Академия наставников МАУДО "МЦДОД"

2023 год в России обьявлен Годом педагога и наставника. Данная презентация направлена на освещение государственной политики в области наставничества и практический опыт применения в образовательной организации принципов ее реализации на практике.

Содержимое разработки

Президент Российской Федерации В. В. Путин считает «Место наставничеству, верности традициям есть в любом деле. Люди, прогрессивно мыслящие, духовно и нравственно сильные, это хорошо понимают и делают всё, чтобы их начинания имели развитие, чтобы на смену им приходили те, кто сохранит и преумножит достигнутое. Эффективная система мотивации для наставников должна быть создана, и это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков»
  • Президент Российской Федерации В. В. Путин считает «Место наставничеству, верности традициям есть в любом деле. Люди, прогрессивно мыслящие, духовно и нравственно сильные, это хорошо понимают и делают всё, чтобы их начинания имели развитие, чтобы на смену им приходили те, кто сохранит и преумножит достигнутое. Эффективная система мотивации для наставников должна быть создана, и это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков»
Современная система образования РФ меняется, так как должна реагировать на внешние вызовы – в первую очередь, вызовы экономические и социальные … научиться учиться, научиться жить, научиться жить вместе, научиться ответственности…

Современная система образования РФ меняется, так как должна реагировать на внешние вызовы – в первую очередь, вызовы экономические и социальные

… научиться учиться, научиться жить, научиться жить вместе, научиться ответственности…

1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.  2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций .

1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. 2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций .

  • Поставленные цели будут воплощаться в рамках десяти проектов:
  • «Современная школа»,
  • «Успех каждого ребенка»,
  • «Поддержка семей, имеющих детей»,
  • «Цифровая образовательная среда»,
  • «Учитель будущего»,
  • «Молодые профессионалы»,
  • «Новые возможности для каждого»,
  • «Социальная активность»,
  • «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого».
  • Предусмотрено (в KPI), что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения .
Растущему человеку более недостаточно простых знаний, им нужны компетенции и навыки.   Как общаться?  Как планировать? Как ставить цель и достигать ее?  Как презентовать себя?    Сегодняшним предприятиям более не нужны просто выпускники, обладающие исключительно дипломом. Им нужны люди, которые знакомы с профессиональной средой, ее ценностями, которые мотивированы на труд в принципе, которым можно доверить выполнение задачи и они смогут себя проконтролировать.  Обе эти задачи можно решить с помощью методологии наставничества и внедрения целевой модели в наши образовательные организации

Растущему человеку более недостаточно простых знаний, им нужны компетенции и навыки. Как общаться? Как планировать? Как ставить цель и достигать ее? Как презентовать себя?

  • Сегодняшним предприятиям более не нужны просто выпускники, обладающие исключительно дипломом.
  • Им нужны люди, которые знакомы с профессиональной средой, ее ценностями, которые мотивированы на труд в принципе, которым можно доверить выполнение задачи и они смогут себя проконтролировать. Обе эти задачи можно решить с помощью методологии наставничества и внедрения целевой модели в наши образовательные организации

Наставничество - не только актуализированная методология, но и возрождение старой практики Под наставничеством понимается поддержка молодого человека (учащегося, студента, молодого специалиста), способствующая более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональном и культурном отношениях, формированию гражданской позиции. Технология наставничества подразумевает постановку реальных задач, путей их достижения, методологическое, информационное и технологическое обеспечение этого процесса, взаимную заинтересованность сторон, административный контроль за процессом и наличие методики оценки результатов, а также обоснованные требования к личности наставника.

Наставничество - не только актуализированная методология, но и возрождение старой практики

  • Под наставничеством понимается поддержка молодого человека (учащегося, студента, молодого специалиста), способствующая более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональном и культурном отношениях, формированию гражданской позиции.
  • Технология наставничества подразумевает постановку реальных задач, путей их достижения, методологическое, информационное и технологическое обеспечение этого процесса, взаимную заинтересованность сторон, административный контроль за процессом и наличие методики оценки результатов, а также обоснованные требования к личности наставника.

Наставничество не только актуализированная методология, но и возрождение старой практики

Наставничество

не только актуализированная методология, но и возрождение старой практики

  • форма участия опытных профессионалов в подготовке и воспитании молодежи по соответствующей профессии.
  • Суть наставничества – передача богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки.
Нормативная база В письме от 23 января 2020 Г. N Мр-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» дается определение понятию наставничество. Под наставничеством понимается универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве Смысловые уровни наставничества  «учащийся-учащийся»   «педагог-педагог»   «студент – учащийся» «работодатель – учащийся» «работодатель – студент»

Нормативная база

В письме от 23 января 2020 Г. N Мр-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» дается определение понятию наставничество. Под наставничеством понимается универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве

Смысловые уровни наставничества

«учащийся-учащийся»

  «педагог-педагог»

  «студент – учащийся»

«работодатель – учащийся»

«работодатель – студент»

Быть наставником, значит обладать рядом качеств, таких как: Уверенность в себе; Стрессоустойчивость; Коммуникабельность; Толерантность; Ответственность; Непредвзятость; Пунктуальность; Лидерство; Компетентность(знание нормативно-правовой базы образовательной организации, традиций и неформальных правил) Уверенность в себе; Стрессоустойчивость; Коммуникабельность; Толерантность; Ответственность; Непредвзятость; Пунктуальность; Лидерство; Компетентность(знание нормативно-правовой базы образовательной организации, традиций и неформальных правил) Важно!  Работа наставника, это работа с группой людей, нужно быть готовым к нестандартным ситуациям и обладать способностью найти положительный выход из них.
  • Быть наставником, значит обладать рядом качеств, таких как:
  • Уверенность в себе; Стрессоустойчивость; Коммуникабельность; Толерантность; Ответственность; Непредвзятость; Пунктуальность; Лидерство; Компетентность(знание нормативно-правовой базы образовательной организации, традиций и неформальных правил)
  • Уверенность в себе;
  • Стрессоустойчивость;
  • Коммуникабельность;
  • Толерантность;
  • Ответственность;
  • Непредвзятость;
  • Пунктуальность;
  • Лидерство;
  • Компетентность(знание нормативно-правовой базы образовательной организации, традиций и неформальных правил)
  • Важно! Работа наставника, это работа с группой людей, нужно быть готовым к нестандартным ситуациям и обладать способностью найти положительный выход из них.

Кто же будет этими самыми наставниками? И какие проблемы решит наставничество? Конечно, лучший наставник – это педагог. Если мы говорим в философском и психологическом смысле. Настоящий педагог никогда не ограничивается простой передачей знаний, но учит жить, прививает ценности и смыслы. Проблема в другом – у современного учителя нет времени на интеграцию в программу наставничества, а сегодня нужны вовлеченные наставники.

Кто же будет этими самыми наставниками? И какие проблемы решит наставничество?

  • Конечно, лучший наставник – это педагог. Если мы говорим в философском и психологическом смысле.
  • Настоящий педагог никогда не ограничивается простой передачей знаний, но учит жить, прививает ценности и смыслы.
  • Проблема в другом – у современного учителя нет времени на интеграцию в программу наставничества, а сегодня нужны вовлеченные наставники.

Основные категории процесса наставничества

Основные категории процесса наставничества

  • Развитие - процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов;
  • Воспитание - целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности;
  • Профессиональная адаптация - процесс приспособления (привыкания) человека к содержанию, условиям, организации и режиму труда, к коллективу. Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения работника к своей деятельности, сближению общественной и личной мотивации трудовой деятельности .
Типы наставничества

Типы наставничества

  • Прямое - непосредственный контакт с учеником, общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке;
  • Опосредованное – наставничество проявляется только формально, путем советов, рекомендаций, но личные контакты сводятся к минимуму, а также влияние на его окружающую среду;
  • Коллективное - наставничество распространяется на весь коллектив.
Наставничество - это поддержка и вдохновение для молодой личности на пути развития собственного потенциала и собственных навыков и становления тем, кем он хочет быть  Наставник обеспечивает подопечному провод, делится мудростью, знаниями и поддерживает подопечного способом, который последний способен эффективно воспринять и из которого сможет больше воспользоваться.  В общем наставничество является сложным и многогранным процессом, в котором наставник может принимать на себя следующие роли: тренер, доверенное лицо, друг, проводник, слушатель, партнер, вдохновитель, учитель и т.д.. В этом двустороннем процессе растет и развивается не только подопечный, но и наставник.  Наставничество является ярким примером педагогики сотрудничества, противопоставляется привычной для постсоветских стран образовательной системе, авторитарного подхода к процессу профессионального развития и становления.

Наставничество - это поддержка и вдохновение для молодой личности на пути развития собственного потенциала и собственных навыков и становления тем, кем он хочет быть

  • Наставник обеспечивает подопечному провод, делится мудростью, знаниями и поддерживает подопечного способом, который последний способен эффективно воспринять и из которого сможет больше воспользоваться. 
  • В общем наставничество является сложным и многогранным процессом, в котором наставник может принимать на себя следующие роли: тренер, доверенное лицо, друг, проводник, слушатель, партнер, вдохновитель, учитель и т.д..
  • В этом двустороннем процессе растет и развивается не только подопечный, но и наставник.  Наставничество является ярким примером педагогики сотрудничества, противопоставляется привычной для постсоветских стран образовательной системе, авторитарного подхода к процессу профессионального развития и становления.

Какие проблемы решит наставничество в общеобразовательной организации ? Комплексно: от проблем успеваемости до интеграции в школьное сообщество. Наши дети выпадают из общественной системы, особенно подростки, которым нужна сильная привязка, доверие, комфортное самоощущение. Наставник-ровесник поможет им и влиться в коллектив, и подтянуть учебу, и найти себя. Это и клуб по интересам, и друг с определенной субординацией, и мотиватор и человек, в чей реальный опыт успеха веришь (в отличие от блогеров на YouTube, которые никак не могут доказать свой успех).

Какие проблемы решит наставничество в общеобразовательной организации ?

  • Комплексно: от проблем успеваемости до интеграции в школьное сообщество. Наши дети выпадают из общественной системы, особенно подростки, которым нужна сильная привязка, доверие, комфортное самоощущение.
  • Наставник-ровесник поможет им и влиться в коллектив, и подтянуть учебу, и найти себя. Это и клуб по интересам, и друг с определенной субординацией, и мотиватор и человек, в чей реальный опыт успеха веришь (в отличие от блогеров на YouTube, которые никак не могут доказать свой успех).

Какие проблемы решит наставничество в общеобразовательной организации ? Комплексно: от проблем успеваемости до интеграции в школьное сообщество. Наши дети выпадают из общественной системы, особенно подростки, которым нужна сильная привязка, доверие, комфортное самоощущение. Наставник-ровесник поможет им и влиться в коллектив, и подтянуть учебу, и найти себя. Это и клуб по интересам, и друг с определенной субординацией, и мотиватор и человек, в чей реальный опыт успеха веришь (в отличие от блогеров на YouTube, которые никак не могут доказать свой успех).

Какие проблемы решит наставничество в общеобразовательной организации ?

  • Комплексно: от проблем успеваемости до интеграции в школьное сообщество. Наши дети выпадают из общественной системы, особенно подростки, которым нужна сильная привязка, доверие, комфортное самоощущение.
  • Наставник-ровесник поможет им и влиться в коллектив, и подтянуть учебу, и найти себя. Это и клуб по интересам, и друг с определенной субординацией, и мотиватор и человек, в чей реальный опыт успеха веришь (в отличие от блогеров на YouTube, которые никак не могут доказать свой успех).

Типы базового процесса Варианты институализации наставничества Личностное развитие Коуч, тьютор Физическое и эмоционально-психологическое развитие Тренер Социализация Общественный воспитатель Социальное и образовательное самоопределение Тьютор Самообразование (например, в процессе освоения онлайн-курсов Тьютор Профессиональное самоопределение Наставник в профориентации, ментор, психолог-профконсультант Профессиональная идентификация Мастер производственного обучения (выполняющий функции наставника) Профессиональная адаптация, профессиональное развитие Наставник на производстве, ментор Формирование предпринимательских компетенций в процессе разработки и продвижения стартапа Ментор

Типы базового процесса

Варианты институализации наставничества

Личностное развитие

Коуч, тьютор

Физическое и эмоционально-психологическое развитие

Тренер

Социализация

Общественный воспитатель

Социальное и образовательное самоопределение

Тьютор

Самообразование (например, в процессе освоения онлайн-курсов

Тьютор

Профессиональное самоопределение

Наставник в профориентации, ментор, психолог-профконсультант

Профессиональная идентификация

Мастер производственного обучения (выполняющий функции наставника)

Профессиональная адаптация, профессиональное развитие

Наставник на производстве, ментор

Формирование предпринимательских компетенций в процессе разработки и продвижения стартапа

Ментор

Актуальность проекта «Академия наставника МАУДО «МЦДОД»

  • Следуя инновационным тенденциям развития Российской Федерации, мы постоянно совершенствуем модель образовательной работы в рамках программы развития МАУДО «МЦДОД» (2020-2025 гг.). Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания обучающемуся педагогу, но и отвечает на вызовы времени согласно модели soft skills навыков: способность к отбору информации, социальный интеллект, способность мыслить проектно, межкультурная компетентность, способность мыслить нестандартно и глубоко, способность понимать смыслы, универсальные навыки мышления, способность вычислять, сотрудничество в виртуальном пространстве, способность работать с современными СМИ.
  • Несмотря на приоритетность этого направления в системе образования, в МЦДОД практическая и методическая деятельность целенаправленно развивается не во всех шести образовательных направлениях дополнительного образования. Именно поэтому в качестве двигателя выдвигается развитие научно-практической деятельности в сфере наставничества, ведущей педагогов к вершинам науки, технологий и инноваций. При этом следует учитывать, что наиболее перспективными направлениями научно-практической деятельности являются междисциплинарные области, и интегрированные ДООП, включающие разные области знаний и творчества.

Успех каждого ребёнка Президент РФ, Председатель наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив В.В.Путин сказал: «Мне бы очень хотелось, чтобы наши талантливые ребята смогли реализовать себя в нашей стране. Сейчас в мире идет напряженная борьба за интеллектуальные ресурсы. И для нас очень важно не потерять ни одного талантливого ребенка. Работа по их выявлению и сопровождению по жизни должна быть приоритетной».  Данная идея получила развитие в национальном проекте «Образование» и программе «Успех каждого ребенка»

Успех каждого ребёнка

Президент РФ, Председатель наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив В.В.Путин сказал: «Мне бы очень хотелось, чтобы наши талантливые ребята смогли реализовать себя в нашей стране. Сейчас в мире идет напряженная борьба за интеллектуальные ресурсы. И для нас очень важно не потерять ни одного талантливого ребенка. Работа по их выявлению и сопровождению по жизни должна быть приоритетной». 

Данная идея получила развитие в национальном проекте «Образование» и программе «Успех каждого ребенка»

Структура «Школы молодого педагога и наставника МАУДО «МЦДОД»

Структура «Школы молодого педагога и наставника МАУДО «МЦДОД»

Кадровый состав наставников  по учебно-методическим направлениям МАУДО «МЦДОД»  Научно- методический кластер – Якиманская И.С., Филимонова Н.А., Большакова Т.Л. Центр гражданско-патриотического воспитания – Сусина Э.З., Карцева С.В., Антонова А.А. Центр эстетического воспитания – Копань Н.А., Макарова М.В., Агошкова И.П.  Семенко Н.Б., Чернова М.А., Щербакова О.С.,  Центр по работе с одаренными детьми – Гаранкина Л.Ю.,  Блинова Г.Л.  Центр по работе с детьми с ОВЗ – Даминова Г.Ш.

Кадровый состав наставников по учебно-методическим направлениям МАУДО «МЦДОД»

Научно- методический кластер – Якиманская И.С., Филимонова Н.А., Большакова Т.Л.

Центр гражданско-патриотического воспитания – Сусина Э.З., Карцева С.В., Антонова А.А.

Центр эстетического воспитания – Копань Н.А., Макарова М.В., Агошкова И.П.

Семенко Н.Б., Чернова М.А., Щербакова О.С.,

Центр по работе с одаренными детьми – Гаранкина Л.Ю.,

Блинова Г.Л.

Центр по работе с детьми с ОВЗ – Даминова Г.Ш.

План работы наставника МАУДО «МЦДОД» с молодым специалистом  на 2022 -2023 учебный год        Цель работы:  развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста             Задачи:           - оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации  воспитательно-образовательной деятельности;           - изучение нормативно-правовой документации;           - помощь в ведении документации педагога дополнительного образования (номенклатура дел педагога, план воспитательной работы, план по самообразованию, мониторинг, отчеты и т.д.);           - применение форм и методов в работе с учащимися данного творческого объединения;           - организация учебной работы, помощь в постановке целей и задач;           - использование здоровьесберегающих технологий во время занятий и мероприятий;           - механизм использования дидактического и наглядного материала;           - углубленное изучение инновационных технологий;           - общие вопросы организации работы с родителями.   

План работы наставника МАУДО «МЦДОД» с молодым специалистом на 2022 -2023 учебный год     Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста           Задачи:          - оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;          - изучение нормативно-правовой документации;          - помощь в ведении документации педагога дополнительного образования (номенклатура дел педагога, план воспитательной работы, план по самообразованию, мониторинг, отчеты и т.д.);          - применение форм и методов в работе с учащимися данного творческого объединения;          - организация учебной работы, помощь в постановке целей и задач;          - использование здоровьесберегающих технологий во время занятий и мероприятий;          - механизм использования дидактического и наглядного материала;          - углубленное изучение инновационных технологий;          - общие вопросы организации работы с родителями.  

Содержание работы наставника МАУДО «МЦДОД» с молодым специалистом  на 2022 -2023 учебный год

Содержание работы наставника МАУДО «МЦДОД» с молодым специалистом на 2022 -2023 учебный год

Содержание работы наставника МАУДО «МЦДОД» с молодым специалистом  на 2022 -2023 учебный год

Содержание работы наставника МАУДО «МЦДОД» с молодым специалистом на 2022 -2023 учебный год

Результаты по проекту «Академия наставника МАУДО «МЦДОД» в 2022-2023 уч. Г.

1.Повысить уровень теоретических, методологических знаний педагогов через организацию деятельности Школы молодого педагога во взаимосвязи организационных структур (Академия наставника, Научно-методический совет, три ГМО, Виртуальный образовательный центр, психологическая служба,  библиотечный фонд, секция аттестации работников, сайт, соцсети и ВМК).

2.Создать условия для саморазвития педагогов дополнительного образования, профессионального совершенствования посредством осуществления самообразовательной, рефлексивной функций в условиях смешанного обучения.

3. Выявлять профессиональные, учебно-методические проблемы педагогов и содействовать их разрешению черед обучение и наставничество.

4. Способствовать повышению качества учебного занятия посредством активизации работы по внедрению в практическую деятельность педагогов современных педагогических технологий, инновационных форм обучения, информационно - коммуникативных технологий, методический кейсов.

5. Продолжить работу по обеспечению роста уровня профессиональной компетентности педагогов в едином социокультурном пространстве.

6.Формировать творческую индивидуальность специалистов с учетом требований национальных и региональных проектов в области образования,

грантовой деятельности.

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Сохранить у себя:
Академия наставников МАУДО "МЦДОД"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки