«Желудочно-кишечный тракт и пищеварение. Биологический смысл переваривания пищи. Всасывание питательных веществ в кровь»

Вашему вниманию представлена технологическая карта урока. Она поможеи Вам провести урок по теме. В приложении Вы найдете материалы для работы.

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Предмет, класс: биология, 8 класс

Автор программы: Вахрушев А.А., УМК Школа 2100

Учитель: Харченко Наталия Владимировна, учитель биологии СОШ № 5 г. Рыбинска Ярославской области

Тема урока:  «Желудочно-кишечный тракт и пищеварение. Биологический смысл переваривания пищи. Всасывание питательных веществ в кровь»

Тип урока: комбинированный (по Б.П. Есипову)

Цель урока: систематизирование и углубление знаний о строении и функциях пищеварительной системы, изучение особенности процесса пищеварения в тонком и толстом кишечнике.

Задачи урока:

Предметные

Обучающиеся должны знать: основные понятия темы, функции тонкого кишечника, пищеварительных соков, выделяемых в просвет тонкой кишки, кишечных ворсинок.

Обучающиеся должны уметь: описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение кишечных ворсинок; различать пищевые вещества по особенностям всасывания их в тонком кишечнике; раскрывать роль печени и аппендикса в организме человека; описывать механизм регуляции глюкозы в крови; называть функции толстой кишки.

Метапредметные

Познавательные УУД: умение структурировать знания о пищеварении в кишечнике, роли поджелудочной железы, печени, кишечных желез в пищеварении, о всасывании питательных веществ в пищеварительном канале.

Регулятивные УУД: умение ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.

Коммуникативные УУД: умение учитывать позицию собеседника (партнера), организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Личностные:

- повышение мотивации обучения,

- бережного отношения к своему здоровью.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля и оценки

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.


Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.


Проверка домашнего задания.

8 мин

Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы и корректирует их.

Что является составными частями человеческого организма? Из каких отделов состоит пищеварительная система? Мы с Вами изучили некоторые отделы пищеварительной системы и сейчас проверим, как вы усвоили пройденный материал. Вам предстоит заполнить выделенные разделы таблицы, которая лежит у Вас на столах. Приложение 1

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, заполняют разделы таблицы и проверяют их по эталону с выставлением отметки

Получение отметок за результат

самооценка

Актуализация знаний

4 минуты

  1. А как Вы думаете, какой отдел пищеварительной системы самый длинный? А какие отделы в таблице еще не заполнены?

2. Предложите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока?

3. Записывает тему урока на доске.


1. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

2. Формулируют тему урока.

3. Открывают тетради, записывают число, классная работа, тему урока.


Самопроверка на основе сличения с образцом.

Постановка учебной задачи

(3 минуты)

ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?



Правильно. Сегодня на уроке нам предстоит изучить строение кишечника, а так же выяснить какие функции он выполнять и какие вещества помогают ему выполнять эти функции.

Учащиеся называют разные версии. Учащиеся конкретизируют цель урока.

Корректировка ответов учащихся

Усвоение новых знаний.

15 мин

И так начнем.

  1. Читая текст параграфа, и работая с раздаточным материалом Вам необходимо заполнить таблицу.

Приложение 2

Приложение 3


  1. Но посмотрим на таблицу, которую Вы заполняли в начале урока. Там остался, не озаглавлен последний столбец. Озаглавьте, пожалуйста, этот столбец таблицы.

Приложение 1

  1. Ну а теперь, пора заполнить таблицу до конца. И чтобы это сделать класс разбивается на группы. Каждая группа получает задание.

1 группа: заполнить всю строку, касающуюся тонкого кишечника. Учебник стр. 174

2 группа: заполнить всю строку, касающуюся толстого кишечника.

Приложение 4

3 группа6 заполняет последний столбец таблицы до тонкого кишечника. Пар. 37


  1. Учащиеся по тексту учебника заполнить таблицу.





  1. Учащиеся формулируют название столбца и записывают его в таблицу.





  1. Учащиеся, работая в группах, соответственно выполняют задания.


Сравнение таблицы с эталоном





Корректировка ответов учащихся






Сравнение таблицы с эталоном


Физминутка

1 минута

Давайте прервемся и дадим глазам отдохнуть, выполним упражнение « в угол, на нос, на предмет». Молодцы, а теперь повторите смешные рожицы.

Приложение 5

Ученики повторяют упражнения за учителем.


Закрепление изученного материала

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

6 мин

А сейчас давайте вспомним, пищеварительную систему и дополним понятия.

Учитель выдает карточку с отсутствующими понятиями.

Приложение 6

Учащиеся дополняют понятия и оценивают свой ответ по эталону.


Отслеживание правильных ответов и исправление ошибок и неточностей в ответах

Рефлексия деятельности.


5 минут

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса,


Учитель выдает карточки.

Приложение 7

Учащиеся выбирают подходящее высказывание и дописывают его.

Отслеживание заполнения карточек

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

2мин


Учитель записывает домашнее задание и комментирует его. Пар 37 воп 1,2,4 устно, воп 6 пис (по желанию). Подготовить сообщение кишечные инфекции


Далее выставляет и комментирует оценки.


Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей



Приложение 1

Пищеварительная система

Отдел пищеварительной системы

Чем обрабатывается пища

Что расщепляется и до чего


Ротовая полость






Желудок






Двенадцатиперстная кишка










Тонкий кишечник






Толстый кишечник











Приложение 2






Орган

Особенности строения.

Функции

Тонкая кишка



Толстая кишка




Приложение 3

Особенности строения и функционирования толстого кишечника

В толстой кишке, в отличие от тонкой, не происходит всасывания в кровь жизненно важных для организма веществ (за исключением воды, электролитов и некоторых витаминов). Основное ее назначение – формирование твердых каловых масс из непереваренных остатков пищи и вывод их наружу. Этот процесс занимает в среднем 15 ч. При этом более примерно 95% поступившего из тонкой кишки содержимого (химуса) всасывается обратно в кровоток. А на 1 кг химуса приходится 100 г сформировавшихся каловых масс.

Толщина стенок толстой кишки составляет в среднем 5,5 мм. Поверхность толстой кишки у человека не содержит ворсинок. Она заметно толще тонкой – ее диаметр варьирует от 7 до 14 см. Кроме того, мышечные стенки кишки образуют складки. В слизистой оболочке находится немало крипт.

Также толстый кишечник содержит один из органов иммунной системы человека. Речь идет о червовидном отростке – аппендиксе. В нем находится немало лимфатических сосудов, играющих важную роль в формировании иммунного ответа. Кроме того, аппендикс – это своеобразный резервуар для полезной микрофлоры, которая контролирует патологические микроорганизмы и не дает им размножаться. Так что, бытовавшие в прежние времена представления о ненужности и рудиментарности аппендикса теперь можно смело считать устаревшими.

Полезная микрофлора обитает не только в аппендиксе, но и в других местах толстого кишечника. Она не только контролирует количество вредоносной микрофлоры, но и вырабатывает некоторые необходимые для организма витамины, а также аминокислоты. Для того, чтобы кишечник человека был здоров, необходим разумный баланс между полезной и вредоносной микрофлорой. Если полезной микрофлоры становится слишком мало, то наступает дисбактериоз, выражающийся в таких неприятных явлениях, как диарея, запор и метеоризм.




Приложение 4

Приложение 5

Физкультминутка.






Приложение 6

Закрепление материала

На основе имеющихся знаний дополните третье понятие так, чтобы в правой части существовала такая же связь, как в левой части соответствия.

Задание.

легкие – дыхание == тонкий кишечник –…….

желудок – желудочные железы = ротовая полость –…………

печень – желчь = поджелудочная железа – …………….

углеводы – глюкоза = белки – …………………….

сердце – грудная клетка = кишечник - ………………….





Приложение 7

Рефлексия

Инструкция: выбери одно из выражений и продолжи его


У меня получилось……..

Для меня было важным……..

Теперь я знаю, что……..

Мне было сложно………….


Сохранить у себя:
«Желудочно-кишечный тракт и пищеварение. Биологический смысл переваривания пищи. Всасывание питательных веществ в кровь»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки