- Президент Российской Федерации В. В. Путин считает «Место наставничеству, верности традициям есть в любом деле. Люди, прогрессивно мыслящие, духовно и нравственно сильные, это хорошо понимают и делают всё, чтобы их начинания имели развитие, чтобы на смену им приходили те, кто сохранит и преумножит достигнутое. Эффективная система мотивации для наставников должна быть создана, и это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков»
Современная система образования РФ меняется, так как должна реагировать на внешние вызовы – в первую очередь, вызовы экономические и социальные
… научиться учиться, научиться жить, научиться жить вместе, научиться ответственности…
1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. 2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций .
- Поставленные цели будут воплощаться в рамках десяти проектов:
- «Современная школа»,
- «Успех каждого ребенка»,
- «Поддержка семей, имеющих детей»,
- «Цифровая образовательная среда»,
- «Учитель будущего»,
- «Молодые профессионалы»,
- «Новые возможности для каждого»,
- «Социальная активность»,
- «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого».
- Предусмотрено (в KPI), что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения .
Растущему человеку более недостаточно простых знаний, им нужны компетенции и навыки. Как общаться? Как планировать? Как ставить цель и достигать ее? Как презентовать себя?
- Сегодняшним предприятиям более не нужны просто выпускники, обладающие исключительно дипломом.
- Им нужны люди, которые знакомы с профессиональной средой, ее ценностями, которые мотивированы на труд в принципе, которым можно доверить выполнение задачи и они смогут себя проконтролировать. Обе эти задачи можно решить с помощью методологии наставничества и внедрения целевой модели в наши образовательные организации
Наставничество - не только актуализированная методология, но и возрождение старой практики
- Под наставничеством понимается поддержка молодого человека (учащегося, студента, молодого специалиста), способствующая более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональном и культурном отношениях, формированию гражданской позиции.
- Технология наставничества подразумевает постановку реальных задач, путей их достижения, методологическое, информационное и технологическое обеспечение этого процесса, взаимную заинтересованность сторон, административный контроль за процессом и наличие методики оценки результатов, а также обоснованные требования к личности наставника.
Наставничество
не только актуализированная методология, но и возрождение старой практики
- форма участия опытных профессионалов в подготовке и воспитании молодежи по соответствующей профессии.
- Суть наставничества – передача богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки.
Нормативная база
В письме от 23 января 2020 Г. N Мр-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» дается определение понятию наставничество. Под наставничеством понимается универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве
Смысловые уровни наставничества
«учащийся-учащийся»
«педагог-педагог»
«студент – учащийся»
«работодатель – учащийся»
«работодатель – студент»
- Быть наставником, значит обладать рядом качеств, таких как:
- Уверенность в себе; Стрессоустойчивость; Коммуникабельность; Толерантность; Ответственность; Непредвзятость; Пунктуальность; Лидерство; Компетентность(знание нормативно-правовой базы образовательной организации, традиций и неформальных правил)
- Уверенность в себе;
- Стрессоустойчивость;
- Коммуникабельность;
- Толерантность;
- Ответственность;
- Непредвзятость;
- Пунктуальность;
- Лидерство;
- Компетентность(знание нормативно-правовой базы образовательной организации, традиций и неформальных правил)
- Важно! Работа наставника, это работа с группой людей, нужно быть готовым к нестандартным ситуациям и обладать способностью найти положительный выход из них.
Кто же будет этими самыми наставниками? И какие проблемы решит наставничество?
- Конечно, лучший наставник – это педагог. Если мы говорим в философском и психологическом смысле.
- Настоящий педагог никогда не ограничивается простой передачей знаний, но учит жить, прививает ценности и смыслы.
- Проблема в другом – у современного учителя нет времени на интеграцию в программу наставничества, а сегодня нужны вовлеченные наставники.
Основные категории процесса наставничества
- Развитие - процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов;
- Воспитание - целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности;
- Профессиональная адаптация - процесс приспособления (привыкания) человека к содержанию, условиям, организации и режиму труда, к коллективу. Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения работника к своей деятельности, сближению общественной и личной мотивации трудовой деятельности .
Типы наставничества
- Прямое - непосредственный контакт с учеником, общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке;
- Опосредованное – наставничество проявляется только формально, путем советов, рекомендаций, но личные контакты сводятся к минимуму, а также влияние на его окружающую среду;
- Коллективное - наставничество распространяется на весь коллектив.
Наставничество - это поддержка и вдохновение для молодой личности на пути развития собственного потенциала и собственных навыков и становления тем, кем он хочет быть
- Наставник обеспечивает подопечному провод, делится мудростью, знаниями и поддерживает подопечного способом, который последний способен эффективно воспринять и из которого сможет больше воспользоваться.
- В общем наставничество является сложным и многогранным процессом, в котором наставник может принимать на себя следующие роли: тренер, доверенное лицо, друг, проводник, слушатель, партнер, вдохновитель, учитель и т.д..
- В этом двустороннем процессе растет и развивается не только подопечный, но и наставник. Наставничество является ярким примером педагогики сотрудничества, противопоставляется привычной для постсоветских стран образовательной системе, авторитарного подхода к процессу профессионального развития и становления.
Какие проблемы решит наставничество в общеобразовательной организации ?
- Комплексно: от проблем успеваемости до интеграции в школьное сообщество. Наши дети выпадают из общественной системы, особенно подростки, которым нужна сильная привязка, доверие, комфортное самоощущение.
- Наставник-ровесник поможет им и влиться в коллектив, и подтянуть учебу, и найти себя. Это и клуб по интересам, и друг с определенной субординацией, и мотиватор и человек, в чей реальный опыт успеха веришь (в отличие от блогеров на YouTube, которые никак не могут доказать свой успех).
Какие проблемы решит наставничество в общеобразовательной организации ?
- Комплексно: от проблем успеваемости до интеграции в школьное сообщество. Наши дети выпадают из общественной системы, особенно подростки, которым нужна сильная привязка, доверие, комфортное самоощущение.
- Наставник-ровесник поможет им и влиться в коллектив, и подтянуть учебу, и найти себя. Это и клуб по интересам, и друг с определенной субординацией, и мотиватор и человек, в чей реальный опыт успеха веришь (в отличие от блогеров на YouTube, которые никак не могут доказать свой успех).
Типы базового процесса
Варианты институализации наставничества
Личностное развитие
Коуч, тьютор
Физическое и эмоционально-психологическое развитие
Тренер
Социализация
Общественный воспитатель
Социальное и образовательное самоопределение
Тьютор
Самообразование (например, в процессе освоения онлайн-курсов
Тьютор
Профессиональное самоопределение
Наставник в профориентации, ментор, психолог-профконсультант
Профессиональная идентификация
Мастер производственного обучения (выполняющий функции наставника)
Профессиональная адаптация, профессиональное развитие
Наставник на производстве, ментор
Формирование предпринимательских компетенций в процессе разработки и продвижения стартапа
Ментор
Актуальность проекта «Академия наставника МАУДО «МЦДОД»
- Следуя инновационным тенденциям развития Российской Федерации, мы постоянно совершенствуем модель образовательной работы в рамках программы развития МАУДО «МЦДОД» (2020-2025 гг.). Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания обучающемуся педагогу, но и отвечает на вызовы времени согласно модели soft skills навыков: способность к отбору информации, социальный интеллект, способность мыслить проектно, межкультурная компетентность, способность мыслить нестандартно и глубоко, способность понимать смыслы, универсальные навыки мышления, способность вычислять, сотрудничество в виртуальном пространстве, способность работать с современными СМИ.
- Несмотря на приоритетность этого направления в системе образования, в МЦДОД практическая и методическая деятельность целенаправленно развивается не во всех шести образовательных направлениях дополнительного образования. Именно поэтому в качестве двигателя выдвигается развитие научно-практической деятельности в сфере наставничества, ведущей педагогов к вершинам науки, технологий и инноваций. При этом следует учитывать, что наиболее перспективными направлениями научно-практической деятельности являются междисциплинарные области, и интегрированные ДООП, включающие разные области знаний и творчества.
Успех каждого ребёнка
Президент РФ, Председатель наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив В.В.Путин сказал: «Мне бы очень хотелось, чтобы наши талантливые ребята смогли реализовать себя в нашей стране. Сейчас в мире идет напряженная борьба за интеллектуальные ресурсы. И для нас очень важно не потерять ни одного талантливого ребенка. Работа по их выявлению и сопровождению по жизни должна быть приоритетной».
Данная идея получила развитие в национальном проекте «Образование» и программе «Успех каждого ребенка»
Структура «Школы молодого педагога и наставника МАУДО «МЦДОД»
Кадровый состав наставников по учебно-методическим направлениям МАУДО «МЦДОД»
Научно- методический кластер – Якиманская И.С., Филимонова Н.А., Большакова Т.Л.
Центр гражданско-патриотического воспитания – Сусина Э.З., Карцева С.В., Антонова А.А.
Центр эстетического воспитания – Копань Н.А., Макарова М.В., Агошкова И.П.
Семенко Н.Б., Чернова М.А., Щербакова О.С.,
Центр по работе с одаренными детьми – Гаранкина Л.Ю.,
Блинова Г.Л.
Центр по работе с детьми с ОВЗ – Даминова Г.Ш.
План работы наставника МАУДО «МЦДОД» с молодым специалистом на 2022 -2023 учебный год Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста Задачи: - оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности; - изучение нормативно-правовой документации; - помощь в ведении документации педагога дополнительного образования (номенклатура дел педагога, план воспитательной работы, план по самообразованию, мониторинг, отчеты и т.д.); - применение форм и методов в работе с учащимися данного творческого объединения; - организация учебной работы, помощь в постановке целей и задач; - использование здоровьесберегающих технологий во время занятий и мероприятий; - механизм использования дидактического и наглядного материала; - углубленное изучение инновационных технологий; - общие вопросы организации работы с родителями.
Содержание работы наставника МАУДО «МЦДОД» с молодым специалистом на 2022 -2023 учебный год
Содержание работы наставника МАУДО «МЦДОД» с молодым специалистом на 2022 -2023 учебный год
Результаты по проекту «Академия наставника МАУДО «МЦДОД» в 2022-2023 уч. Г.
1.Повысить уровень теоретических, методологических знаний педагогов через организацию деятельности Школы молодого педагога во взаимосвязи организационных структур (Академия наставника, Научно-методический совет, три ГМО, Виртуальный образовательный центр, психологическая служба, библиотечный фонд, секция аттестации работников, сайт, соцсети и ВМК).
2.Создать условия для саморазвития педагогов дополнительного образования, профессионального совершенствования посредством осуществления самообразовательной, рефлексивной функций в условиях смешанного обучения.
3. Выявлять профессиональные, учебно-методические проблемы педагогов и содействовать их разрешению черед обучение и наставничество.
4. Способствовать повышению качества учебного занятия посредством активизации работы по внедрению в практическую деятельность педагогов современных педагогических технологий, инновационных форм обучения, информационно - коммуникативных технологий, методический кейсов.
5. Продолжить работу по обеспечению роста уровня профессиональной компетентности педагогов в едином социокультурном пространстве.
6.Формировать творческую индивидуальность специалистов с учетом требований национальных и региональных проектов в области образования,
грантовой деятельности.
Спасибо за внимание !