МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5
Значение музыки в жизни народов
Руководители проекта: Масликова И.С., учитель начальных классов
Проектная группа: учащиеся 6Б: Хухро Валерия
Гуцул Маргарита
Кравец Анна
Белогорск 2015г
№ | Содержание
| Страница |
1 | Введение
| 3 |
2 | Основная часть
|
|
| Глава I. Значение музыки в жизни человека | 4
|
| Глава II. Характерные черты исторической народной музыки | 4
|
| 2.1 Национальный состав МОАУ СОШ №5
| 5 |
| 2.2Народная музыка армянской национальной культуры | 5
|
| 2.3Народная музыка украинской национальной культуры
| 5 |
| 2.4Народная музыка русской национальной культуры
| 6 |
3 | Глава III. Вокальный ансамбль «Реченька» | 6
|
4 | Заключение Музыка в нашей жизни | 8
|
5 | Список литературы
| 9 |
6 | Приложение | 10
|
Введение
Цель: изучить значение музыки в этнической культуре некоторых народов, проживающих на территории России.
Гипотеза: музыка влияет на нравственно-эстетическое и духовное развитие личности человека.
Задачи:
1 выяснить значение слов «культура», «национальная культура», «этнос»;
2 познакомиться с музыкой некоторых народов, проживающих на территории России;
3 выяснить национальный состав учащихся нашей школы;
4 разучить и исполнить народные песни некоторых народов, проживающих на территории России.
Методы:
1 статистический
2 исследование
3 информационный
4 наблюдение
Актуальность: в современном мире остро стоит проблема сохранения мира на Земле. Межнациональные конфликты, распри, войны подрывают благополучие целых народов. Но даже самый малочисленный народ является частью общечеловеческой культуры. В настоящее время необходимо сохранение культурных ценностей каждого народа. Народная песня и музыка являются неотъемлемой важнейшей частью исторической культуры любого народа, в которых ярко проявляется самобытность народной культуры, мировосприятие.
Глава I. Значение музыки в жизни человека
С давних времен наши предки любили петь и играть на всевозможных музыкальных инструментах. Пение носило народный характер. Пели естественно, спонтанно, простые и спокойные мелодии. Люди много работали физически, а музыка и песня всегда им помогала расслабиться, улучшала настроение.
Музыка – это особый язык общения, при помощи которого люди разных национальностей, могут передать друг другу свои чувства, эмоции, настроение.
В современной России проживает более 190 различных народов. Самые многочисленные народы, проживающие на территории России: русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне (приложение I). Малочисленные народы, проживающие на территории России: ненцы, эвенки, ханты – манси, чукчи, эскимосы. У каждого народа своя история, культура, обычаи, обряды и праздники. Знание культурных традиций других народов помогает людям лучше узнать и главное понять друг друга. В наше время — это особенно актуально. Музыка является одним из способов духовного сближения и единения народов.
Глава II. Характерные черты исторической народной музыки
Народная музыка, музыкальный фольклор - вокальное (преимущественно песенное), инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа: первобытных охотников, рыболовов, скотоводов-кочевников, пастухов и земледельцев до сельского и городского трудящегося населения, мастеровых, рабочих, воинской и студенческой среды.
Народная музыка неразрывно связана с жизнью народа. Она - неотъемлемая часть народного художественного творчества (фольклора). Народ хранит в своей памяти и музыкально-игровых навыках то, что отвечает его жизненным потребностям и настроениям. Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и передается из поколения в поколение. Передача происходит, главным образом, в устной форме.
Народная музыка не записывается (и поэтому не сочиняется), ей обучаются по памяти, слушая игру или пение других музыкантов, и носителями ее являются не музыканты-профессионалы, а самоучки. Переходя от исполнителя к исполнителю в процессе коллективного сотворчества, народная песня подвергается изменениям, возникают ее варианты. Немногие песни и сказки народных праздников дошли до наших дней, но даже по тем образцам, которые удалось собрать, можно судить об их эстетической, художественной и познавательной ценности. Поэзия народных календарных праздников открывает нам истоки культурных традиций нашего народа.
Издавна смена времен года отмечалась народом особыми праздниками и обрядами. Устраивались проводы зимы (Масленица), встреча весны; летний праздник- завивание березки (Семик); праздник урожая осенью (Дожинки) и другие.
В праздничные дни пелись песни, рассказывались сказки, заводились игры и хороводы, загадывались загадки. К праздникам, обрядам, к смене времен года были приурочены многочисленные календарные песни – очень древние произведения, широко бытовавшие еще в пору язычества. Они были одним из средств общения человека с природой. Силой слова и звука древний человек пытался умилостивить природу, чтобы она помогала людям получить хороший урожай. Мысль об урожае, о хлебе – тема труда – главная в этих песнях.
Народную музыку можно также определять через связь с определенной этнической общностью, в которой она бытует. Сегодня народную музыку можно встретить и в городских, и в сельских регионах, в печатных сборниках и в памяти народных музыкантов, она исполняется как образованными музыкантами-профессионалами, так и крестьянами, и любителями, звучит на компакт-дисках и в Интернете, а также в живом исполнении. Народные музыканты могут быть такими же высокими профессионалами, как и музыканты или звезды поп-музыки, но чаще всего они исполняют музыку для собственного удовольствия, а не в качестве основного своего занятия.
2.1 Национальный состав школы МОАУ СОШ №5
«По данным переписи 2010 года в России проживает 193 народа и народности, говорящих на 171 языке. В государственной системе образования используется 89 национальных языков, то есть в школах преподаётся 89 национальных языков. Такого уровня защиты этнокультурных прав граждан, я могу смело это сказать, наверно, нет ни в одной европейской стране» В.В. Путин.
По статистическим данным школы МОАУ СОШ №5 в школе обучаются дети разных национальностей: русские, украинцы, армяне, таджики. Всего обучающихся в школе 820 детей. Больше всего русских, украинцев – 4, армян – 2, таджиков – 3 (приложение II).
В школе обучаются также дети, у которых родители разных национальностей. Сложность состоит в том, что в этом случае трудно определить национальность ребенка. В школе обучаются дети чьи родители: казахи, немцы, корейцы, азербайджанцы, татары, белорусы.
Несмотря на принадлежность к той или иной национальной культуре, на различия во внешности – мы испытываем одинаковые эмоции, чувства, сопереживаем друг другу. Мы все являемся жителями одной большой великой страны – России.
2.2 Народная музыка армянской национальной культуре
Армянская музыка отличается богатством и многообразием. В ней отражена жизнь народа, его быт, трудовая деятельность, общественная борьба, обычаи и нравы, его характер и эмоции.
Армянская музыка берёт своё начало в глубокой древности. Её научно прослеживаемая история насчитывает свыше трёх тысячелетий. Формирование армянской народной музыки происходило параллельно с формированием национального языка, то есть примерно с XII века до нашей эры. Самобытные черты армянской народной музыки формировались благодаря постоянному скрещиванию с музыкальными традициями древних культур Ближнего Востока.
Среди основных жанров и видов древнеармянской народной музыки можно выделить обрядовые, календарные, трудовые, свадебные, военные, эпические, танцевальные, застольные, лирико-любовные, колыбельные, бытовые, игровые, погребальные. Но особое место в армянской народной музыке занимает крестьянская песня. Значительное место занимают трудовые песни с подразделением на земледельческие – песни молотьбы, пахоты и прочие. Тексты и напевы импровизированные, мелодии речитативные и развернутые. По содержанию эпичны или лиричны. В песнях домашнего труда прослеживается связь с ритмом работы. Тяжелая трудовая жизнь крестьянина была тяжела, полна страданий, крестьянам приходилось уходить в дальние края в поисках заработка. Крестьянские песни многообразны, отражают различные явления крестьянской жизни.
2.3Народная музыка украинской национальной культуре
Этому, одному из древнейших славянских народов присущ интерес к выполняемому делу, напористость, трудолюбие, умение показать себя и свою работу, аккуратность, исполнительность, жизнерадостность, деловитость, самостоятельность. Особой отличительной чертой украинцев является гордость своим историческим прошлым, своими древними военными традициями борьбы против захватчиков, когда их воины проявляли решительность, настойчивость, хорошую организованность, легкость в управлении. У них хорошо развито чувство юмора. Для сельских жителей особенно характерны высокая нравственность, редкость пороков. Широко известна их приверженность к законности и порядку. Они питают большое расположение к природе, взаимному общению, коллективной работе.В своем большинстве украинцы отличаются старательностью, добросовестным выполнением своих обязанностей. Они легко адаптируются к различным условиям быта и деятельности в многонациональных коллективах.
Музыкальность — одна из характерных черт украинского народа. Из всех славянских народов украинцы наиболее музыкальны.
Лев Толстой в одном из своих писем отмечал: «Ни одна национальная музыка не проявила до сих пор свою народность с такой величественностью и силой, как украинская, — даже больше, чем великорусская. Слушая ее, видишь, как приоткрывается перед тобой история Украины, и лучше понимаешь характер народа».
Самобытность, душевность, искренность исполнения музыкальных произведений, которые всегда были присущи украинскому народу, являются основой творческих достижений современных украинских композиторов, музыкантов и певцов. Еще Н. Гоголь говорил: «Это народная история, живая, яркая, преисполненная красок, истины, история, которая раскрывает всю жизнь народа... Весь запал, все сильное, юное бытие его выливается в народных песнях».
2.4Народная музыка русской национальной культуре
Русская песня – душа народа.
Народная мудрость гласит – «В русской песне живет душа русского народа». Русская песня - это уникальный самобытный памятник культуры. Основа народной песни – это, прежде всего её высокая духовная направленность, которая вместила в себя природное богатство Русской земли, характерные черты, традиции русского быта, а главное, правильное вероисповедание. В основании русской культуры лежит христианство – православная вера наших предков.
Народная песня показывает неразрывность русского народа с верой, русская песня – духовное отражение православия на Руси. Интонации русской песни – интонации русского народа – это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца.
Русская песня является живым свидетельством исторических событий разных эпох. Это своеобразная летопись, хранимая народной памятью, живая исповедь нашего народа. Идеалом русской песни всегда было стремление к святости. Россия – страна, где народ любовно называет свою Родину святою – «Русь святая!».
В звучании русской песни мы слышим черты русского характера. В народной песне нет суеты, отсутствует агрессивность. Там все основательно. В основе кроется архаичность, глубина, непоколебимость, сдержанность. Огромная могучая внутренняя сила лежит в основе русской песни, которая, в то же время, отличается особой напевностью, мелодичностью. В удивительной мелодии раскрывается вся природная красота матушки России, её раздолье, широта, чистота и искренность души русского человека.
Русская песня – это живое творчество русского народа и, покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура.
Глава III Вокальный ансамбль «Реченька»
Мы занимаемся в ансамбле «Реченька» третий год. Ансамбль исполняет произведения народной, духовной и композиторской музыки. Наше основное занятие вокально – хоровое мастерство. Кроме занятий по вокалу у нас есть постановка с хореографом, на которой мы готовим хореографическую постановку песни, а также у нас есть занятия по постановке с театром, на которых мы отрабатываем театрализацию песни.
Ансамбль «Реченька» является постоянным участником в традиционных календарных и локальных праздниках школы и города.
В течении этого года мы выступали на таких мероприятиях, как День матери, День учителя, Рождественские колядки, концерт, посвященный дню 8 марта. Готовимся к отчетному концерту блока дополнительного образования, который состоится 24 апреля, городскому мероприятию, посвященному 70 - ю Победы в ВОВ, которое пройдет в краеведческом музее нашего города и к Всероссийскому конкурсу «Орленок России» в Краснодарском крае. Конкурс состоится в конце мая этого года.
Заключение
По словам президента В.В. Путина «… страна наша изначально складывалась как многонациональное и многоконфессиональное государство.
Но важно даже не только это, а важно то, что на протяжении тысячелетней совместной истории мы не утратили того самого главного, что составляет основу нашего бытия, каждого из наших народов. Мы не утратили нашу национальную культуру, язык, традиции. Россия всегда славилась, гордилась таким культурным многообразием, и в этом всегда заключалась её сила. И то, что нам удалось на протяжении тысячелетия не утратить это многообразие, сохранить его, – это чрезвычайно важно».
У каждого народа своя история, культура, обычаи, обряды и праздники. Знание культурных традиций других народов помогает людям лучше узнать и главное понять друг друга. Музыка является одним из способов духовного сближения и единения народов.
Список литературы
1. http://яруга.рф/literatura/58-ukraina-kultura-i-byt-ukrainskogo-naroda/656-ukraina-kultura-i-byt-ukrainskogo-naroda-dukhovnaja-kultura-ukrainskogo-naroda-ukrainskoe-narodnoe-tvorchestvo (музыка Украины)
2. http://www.irinaskorik.ru/index/author_work/stihi__rasskazy__stati/120/
3. http://ukraine.ui.ua/ukrainskiy-folklor/ukrainskaya-istoricheskaya-pesnya
4. http://www.zoroastrian.ru/node/186
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Армянская_народная_музыка
Приложение I
Многочисленные народы России, 2014
Приложение II
Конфессиональный состав учащихся МОАУ СОШ №5
Выступление
Значение музыки в жизни народов (слайд 1)
(Слайд 2) Цель: изучить значение музыки в этнической культуре некоторых народов, проживающих на территории России.
Гипотеза: музыка влияет на нравственно-эстетическое и духовное развитие личности человека.
(Слайд 3) Задачи, стоящие перед нами вы можете видеть на слайде.
Актуальность: в современном мире остро стоит проблема сохранения мира на Земле. Межнациональные конфликты, распри, войны подрывают благополучие целых народов. Но даже самый малочисленный народ является частью общечеловеческой культуры. В настоящее время необходимо сохранение культурных ценностей каждого народа. Народная песня и музыка являются неотъемлемой важнейшей частью исторической культуры любого народа, в которых ярко проявляется самобытность народной культуры, мировосприятие.
Значение музыки в жизни человека
(Слайд 4) С давних времен наши предки любили петь и играть на всевозможных музыкальных инструментах. Пение носило народный характер. Пели естественно, спонтанно, простые и спокойные мелодии. Люди много работали физически, а музыка и песня всегда им помогала расслабиться, улучшала настроение.
Музыка – это особый язык общения, при помощи которого люди разных национальностей, могут передать друг другу свои чувства, эмоции, настроение.
(Слайд 5) В современной России проживает более 193 различных народов. Самые многочисленные народы, проживающие на территории России: русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне. Малочисленные народы, проживающие на территории России: ненцы, эвенки, ханты – манси, чукчи, эскимосы. У каждого народа своя история, культура, обычаи, обряды и праздники. Знание культурных традиций других народов помогает людям лучше узнать и главное понять друг друга. В наше время — это особенно актуально. Музыка является одним из способов духовного сближения и единения народов.
(Слайд 6) Национальный состав нашей школы
По статистическим данным в нашей школе обучаются дети разных национальностей: русские, украинцы, армяне, таджики. Всего обучающихся в школе 825 детей. Больше всего русских, украинцев – 4, армян – 2, таджиков – 3
В школе обучаются также дети, у которых родители разных национальностей. Сложность состоит в том, что в этом случае трудно определить национальность ребенка. Обучаются дети чьи родители: казахи, немцы, корейцы, азербайджанцы, татары, белорусы.
Несмотря на принадлежность к той или иной национальной культуре, на различия во внешности – мы испытываем одинаковые эмоции, чувства, сопереживаем друг другу. Мы все являемся жителями одной большой великой страны – России.
(Слайд 7) Народная музыка армянской национальной культуры
Армянская народная музыка, как и музыка любых других народов отличается богатством и многообразием. В ней отражена жизнь народа. Но особое место в армянской народной музыке занимает христианская песня.
(исполнение выступающими армянской песни)
(Слайд 8) Народная музыка украинской национальной культуры
Музыкальность — одна из характерных черт украинского народа.
Лев Толстой в одном из своих писем отмечал: «Ни одна национальная музыка не проявила до сих пор свою народность с такой величественностью и силой, как украинская. Слушая ее, видишь, как приоткрывается перед тобой история Украины, и лучше понимаешь характер народа».
(исполнение выступающими украинской песни)
(Слайд 9) Народная музыка в русской национальной культуре
Русская песня – душа народа.
Народная мудрость гласит – «В русской песне живет душа русского народа».
(исполнение выступающими русской народной песни)
Глава III Вокальный ансамбль «Реченька»
Мы занимаемся в ансамбле «Реченька» третий год. Ансамбль исполняет произведения народной, духовной и композиторской музыки. Ансамбль «Реченька» является постоянным участником в традиционных календарных и локальных праздниках школы и города.
Готовимся к городскому мероприятию, посвященному 70 - ю Победы в ВОВ, которое пройдет в Доме Ветеранов и к Всероссийскому конкурсу «Орлята России» в Краснодарском крае. Конкурс состоится в конце мая этого года.
Заключение
По словам президента В.В. Путина«… страна наша изначально складывалась как многонациональное и многоконфессиональное государство».
На протяжении тысячелетней совместной истории мы не утратили того самого главного, что составляет основу нашего бытия, каждого из наших народов. Мы не утратили нашу национальную культуру, язык, традиции. Россия всегда славилась, гордилась таким культурным многообразием, и в этом всегда заключалась её сила.