"Автобус номер двадцать шесть.". С. Маршак.

На уроке дети совершенствуют навыки чтения, будут отрабатывать выразительность, разовьют познавательные интересы.

Содержимое разработки

Тема урока: С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»


Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомить с произведением С.Маршака «Автобус номер двадцать шесть».

Задачи:

Образовательные:

  • обучать правильному, выразительному чтению целыми словами;

  • учить анализировать произведение;

Воспитательные:

  • прививать навыки культурного поведения;

  • воспитывать у учащихся интерес к животным;

  • воспитывать умение слушать собеседника;

Развивающие:

  • развивать речь, память, мышление;

  • развивать умение делать выводы;

  • создать условия для развития читательского интереса.


Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: алфавит; портрет С.Я. Маршака, книги.


Ход урока:


1. Организационный момент. 1 мин.


- Ребята, приготовились, встали ровненько.

- Проверьте, на партах у вас должны лежать учебники.


2.Создание эмоционального настроя, включение чувств ученика. 1 мин


Прозвенел звонок веселый, 
В классе все мы собрались. 
Друг на друга поглядели, 
Улыбнулись, присмирели.
И за парты тихо сели.


Сейчас вы друг другу улыбнулись. Хочу, чтобы вы были добры и отзывчивы друг к другу. Сядьте правильно. Проверьте стульчик, ваши ножки, спина прямая и должна касаться спинки стула. Сделали глубокий вдох, выдох. Начинаем урок.



3. Работа над развитием чёткости произношения. 2 мин

Начнём урок с речевой разминки. (На доске).

– Читаем чистоговорку самостоятельно и тихо. Один раз кто читает медленно, два раза кто читает быстро.

Ро-ро-ро – на полу стоит ведро.

Ор-ор-ор – подмели мы двор.

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.


Теперь читаем хором. Тихо, громко.

Теперь первую строчку читаем тихо, вторую громче, третью снова тихо.

Хорошо, молодцы.


4. Актуализация знаний. Целеполагание. 2 мин.


Вспомните, как называется раздел чтения, который мы изучаем?

Сегодня мы продолжаем чтение произведений из раздела “ Жили-были буквы”.

Посмотрите на доску — это портрет очень известного поэта - Самуила Яковлевича Маршака.

О Самуиле Маршаке начну рассказывать я.

Самуил Яковлевич Маршакродился 3 ноября 1887 г. в городе Воронеже в семье известного изобретателя. Раннее детство и школьные годы он провёл там же, в Воронеже. Жили они небогато.

Семья Маршака была большая и дружная, отец с матерью хотели, чтобы дети были умными и любили труд. Маршак уже с четырёх лет сам сочинял маленькие стихи.

А когда С.Я.Маршак стал взрослым, то С утра садился он к своему письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа. Учил любить Родину, родное слово. Говорил, что настоящие герои скромны и за подвиг не требуют наград. Он бывает строгим, но чаще весёлым, насмешливым. Много написал для детей стихотворений, сказок, загадок, пьес.

Им был организован детский театр и основан детский журнал «Воробей». Кто не знает такие его произведения, как «Кошкин дом», «Человек рассеянный с улицы Бассейной», «Сказка о глупом мышонке», «Двенадцать месяцев» и другие. Умер С.Я. Маршак, когда ему было 76 лет в Москве.

Итак, назовите автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться? Давайте скажем хором.

5. Введение в тему. Постановка проблемы.

Изучение нового материала. 2 мин


На доске — название произведения. В презентации.

- Посмотрите на доску и прочитайте название произведения.

- Как вы думаете, про что будем читать? О чём пойдёт речь в стихотворении?

(про автобус номер 26).

- Как называются люди, которые едут в автобусе?

(пассажиры).

- Какие правила поведения в автобусе вы знаете?

( Не толкаться, не кричать, уступать место старшим)

- Откройте книги и посмотрите на иллюстрацию.

– Предположите, о чём пойдёт речь в стихотворении? ( Об автобусе)

- Кто поедет в этом автобусе?

(Поедут звери).

Итак, читаем про автобус, в котором едут звери.


6.Знакомство со стихотворением С.Я.Маршака. 2 мин.


- А теперь послушайте это произведение.


Чтение стихотворения учителем

Презентация.
( параллельно чтению стихотворения на экране появляются – животные)


7. Первичное понимание прочитанного. 1 мин.



- Понравилось ли вам стихотворение?

- Кто автор? Как называется?

- Что необычного в этом автобусе?

- А вам хотелось бы прочитать самим его?


8.Физкультминутка. 1 мин


Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали.

Вверх ладошки. Хлоп! Хлоп! По коленкам шлёп! Шлёп!

По плечам теперь похлопай, по бокам себя пошлёпай!

Мы осанку исправляем спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись до носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз, улыбайся и садись!






9. Словарная работа. 2 мин.

В тексте встретятся слова, которые трудно читаются. Давайте прочитаем их сначала по слогам, а затем полностью.

Гип — по — по - там — гиппопотам

вполз - ти — вползти

по — ссо — рил — ся — поссорился

про - жуж — жал – прожужжал

В тексте встретится выражение: В вагоне под землёй. Это о чём?



10. Чтение произведения детьми. Читают по строчке или по две. 6 мин.


- Давайте вспомним, как читать предложение, если стоит ? Который час?

- А как читать, если стоит ! Боюсь! Ну а когда стоит. Мы читаем спокойно.

-Нашли стихотворение, читаем его вполголоса самостоятельно. 2 минутки.

- Сейчас мы ещё раз будем читать это стихотворение.

Но постараемся поочерёдно его прочитать так, чтобы все подумали, что читает один человек, стараемся читать с выражением. Давайте попробуем.

11. Беседа по вопросам. 8 мин.

- Где происходят события?

- Кто первым попал в автобус?(Баран, верблюд, гиппопотам)

- Какие ещё звери ехали в автобусе? Назовите по одному примеру.

- Все ли звери были воспитаны?

- Кто на ваш взгляд очень груб и невоспитан? (рысь грубит, тюлень ссорится с моржом, свинья спорит, удав давит, хорёк дерётся, медведь угрожает).

- Как ведёт себя рысь. Зачитайте. Тюлень, Свинья, Удав, Хорёк, Медведь?

- Что сделал жираф? (Он дернул за змею, думая, что это шнурок).

- А почему, вы знаете? Раньше в автобусах были натянуты шнурки. Они служили как сигнал остановки. Пассажиры тянули за него и раздавался звонок. Водителю таким образом подавался знак, чтобы он остановился на остановке.

- Обратите внимание на последнее четверостишие.

Когда в автобусе мы едем

Или в вагоне под землёй,

Не будь ежом, не будь медведем,

Не будь удавом и свиньёй.

- Какой совет скрывается в нем?

(как надо правильно вести себя в транспорте)

— Как вы думаете, можно ли наблюдать похожую ситуацию в нашей жизни?

Где и когда?

- Как надо вести себя в общественном транспорте и во всех общественных местах?

(не толкаться, не наступать на ноги, уступать место старшим, не грубить, не ругаться, не спорить, не драться…)

Вывод. Я думаю, что эти правила вы не только знаете, но и выполняете.

Постарайтесь и вы всегда быть вежливыми, уступчивыми, доброжелательными людьми и хорошими товарищами.


- Идём дальше.

- Найдите и прочитайте:

- Что сделал медведь?

- Что сделал тюлень?

- Как вел себя хорёк?

- Что вам помогло быстро найти ответ на вопрос?

– Обратите внимание на начало строк в этом стихотворении. Здесь скрывается секрет.

– Какой секрет вы открыли?

(в стихотворении спрятался алфавит)

— Что такое алфавит?

(буквы, расположенные в строго определенном порядке)

— Сколько букв в алфавите? Вероника знает стихотворение о буквах.

— Как удалось поэту спрятать в стихотворении алфавит?

( расположил название животных в алфавитном порядке.)

- Найди в стихотворении строчку:

Выпь говорит, что ей темно

— Почему слово “выпь” попало не в начало, а в конец стихотворения?


12. Работа над изучением малоизвестных животных. 3 мин.

- Ребята, среди пассажиров автобуса есть малоизвестные вам животные. Послушайте о них. Ребята подготовили сообщения о некоторых животных.

(Учитель демонстрирует изображения животных и дети кратко рассказывают о них). Презентация.

Выпь встречается редко. Заметив опасность, птица замирает и становится похожей на сучок или палку.

 Юрок птичка небольшая похож на зяблика. Песня его - скрипучая трель и короткое щебетание.

Эму — напоминает страуса. Ест корни, семена растений, и мелких насекомых. Эму умеют плавать, быстро бегает.

Гиппопотам живёт около пресной воды. Но редко может оказываться в море. Большую часть времени он проводит в воде. Выходит из неё лишь ночью для еды.


Яков называют хрюкающими быками из-за того, что при первых признаках угрозы эти животные издают звуки, напоминающие хрюканье. Если стаду угрожает опасность, малышей плотным кольцом окружают взрослые быки и держат таким образом оборону. Як - животное, которое занесено в Красную книгу.


13. Рефлексия. 2 мин.

— С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто автор произведения?

— Кто был героями стихотворения?

- О каких животных вы узнали немного больше?

— Какой секрет скрывался в этом стихотворении?

- К чему мы должны стремиться, чтобы не повторять поведение животных, описанное автором стихотворения?

- А какими надо быть?

- Самуил Яковлевич Маршак нам наглядно показал, что будет, если пассажиры станут вести себя как вели себя животные этого произведения.

На перемене вы можете ознакомиться с другими произведениями Маршака



14. Итог. 1 мин.


- Ребята, на партах у вас лежат смайлики, но у смайликов нет ротика, нарисуйте такой ротик, который отражает вашу работу на уроке. Оцените свою работу на уроке. Повесьте смайлик на доску, посмотрите, как много улыбок у нас получились.














Сохранить у себя:
"Автобус номер двадцать шесть.". С. Маршак.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки