Открытый урок литературы в 9 классе.
А.С. Пушкин. Роман
«Евгений Онегин».
Татьяна Ларина. Онегин и Татьяна в романе.
Цели: образовательная: знакомство с содержанием романа А.С.Пушкина, осмысление сути образа Татьяны Лариной и авторское отношение к героине,
развивающая: развитие навыков выразительного чтения по ролям, выразительного чтения строф романа 3 главы наизусть, анализа стихотворного текста, обучение приёмам характеристики героя произведения, воспитательная: воспитание любви к родной природе, благородства, верности, положительных качеств характера, умение работать в группе.
Тип урока: применение ЗУН
Оборудование: иллюстрации к роману «Евгений Онегин», портрет А.С. Пушкина, кластер. Методические приёмы: аналитическая беседа, работа с текстом, применение элементов дебатной технологии.
Опережающее домашнее задание к открытому уроку: 1. Читать 3 главу романа «Евгений Онегин» ;
выучить наизусть «Письмо Татьяны» (девушки),
составить характеристику Татьяны по эпизоду «Разговор с няней» (17 -19 строфы 3 главы - юноши).
Индив. задание: (4 группа)
1. 6 вопросов викторины по 3 главе
2. сообщение «Интересы и занятия дворянской женщины 19 века»
3. рисунок «Татьяна Ларина»
4. сообщение «Происхождение и значение имени Татьяна»
5. сообщение «Портрет Татьяны.».
Ход урока.
1. Оргмомент. Психологический настрой. Звучит легкая музыка. Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть и рада предоставить вам возможность ещё раз прикоснуться к известному тексту романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Откройте тетради, запишите число, классная работа. 2. Постановка цели.
1. …она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей.
А. С. Пушкин. Евгений Онегин.
2. Татьяна – натура глубокая, любящая,
страстная.
В. Г. Белинский.
Задания:
1. Прочитайте высказывания, взятые в качестве эпиграфов к уроку;
2. Определите, о каких чертах характера героини романа Татьяны Лариной говорится в
данных высказываниях, запишите их в тетрадь.
ДОСКА Татьяна Ларина (КЛАСТЕР, ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ)
(по 1 ученику от группы спрашиваю с места)
На сегодняшнем уроке мы вновь обратимся к страницам гениального пушкинского творения – роману «Евгений Онегин».
Татьяна Ларина…Именем этой героини открывается галерея пленительных женских образов в русской классической литературе. Сколько таланта и мастерства вложил А.С.Пушкин в создание этого замечательного образа! Поэтому Татьяна более 150 лет очаровывает читателей благородством, искренностью, чистотой, высокими нравственными принципами.
Существуют основания утверждать, что «та, с которой образован Татьяны милый идеал», – это Мария Николаевна Раевская, жена декабриста С. Г. Волконского, отправившаяся за мужем в сибирскую ссылку. Не случайно, заканчивая роман, поэт вспоминает о прототипе Татьяны и о друзьях-декабристах. Онегин и Татьяна – люди передового поколения 20-х годов XIX в., к которому принадлежал сам Пушкин.
Сегодня на уроке, работая с содержанием 3 главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»,
наша задача: определить основные черты характера Татьяны, ее нравственный принципы и ответить на основной вопрос урока:
Почему Татьяна Ларина решила написать письмо Онегину, нарушая законы общества 19 века?
На протяжении всего урока мы будем делать записи в тетради по образу Татьяны Лариной.
Сформулируйте тему урока.
3. Работа по 3 главе романа.
Учитель: ребята, как хорошо вы изучили дома 3 главу романа «Евгений Онегин», проверим, ответив на вопросы викторины.
А) Индивидуальное задание: 6 вопросов викторины по 3 главе
___________________________________________________________________________________________
1. О ком говорится: Она по-русски плохо знала. (Татьяна)
2. О ком из героинь романа писал А.С.Пушкин «Люблю …я милую мою» (Татьяна).
3. Назовите отчество Татьяны Лариной. (Дмитриевна)
4. Кто мог так подумать или сказать?
Благословил меня отец.
Я горько плакала сначала.
Мне с плачем косу расплели
И с пеньем в церковь повели. (Няня)
5. Как звали француза, подарившего Татьяне куплет, где «…смело вместо belle Nina поставил belle Tatiana»? (Мсье Трике)
6. Назовите автора сонника, который читала Татьяна? (Мартын Задека.)
I «Итак, она звалась Татьяной…» (1 группа)
1. Прочитайте 5 -6 строфы 3 главы романа Пушкина, в которых он говорит о Татьяне.
- Определите, что главное в данном описании героини?
Чтение наизусть:
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела,
И часто целый день одна
Сидела молча у окна
- Какой вы увидели Татьяну Ларину в начале 3 главы романа? (ЗАПИСЬ В КЛАСТЕР)
Учитель: А. С. Пушкин даёт не внешний облик, а скорее внутренний портрет Татьяны.
Слайды 6-7. Татьяна не похожа на своих сверстниц. На сестру, потому что одинока, неласкова, не любила играть, «пальцы не знали игл», это выделяет Татьяну из окружения.
2. А, может быть, какую –то роль имеет имя в создании образа главной героини?
Прослушайте сообщение.
Индивидуальное задание: сообщение «Происхождение и значение имени Татьяна» ______________________________________________________
Происхождение имени Татьяна имеет две версии. Первая - древнегреческая, согласно которой оно произошло от слова «татто» и означает «учредительница», «устроительница». Вторая - древнеримская. Данное имя считают производным от имени сабинского царя Тита Татия (Titus Tatius). В данном случае оно принимает значение «миротворица».
Тайна имени Татьяна скрывает личность с очень сильным и эмоциональным характером. Эта женщина умна, порядочна, как правило, уравновешена, принципиальна. В ней очень сильна потребность влиять на свое окружение, порой даже на весь мир. Она любит, когда ее замечают, хвалят, выделяют.
Пушкин называет свою героиню Татьяной, именем, которое в годы написания романа употреблялось «между простолюдинами», было редким в барской усадьбе.
3. А такой изобразили Татьяну наши современники, ученики 9 А класса
Индивидуальное задание: защита рисунка учащимися «Татьяна Ларина»
_____________________________________________________________________________________
Учитель: Образ Татьяны интересовал многих художников. Посмотрите на портрет Татьяны художника Константинова, опишите героиню.
4. Индивидуальное задание сообщение «Портрет Татьяны».
___________________________________________________________________________________________-
(Художник Константинов изобразил её похожей на мадонну, облик героини мечтателен, поэтичен).
Учитель: Писатель, давая героине это «звучное и приятное» имя, хотел подчеркнуть её связь с народным бытом («с русской душой»), с русским фольклором, с «мирной стариной».
5. Что же любила Татьяна? Свой ответ подтвердите строчками из текста.
(«Она любила на балконе предупреждать зари восход»
«Страшные рассказы» пленяли сердце ей,
она верила преданьям простонародной старины,
и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны.)
Учитель:
Татьяна русская душою,
Сама не зная почему
С её холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарёю поздной
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
6. Почему при описании Татьяны, её увлечений Пушкин вводит образ природы?
Учитель: Татьяна живет и растёт в атмосфере простого русского быта, в доме, где соблюдаются народные обряды, звучат русские песни, где «зимою в темноте ночей» Татьяна слушает страшные рассказы няни.
Большое значение в формировании характера девушки играет её общение с природой и чтение романов:
Ей рано нравились романы.
Они ей заменяли всё:
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
- Какие романы нравились Татьяне?
(Сентиментальные произведения, в которых описываются глубокие чувства, герой – благородный, способный на подвиги человек. На таких романах и воспитывалась Татьяна. Таким и представляла себе своего будущего избранника, в такой счастливой судьбе для себя она была уверена.)
Учитель: Итак, мир Татьяны – это русская природа, деревенская жизнь с рассказами няни. С её теплотой, сердечностью, это и увлечения романами. Но чем же дворянские женщины занимались? Каким был круг их интересов? Прослушайте сообщение
Индивидуальное задание: сообщение «Интересы и занятия дворянской женщины 19 века»
________________________________________________________________________________________
На общем фоне быта русского дворянства начала 19 века мир женщины был обособленной сферой.
Главная цель образования – сделать из девушки привлекательную невесту. Как правило, образование девушек было домашним и более поверхностным, чем у юношей. Девочки в то время воспитывались под руководством гувернантки – француженки. Обычно образование ограничивалось:
разговором на одном – двух иностранных языках (чаще всего французском и немецком);
умением танцевать и держаться в обществе;
элементарными навыками рисования, пения, игры на каком – то музыкальном инструменте;
знакомством с историей, географией, словесностью.
Со вступлением в брак обучение прекращалось. В 18 веке замуж отдавали в 14 – 15 лет, а в начале 19 века молодые дворянки вступали в брак в 17 – 19 лет. Выйдя замуж, юная мечтательница часто превращалась в домовитую помещицу – крепостницу (как Прасковья Ларина), в столичную светскую даму или в провинциальную сплетницу.
Спасибо за работу 1 группе.
II Эпизод «Разговор Татьяны с няней» (строфы 16- 20 главы 3) (2 группа)
Выразительное чтение по ролям
Автор
Няня
Татьяна
1. Что могла дать уму и душе Татьяны простая женщина?
2. Какое значение для понимания духовного состояния Татьяны имеет её ночной разговор с няней?
3 Назовите основные черты Татьяны в эпизоде «Разговор Татьяны с няней» (ЗАПИСЬ В КЛАСТЕР)
Учитель: Увидев в первый раз Онегина, так непохожего на знакомых ей молодых людей, Татьяна сразу приняла Онегина за такого «всегда восторженного героя» и влюбилась в него.
Послушаем, как пишет Пушкин о приходе любви, как рассказывает о состоянии души влюблённой девушки.
Именно письмо является важнейшим элементом романа, это основной ключ к его пониманию,
поэтому с помощью письма боле подробно раскроем образ Татьяны. Для этого нам необходимо будет
проникнуть в тайны женской души, открыть неизвестное в известном, вчитаться, вчувствоваться вдуматься.
Спасибо за работу 2 группе.
III «Письмо Татьяны Онегину» (3 группа)
1. Индивидуальное задание: чтение наизусть письма Татьяны.
_____________________________________________________________________________________________
2. Почему Татьяна Ларина решила написать письмо Онегину, нарушая законы общества 19 века? Свой ответ подтвердите строчками из текста.
Учитель: Слушая письмо, мы видим, что мысли Татьяны заняты героем, чувство, переполняющее героиню – любовь.
3. Можно ли назвать любовь Татьяны чужим чувством, заимствованным из романов?
(Нет, любовь Татьяны – настоящее, большое чувство, как бы по-книжному оно ни проявлялось.
В романах героиня находит свой «тайный жар, свои мечты, плоды сердечной полноты». Чувства переполняют Татьяну, она вся в ожидании счастья, её преследуют мечты, её воображение постоянно рисует любимые черты. Поэтому она решается написать письмо Онегину.
4. Как вы отнеслись к тому, что Татьяна пишет письмо Онегину, где признаётся ему в любви? Смогли бы вы первой признаться в любви?
Учитель: Татьяна – первая! – пишет письмо Онегину. Даже и в наше время не принято девушке первой открывать свою любовь – и это правильно: гордость и честь не стареют. Во времена Татьяны такой поступок был неприличным, противоречащим правилам светского общества. Но мы не осуждаем Татьяну, потому что она искренне любит. Именно глубокое чувство движет героиней, толкает на этот смелый, необычный поступок.
5. Как Пушкин относится к этому поступку Татьяны? Осуждает ли поэт свою героиню?
(Пушкин отдаёт предпочтение искренности, естественности Татьяны. Поэтому автор «свято бережёт письмо», «с тайною тоскою читает».
6. Какие черты Татьяны раскрываются в ее письме Онегину? (ЗАПИСЬ В КЛАСТЕР)
Учитель: Татьяна, отправив письмо, с нетерпением ждёт ответа. Но только через 2 дня у Лариных появляется Онегин. Татьяна в таком волнении, что бежит, не зная куда. Она надеется в душе, что Онегин любит её.
5. Как вы считаете, сумел ли оценить Онегин любовь Татьяны?
(Он отверг любовь Татьяны, не принял её искреннего чувства. (Работа с текстом)
Такой ответ Онегина, его суровое объяснение, отказ от любви – неожиданный удар для Татьяны. Это трагический момент в её жизни).
Учитель: Татьяна лишилась надежды обрести своё счастье.
Любящая, чувствительная Татьяна может понять и предвидеть многое. Только её чуткой душе может приоткрыться завеса над будущим.
Рефлексия. Итак, мы познакомились с образом Татьяны, ощутили глубину её чувства к Онегину, почувствовали одиночество и трагизм положения.
Какие черты характера свойственны Татьяне Лариной в 3 главе романа «Евгений Онегин»?
Метод “Микрофон”:
А сейчас давайте ответим на вопросы :
1. Сегодня на уроке я узнал…
2. Было трудно …
3. Я понял, что …
4. Урок дал мне для жизни …
5. Мне захотелось …
(Чтение записей в тетради.)
Заключительное слово учителя
Татьяна доверчива и искренна, при этом бесстрашна. Она, мечтательная, наделенная пылким воображением, почувствовала сходство между собою и Онегиным и решает, что они созданы друг для друга.
Прошли годы… Изменился мир…Только чувства у людей остались прежними… Как вы помните вначале урока вы несмело делились своими откровениями о главной героине романа Татьяне Лариной.
Любовь, как мы успели заметить, – вечна. Она была, есть и будет. На примере образа Татьяны вы познали новые чувства, переосмыслили свое представление о любви.
Дома: Читать 4 главу романа «Евгений Онегин», письменно ответите на вопрос:
1вар: какие стороны личности Онегина раскрываются в его исповеди?
2вар: почему вслед за безответной любовью Татьяны, автор повествует о счастливой любви Ленского и Ольги?
Индивидуальные задания:
1.Выразительное чтение лирических отступлений начала 4 главы, определить их роль в главе;
____________________________________________________________________________________________
2.Выразительное чтение «Исповедь Онегина»
____________________________________________________________________________________________
2