Л.А. Новые 135 уроков здоровья. М.:ВАКО,2007

  5. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни/Сост. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева.- Волгоград:Учитель, 2003.



Приложение 1














Приложение 2


















Приложение 3
















Приложение 4






Приложение 5





















































Приложение 6










Сохранить у себя:
«Безопасная зима»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки