Технологическая карта урока
Предмет, класс: биология, 8 класс
Автор программы: Вахрушев А.А., УМК Школа 2100
Учитель: Харченко Наталия Владимировна, учитель биологии СОШ № 5 г. Рыбинска Ярославской области
Тема урока: «Желудочно-кишечный тракт и пищеварение. Биологический смысл переваривания пищи. Всасывание питательных веществ в кровь»
Тип урока: комбинированный (по Б.П. Есипову)
Цель урока: систематизирование и углубление знаний о строении и функциях пищеварительной системы, изучение особенности процесса пищеварения в тонком и толстом кишечнике.
Задачи урока:
Предметные
Обучающиеся должны знать: основные понятия темы, функции тонкого кишечника, пищеварительных соков, выделяемых в просвет тонкой кишки, кишечных ворсинок.
Обучающиеся должны уметь: описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение кишечных ворсинок; различать пищевые вещества по особенностям всасывания их в тонком кишечнике; раскрывать роль печени и аппендикса в организме человека; описывать механизм регуляции глюкозы в крови; называть функции толстой кишки.
Метапредметные
Познавательные УУД: умение структурировать знания о пищеварении в кишечнике, роли поджелудочной железы, печени, кишечных желез в пищеварении, о всасывании питательных веществ в пищеварительном канале.
Регулятивные УУД: умение ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.
Коммуникативные УУД: умение учитывать позицию собеседника (партнера), организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
Личностные:
- повышение мотивации обучения,
- бережного отношения к своему здоровью.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля и оценки |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута). Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм.
| Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. |
|
Проверка домашнего задания. 8 мин | Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы и корректирует их. Что является составными частями человеческого организма? Из каких отделов состоит пищеварительная система? Мы с Вами изучили некоторые отделы пищеварительной системы и сейчас проверим, как вы усвоили пройденный материал. Вам предстоит заполнить выделенные разделы таблицы, которая лежит у Вас на столах. Приложение 1 | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, заполняют разделы таблицы и проверяют их по эталону с выставлением отметки | Получение отметок за результат самооценка |
Актуализация знаний 4 минуты |
2. Предложите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока? 3. Записывает тему урока на доске.
| 1. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. 2. Формулируют тему урока. 3. Открывают тетради, записывают число, классная работа, тему урока.
| Самопроверка на основе сличения с образцом. |
Постановка учебной задачи (3 минуты) ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
Правильно. Сегодня на уроке нам предстоит изучить строение кишечника, а так же выяснить какие функции он выполнять и какие вещества помогают ему выполнять эти функции.
| Учащиеся называют разные версии. Учащиеся конкретизируют цель урока. | Корректировка ответов учащихся |
Усвоение новых знаний. 15 мин | И так начнем.
Приложение 2 Приложение 3
Приложение 1
1 группа: заполнить всю строку, касающуюся тонкого кишечника. Учебник стр. 174 2 группа: заполнить всю строку, касающуюся толстого кишечника. Приложение 4 3 группа6 заполняет последний столбец таблицы до тонкого кишечника. Пар. 37 |
| Сравнение таблицы с эталоном
Корректировка ответов учащихся
Сравнение таблицы с эталоном
|
Физминутка 1 минута | Давайте прервемся и дадим глазам отдохнуть, выполним упражнение « в угол, на нос, на предмет». Молодцы, а теперь повторите смешные рожицы. Приложение 5 | Ученики повторяют упражнения за учителем. |
|
Закрепление изученного материала Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности 6 мин | А сейчас давайте вспомним, пищеварительную систему и дополним понятия. Учитель выдает карточку с отсутствующими понятиями. Приложение 6 | Учащиеся дополняют понятия и оценивают свой ответ по эталону.
| Отслеживание правильных ответов и исправление ошибок и неточностей в ответах |
Рефлексия деятельности.
5 минут Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса,
| Учитель выдает карточки. Приложение 7 | Учащиеся выбирают подходящее высказывание и дописывают его. | Отслеживание заполнения карточек |
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок. 2мин
| Учитель записывает домашнее задание и комментирует его. Пар 37 воп 1,2,4 устно, воп 6 пис (по желанию). Подготовить сообщение кишечные инфекции Далее выставляет и комментирует оценки.
| Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
|
Приложение 1
Пищеварительная система
Отдел пищеварительной системы | Чем обрабатывается пища | Что расщепляется и до чего |
|
Ротовая полость
|
|
|
|
Желудок
|
|
|
|
Двенадцатиперстная кишка
|
|
|
|
Тонкий кишечник
|
|
|
|
Толстый кишечник
|
|
|
|
Приложение 2
Орган | Особенности строения. | Функции |
Тонкая кишка |
|
|
Толстая кишка |
|
|
Приложение 3
Особенности строения и функционирования толстого кишечника
В толстой кишке, в отличие от тонкой, не происходит всасывания в кровь жизненно важных для организма веществ (за исключением воды, электролитов и некоторых витаминов). Основное ее назначение – формирование твердых каловых масс из непереваренных остатков пищи и вывод их наружу. Этот процесс занимает в среднем 15 ч. При этом более примерно 95% поступившего из тонкой кишки содержимого (химуса) всасывается обратно в кровоток. А на 1 кг химуса приходится 100 г сформировавшихся каловых масс.
Толщина стенок толстой кишки составляет в среднем 5,5 мм. Поверхность толстой кишки у человека не содержит ворсинок. Она заметно толще тонкой – ее диаметр варьирует от 7 до 14 см. Кроме того, мышечные стенки кишки образуют складки. В слизистой оболочке находится немало крипт.
Также толстый кишечник содержит один из органов иммунной системы человека. Речь идет о червовидном отростке – аппендиксе. В нем находится немало лимфатических сосудов, играющих важную роль в формировании иммунного ответа. Кроме того, аппендикс – это своеобразный резервуар для полезной микрофлоры, которая контролирует патологические микроорганизмы и не дает им размножаться. Так что, бытовавшие в прежние времена представления о ненужности и рудиментарности аппендикса теперь можно смело считать устаревшими.
Полезная микрофлора обитает не только в аппендиксе, но и в других местах толстого кишечника. Она не только контролирует количество вредоносной микрофлоры, но и вырабатывает некоторые необходимые для организма витамины, а также аминокислоты. Для того, чтобы кишечник человека был здоров, необходим разумный баланс между полезной и вредоносной микрофлорой. Если полезной микрофлоры становится слишком мало, то наступает дисбактериоз, выражающийся в таких неприятных явлениях, как диарея, запор и метеоризм.
Приложение 4
Приложение 5
Физкультминутка.
Приложение 6
Закрепление материала
На основе имеющихся знаний дополните третье понятие так, чтобы в правой части существовала такая же связь, как в левой части соответствия.
Задание.
легкие – дыхание == тонкий кишечник –…….
желудок – желудочные железы = ротовая полость –…………
печень – желчь = поджелудочная железа – …………….
углеводы – глюкоза = белки – …………………….
сердце – грудная клетка = кишечник - ………………….
Приложение 7
Рефлексия
Инструкция: выбери одно из выражений и продолжи его
У меня получилось……..
Для меня было важным……..
Теперь я знаю, что……..
Мне было сложно………….